Шпаргалка по "Истории литературной критики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:13, шпаргалка

Описание работы

41. В.Г. Белинский об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.Г. Гоголе, Ф.М. Достоевском.
19. Философская критика
10. "Примирительный" период в критической деятельности Белинского.
32. сильные и слабые стороны писарева-критика
17. Белинский об основных тенденциях развития русской литературы 2ой половины 40 годов.
3. Развитие концепции раннего символизма в критич.статьях Д.Мережковского
33. Особенности эволюции литературно-критических взглядов В.Г. Белинского.

Работа содержит 1 файл

literaturnaya_kritika-1373.doc

— 450.00 Кб (Скачать)

 

38. Жуковский о принципах романтизма в лит-ре.

Деятельность  В. А Жуковского в качестве романтика  начинается приблизительно с 1808года, когда  он напечатал свою первую романтическую балладу «Людмила» и возглавил журнал «Вестник Европы», в котором пытался сформулировать свои эстетические принципы. Принципиально романтическим было его отстаивание права поэта на оригинальность, на свободу выбора образцов и правил творчества. После поездки в Германию в 1820-1822 годах, бесед с Гете ( о Байроне), с Тиком ( о Шекспире), знакомства с новейшими романтиками - Гофманом, Беттиной фон Арним, Ж. еще глубже погрузился в романтический мир. Ж. добросовестно подвел итоги своей деятельности как романтика в конспекте истории рус. Лит-ры, написанном в 1826-1827 годах. В неприязни к бурлеску Майкова и жеманной чувствительности Богдановича отразились личные вкусы романтика Ж. В характеристике собственного вклада в рус. Лит-ру он подчеркивал содержательные, романтические моменты, « новизну» понятий и чувств, продемонстрированое им впервые единство личности поэта и его поэзии. Статьи Ж. : « Письмо из уезда» , « О критике». В статье « О достоинствах древних и новых писателей» Ж. пишет о неразрывной связи красоты, чувства изящного с чувством моральным, этическим.

Василий Андреевич Жуковский о принципах  романтизма в литературе

В статье «О достоинстве  древних и новых писателей» (1811) он использует некоторые тезисы статьи Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии», закладывавшей основы европейского романтизма. Он усвоил оттуда положение о неразрывной связи красоты, чувства изящного с чувством моральным, этическим.

Принципиально романтическим было его отстаивание  права поэта на оригинальность, на свободу выбора образцов и правил творчества. Знаменитое положение Ж., высказанное в статье «О басне и баснях Крылова» (1809): «Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах - соперник» - говорит не просто о больших трудностях перевода в одной области, чем в другой, а о романтической свободе духа поэта. После поездки в Германию в 1820-1822 гг. Ж. еще глубже погрузился в романтический мир. Ж. добросовестно подвел итоги своей деятельности как романтика в конспекте истории русской литературы, написанном в 1826-1827 гг. В характеристике собственного вклада в русскую литературу он подчеркивал содержательные, романтические моменты, «новизну» «понятий» и «чувств», продемонстрированное им впервые единство личности поэта и его поэзии.

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Сумароков  и Тредиаковский как классицисты.

С 1730 по 1739 год  В.К. Тредиаковский был единственным крупным представителем зарождавшейся  русской критической мысли. В  качестве существующих препон творчеству Т. называет только «неправильное» ( силлабическое) сложение стихов и неупорядоченность лексикона. Т. впервые ввел понятия « тонический размер» и «стопа» как меру ритма. Т. отверг трехсложные размеры – дактиль, амфибрахий, анапест, спренебрежением отнесся к ямбу. В «Рассуждении об оде вообще» Т. первым сформулировал некоторые признаки одного из ведущих классицистских жанров- жанр оды.  Наболее ценны у критика Т. следующие работы: « Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении, поныне на свет изданном от автора двух од, двух трагедий и двух эпистол» , «Мнение о начале поэзии и стихов вообще» , «Рассуждение о комедии вообще» и мн. др. В «Рассуждении о комедии вообще» и предисловии к «Тилемахиде» Т. ставил классическую древность выше современной ему европейской лит-ры. Он порицал появление в качестве героев эпических поэм не мифологических, а исторических лиц. Из классицистических жанров Т. особенно ценил героические поэмы. «Предызъяснение об героической пииме» - одна из самых содержательнных статей Т.

