Формирование толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсова.docx

— 105.77 Кб (Скачать)

a) способствовать пониманию  детьми своих чувств, эмоций;

b) способствовать развитию  умения понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей;

c) формировать способность  принимать во внимание чувства  другого человека в конфликтных  ситуациях;

d) развивать коммуникативные  навыки у детей.

Занятия содержат упражнения, игры развивающего характера, что соответствует  возрастным особенностям младших школьников. Основные виды деятельности: игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, творческая), элементы психодрамы и коммуникативного тренинга, беседа.

 

Четвертое направление: понимание  младшими школьниками принципа взаимозависимости  как совместных действий.

«Уверенно общаюсь» - развитие ассертивности и коммуникативной компетентности.

Целью данного раздела  программы является развитие у детей  ассертивности - умения человека защищать свои взгляды, интересы, убеждения без ущерба для других людей. Ассертивность включает в себя в качестве составных элементов: позитивное самовосприятие, положительное представление о себе, доверие к себе, основанное на собственном эффективном и адекватном поведении, стремление к достижению положительного результата, к успеху дела, умение реализовать самоутверждающие способы поведения (осознавать и выражать свои желания, чувства, эмоции, требования к окружающим).

Основные задачи:

a) развивать эмоциональную  восприимчивость, социальную перцепцию,  интерес к сверстникам.

b) формировать навыки самоутверждающего поведения и ответственности за него, развивать умение сотрудничать со сверстниками.

c) развивать коммуникативные  навыки у детей.

Занятия включают в себя: беседы, психотехнические упражнения, развивающие упражнения.

Основной методикой данного  раздела является репетиция уверенного поведения. С этой целью используются ролевые игры, моделирующие ситуации, которые в свое время создали  или могут создать определенные сложности для участников.

Разделы являются дополняющими друг друга. Показанием к посещению  того или иного курса занятий  является сниженный показатель по одному или нескольким компонентам ядра толерантности (эмпатии, ценностным ориентациям, ассертивности или эмоциональной устойчивости).

Каждый раздел комплекса  мероприятий подкрепляется проведением  семинаров и тематических консультации для родителей и педагогов, направленных на воспитание толерантной среды  воспитания и обучения учащихся.

Также, по нашему мнению, целесообразно  ввести такое направление, как работа с родителями [29].

Проведены занятия для  родителей; индивидуальные и групповые  тематические консультации для родителей  и педагогов экспериментального класса по темам:

Возрастные особенности  ребенка 6-7 лет;

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка;

Эмоциональная устойчивость холерика;

Развитие уверенности  у ребенка;

Как помочь гиперактивному ребенку?

Развитие ассертивности ребенка через внешкольную деятельность;

Давай вместе!

А если не хочет?

Чувства родителей: как с  ними быть?

Как разрешать конфликты?

А как на счет дисциплины?

Эмоциональные трудности, нарушения  поведения у детей - как помочь своему ребенку;

Детская ревность! Как не втягиваться в детские конфликты;

Способы формирования адекватной детской самооценки;

Личный пример родителей  в воспитании младших школьников;

Средства для развития уверенности в себе у ребенка  через физическую активность;

Неуверенность: как помочь стеснительному ребенку?

Развитие ассертивности ребенка через внешкольную деятельность;

Как справляться с эмоциональной  неустойчивостью?

Развиваем коммуникативную  компетентность: Еще раз о кружках  и секциях;

Домашние обязанности  и самостоятельность ребенка.

После апробации комплекса  мероприятий, мы провели вторичную  диагностику и получили следующие  результаты.

 

Рис.4. Результаты сравнительной  диагностики по «Анкете самооценки навыков толерантного поведения  младших школьников» и «Анкеты  экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника».

 

Показатели уровня толерантности  вырос на 0,2 балла по показателям  «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения младших школьников»  и на 0,7 балла по показателям «Анкеты  экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника». Мы видим незначительные колебания самооценки толерантности детей в пределах достаточного уровня. Результаты находятся в пределах достаточного уровня.

После проведения комплекса  мероприятий по воспитанию толерантности  младших школьников, у всех учащихся, посещавших занятия, по всем компонентам  толерантности выявлена положительная  динамика.

 

Рис.5. Результаты сравнительной  диагностики компонентов толерантности  по «Анкете самооценки навыков толерантного поведения младших школьников»  Батрак Я.А.

 

Показатель Коммуникативной  компетентности учащихся младшего школьного  возраста увеличился с 3,5 до 3,6 баллов. (на 0,1 балл)

Показатель Ценностных ориентаций учащихся младшего школьного возраста увеличился с 3 до 3,4 баллов. (на 0,4 балла)

Показатель Эмоциональной  устойчивости младших школьников увеличился с 3,5 до 4,2 баллов. (на 0,7 баллов)

Показатель Эмпатии младших школьников увеличился с 4,1 до 4,4 баллов. (на 0,3 балла)

- Показатель Ассертивности учащихся младших школьников уменьшился с 2,7 до 2,6 баллов. (на 0,1 балл)

 

Рис.6. Результаты промежуточной  диагностики компонентов толерантности  по «Анкете экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» Батрак Я.А.

