Формирование толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсова.docx

— 105.77 Кб (Скачать)

) Общешкольные и классные  мероприятия, игры.

) Кружки в контексте  национально-регионального компонента.

) Секции: национальных видов  спорта, традиционной национальной  борьбы.

) Клубы: общения, интернациональной  дружбы (КИД).

Таким образом, направления  воспитания толерантности сопряжено  с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя:

) знакомство детей младшего  школьного возраста с принципом  уважения человеческого достоинства;

) понимание детьми младшего  школьного возраста того, что  каждый человек - уникальная личность

) понимание учащимися  младшего школьного возраста  принципа взаимодополняемости как основной черты различий

) понимание детьми младшего  школьного возраста принципа  взаимозависимости как основы  совместных действий[10,14]

 

Глава 2. Опытно - поисковая  работа по воспитанию толерантности  у младших школьников на примере  МБОУ - СОШ № 168 г Екатеринбурга

 

.1 Анализ деятельности  МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию  толерантности у младших школьников

 

Общие сведения об образовательном  учреждении: МБОУ - СОШ №168.

Дата регистрации 1988 год.

Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. С. - Дерябиной 27 А.

Тип учреждения: образовательный.

Уровень реализуемых образовательных  программ:

Муниципальное образовательное  учреждение средняя общеобразовательная  школа № 168 осуществляет свою деятельность на основании Лицензии.

Цели и задачи деятельности МБОУ - СОШ № 168: подготовить личность, не оторванную от жизни, а умеющую  оценивать реальность, рационально  мыслить, принимать оптимальные  решения, руководствоваться в жизни  общечеловеческими, моральными и этическими ценностями, воспитанную в духе толерантности, сформировав отношение к ней  как к важнейшей ценности общества.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

1) Обеспечить овладение  учащимися содержанием обязательных  стандартов образования.

2) Повысить качество обучения  школьников за счет освоения  всеми учителями педагогических  технологий, обеспечивающих успешность  самостоятельной работы каждого  ученика.

) Обеспечить общее культурное  развитие школьников, максимально  использовать возможности гуманитарных  дисциплин для формирования духовной  сферы личности.

) Формировать у учащихся  потребность в здоровом образе  жизни.

) Усилить влияние школы  на социализацию личности школьника,  его адаптацию, к новым экономическим  условиям, самоопределение в отношении  будущей профессии.

) Проводить профилактику  правонарушений детей и подростков.

) Улучшить работу цикловых  МО, повышать педагогическое мастерство  каждого учителя; активизировать  работу по изучению и обобщению  передового педагогического опыта.

) Сформировать у учащихся  школы устойчивые познавательные  интересы.

) Совершенствовать систему  стимулирования творчески работающих  учителей, которые своей системой  урочной и внеурочной работы  поддерживают постоянный познавательный  интерес к юбучению.

) Внедрять новые методики, формы и приемы работы по  развитию школы толерантности  в образовательном процессе[9].

Работа школы по проблеме толерантности.

Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания  мира и развития.

Цели деятельности по воспитанию толерантности у младших школьников:

) Гуманизация образования.

) Интеграция принципов  межнационального согласия и  толерантности в систему деятельности  образовательного учреждения, находящегося  в режиме развития.

) Формирование толерантного  сознания членов школьного сообщества  как основы утверждения принципов  толерантности в социуме.

) Повышение качества и  углубление содержания образовательного  процесса в школе, предпрофильная и профильная подготовка учащихся. Создание и совершенствование психологически комфортной школьной среды.

Задачи по воспитанию толерантности  у детей младшего школьного возраста:

) Развитие школьного образовательного  пространства как территории  толерантных взаимоотношений в  системе «ученик - учитель - родители».

) Организация процесса  формирования толерантного сознания  во взаимодействии с различными  возрастными группами учащихся.

) Реализация идеологии  толерантности в урочной и  внеурочной деятельности.

) Удовлетворение познавательных  интересов учащихся в области  создания целостного представления  о процессе общественного развития, культуре мира, развитие их исторического  мышления.

) Активизация познавательной, научно-исследовательской деятельности  школьников. Повышение уровня их коммуникативности.

) Формирование и поощрение  креативного отношения учителей  к, организации и содержанию  учебно-воспитательного процесса. Расширение информационной и методической базы их деятельности[12].

Реализация этой работы осуществляется через: программу "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста". В рамках этой программы преподавание базовых  дисциплин в начальной школе  ведется с учетом необходимости  интеграции поликультурной тематики в  образовательный процесс. Осуществляется подготовка уроков и внеурочных мероприятий  по теме. В т.ч. разрабатывается методика использования народных и современных сказок в воспитательной работе. Занятия психолога с учащимися направлены на ускорение адаптации в пространстве школы и установление дружеских отношений в классе. Учитывая многонациональный состав классов, большое внимание уделяется проблеме преодоления предрассудков и стереотипов, развитию навыков межкультурной коммуникации. Работа с родителями посвящена той же проблематике и ориентирована на родителей учащихся младших классов, она включает выступления психолога школы на родительских собраниях, консультации[].

Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена  для реализации в 1-4 классах. (Приложение 1)

Цель программы "Воспитание культуры толерантности у детей  младшего школьного возраста": формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средство воспитания толерантности[8].

Задачи "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста":

) овладение младшими школьниками  нравственными знаниями;

) перевод этих знаний  в убеждения и реальные действия; 3) воспитание терпимости (толерантности)  у младших школьников, на основе  усвоенных нравственных категорий.

