Формирование толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсова.docx

— 105.77 Кб (Скачать)

Оба опросника состоят  из 25 вопросов, отражающих сформированность всех 5 ядерных составляющих структуры толерантности: ценностные ориентации, эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, эмпатия, ассертивность.

На вопросы Анкеты самооценки отвечали сам и младшие школьники. В качестве же экспертов, оценивающих  ребенка по Анкете экспертной оценки, выступали педагоги и родители. В  большинстве случаев мнение родителей  и педагогов является субъективным. Поэтому результаты, полученные из опроса родителей и педагогов, суммировались, и выводился средний арифметический показатель, отражающий поведение ребенка  дома и в обществе, являющийся наиболее объективным. Проведение диагностических  методик позволили выделить 5 уровней  толерантности и определить уровни сформированности толерантности в исследовании[3].

Интерпретация результатов.

Из существующих в математике шкал обработки фактических экспериментальных  данных были выбраны две шкалы  для интерпретации полученного  фактического материала: многомерная  порядковая пятиуровневая шкала  и шкала номинальная.

Таким образом, порядковая шкала  дала нам возможность выложить полученные результаты в баллах от 0 до 5.

Номинальная шкала позволила  выявить уровни развития тех или  иных компонентов толерантности.

Уровень развития компонентов  толерантности характеризуется  с помощью оценок по каждой шкале  следующим образом:

- 1 - низкий уровень развития  данного компонента толерантности.

,1 - 2 - недостаточный уровень  развития компонента толерантности.

,1 - 3 - средний уровень развития  компонента толерантности.

,1-4-достаточный уровень  развития данного компонента  толерантности.

,1 - 5 - высокий уровень развития  компонента толерантности.

Оценки 1 и 5 баллов, практически  редко встречающиеся, представляют собой крайние диаметрально противоположные  значения одного компонента толерантности[].

Уровень развития общего показателя толерантности характеризуется  по шкале следующим образом:

Испытуемые, получившие оценки 1 балл, - это дети с низким уровнем  проявления толерантности. Они остро  нуждаются в проведении психологической  развивающей работы[3].

Дети, получившие оценку 2 балла, характеризуются недостаточным  уровнем развития толерантности. Они  не стремятся к общению, чувствуют  себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить  время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности  в установлении контактов с людьми, чувствуют себя неуверенно, плохо  ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы. Эти дети также нуждаются в проведении с ними развивающей работы[3, 32, 33].

Для испытуемых, получивших оценку 3 балла, характерен средний  уровень проявления толерантности. Они стремятся к контактам  с людьми, не ограничивают круг своих  знакомств, однако не умеют отстаивать свое мнение, часто вступают в конфликты  или остаются обиженными сверстниками, несамостоятельны. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной  и планомерной работе по формированию и развитию навыков толерантного поведения[32, 33].

Испытуемые, получившие оценку 4 балла, относятся к группе с достаточным  уровнем толерантности. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят  друзей, постоянно стремятся расширить  круг своих знакомых, активны, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают  участие в организации мероприятий, характеризуются желанием отстаивать свои интересы, достаточной самостоятельностью. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие оценку 5 баллов, обладают высоким уровнем  толерантности. Они испытывают, потребность  в коммуникативной и организаторской  деятельности, активно стремятся  к ней, быстро ориентируются в  трудных ситуациях, непринужденно  ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся  сложной ситуации принимать самостоятельные  решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в  незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает[3].

Результаты самооценки уровня развития общего показателя толерантности младших школьников.

Школьники младшего школьного  возраста с низким уровнем проявления толерантности составляет - 3,8 % (0,1 балл)

Школьники младшего школьного  возраста с недостаточным уровнем  развития толерантности - 7,6 % (0,3 балла)

Учащиеся младшего школьного  возраста со средним уровнем проявления толерантности - 7,6 % (0,3 балла)

Учащиеся младшего школьного  возраста с достаточным уровнем  проявления толерантности - 69 % (2,1 балл)

Учащиеся младшего школьного  возраста с высоким уровнем проявления толерантности - 12 % (0,6 балла)

Анкета экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника основана на более конкретизированном подходе в диагностике компонентов ядра толерантности и личностных свойств, их представляющих[3].

