Формирование толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсова.docx

— 105.77 Кб (Скачать)

3.Практическая часть.

Цель: выявление ценностей  каждого из участников группы.

То, что является самым  важным для нас в жизни, самым  хорошим мы называем - ценностью.

-Сейчас каждый из вас  подумает и напишет на своих  маленьких листочках слово, которое  бы обозначало самое хорошее  и важное для него (какое-либо  качество, нравственную категорию  и т.д.). Затем по кругу каждый  рассказывает о своих записях  и комментирует их.

Хорошо. Посмотрите, у кого из нас есть похожие ценности на листках, объединитесь с ним.

Вот как мы тесно переплетаемся. Все мы стремимся к миру на земле, к счастью. И все люди имеют  схожие ценности, которые значимы  для всех. Как вы думаете, какие  ценности можно назвать общезначимыми?

4.Вывод по теме занятия.  Прощание.

 

Занятие 8

Тема: Я и группа. Индивидуальные особенности личности.

Цели: предоставить возможность  для самовыражения и самораскрытия, получения обратной связи от учащихся;

формирование навыков  точного межличностного восприятия.

1.Приветствие.

2. Повторение материала  предыдущих занятий.

О чём мы говорили на предыдущих двух занятиях? О каких важных, объединяющих нас вещах?

В какие общности мы входим?

Чем хорош многонациональный  мир?

Как вы думаете, что самое  главное вы узнали для себя?

Давайте попробуем закончить  фразу: «Толерантность (терпимость) - это…».

3.Основная часть.

3.1.Игра «Угадай, что  нас объединяет?».

Цель: развитие наблюдательности.

Один участник уходит за дверь. Остальные участники делятся  на подгруппы по какому-либо признаку (синий цвет в одежде, тёмные волосы и т.п.). Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку объединилась подгруппа. Различия касаются только внешних  признаков. У того, кто отгадывает, есть три попытки.

3.2.Упражнение «Журналисты».

Цель: тренировка памяти, развитие наблюдательности и интуиции, получение  обратной связи.

Дети объединяются в пары и в течение 5 минут беседуют, выясняя, друг о друге, как можно больше. Затем расходятся все по местам. Каждый игрок представляет себя журналистом, который пишет короткую заметку  о своём партнёре. В своей статье указывает как зрительное впечатление  от человека, так и полученную информацию. Описываемый человек может согласиться  с верными утверждениями и  скорректировать ошибки.

3.3.Упражнение «Каким я тебя вижу».

Цель: способствовать возникновению  интереса к другим людям.

Сейчас перед вами немного  другая задача. Вы должны на основе уже  полученной информации представить  своего партнёра группе, но необычным  образом. Представьте своего партнёра, назвав его имя и тот образ, который, на ваш взгляд, ассоциируется  с ним. Например: «Павел - напоминает мне плюшевого медведя, так как  излучает дружелюбие. Во время беседы с ним я получил большое  удовольствие». Пары остаются такие  же, как в предыдущей игре.

3.4.Игра «Три вопроса».

Цель: развивать интуицию, проверить для себя самих, насколько  хорошо учащиеся узнали друг друга.

Один игрок выходит  из комнаты. Остальные придумывают  три вопроса для вышедшего  игрока. Вопросы должны помочь лучше  понять (узнать) этого человека. Когда  игрок возвращается, ему объясняют, что сейчас надо будет ответить на три вопроса. При этом один ответ  должен быть не искренним. Игроки определяют, какой ответ не содержит правды, объясняя свою точку зрения.

4.Заключительная часть.

Подведение итогов. Прощание.

 

Занятие 9

Тема: Я и группа. Индивидуальные особенности личности.

Цели: дать детям представление  об индивидуальности, неповторимости каждого из них;

формирование навыков  конструктивного взаимодействия.

Материалы: мяч, платок для  игры «Куда хотим пойти?».

1.Приветствие.

2.Основная часть.

2.1.Игра «Категории».

Цель: развитие коммуникативных  навыков общения; повышения уровня согласованности действий в группе.

Сейчас я буду называть признак, по которому вы будете объединяться, но делать это нужно быстро, не забывая о бережном отношении друг к другу.

Найдите всех участников, которые  родились в том же районе, что  и вы.

Быстро найдите игроков, которые родились под тем же созвездием, что и вы и т.д.

Варианты:

-у которых столько же  братьев/сестёр;

общий любимый цвет;

любимое время дня, время  года;

животное, которое нравится и т.п.

Обсуждение игры.

2.2.Игра «Мгновенная характеристика».

Цель: развитие навыков самопознания, самооценки.