Он подробно разбирал стр-ру героической поэмы, законы ее красоты и нормы художественности в классицистическом понимании. Эпопея воспевает не личность, не героя, а великое деяние, которое должно быть « единым», «цельным», иметь в себе «причину». Эти же элементы , по мнению Т. должны присутствовать в каждом отдельном эпизоде проиезведения. Т. многое берет у Горация, Аристотеля, Буало, но он вносит и свое- систематизирует теорию героической поэмы. Русские читатели впервые узнали о завязке и развязке, о цельности характеров, омотивированности поступков. Особую статью Т. посвятил комедии. «Смешное есть самое существо комедии», - заявлял он. Т. вплотную подошел к проблеме художественных преувеличений, без которых комедии не бывает. Т. узко истолковывал содержание и форму новейшего эпоса, отвергал гротескные Заострения в комедии. В криитических выступлениях А.П. Сумарокова более или менее законченно оформился кодекс русского классицизма. С. начал издавать первый в Росси частный журнал «Трудолюбивая пчела», соединять критику с журналистикой. Обращает на себя внимание програмная оределенность классицистических убеждений С., выраженных им в двух эпистолах( они объединены под одним названием « Наставление хотящим быти писателями»). Эти эпистолы нужно иметь ввиду, когда говорят о С. как одном из теоретиков классицизма.

С. породнил русский классицизм с французской лит-рой 17-18 веков. С. сосредоточился на разработке теории драмы в статье «Мнение во сновидении о французских трагедиях».

В рус. Лит-ре. С. вел борьбу с равнением на придворные вкусы, с высокопарностью. Борясь против варваризмов в рус. Яз. С. написал статью «О истреблении чужих слов из рус. Яз.». С. много сделал для критики, Он очунь здраво судил о ее прикладном характере. Внес много живости и злободневности в критику, теснее связал ее с худож. Лит-рой и журналистикой.

 

28. Программа раннего романтизма в статьях Батюшкова и Жуковского.

Из всех лит- ных течений начала 19 века наиболее продуктивным оказался ранний романтизм  Жуковского и Батюшкова. Обычно романтизм  Ж. и Б. называют консервативным. Деятельность В. А Жуковского в качестве романтика начинается приблизительно с 1808года, когда он напечатал свою первую романтическую балладу «Людмила» и возглавил журнал «Вестник Европы», в котором пытался сформулировать свои эстетические принципы. Принципиально романтическим было его отстаивание права поэта на оригинальность, на свободу выбора образцов и правил творчества. После поездки в Германию в 1820-1822 годах, бесед с Гете ( о Байроне), с Тиком ( о Шекспире), знакомства с новейшими романтиками - Гофманом, Беттиной фон Арним, Ж. еще глубже погрузился в романтический мир. Ж. добросовестно подвел итоги своей деятельности как романтика в конспекте истории рус. Лит-ры, написанном в 1826-1827 годах. В неприязни к бурлеску Майкова и жеманной чувствительности Богдановича отразились личные вкусы романтика Ж. В характеристике собственного вклада в рус. Лит-ру он подчеркивал содержательные, романтические моменты, « новизну» понятий и чувств, продемонстрированое им впервые единство личности поэта и его поэзии. Статьи Ж. : « Письмо из уезда» , « О критике». В статье « О достоинствах древних и новых писателей» Ж. пишет о неразрывной связи красоты, чувства изящного с чувством моральным, этическим. Эстетическая программа К. Н. Батюшкова сформулирована им в работах: « Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык». В ст. « Нечто о поэте…» содержаться типичные для романтической эстетики утверждения: здесь, например, говорится, что поэзия – это « пламень небесный, который менее или более входит в соотав души человеческой… сочетание воображения, чувствительности, мечтательности.Наиболее развернутую свою программу Б. изложил в «Речи о влиянии…» Все , что Б. говорил о «легкой поэзии», имело отношение к поэтическому твор- ву вообще. Б. считал, что « легкий» род поэзии теснее, чем какой- либо др. род, связан с жизнью. Вот Эти « странности» и вели к открытию личности, т.е. главного принципа романтизма. Романтическое течение, возглавляющееся Ж. и Б. , оставило яркий след в тогдашней литературной жизни. Реальная поэтика этого течения обобщалась в критике слабо . Участники течения за исключением Б, , не оставили серьезных работ по теории своих жанров.

 

13. ЛК 19 века. Ее особенности и представители.

Историко-критический  процесс происходит преимущественно  в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными стали проблемная статья и обзор. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии. Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства.

Наиболее яркие  представители Белинский Виссарион  Григорьевич, Павел Васильевич Анненков , Николай Гаврилович Чернышевский, Николай Николаевич Страхов, Николай Александрович Добролюбов, Дмитрий Иванович Писарев,

Николай Константинович Михайловский.

 

7. Место  ЛК среди других литературоведческих  дисциплин. 

