Шпаргалка по "Истории литературной критики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:13, шпаргалка

Описание работы

41. В.Г. Белинский об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.Г. Гоголе, Ф.М. Достоевском.
19. Философская критика
10. "Примирительный" период в критической деятельности Белинского.
32. сильные и слабые стороны писарева-критика
17. Белинский об основных тенденциях развития русской литературы 2ой половины 40 годов.
3. Развитие концепции раннего символизма в критич.статьях Д.Мережковского
33. Особенности эволюции литературно-критических взглядов В.Г. Белинского.

Работа содержит 1 файл

literaturnaya_kritika-1373.doc

— 450.00 Кб (Скачать)

 

 

1.Предмет и задачи ЛК

Критика литературная — пристрастное интуитивно-интеллектуальное прочтение словесно-художественных текстов, пронизанное при этом интересами, волнениями, соблазнами, сомнениями, связующими словесное искусство с многоцветной реальностью жизни. По заключению Р.Барта, К.л. «занимает промежуточное положение между наукой и чтением». Литературный критик, способный выразить индивидуальное понимание художественных откровений, заключенных в тексте, — сознательный или невольный посредник на пути литературно произведения от автора к читателю.

Литературно-критическому труду почти неизменно сопутствует  полемический диалог с автором, с  предполагаемыми читателями, с коллегами-оппонентами. Литературный критик одним из первых, не имея еще за собой традиций интерпретации новорожденного текста, определяет его ценностные параметры. Критик может обращаться и к текстам, давним по своему происхождению, но продолжающим властно влиять на умонастроение тающей публики.

В современной  филологии различают 

-профессиональную  ЛК(литературно-критическая деятельность, ставшая для автора доминирующим  родом занятий, это явление  пограничное между художественной  словесностью и литературоведением);

-писательскую  ЛК(литературно-критические и критико-публицистические выступления литераторов, основной корпус творческого наследия которых — художественные тексты);

-читательскую  ЛК(многообразные реакции на художественную  словесность, принадлежащие людям,  профессионально не связанным  с литературным делом).

ЛК, история литературы, теория литературы имеют общий объект исследования - художественную литературу в разнообразных ее родовых, жанрово-композиционных, стилевых проявлениях и историческом развитии художественных направлений, однако каждая из них рассматривает совместный объект под другим углом зрения, поэтому имеет свой предмет, своеобразные задачи. Предметом собственно литературной критики является текущий литературный процесс,  прежде всего новые опубликованные художественные произведения, т.ж. художественно-эстетическое своеобразие новых завершенных произведений, новые тенденции текущего, литературного процесса, их особенности, направленность, производительность, отличие от других. 

История литературной критики имеет другие объект, предмет и задачи. Объектом ее рассмотрения становятся не художественные явления сами собой, а результаты деятельности литературных критиков. Историк литературной критики сосредоточивает внимание на оценках, суждениях, размышлениях, выводах литературных критиков определенных эпох, в соотнесении с теми художественными явлениями, которых касаются оценки, суждения, размышления и выводы критика-предшественника. Историю ЛК интересует мотивы оценочных суждений, критерии оценок, общественную обусловленность литературно-критических выступлений тогдашних критиков. В предмет истории литературной критики включаются также механизмы "давления" общественного мнения, издателей, цензоров - политической системы в целом с соответствующим ей типом культуры на писателей и критиков. Всесторонне раскрыть все грани предмета истории литературной критики можно только на основе обстоятельного ознакомления с различными источниками.

Задача курса  истории литературной критики двунаправлена. Во-первых, она воспроизводит целостную картину становления, формирования и развития критики как органической части литературного процесса; выявляет внутреннюю логику развития литературной критики, роль критики в художественной культуре общества. Во-вторых, история литературной критики, освещая достижения и потери литературной критики на всех этапах развития национальной духовной культуры, способствует подготовке новых квалифицированных критиков.

 

16. А.  Белый и А. Блок как лит.  критики.

А. Белый был  теоретиком, старавшемся в области  критики связать все идеи символизма в единое целое. Под псевдонимом А. Белый писал Борис Николаевич Бугаев, сын профессора-математика Московского университета.А. Белый упорно пытался сформулировать эстетическое кредо символизма и ответить на вопрос: что же такое символизм? Необходимо различать то, что говорил А. Белый в самый разгар своей деятельности в "Весах"(1904-1909), в сборниках программных статей "Символизм"(1910), "Луг зеленый" (1910), "Арабески"(1911) и то, что он писал позднее в мемуарах "На рубеже двух столетий" (1930)", "Начало века. Воспоминания". В одной из самых важных статей- "Проблема культуры"- Белый соединил важнейшие постулаты и выводы своей теории: символизм подчеркивает примат творчества над познанием, возможность в художественном творчестве преображать образы действительности, в этом смысле символизм повышает зачение формы художественных произведений, символизм повышает значение формы художественных произведений, символизм придает смысл изучения стиля, ритма, словесной инструмеровки памятников поэзии и литературы, признает принципиальное значение разработки вопросов техники в музыке и живописи. Символ есть образ, взятый из природы и преобразованный творчеством; символ есть образ, соединяющий в себе переживания художника и черты, взятые из природы.