Все сидят в кружке. Ведущий  бросает мяч кому-нибудь из игроков, тот должен поймать, быстро сказать  что-либо о себе и кинуть другому  участнику и т.д. Например: «Я любопытен», «Я люблю читать» и т.п.

После 3-4 минут игры идёт обсуждение, кто, что сказал о себе, то есть дети должны восстановить то, что услышали.

.3.Игры на доверие. Игра  «Куда хотим пойти?».

Цель: развитие доверия и  поддержки внутри группы.

Участники разбиваются на пары. Одна пара идёт на прогулку. Одному из игроков в паре завязывают глаза, второй - его «поводырь». «Слепой» говорит, куда хочет отправиться гулять (в  зоопарк, погулять в Москве на Красной площади и т.п.). Видящий партнёр берёт его за руку и ведёт по выдуманным окрестностям, точно описывая, где они находятся и что видят, что происходит вокруг (фантазирует). Остальные пары являются препятствиями на их пути (кто что придумает). Говорить могут оба участника.

Участвуют несколько пар  в путешествии. Обсуждение:

Насколько уверенно вы чувствовали  себя в роли «поводыря», «слепого»?

Насколько чёткими были инструкции вашего «поводыря»?

Что бросилось в глаза  наблюдавшим за парами членам группы?

Игра способствует тренировки ответственности друг за друга и  развивает умение доверять другим.

3.Итог занятия. Прощание. Обмен мнения, впечатлениями.

 

Занятие 10

Тема: Толерантность к  другим. Толерантное общение.

Цели: развивать навыки позитивного  социального поведения;

показать важность способности  ладить с другими;

тренировать умение владеть  своими эмоциями;

учить действовать согласованно.

Материалы: бинго-формуляры  каждому участнику игры, листы  для рисования, цветные карандаши, образцы рисунков, листы ватмана.

1.Приветствие.

2.Основная часть.

2.1.Игра «Бинго».

Цель: развитие коммуникативных  навыков общения; повышения уровня согласованности действий в группе.

Необходимо: бинго-формуляры  каждому участнику группы.

Каждый участник должен найти  из членов своей группы игрока, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить подпись в нужной клетке. Первый, кто соберёт пять разных подписей по горизонтали, вертикали  или диагонали, должен крикнуть: «Бинго». Тот, кому удалось собрать пять подписей, должен заодно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре.

Игра продолжается, пока человек 6-7 не соберут по пять подписей.

 

«Бинго-формуляр».

Играет на музыкальном  инструментеЗанимается спортомЛюбит дождьИмеет домашнее животноеЛюбит спатьЛюбит заниматься английским языкомНравится ходить в театрСмотрел вчера интересный фильмЛюбит плаватьВедёт дневникМожет сварить какой-либо супЕдинственный ребёнок в семьеЛевшаИмеет братьев, сестёрНикогда не лежал в больницеЛюбит танцеватьУмеет петьЛюбит рисоватьЛюбит дарить подаркиСобирает марки, значкиДолго спит по выходнымУчаствовал в каких-либо соревнованияхЛюбит уроки математикиСочиняет стихи, историиИграет в футбол

Утверждения подобраны так, что каждое из них подходит хотя бы к одному члену группы.

2.2.Игра «Окуляр».

Цель: развитие наблюдательности, тренировка внимания, памяти.

Участники разбиваются на группы по 4 человека. Один встаёт перед  членами группы и внимательно  смотрит на них, запоминая их вид. Затем отворачивается и подробно описывает каждого члена группы, вспоминая при этом: одежду, черты  лица, цвет волос, глаз, типичные жесты, звук голоса и т.п.

Когда все побывают в роли ведущего - отгадывающего, то каждый участник оценивает себя перед группой:

насколько точен я был;

доставляет ли мне удовольствие наблюдать за другими;

в каких случаях наблюдение может принести мне пользу?

2.3.Упражнение «Рисуем  по подсказке».

Цель: учиться взаимопониманию  и умению чётко и ясно передавать информацию.

Пары прежние. Садятся  спиной друг к другу. Один берёт лист и карандаши, а второму достаётся  готовый рисунок. Поэтому он должен объяснить, что и как рисовать, своему партнёру. Тот, кто рисует, не имеет права говорить, всё делает молча. А говорящий, постепенно даёт указание, в какой последовательности следует рисовать, каким цветом, то есть должны описывать рисунок  предельно точно, вплоть до размеров в сантиметрах расположения на листке.

В конце сравниваются оригинал и копия. Обсуждение:

Какие указания помогали, какие - запутывали, затрудняли работу?

Легко ли было руководить?

