Формирование толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсова.docx

— 105.77 Кб (Скачать)

. Декларация принципов  толерантности [Текст] : [утв. резолюцией 5.61 Генер. конф. ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г.] // Защити меня!. - 2004. - № 5. - С. 6-11.

. Донцов, А.И. Психология  коллектива: методологические проблемы  исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.И. Донцов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 208 с.

. Мечинская, Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет [Текст] / Н.А. Мечинская. - М.: ИПП, 1998. - 215 с.

. Ожегов, С.И. Словарь русского  языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М. : Рус.  яз., 1990. - 921 с.

. Педагогика [Текст] : большая  соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск : Соврем. слово, 2005. - 720 с.

. Педагогический энциклопедический  словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Рос. энцикл., 2002. - 528 с.

. Пчелинцева, И.Р. Толерантность и школьник [Текст] / И.Р. Пчелин-цева. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 193 с.

. Практикум по психодиагностике  и исследованию толерантности  лич-ности [Текст] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; под ред. Г. У. Солда-товой, Л.А. Шайгеровой. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 112 с.

. Словарь иностранных  слов [Текст] / под ред. В. В. Бурцевой. - М. : Рус. яз., 2004. - 820 с.

. Советский энциклопедический  словарь [Текст] / под ред. А.И.  Прохоро-ва. - М. : Совет. энцикл, 1980. - 1600 с.

. Современный философский  словарь [Текст] / под ред. В.Е.  Кемерова. - М. : Акад. Проект, 2004. - 864 с.

. Социально-педагогический  словарь [Текст] / авт.-сост. М.Н. Бурми-строва [и др.]. - Саратов : Учитель, 2007. - 116 с.

. Социальный педагог в  школе (из опыта работы) [Текст] / авт.-сост. Л.Д. Баранова. - Волгоград:  Учитель, 2008. - 187 с.

. Социология: основы общей  теории [Текст] : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинта : Моск. психол.-социал. ин-т, 2003. - 256 с.

. Толерантное сознание  и формирование толерантных отношений  (теория и практика) [Текст] : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С. К. Бондыревой. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2002. - 368 с.

. Толковый словарь русского  языка [Текст]: в 4 т. / под ред.  Д.Н. Ушакова. - М.: Рус. яз., 1996.

. Фасмер, М.И. Этимологический  словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / М. Фасмер ; пер. с нем. О. Трубачева. - СПб.: Азбука: Терра, 1996.

. Федоренко, Л.Г. Толерантность  в общеобразовательной школе  [Текст] : метод. материалы / Л.Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2007. - 128 с.

. Черных, П.Я. Историко-этимологический  словарь современного русского  языка [Текст] : в 2 т. / П.Я. Черных. - М. : Рус. яз., 1994.

. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст] / Н.М. Шанский. - М.: Дрофа, 2000. - 400 с.

. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога [Текст] / Т.А. Шиш-ковец. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.

. Щеколдина, С.Д. Тренинг  толерантности [Текст] / С.Д. Щеколдина. - М. : Ось-89, 2004. - 80 с.

. Яшин, М.Ю. Тренинг толерантности  [Текст] / Ю.М. Яшин - М. : ИПП, 2001. - 27 с.

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Программа занятий. «Воспитание  культуры толерантности у детей  младшего школьного возраста».

 

Занятие 1.

Тема: Добро и зло.

Цели: подвести учащихся к  истинному смыслу (значению) данных категорий;

формирование потребности  в доброжелательных взаимоотношениях.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры; карточки с  текстами - для ведущего.

1.Приветствие. Вступительное  слово, представление направленности  занятий, краткое содержание.

2.Вступительная беседа.

Ребята, сегодня поговорим  о добре и зле (тема на доске). А  как вы думаете, что же это такое? Дети высказывают своё мнение. Идёт обсуждение (не более 2-3 минут).

3.Основная часть

3.1.Работа с содержанием  понятий темы урока.

Цель: углубление и уточнение  содержания нравственных категорий  «добро», «зло».

Давайте на примере следующего текста подумаем об этих понятиях. (Детям  читается текст):

А) «Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал …»

Как вы считаете, о чём  думал Петя? «И, наконец, он принял правильное решение».

Какое решение принял Петя?

Как оценить его поступок?

