Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
) Общешкольные и классные мероприятия, игры.
) Кружки в контексте
национально-регионального
) Секции: национальных видов спорта, традиционной национальной борьбы.
) Клубы: общения,
Таким образом, направления воспитания толерантности сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном педагогическом процессе и включает в себя:
) знакомство детей младшего
школьного возраста с
) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность
) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий
) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий[10,14]
Глава 2. Опытно - поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности
МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию
толерантности у младших
Общие сведения об образовательном учреждении: МБОУ - СОШ №168.
Дата регистрации 1988 год.
Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. С. - Дерябиной 27 А.
Тип учреждения: образовательный.
Уровень реализуемых образовательных программ:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 168 осуществляет свою деятельность на основании Лицензии.
Цели и задачи деятельности МБОУ - СОШ № 168: подготовить личность, не оторванную от жизни, а умеющую оценивать реальность, рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими, моральными и этическими ценностями, воспитанную в духе толерантности, сформировав отношение к ней как к важнейшей ценности общества.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
1) Обеспечить овладение
учащимися содержанием
2) Повысить качество обучения
школьников за счет освоения
всеми учителями
) Обеспечить общее культурное
развитие школьников, максимально
использовать возможности
) Формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.
) Усилить влияние школы
на социализацию личности
) Проводить профилактику
правонарушений детей и
) Улучшить работу цикловых
МО, повышать педагогическое
) Сформировать у учащихся
школы устойчивые
) Совершенствовать систему
стимулирования творчески
) Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе[9].
Работа школы по проблеме толерантности.
Школьники, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития.
Цели деятельности по воспитанию
толерантности у младших
) Гуманизация образования.
) Интеграция принципов
межнационального согласия и
толерантности в систему
) Формирование толерантного
сознания членов школьного
) Повышение качества и
углубление содержания
Задачи по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста:
) Развитие школьного
) Организация процесса
формирования толерантного
) Реализация идеологии толерантности в урочной и внеурочной деятельности.
) Удовлетворение познавательных
интересов учащихся в области
создания целостного
) Активизация познавательной,
научно-исследовательской
) Формирование и поощрение
креативного отношения
Реализация этой работы осуществляется через: программу "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста". В рамках этой программы преподавание базовых дисциплин в начальной школе ведется с учетом необходимости интеграции поликультурной тематики в образовательный процесс. Осуществляется подготовка уроков и внеурочных мероприятий по теме. В т.ч. разрабатывается методика использования народных и современных сказок в воспитательной работе. Занятия психолога с учащимися направлены на ускорение адаптации в пространстве школы и установление дружеских отношений в классе. Учитывая многонациональный состав классов, большое внимание уделяется проблеме преодоления предрассудков и стереотипов, развитию навыков межкультурной коммуникации. Работа с родителями посвящена той же проблематике и ориентирована на родителей учащихся младших классов, она включает выступления психолога школы на родительских собраниях, консультации[].
Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1-4 классах. (Приложение 1)
Цель программы "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста": формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средство воспитания толерантности[8].
Задачи "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста":
) овладение младшими
) перевод этих знаний
в убеждения и реальные
Комплекс занятий для учащихся 1-4 классов, состоящий из 11 встреч по 35-40минут, построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:
) отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»;
) на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей;
) с целью углубления
понимания нравственных
Выбраны определённые нравственные понятия: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность.
Выбрать все вышеуказанные нравственные понятия помогли критерии толерантности:
üравноправие;
üвзаимоуважение к членам группы, общества;
üсохранение и развитие своей индивидуальности;
üдобровольное сотрудничество;
üсолидарность в решении общих проблем.
Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание[8,15].
За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность - способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию[15].
Основными методологическими
подходами в контексте
Личностно-ориентированный подход. Выступает базой воспитания целостной, свободной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство, свободу и права других индивидов.
Коммуникативно-диалогический подход. Предполагает субъект- субъектное взаимодействие педагога и младшего школьника. При этом происходит насыщение воспитательного пространства образцами толерантного поведения.
Культурологический подход. Помогает в решении комплекса важных задач: овладение младшими школьниками культурой своего народа как условие интеграции в иные культуры; формирование у ребенка представлений о многообразии культур в мире; воспитание положительного отношения к культурным различиям; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание младших школьников в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Деятельностный подход. Именно с помощью деятельности индивид реализует свои отношения с природой и обществом. Толерантное поведение, толерантность как качество личности младшего школьника формируется только через активное включение его в деятельность -взаимодействие с другими людьми.
Средовой подход. Требует опосредованного управления "через среду" процессами развития и формирования личности, в том числе воспитания рассматриваемого качества личности ребенка.
Гуманистический подход. Предполагает ориентацию всего педагогического процесса на развитие личности младшего школьника, его возможностей, признание человека высшей ценностью[10].
Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость - признак силы, а не слабости человека. Она стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость - это понимание моральной основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т.п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении.
Воспитание является наиболее
эффективным средством
В младшем школьном возрасте,
когда рациональный интеллект только
формируется, ничто не мешает закладывать
эмоциональный фундамент
Разработанные занятия позволяют создать условия, в которых дети испытывают определённые эмоции в связи с определённым содержанием. Они также связывают испытанные ранее чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми новым содержанием. В итоге это помогает детям самостоятельно прийти к выводам, которые формулирует декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому во время работы на занятиях дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими детьми, ведущий лишь управляет этим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения[16].
Тематический план занятий:
. Добро и зло.
Цель: подвести учащихся к истинному смыслу (значению) указанных категорий. Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях.
. Добрые отношения с друзьями.
Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия; Формирование навыков точного межличностного восприятия.
. Справедливость и сочувствие.
Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия.
. Честность и лживость.
Разбор содержательной стороны понятий, сопоставление понятий, их воздействие на жизнь человека; формирование потребности в искренних, правдивых взаимоотношениях.
. Уважение к людям.
Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в себя, от чего зависит, как мы влияем на проявление уважения( неуважения) людей к нам.
. Что такое толерантность?
Ввести понятие «толерантность»
. Жизненные ценности людей. Толерантность.
Выявление ценностей в общении с людьми каждого из участников группы. Знакомство с функциями, значением выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд…
, 9. Я и группа. Индивидуальные особенности личности.
Принятие своей
,11.Толерантность к другим. Толерантное общение.
Воспитание толерантного
отношения к окружающим. Формирование
навыков конструктивного
Повышение уровня толерантности и сплочённости в группе.
Критериями оценки эффективности занятий является повышение уровня усвоения нравственных категорий и уровня проявления толерантности. Для этого подобран соответствующий диагностический инструментарий (Приложение 2).
Таким образом, в деятельности
МБОУ-СОШ № 168 разработана программа
по воспитанию толерантности младших
школьников "Воспитание культуры толерантности
у детей младшего школьного возраста".
Определены цели, задачи, методологические
подходы. Разработаны занятия по
воспитанию толерантности младших
школьников, критерии оценки эффективности
с соответствующим
.2 Диагностика уровня
В анкетировании приняли участие учащиеся 4 класса, в количестве 26 человек, их родители, в количестве 26 человек и педагоги, в количестве 5 человек.
Для диагностики уровня толерантности у младших школьников было проведено анкетирование Я.А. Батрак «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» (далее Анкеты) и «Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» (далее Анкеты)[16,3]