Цель методики: исследование толерантности и ее ядерных составляющих учащихся младших классов.

Структура методики.

Анкета состоит из 5 шкал, отражающих сформированность всех 5 ядерных составляющих структуры толерантности: ценностные ориентации, эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, эмпатия, ассертивность. Каждая из 5 шкал содержит 5 вопросов. Всего в Анкете 25 вопросов. К каждому вопросу Анкеты дается два варианта ответа. Анкета имеет текст методики (вопросы для экспертов), ключ к обработке данных, бланк ответов и интерпретацию результатов тестирования.

Интерпретация результатов.

Из существующих в математике шкал обработки фактических экспериментальных  данных нами были выбраны две шкалы  для интерпретации полученного  фактического материала: многомерная  порядковая пятиуровневая шкала  и шкала номинальная.

Таким образом, порядковая шкала  дала нам возможность выложить полученные результаты в баллах от 0 до 5.

Номинальная шкала позволила  выявить уровни развития тех или  иных компонентов толерантности.

Уровень развития компонентов  толерантности характеризуется  с помощью оценок по каждой шкале  следующим образом:

- 1 - низкий уровень развития  данного компонента толерантности.

,1 - 2 - недостаточный уровень  развития компонента толерантности.

,1 - 3 - средний уровень развития  компонента толерантности.

,1 - 4 - достаточный уровень  развития данного компонента  толерантности.

,1 - 5 - высокий уровень развития  компонента толерантности.

Оценки 1 и 5 баллов, практически  редко встречающиеся, представляют собой крайние диаметрально противоположные  значения одного компонента толерантности[3].

Уровень развития общего показателя толерантности у младших школьников характеризуется по шкале следующим  образом:

Испытуемые, получившие оценки 0 - 1 баллов, - это дети с низким уровнем  проявления толерантности. Они остро  нуждаются в проведении психологической  развивающей работы.

Дети, получившие оценку 1,1 - 2 баллов, характеризуются недостаточным  уровнем развития толерантности. Они  не стремятся к общению, чувствуют  себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить  время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности  в установлении контактов с людьми, чувствуют себя неуверенно, плохо  ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных  решений и инициативы. Эти дети также нуждаются в проведении с ними развивающей работы[3, 16].

Для испытуемых, получивших оценку 2,1 - 3 баллов, характерен средний  уровень проявления толерантности. Они стремятся к контактам  с людьми, не ограничивают круг своих  знакомств, однако не умеют отстаивать свое мнение, часто вступают в конфликты  или остаются обиженными сверстниками, несамостоятельны. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию навыков толерантного поведения.

Испытуемые, получившие оценку 3,1 - 4 баллов, относятся к группе с  достаточным уровнем толерантности. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно  стремятся расширить круг своих  знакомых, активны, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие  в организации мероприятий, характеризуются  желанием отстаивать свои интересы, достаточной  самостоятельностью. Все это они  делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям [3, 16].

Испытуемые, получившие оценку 4,1 - 5 баллов, обладают высоким уровнем  толерантности. Они испытывают, потребность  в коммуникативной и организаторской  деятельности, активно стремятся  к ней, быстро ориентируются в  трудных ситуациях, непринужденно  ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся  сложной ситуации принимать самостоятельные  решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в  незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.

Результаты исследования экспертной оценки толерантности учащихся младших классов.