Идёт обсуждение. Вывод: Доброта - это помощь людям, животным, растениям.

А какие добрые поступки совершали  вы? Записываются на доске под словом «Добро». Обсуждение 2-3 минуты.

Почему вы так делали?

Хорошо, молодцы.

А теперь послушайте такой  текст:

Б) «Саша с мамой пошли  в магазин. Мама делала покупки, а  Саша смотрел на выставленные в витрине  шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза:

Мама, купи мне Деда Мороза.

Не могу, сынок, осталось всего  десять копеек, а Дед Мороз стоит  пятьдесят копеек, - ответила мама.

Какая же ты жадная, мама, - сказал Саша и очень сильно обиделся».

Как вы оцените поступки мамы и Саши? Что теперь нужно сделать  Саше?

3.2.Упражнение «Пять добрых  слов».

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать  приятное другому человеку.

Время: 15 минут.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.

Участники предварительно делятся  на группы по 5-6 человек.

Участники рассаживаются  в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке  написать своё имя. Потом вы передаёте  свой лист соседу справа, а сами получаете  рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.

Ведущий собирает листки и  уже все вместе угадывают, о ком  написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.

.3.Работа с содержанием  понятий темы урока.

Цели: выработать у детей  умение оценивать поступки, их последствия;

дать представление о  том, что мысли могут управлять  нашими поступками.

Следующее задание. Слушают  текст.

«Дети играли в песочнице. Мимо проходила кошка, она была старая и большая. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла.

-Фу, какая противная кошка, - сказала Лена.

Так и хочется в неё  чем-нибудь кинуть, - сказала Надя.

И дети принялись кидать в  кошку камни».

Как оценить поступок детей? А вы сами так делали когда-нибудь?

Да, верно, это плохой поступок, злой. А что же такое зло? Зло - это причинение вреда и боли людям, животным и т.д.

Расскажите о злых поступках, которые вы наблюдали? (Записываются на доске под словом «Зло).

Составьте короткий рассказ  на тему: «Почему нужно совершать  добрые дела?» (Работают группами по 4-5 человек. Каждая группа представляет свой текст).

4.Прощание. Подведение итогов.

Занятие 2

Тема: Добрые отношения с  друзьями.

Цели: закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии;

углубление и уточнение  содержания понятия «дружба»;

развитие навыков совместной деятельности у учащихся.

Материалы: мяч, карточки с  текстом рассказов - для ведущего.

1.Приветствие.

2.Закрепление материала  предыдущего занятия.

А) На доске записаны примеры  различных поступков.

Задание: какие из них являются добрыми делами, а какие - злыми?

qИграть в футбол на газонах.

qРисовать на стенах в школе.

qПосадить растения возле школы.

qПодложить кнопку на стул.

qМетко плюнуть жвачкой в товарища.

qПоиграть с младшей сестрой, пока мама ходит в магазин.

Б) А как проверить добрые мы дети или нет? Какое доброе дело мы можем совершить?

qУбрать территорию вокруг школы.

qПровести уборку в кабинете.

qУбрать свои рабочие места.

А ещё какие?

В) А теперь поиграем. Команды  по 3-4 человека. Задание: подготовить  сценку на тему:

1.Как папа помогает  мне делать самолётики.

2.Как мама помогает  мне делать уроки.

Показать в сценках  правильные и неправильные поступки детей.

3.Основная часть.

3.1А сегодня мы поговорим о дружбе. Что же такое дружба? (Обсуждение 2-3 минуты).

А) Послушайте текст и подумайте, настоящая эта дружба или нет? Почему?

«Витя и Ваня - друзья. Они  вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют. Витя учится хорошо, Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно  даёт ему списывать домашнее задание».

Б) Давайте составим правила  настоящей дружбы (на доске записаны примеры, выбрать «+»):

qПомогать товарищу выполнять домашнее задание.

qВместе воровать клубнику на чужом огороде.

qПриносить товарищу домашнее задание, когда он болен.

qРассказать секреты товарища другим.

qЗащищать товарища от хулиганов.

qДелиться с другом тем, чего у него нет.

qПомогать дёргать за волосы других.

А что ещё?

.2Упражнение: «На какого  сказочного героя ты похож?».

Цель: возможность самовыражения  и самораскрытия, получение обратной связи, формирование навыков точного  межличностного восприятия.

