Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
. Декларация принципов толерантности [Текст] : [утв. резолюцией 5.61 Генер. конф. ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г.] // Защити меня!. - 2004. - № 5. - С. 6-11.
. Донцов, А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.И. Донцов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 208 с.
. Мечинская, Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет [Текст] / Н.А. Мечинская. - М.: ИПП, 1998. - 215 с.
. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1990. - 921 с.
. Педагогика [Текст] : большая соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск : Соврем. слово, 2005. - 720 с.
. Педагогический
. Пчелинцева, И.Р. Толерантность и школьник [Текст] / И.Р. Пчелин-цева. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 193 с.
. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности лич-ности [Текст] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; под ред. Г. У. Солда-товой, Л.А. Шайгеровой. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 112 с.
. Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. В. В. Бурцевой. - М. : Рус. яз., 2004. - 820 с.
. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А.И. Прохоро-ва. - М. : Совет. энцикл, 1980. - 1600 с.
. Современный философский словарь [Текст] / под ред. В.Е. Кемерова. - М. : Акад. Проект, 2004. - 864 с.
. Социально-педагогический словарь [Текст] / авт.-сост. М.Н. Бурми-строва [и др.]. - Саратов : Учитель, 2007. - 116 с.
. Социальный педагог в школе (из опыта работы) [Текст] / авт.-сост. Л.Д. Баранова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 187 с.
. Социология: основы общей теории [Текст] : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинта : Моск. психол.-социал. ин-т, 2003. - 256 с.
. Толерантное сознание
и формирование толерантных
. Толковый словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Рус. яз., 1996.
. Фасмер, М.И. Этимологический
словарь русского языка [Текст]
. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе [Текст] : метод. материалы / Л.Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2007. - 128 с.
. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка [Текст] : в 2 т. / П.Я. Черных. - М. : Рус. яз., 1994.
. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст] / Н.М. Шанский. - М.: Дрофа, 2000. - 400 с.
. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога [Текст] / Т.А. Шиш-ковец. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.
. Щеколдина, С.Д. Тренинг толерантности [Текст] / С.Д. Щеколдина. - М. : Ось-89, 2004. - 80 с.
. Яшин, М.Ю. Тренинг толерантности [Текст] / Ю.М. Яшин - М. : ИПП, 2001. - 27 с.
Приложения
Приложение 1
Программа занятий. «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста».
Занятие 1.
Тема: Добро и зло.
Цели: подвести учащихся к истинному смыслу (значению) данных категорий;
формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях.
Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры; карточки с текстами - для ведущего.
1.Приветствие. Вступительное
слово, представление
2.Вступительная беседа.
Ребята, сегодня поговорим о добре и зле (тема на доске). А как вы думаете, что же это такое? Дети высказывают своё мнение. Идёт обсуждение (не более 2-3 минут).
3.Основная часть
3.1.Работа с содержанием понятий темы урока.
Цель: углубление и уточнение содержания нравственных категорий «добро», «зло».
Давайте на примере следующего текста подумаем об этих понятиях. (Детям читается текст):
А) «Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал …»
Как вы считаете, о чём думал Петя? «И, наконец, он принял правильное решение».
Какое решение принял Петя?
Как оценить его поступок?
Идёт обсуждение. Вывод: Доброта - это помощь людям, животным, растениям.
А какие добрые поступки совершали вы? Записываются на доске под словом «Добро». Обсуждение 2-3 минуты.
Почему вы так делали?
Хорошо, молодцы.
А теперь послушайте такой текст:
Б) «Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза:
Мама, купи мне Деда Мороза.
Не могу, сынок, осталось всего десять копеек, а Дед Мороз стоит пятьдесят копеек, - ответила мама.
Какая же ты жадная, мама, - сказал Саша и очень сильно обиделся».
Как вы оцените поступки мамы и Саши? Что теперь нужно сделать Саше?
3.2.Упражнение «Пять добрых слов».
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.
Время: 15 минут.
Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.
Участники предварительно делятся на группы по 5-6 человек.
Участники рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.
Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.
.3.Работа с содержанием понятий темы урока.
Цели: выработать у детей умение оценивать поступки, их последствия;
дать представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками.
Следующее задание. Слушают текст.
«Дети играли в песочнице. Мимо проходила кошка, она была старая и большая. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла.
-Фу, какая противная кошка, - сказала Лена.
Так и хочется в неё чем-нибудь кинуть, - сказала Надя.
И дети принялись кидать в кошку камни».
Как оценить поступок детей? А вы сами так делали когда-нибудь?
Да, верно, это плохой поступок, злой. А что же такое зло? Зло - это причинение вреда и боли людям, животным и т.д.
Расскажите о злых поступках, которые вы наблюдали? (Записываются на доске под словом «Зло).
Составьте короткий рассказ на тему: «Почему нужно совершать добрые дела?» (Работают группами по 4-5 человек. Каждая группа представляет свой текст).
4.Прощание. Подведение итогов.
Занятие 2
Тема: Добрые отношения с друзьями.
Цели: закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии;
углубление и уточнение содержания понятия «дружба»;
развитие навыков совместной деятельности у учащихся.