 

Показатель Коммуникативной  компетентности учащихся младшего школьного  возраста увеличился с 3 до 4 баллов.(на 1 балл)

- Показатель Ценностных  ориентаций младших школьников  увеличился с 2,1 до 3,2 балла. (на 1,1 балл)

Показатель Эмоциональной  устойчивости младших школьников увеличился с 4,5 до 4,9 баллов (на 0,5 балла)

Показатель Эмпатии учащихся младшего школьного возраста увеличился с 3 до 3,6 баллов (на 0,6 балла)

Показатель Ассертивности учащихся младшего школьного возраста увеличился с 1,5 до 1,8 баллов. (на 0,3 балла)

Таким образом, при частичном  апробировании комплекса мероприятий  по воспитанию толерантности младших  школьников «Я в мире людей», мы получили следующие результаты: показатели уровня толерантности вырос на 0,2 балла  по показателям «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» и на 0,7 балла по показателям «Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника».

После проведения комплекса  мероприятий по воспитанию толерантности  младших школьников, у всех учащихся, посещавших занятия, по всем компонентам  толерантности выявлена положительная  динамика.

 

Заключение

 

Возраст 7-10-11 лет является наиболее ответственным этапом школьного  детства. В младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Развивается  зрительная память, связанная со способностью точно, четко, без труда восстанавливать  в памяти зрительные образы виденного. Младшие школьники непроизвольно  запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в  игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. В младшем школьном возрасте развивается  внимание. Без достаточно хорошо сформированной этой психической функции процесс  обучения невозможен.

Они уже способны концентрировать  внимание на неинтересных действиях. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Они могут  сосредоточенно заниматься одним делом  в течение 10-20 минут. Младший школьник включен в общественно значимую учебную деятельность.

Мотивационная сфера - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, главное место  занимает мотив получения высоких  отметок. Другие широкие социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получить образование (быть грамотным), как говорят дети,- тоже осознаются учениками, придают  определенный смысл их учебной работе.

Основные достижения этого  возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих  лет обучения.

Младший школьный возраст  является наиболее ответственным этапом школьного детства.

«Толерантность» - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве  всех граждан быть различными; обеспечении  устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими  и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных  мировых культур, цивилизаций и  народов; готовности к пониманию  и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям  и верованиям.

Понятие «толерантность», хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет  более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания  между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Направления воспитания толерантности  сопряжено с отбором рациональных средств взаимодействия в целостном  педагогическом процессе и включает в себя:

) знакомство детей младшего  школьного возраста с принципом  уважения человеческого достоинства;

) понимание детьми младшего  школьного возраста того, что  каждый человек - уникальная личность

) понимание учащимися  младшего школьного возраста  принципа взаимодополняемости как основной черты различий

) понимание детьми младшего  школьного возраста принципа  взаимозависимости как основы  совместных действий.

В деятельности МБОУ - СОШ  № 168 разработана программа по воспитанию толерантности младших школьников "Воспитание культуры толерантности  у детей младшего школьного возраста". Определены цели, задачи, методологические подходы. Разработаны занятия по воспитанию толерантности младших  школьников, критерии оценки эффективности  с соответствующим диагностическим  инструментарием.

Проведенное диагностическое  обследование первичной диагностики  компонентов толерантности позволило  выявить группы детей младшего школьного  возраста со сниженными показателями по отдельным компонентам толерантности.

Самые низкие показатели выявлены по компонентам толерантности «эмоциональная устойчивость» и «ассертивность». Изучив каждый компонент толерантности в отдельности, мы определили акценты в проведении развивающей работы с детьми младшего школьного возраста и консультативной работы с родителями.

Перед нами встала проблема воспитания толерантности этих учащихся.

В процессе решения задач  исследования был частично апробирован  комплекс мероприятий «Я в Мире людей». Каждый раздел программы подкреплялся проведением семинаров и тематических консультации для родителей и  педагогов, направленных на формирование толерантной среды воспитания и  обучения учащихся. Проведены занятия  для родителей; индивидуальные и  групповые тематические консультации для родителей и педагогов  экспериментального класса. По результатам  исследования

показатель Коммуникативной  компетентности учащихся в среднем  увеличился 0,55 балла

- показатель Ценностных  ориентаций учащихся младшего  школьного возраста в среднем  увеличился на 0.75 балла

показатель Эмоциональной  устойчивости младших школьников увеличился в среднем на 0.6 балла

показатель Эмпатии учащихся младших школьников увеличился в среднем на 0,45 балла

показатель Ассертивности учащихся младшего школьного возраста увеличился в среднем на 0,2 балла

Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

 

Список использованной литературы

 

1. Андриенко, Е.В. Социальная  психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / Е. В. Андриенко. - М. : Академия, 2003. - 264 с.

. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности [Текст] / Г. Л. Барднер. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 247 с.

. Батрак, А. Развитие толерантности  младших школьников [Текст] / Я.А.  Батрак. - Братск: ГИМНЦ, 2010. - 97 с.

. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М. : Вербум-М, 2003. - 168 с

. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЕК, 1997. - 576 с.

. Большой психологический  словарь [Текст] / сост. Б.Г. Мещеряков,  В.П. Зинченко. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК. 2004. - 672 с.

. Возрастная и педагогическая  психология [Текст]: учеб. для пед. ин-тов / В.В. Давыдов [и др.] ; под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1989. - 288 с.

. Вульфов, В.З. Воспитание  толерантности: сущность и средства [Текст] / В. З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12-16.

. Выготский, Л. С. Педагогическая  психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

. Голованова, Н.Ф. Социализация  школьников как педагогическое  явление [Текст] / Н.Ф. Голованов. - М. : Эксмо, 1998. - 248 с.

. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности [Текст] / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С.К. Бондыревой. - М.; Воронеж, 2002. - С. 31-40.

. Даль, В.И. Толковый словарь  живого великорусского языка  [Текст] : в 4 т. / В.И. Даль. - СПб.: Динамит, 1998.

Информация о работе Формирование толерантности