Комплекс занятий для  учащихся 1-4 классов, состоящий из 11 встреч по 35-40минут, построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:

) отбор нравственных категорий  сориентирован на содержание  понятия «толерантность»;

) на занятиях используются  формы игры, что соответствует  возрастным особенностям детей;

) с целью углубления  понимания нравственных категорий  на занятиях используются элементы  групповых дискуссий.

Выбраны определённые нравственные понятия: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно  выходят на понятие толерантность.

Выбрать все вышеуказанные  нравственные понятия помогли критерии толерантности:

üравноправие;

üвзаимоуважение к членам группы, общества;

üсохранение и развитие своей индивидуальности;

üдобровольное сотрудничество;

üсолидарность в решении общих проблем.

Все данные критерии подразумевают  и уважение, и справедливость, и  сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание[8,15].

За основу взято понимание  толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность - способность, умение терпеть, уважать  чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию[15].

Основными методологическими  подходами в контексте воспитания толерантности у младших школьников являются следующие:

Личностно-ориентированный  подход. Выступает базой воспитания целостной, свободной личности, осознающей свое достоинство и уважающей  достоинство, свободу и права  других индивидов.

Коммуникативно-диалогический  подход. Предполагает субъект- субъектное взаимодействие педагога и младшего школьника. При этом происходит насыщение воспитательного пространства образцами толерантного поведения.

Культурологический подход. Помогает в решении комплекса важных задач: овладение младшими школьниками культурой своего народа как условие интеграции в иные культуры; формирование у ребенка представлений о многообразии культур в мире; воспитание положительного отношения к культурным различиям; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание младших школьников в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Деятельностный подход. Именно с помощью деятельности индивид реализует свои отношения с природой и обществом. Толерантное поведение, толерантность как качество личности младшего школьника формируется только через активное включение его в деятельность -взаимодействие с другими людьми.

Средовой подход. Требует  опосредованного управления "через  среду" процессами развития и формирования личности, в том числе воспитания рассматриваемого качества личности ребенка.

Гуманистический подход. Предполагает ориентацию всего педагогического  процесса на развитие личности младшего школьника, его возможностей, признание  человека высшей ценностью[10].

Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость - признак  силы, а не слабости человека. Она  стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более  важное в человеческих отношениях. Терпимость - это понимание моральной  основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т.п. А толерантность  базируется именно на такой настоящей  терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Именно поэтому в разработанной  программе школы "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" занятий формирование толерантности включает обучение младших  школьников тому, в чём заключается  их индивидуальность, их права; поощрение  стремления к защите прав других и  уважению их, как равноправных жителей  планеты[16].

В младшем школьном возрасте, когда рациональный интеллект только формируется, ничто не мешает закладывать  эмоциональный фундамент нормального  морального развития личности.

Разработанные занятия позволяют  создать условия, в которых дети испытывают определённые эмоции в связи  с определённым содержанием. Они  также связывают испытанные ранее  чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми  новым содержанием. В итоге это  помогает детям самостоятельно прийти к выводам, которые формулирует  декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода  мысли, совести и убеждений. Поэтому  во время работы на занятиях дети открыты  друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства  и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими детьми, ведущий лишь управляет  этим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для  размышления, обсуждения[16].

Тематический план занятий:

. Добро и зло.

Цель: подвести учащихся к  истинному смыслу (значению) указанных  категорий. Формирование потребности  в доброжелательных взаимоотношениях.

. Добрые отношения с  друзьями.

Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских  отношений, «правила» взаимодействия; Формирование навыков точного межличностного восприятия.

. Справедливость и сочувствие.

Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков самопознания, конструктивного  взаимодействия.

. Честность и лживость.

Разбор содержательной стороны  понятий, сопоставление понятий, их воздействие на жизнь человека; формирование потребности в искренних, правдивых  взаимоотношениях.

. Уважение к людям.

Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в  себя, от чего зависит, как мы влияем на проявление уважения( неуважения) людей к нам.

. Что такое толерантность?

Ввести понятие «толерантность», помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей, несмотря на национальность, образ жизни, предпочтения в одежде, в еде.

. Жизненные ценности людей.  Толерантность.

Выявление ценностей в  общении с людьми каждого из участников группы. Знакомство с функциями, значением выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд…

, 9. Я и группа. Индивидуальные  особенности личности.

Принятие своей индивидуальности и терпимое отношение к индивидуальности окружающих.

,11.Толерантность к другим. Толерантное общение.

Воспитание толерантного отношения к окружающим. Формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми[16].

Повышение уровня толерантности  и сплочённости в группе.

Критериями оценки эффективности  занятий является повышение уровня усвоения нравственных категорий и  уровня проявления толерантности. Для  этого подобран соответствующий  диагностический инструментарий (Приложение 2).

Таким образом, в деятельности МБОУ-СОШ № 168 разработана программа  по воспитанию толерантности младших  школьников "Воспитание культуры толерантности  у детей младшего школьного возраста". Определены цели, задачи, методологические подходы. Разработаны занятия по воспитанию толерантности младших  школьников, критерии оценки эффективности  с соответствующим диагностическим  инструментарием.

 

.2 Диагностика уровня толерантности  у младших школьников

 

В анкетировании приняли  участие учащиеся 4 класса, в количестве 26 человек, их родители, в количестве 26 человек и педагоги, в количестве 5 человек.

Для диагностики уровня толерантности  у младших школьников было проведено  анкетирование Я.А. Батрак «Анкеты  самооценки навыков толерантного поведения  младших школьников» (далее Анкеты) и «Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» (далее Анкеты)[16,3]

Информация о работе Формирование толерантности