Материалы: мяч, карточки с текстом рассказов - для ведущего.
1.Приветствие.
2.Закрепление материала предыдущего занятия.
А) На доске записаны примеры различных поступков.
Задание: какие из них являются добрыми делами, а какие - злыми?
qИграть в футбол на газонах.
qРисовать на стенах в школе.
qПосадить растения возле школы.
qПодложить кнопку на стул.
qМетко плюнуть жвачкой в товарища.
qПоиграть с младшей сестрой, пока мама ходит в магазин.
Б) А как проверить добрые мы дети или нет? Какое доброе дело мы можем совершить?
qУбрать территорию вокруг школы.
qПровести уборку в кабинете.
qУбрать свои рабочие места.
А ещё какие?
В) А теперь поиграем. Команды по 3-4 человека. Задание: подготовить сценку на тему:
1.Как папа помогает мне делать самолётики.
2.Как мама помогает мне делать уроки.
Показать в сценках правильные и неправильные поступки детей.
3.Основная часть.
3.1А сегодня мы поговорим о дружбе. Что же такое дружба? (Обсуждение 2-3 минуты).
А) Послушайте текст и подумайте, настоящая эта дружба или нет? Почему?
«Витя и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют. Витя учится хорошо, Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно даёт ему списывать домашнее задание».
Б) Давайте составим правила настоящей дружбы (на доске записаны примеры, выбрать «+»):
qПомогать товарищу выполнять домашнее задание.
qВместе воровать клубнику на чужом огороде.
qПриносить товарищу домашнее задание, когда он болен.
qРассказать секреты товарища другим.
qЗащищать товарища от хулиганов.
qДелиться с другом тем, чего у него нет.
qПомогать дёргать за волосы других.
А что ещё?
.2Упражнение: «На какого сказочного героя ты похож?».
Цель: возможность самовыражения и самораскрытия, получение обратной связи, формирование навыков точного межличностного восприятия.
Время: 10 минут.
Дети сидят в кругу. Ведущий кидает мяч одному из игроков и говорит: «Аня, мне кажется, ты похожа на Русалочку». Аня ловит мяч и кидает кому-нибудь из круга, говоря, на какого из сказочных героев он похож по её мнению. Так пока мяч не побывает у всех.
Последний участник, которые поймал мяч, должен бросить его человеку, от которого он его получил, и сказать своё мнение относительно данной ассоциации (например: «Витя, ты сказал, что я похож на крокодила Гену, а на самом деле я …», либо «Да думаю, я похож на этого героя»). Цепочка раскручивается в обратном направлении.
Подведение итогов. Прощание.
Занятие 3
Тема: Справедливость и сочувствие.
Цели: познакомить с содержанием нравственных категорий «справедливость», «сочувствие»;
развитие навыков самопознания,
конструктивного
Материалы: карточки с текстом рассказов - для ведущего, плакат схемы достойного выхода из ситуации.
1.Приветствие.
2.Вступительное слово.
Как вы думаете, что такое справедливость? (Обсуждение. Вывод: справедливость - отношение к людям по их делам). Давайте попробуем более подробно разобраться в этом.
3.Основная часть.
3.1. Работа с содержанием понятий темы урока.
А) Текст: «Таня и Серёжа играли в песочнице. Серёжа строил песочный город, а Таня копала большую пещеру. Серёжа решил построить дорогу к городу, которая будет проходить через пещеру. Дети начали спорить и кричать».
-Как вы думаете, как
нужно было поступить по
Б) Что такое сочувствие? Как вы считаете?
Текст: «Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла кровь. Он заплакал. Андрей подошёл к нему и сказал: «Ну, что ты плачешь, размазня? Заживёт твоё колено»».
Как вы оцениваете поступок Андрея? Как нужно было поступить Андрею?
Ребята, расскажите о случаях, когда вы проявили сочувствие (2-3 минуты).
В) Если с вами поступили несправедливо, то вы:
qбудете драться
qстанете кричать, плакать, ругаться
qсделаете вид, что всё хорошо
qбудете доказывать, что с вами поступили несправедливо
qперестанете разговаривать с тем, кто поступил с вами несправедливо.
Г) Давайте вспомним мультфильмы, где представлены ситуации, которые позволяют судить о справедливости и сочувствии.
Цель: анализ поступков героев, сравнение их с реальными жизненными ситуациями.
.2.Игра с элементами тренинга «Это здорово».
Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Время: 7 минут.
Участники стоят в кругу. Кто-нибудь выходит из них в круг и говорит о любом своём хорошем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово» и одновременно поднять вверх большой палец. Выходят все по очереди.
4.Закрепление.
-Давайте обсудим следующую
ситуацию: «Однажды Маша не выучила
стихотворение. И она решила
обмануть учительницу. Маша
Кто поступил справедливо? Почему? Как оцениваете поступки девочек? Это настоящая дружба? (Обсуждение 3-4 минуты).
.1Упражнение «Как быть толерантным в общении».
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Время: 20 мин.
-Каждый из нас время
от времени попадает в
Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Тот, кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации.
Практическая часть.
Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как итог - на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:
.Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
.Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
.Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).