Время: 10 минут.

Дети сидят в кругу. Ведущий кидает мяч одному из игроков  и говорит: «Аня, мне кажется, ты похожа на Русалочку». Аня ловит мяч и  кидает кому-нибудь из круга, говоря, на какого из сказочных героев он похож  по её мнению. Так пока мяч не побывает у всех.

Последний участник, которые  поймал мяч, должен бросить его человеку, от которого он его получил, и сказать  своё мнение относительно данной ассоциации (например: «Витя, ты сказал, что я похож на крокодила Гену, а на самом деле я …», либо «Да думаю, я похож на этого героя»). Цепочка раскручивается в обратном направлении.

Подведение итогов. Прощание.

 

Занятие 3

Тема: Справедливость и сочувствие.

Цели: познакомить с содержанием  нравственных категорий «справедливость», «сочувствие»;

развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия.

Материалы: карточки с текстом  рассказов - для ведущего, плакат схемы  достойного выхода из ситуации.

1.Приветствие.

2.Вступительное слово.

Как вы думаете, что такое  справедливость? (Обсуждение. Вывод: справедливость - отношение к людям по их делам). Давайте попробуем более подробно разобраться в этом.

3.Основная часть.

3.1. Работа с содержанием  понятий темы урока.

А) Текст: «Таня и Серёжа играли в песочнице. Серёжа строил песочный город, а Таня копала большую пещеру. Серёжа решил построить дорогу к  городу, которая будет проходить  через пещеру. Дети начали спорить  и кричать».

-Как вы думаете, как  нужно было поступить по справедливости? (Обсуждение).

Б) Что такое сочувствие? Как вы считаете?

Текст: «Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла  кровь. Он заплакал. Андрей подошёл  к нему и сказал: «Ну, что ты плачешь, размазня? Заживёт твоё колено»».

Как вы оцениваете поступок Андрея? Как нужно было поступить  Андрею?

Ребята, расскажите о случаях, когда вы проявили сочувствие (2-3 минуты).

В) Если с вами поступили  несправедливо, то вы:

qбудете драться

qстанете кричать, плакать, ругаться

qсделаете вид, что всё хорошо

qбудете доказывать, что с вами поступили несправедливо

qперестанете разговаривать с тем, кто поступил с вами несправедливо.

Г) Давайте вспомним мультфильмы, где представлены ситуации, которые  позволяют судить о справедливости и сочувствии.

Цель: анализ поступков героев, сравнение их с реальными жизненными ситуациями.

.2.Игра с элементами  тренинга «Это здорово».

Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Время: 7 минут.

Участники стоят в кругу. Кто-нибудь выходит из них в круг и говорит о любом своём  хорошем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово» и одновременно поднять вверх большой палец. Выходят все по очереди.

4.Закрепление.

-Давайте обсудим следующую  ситуацию: «Однажды Маша не выучила  стихотворение. И она решила  обмануть учительницу. Маша подошла  к своей подруге и попросила:  «Лена, если учительница вызовет  меня отвечать стихотворение,  я скажу, что вчера у меня  болела голова, и я не смогла  выучить стихотворение. А ты  подтверди». Но лена отказалась  это сделать. «А ещё подруга!»  грустно подумала Маша, «Не буду  с ней больше дружить»».

Кто поступил справедливо? Почему? Как оцениваете поступки девочек? Это  настоящая дружба? (Обсуждение 3-4 минуты).

.1Упражнение «Как быть  толерантным в общении».

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Время: 20 мин.

-Каждый из нас время  от времени попадает в конфликтные  ситуации: с кем-то ссорится, получает  незаслуженные обвинения. Каждый  по-своему выходит из подобных  ситуаций - кто-то обижается, кто-то  «сдаёт сдачи», кто-то пытается  найти достойное решение. Можно  ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?

Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших  знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Тот, кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации.

Практическая часть.

Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как  итог - на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:

.Начни разговор с точного  описания ситуации, которая тебя  не устраивает («Когда ты накричал  на меня …»).

.Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).

.Скажи человеку, как бы  хотелось, чтобы он поступил. Предложи  ему другой вариант поведения,  устраивающий тебя («Поэтому в  следующий раз я попрошу тебя  не высказывать свои замечания  не в таком тоне …»).

Информация о работе Формирование толерантности