2.4.Упражнение «Общее рисование».

Цель: повышения уровня согласованности  действий в группе; совершенствование  навыков эмоционального контакта; развитие творческих способностей.

Понадобится три листа  ватмана и разноцветные фломастеры, карандаши.

Участники разбиваются на группы по четыре человека. Каждая группа собирается возле одного из листов ватмана. Игроки команд должны нарисовать картину, рисуют поочерёдно. Каждый новый  «художник» должен ориентироваться  на то, что уже нарисовали. Разрешается  использовать только определённые геометрические фигуры, прямые линии.

Каждый должен решить для  себя, каков будет его вклад  в общую композицию - круг любого размера или же прямые линии любой  длины. Ведущий указывает на то, что  картина должна быть как можно  более интересной. Задание это  выполняется два раза. Первый раз  рисуют молча, а второй раз - можно  разговаривать. Общее время работы - 10 минут. Обсуждение:

Какой вариант работы понравился больше?

Насколько слаженно работали члены вашей команды?

Что вы сделаете по-другому, если снова будете принимать участие  в этой игре?

3.Заключительная часть.

3.1.Игра «Карусель».

Цель: получение обратной связи, эмоциональная разгрузка  учащихся.

Члены группы становятся в  круг, положив руки на пояс соседей. Все двигаются направо, умеренным  темпом, пока кто-нибудь не скажет: «Стоп!». Этот игрок произносит несколько  слов, положительных фраз о прошедшем  занятии. Он может назвать действия, которые ему понравились, отметить положительные качества всей группы, свой собственный успех.

Затем группа движется влево, пока кто-нибудь опять не скажет: «Стоп!»  и т.д. Высказаться должны все  игроки.

В качестве помощи предложить можно ответить на вопросы:

Чему научились на занятии?

Что было непонятно?

Над чем вы ещё размышляете?

Что вам мешало?

Какую игру вы бы провели  ещё раз?

4.Прощание.

 

Занятие 11

Тема: Толерантность к  другим. Толерантное общение.

Цели: развитие социальной интуиции, способности к эмпатии, пониманию чувств и эмоций других;

воспитывать у учащихся терпимость друг к другу;

вырабатывать навыки уверенного поведения.

Материалы: коробочка с  листочками, на которых написано начало предложения; два конверта, в каждом по пять разных мелких предметов.

1.Приветствие.

2.Разминка.

2.1.Игра «Отражение».

Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии вытянутой  руки друг перед другом. Сначала  более высокий игрок становится «ведущим» (или по желанию) и начинает медленно двигать обеими руками, руки второго партнёра должны следовать  за руками ведущего, словно отражение. Затем меняются ролями, придумывая всё более сложные движения. Инициатива должны переходить поочерёдно от одного партнёра к другому.

Итог: все члены группы собираются вместе, и каждый, основываясь  на совместном выполнении упражнения, пытается более детально описать  личность партнёра, его чувства, эмоции. Тот, о ком говорят вправе задать уточняющий вопрос или замечание.

3.Основная часть.

3.1.Игра «Я тоже!».

Цель: развитие наблюдательности.

Все садятся в кружок, оставляя внутри достаточно места. Там встанет  первый доброволец, он будет ведущим  в данной игре. Ведущий внимательно  наблюдает за сидящими вокруг игроками. Он должен заметить какую-нибудь общую  деталь, присущую некоторым игрокам. Не называя вслух этой детали, он произносит лишь имена участников игры, к которым она относится и  просит их встать рядом с собой.

Сначала общей чертой может  быть какая-то характерная деталь внешности  игроков: элемент одежды голубого цвета, цвет глаз. Постепенно принцип отбора должен усложняться.

Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное  есть во всех вызванных в середину круга участников. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим. Желательно, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды. Обсуждение, обмен  мнениями.

3.2.Игра «Завершите предложение».

Цель: закрепить навыки самоанализа;

формировать у учащихся умение слышать и понимать друг друга.

Все сидят кружком. Ведущий  предлагает кому-нибудь из участников из коробочки достать листик, на котором написано начало предложения, он должен продолжить предложение, и  выбирают следующего игрока. Так до тех пор, пока все не поучаствуют. На предложения, помеченные звёздочкой в списке, ответы дают все желающие. В конце игры задаются уточняющие вопросы, обмениваются впечатлениями, выбирают особенно интересные высказывания, которые удивили.

Список неоконченных предложений:

Если бы я был птичкой  …

Если бы я был цветком, то я был бы …

Если бы я был деревом  …

Если бы я был зверем …

Если бы я был музыкальным  инструментом …

Информация о работе Формирование толерантности