Критика формировалась  исторически, ее предпосылки возникли еще в античности. У критики есть свои прямые связи с жизнью. Эти связи помогают критике судить о литературе в соответствии с логикой жизни. Литература и критика являются самостоятельными формами познания действительности. Критика- важнейшая сторона литературных направлений, она придает им окончательную оформленность и устойчивость. Взаимодействие критики и литературы следует рассматривать как динамически активное, диалектически обратимое , как процесс взаимного обогащения. У критики есть свои исторические традиции. История критики изучается специальной научной дисциплиной под тем же названием. В предмет истории критики входят следующие части: система провозглашаемых критикой в статьях художественных принципов того или иного лит. направления; художественная поэтика направления,; методология и методика анализа художественных произведений.

С философией и  эстетикой критика связана в  области общей теории искусства, методологических предпосылок анализа  произведений. Журналистика для критики – русло, в котором фактически протекает почти вся ее история; поскольку критика – неотъемлемая часть всякого общественно – литературного журнала, то нередко их история пишется совместно, как история сдвоенного предмета. Публицистика всегда благотворно влияет на критику, своим пафосом усиливая ее воздействие. Литературоведение ретроспективно осмысливает опыт критики. Критика занята оценкой текущей современной литературы, ей принадлежит приоритет в открытиях. Литературоведение же изучает прошедшее, оно знает, чем закончилось то или иное явление. Таким образом ЛК имеет свой специфический предмет, свое место в системе научных дисциплин.

 

 31. разнообразие литературно-критических концепций 70-90 19века.

(см. вопросы «Органическая» и «почвенническая» критика)

«Органическая»  критика Григорьева Создателем и, по существу, единственным представителем был Аполлон Александрович Григорьев (1822-1864). В деятельности Григорьева-критика различаются периоды "неославянофильский" (1848-1856), когда, став главным критиком "Москвитянина" (с 1850 г.), он идейно возглавил "молодую редакцию" этого журнала, затем годы работы в журналах "Русское слово" и "Светоч" (1858-1861), отмеченные некоторым сближением с позициями демократов, и, наконец, время сотрудничества (1861- 1864) в журналах братьев Достоевских "Время" и "Эпоха", характеризуемое так называемым "почвенничеством". Метод (систему) "органической" критики Григорьев отделял от принципов критики как романтической, философской, так и "исторической", под которой имел в виду критику Белинского 40-х годов, считая себя в то же время продолжателем Белинского эпохи «зеленого "Наблюдателя"», то есть "Московского наблюдателя" 1837 - 1839 гг. Прямых же своих антиподов и противников Григорьев видел в критике "реальной" и "эстетической". В полемике с критикой "реальной" и "эстетической" Григорьев формулирует собственный взгляд на задачи критики. Согласно ему , критик не только вправе, но и обязан связывать эстетические решения произведения искусства с "общественными, психологическими, историческими - одним словом, интересами самой жизни" ("Критический взгляд на основы..."). Главная задача критики - отыскивать "органическую связь между явлениями жизни и явлениями поэзии, узаконивая только то, что развилось органически, а не просто диалектически" ("Стихотворения Н.Некрасова"). Одновременно критик "истолковывает рожденные, органические создания и отрицает фальшь и неправду всего деланного" ("Критический взгляд на основы..."). В заключение заметим, что критика Григорьева, как всякая оригинальная система, интересна не только для историков литературы. Она сохраняет в ряде моментов свою актуальность и ныне. Таков тезис об "органическом" - произведении, искусстве, художнике. Таковы мысль о связи и даже единстве жизненного творчества с художественным, утверждение, что искусство — дело не узкого круга или касты, но народно-национальное. Таков же и протест против навязывания искусству умозрительных, теоретических задач и целей. «Почвенническая» критика Почвенничество -  русское литературно-общественное направление 60-х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей-разночинцев, группировавшихся вокруг журналов братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864—65); его идеологами и пропагандистами были также А. А. Григорьев и, И. И. Страхов. Термин «П.» возник на основе публицистики Ф. М. Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам. Генетически П. восходит к направлению «молодой редакции» журнала «Москвитянин», существовавшей в 1850—56, и идейно было родственным славянофилам (См. Славянофилы) (в т. ч. их нравственной ориентации на русское крестьянство); вместе с тем представители этого направления признавали некоторые положительные начала и в западничестве (см. Западники). П. выступало против крепостнического дворянства и бюрократии, призывало к «слитию образованности и ее представителей с началом народным» и в этом видело залог прогресса в России. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад» — его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы; полемизировали с журналом «Современник». В 70-е гг. черты П. проявились в философском соч. Н. Я. Данилевского и «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского. Николай Николаевич Страхов (1828 - 1896) (псевдоним - Косица) - деятельнейший критик «почвеннического» направления. Он был крайне тенденциозным в своих приговорах. Если А.Григорьев был мостом от «неославянофильства» к «почвенничеству», то Страхов - мостом от «почвенников» к символистам. Излюбленными темами Страхова были следующие: борьба с западными влияниями в русской литературе (на эту тему у него есть специальный сборник статей); история русского «нигилизма» и борьбы с ним (есть также специальный сборник статей); творчество Пушкина, которое Страхов противопоставлял как недостижимый идеал всем современным русским и мировым писателям; творчество Тургенева и Л.Толстого, которых он расценивал с точки зрения борьбы в русской литературе «нигилистических» и «почвеннических» начал. Под широко понимаемым «нигилизмом» Страхов подразумевал отрицание сложившихся форм жизни, явление, навеянное Западом, но по своей стихийно-дилетантской сути оказавшееся чисто русским. Все оттенки понимания специфики искусства ценны у Страхова. Накопления такого рода наблюдений никогда не пропадали даром в истории критики, рано или поздно они кем-то подхватывались, очищались от формализма и возводились в целую систему научных представлений с более правильным философским и историческим объяснением.