Школьники младшего школьного  возраста с низким уровнем проявления толерантности составляет - 7,6 % (0,1 балл)

Школьники младшего школьного  возраста с недостаточным уровнем  развития толерантности - 15,4 % (0,5 балла)

Учащиеся младшего школьного  возраста со средним уровнем проявления толерантности - 38,5 % (1,1 балл)

Учащиеся младшего школьного  возраста с достаточным уровнем  проявления толерантности - 27 % (0,8 балла)

Учащиеся младшего школьного  возраста с высоким уровнем проявления толерантности - 11,5 % (0,3 балла)

 

Рис. 1. Результаты первичной  диагностики толерантности по «Анкете  самооценки навыков толерантного поведения  младших школьников» Батрак Я.А. и «Анкете экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» Батрак Я.А.

 

Из рисунка 1 видно, что  результаты «Анкеты самооценки навыков  толерантного поведения младших  школьников» выше на 0,6 баллов «Анкеты  экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» Оба результата отражают хороший уровень толерантности.

 

На рисунках 2 и 3 представлены результаты первичной диагностики  компонентов толерантности по Анкетам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Результаты первичной  диагностики компонентов толерантности  по «Анкете самооценки навыков толерантного поведения младших школьников»  Батрак Я.А.

 

Рис. 3. Результаты первичной  диагностики компонентов толерантности  по «Анкете экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» Батрак Я.А.

 

Проведенное диагностическое  обследование позволило выявить  группы детей младшего школьного  возраста со сниженными показателями по отдельным компонентам толерантности[3].

Самые низкие показатели выявлены по компонентам толерантности «эмоциональная устойчивость» и «ассертивность». Изучив каждый компонент толерантности в отдельности, мы определили акценты в проведении развивающей работы с детьми младшего школьного возраста и консультативной работы с родителями[3]. Диагностика уровня толерантности младших школьников позволила определить перспективу дальнейшей работы, а именно разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.

 

2.3 Комплекс мероприятий  по воспитанию толерантности  у младших школьников МБОУ - СОШ  № 168

 

На основе полученных результатов  диагностики уровня толерантности  младших школьников целью воспитания толерантности был подготовлен  комплекс мероприятий воспитания толерантности  младших школьников «Я в Мире людей», который состоит из четырех направлений:

Первое направление: знакомство детей младшего школьного возраста с принципом человеческого достоинства.

«Выбираю ориентиры» - развитие ценностных ориентаций и коммуникативной  компетентности.

Цель данного раздела - формирование и развитие нравственных ценностей учащихся. Для достижения этой цели необходимо решить следующие  задачи:

а) актуализировать представления  об основных добродетелях человека;

b) сформировать потребность  в нормативном поведении, моральных  мотивах нравственного поведения;

c) развивать коммуникативные  навыки у детей.

Реализация комплекса  мероприятий идет в групповых  занятиях. Занятия включают в себя: сюжетно-ролевые игры, психодиагностику и психотехнические упражнения, дидактические  игры и развивающие упражнения; основной формой работы является беседа, в ходе которой поднимаются нравственные вопросы, актуализируется потребность  детей в нормативном поведении.

Второе направление: понимание  детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность.

«Управляю собой» - развитие эмоциональной устойчивости и коммуникативной  компетентности.

Цель данного раздела - создание благоприятных социально-психологических  условий для развития эмоциональной  устойчивости и коммуникативной  компетентности у учащихся младшего школьного возраста для их более  успешной адаптации в социуме. Для  достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

а) способствовать развитию произвольности, самоконтроля и эмоциональной  устойчивости у детей;

b) развивать коммуникативные  навыки у детей;

c) способствовать сохранению  психического здоровья и предупреждению  эмоциональных расстройств у  детей.

Реализация программы  идет в групповых занятиях. Занятия  включают различные методики: сюжетно-ролевые  игры, психодиагностику и психотехнические упражнения, дидактические игры и  развивающие упражнения.

Третье направление: понимание  детьми младшего школьного возраста взаимодополняемости как основной черты различий.

«Сопереживаю» - развитие эмпатии и коммуникативной компетентности.

Основной целью данного  блока является формирование у детей  эмоциональной децентрации. Под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. Задачи, которые бы позволили решить обозначенные проблемы, заключаются в следующем:

Информация о работе Формирование толерантности