 

                             

 

 

 

 

                        

 

31. Разнообразие  лит. - критич. концепций 70-90-х гг. XIX в.

Общественный  подъем 70-х годов. К началу 70-х годов в России наметились первые признаки нового общественного подъема, связанного с деятельностью революционных народников. У второго поколения революционеров-демократов, осуществивших героическую попытку поднять крестьян на (*14) революцию "хождением в народ", были свои идеологи, в новых исторических условиях развивавшие идеи Герцена, Чернышевского и Добролюбова. "Вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни; отсюда - вера в возможность крестьянской социалистической революции,- вот что одушевляло их, поднимало десятки и сотни людей на героическую борьбу с правительством",- писал о народниках-семидесятниках В. И. Ленин. Эта вера в той или иной степени пронизывала все труды вождей и наставников нового движения - П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева. Массовое "хождение в народ" завершилось в 1874 году арестом нескольких тысяч человек и последовавшими затем процессами 193-х и 50-ти. В 1879 году на съезде в Воронеже народническая организация "Земля и воля" раскололась: "политики", разделявшие идеи Ткачева, организовали свою партию "Народная воля", провозгласив главной целью движения политический переворот и террористические формы борьбы с правительством. Летом 1880 года народовольцы организуют взрыв в Зимнем дворце, и Александр II чудом спасается от гибели. Это событие вызывает шок и смятение в правительстве: оно решает пойти на уступки назначением либерала Лориса-Меликова полномочным правителем и обращением к либеральной общественности страны за поддержкой. В ответ государь получает записки от русских либералов, в которых предлагается немедленно созвать независимое собрание из представителей земств для участия в управлении страной "с целью выработки гарантий и прав личности, свободы мысли и слова". Казалось, что Россия стоит на пороге принятия парламентской формы правления. Но 1 марта 1881 года совершается непоправимая ошибка. Народовольцы после многократных покушений убивают Александра II, и вслед за этим в стране наступает правительственная реакция.

Консервативная  идеология 80-х годов. Эти годы в истории русской общественности характеризуются расцветом консервативной идеологии. Ее отстаивал, в частности, Константин Николаевич Леонтьев в книгах "Восток, Россия и славянство" и "Наши "новые христиане" Ф. М. Достоевский и граф Лев Толстой". Леонтьев считает, что культура каждой цивилизации проходит три стадии развития: 1) первичной простоты, 2) цветущей сложности, 3) вторичного смесительного упрощения. Главным признаком упадка и вступления в третью стадию Леонтьев считает распространение либеральных и социалистических идей с их культом (*15) равенства и всеобщего благоденствия. Либерализму и социализму Леонтьев противопоставил "византизм" - сильную монархическую власть и строгую церковность.  Леонтьев подвергал решительной критике религиозно-этические взгляды Толстого и Достоевского. Он утверждал, что оба писателя подвержены влиянию идей социализма, что они превращают христианство в духовное явление, производное от земных человеческих чувств братства и любви. Подлинное христианство, по Леонтьеву, мистично, трагедийно и страшно для человека, ибо оно стоит по ту сторону земной жизни и оценивает ее как жизнь, полную страданий и мук. Леонтьев является последовательным и принципиальным противником самой идеи прогресса, которая, по его учению, приближает тот или иной народ к смесительному упрощению и смерти. Остановить, задержать прогресс и подморозить Россию - эта идея Леонтьева пришлась ко двору консервативной политике Александра III.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории литературной критики"