А. Белый ввел категорию "переживания", еще больше расширил сферу бесконтрольной субъективности поэта. Символизм означал осуществленный до конца синтез; в символизации совершался якобы процесс "становления новых качеств"; в словесной изобразительности - "диалектика течения новых словесных значений". Истинные прцессы творчества, писал он, должны быть освобождены от догматики любой школы, течения, направления, политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Субъективно-социологическая  критика. Ее особенности.

Такова критика  младшего современника и в определенном смысле наследника русских демократов-шестидесятников  Ник.Конст.Михайловского (1842-1904). Основной предпосылкой критики М. явилось "народничество". Показательно, что многие из литературно-критических статей М. представляли собой, наряду с политическими тирадами, лирическими воспоминаниями и т.п., своеобразные фрагменты журнально-публицистических обзоров критика. Внутреннее единство литературно-критической позиции М. определено его социологией. М. социолог поскольку связывает идеологическое явление с психологией, интересами и устремлениями той или иной социальной группы, сословия, класса, а также ищет общественные закономерности развития человечества. Верховным мерилом всех общественных ценностей М. считал личность, индивидуальность, при этом личность не конкретно-историческую, а абстрактную. Другими важнейшими социологическими категориями М. были понятия о "типах и степенях развития", чести и совести, "бессовестной силе" и "бесчестной слабости". С их помощью критик оценивает собственно человеческие потенциал и возможности того или иного сословия. Задача литературы, публицистики, критики состояла, по М, прежде всего в пробуждении совести среди привилегированных сословий и разоблачении "бессовестной силы", угнетающей народ, а также в воспитании в массах трудящихся чувства чести и преодоления ими "бесчестной слабости", усугубляющей народное закабаление. Указанное выше понимание задач литературы и критики предопределило восприятие М. современных ему русских писателей. Ближе всех ему оказался Салтыков-Щедрин, дальше всех - фактически не принятый Достоевский. В рамки категорий "бессовестной силы", "бесчестной слабости", "кающегося дворянина", впрочем, не укладывался и Тургенев, о котором пишет в циклах "Из литературных и журнальных заметок 1874 года" и др. Этим обстоятельством, видимо, и продиктован общий взгляд М. на Тургенева как художника по преимуществу "общечеловеческого", идеалы которого не отличались ясностью и конкретностью. В отличие от Тургенева Л.Толстой был воспринят М. как писатель, в ряде мотивов созвучный представлениям критика и о русском обществе и о задачах передового современника, в частности художника. Отношение М. к Достоевскому сконцентрировано в том определении этого художника, которое критик вынес в заглавие своей статьи - "жестокий талант". Отличительной чертой автора "Преступления и наказания" М. считает "страстное возвеличение страдания", к чему писателя "влекли три причины: уважение к существующему общему порядку, жажда личной проповеди и жестокость таланта. Достоевский, как и Л.Толстой, стал решающим испытанием возможностей социологической критики М., априорность которой смыкалась по логике крайностей с вульгаризацией - в особенности когда речь заходила о художниках, идеологически чуждых критику. Хваля Гаршина за "память о человеческом достоинстве", критик одновременно сетует на ту безнадежную перспективу, которая окрашивает рассказы и повести писателя. В Глебе Успенском М. видит идеологически близкого и родственного себе человека. Наиболее близким из современных ему русских художников был для М. Салтыков-Щедрин, о котором критик, надо отметить, высказал и наибольшее число плодотворных суждений. Автору "Господ Головлевых" М. посвятил огромную работу "Щедрин", в которой рассмотрел отношение писателя к литературе и к народу, к господствующим классам и его взгляд на будущее, а также обстоятельно остановился на своеобразии Щедрина-художника. Современник Чехова и молодого М.Горького, М. писал и о них. В 90-е гг. М., сохранивший верность общественным представлениям и идеалам народничества, как критик выступает редко, сосредоточившись на ожесточенной полемике с русскими марксистами.

 

21. Н.Г. Чернышевский о типе «лишнего человека» в русской литературе («Русский человек на rende-vous»). Наиболее активным и популярным литературным направлением 1860-х годов, задававшим тон всей общественно-литературной жизни эпохи, была «реальная» критика радикально-демократической ориентации. Ее главными печатными органами стали журналы «Современник» и «Русское слово». В 1854 г. в «Современнике» дебютирует Николай Гаврилович Чернышевский (1826—1889), который после первых же выступлений привлек к себе внимание прямотой и смелостью суждений. Он требует от писателей правдивого и осмысленного изображения реалий окружающей действительности, раскрывающего современные социальные конфликты и демонстрирующего тяготы жизни угнетенных сословий. Стремлением продемонстрировать изменение общественных потребностей можно объяснить и суровое отношение Чернышевского к умеренно-либеральной идеологии, зародившейся в 1840-е годи: журналист считал, что трезвого и критического понимания действительности на современном этапе недостаточно, необходимо предпринимать конкретные действия, направленные на улучшение условий общественной жизни. Эти взгляды нашли выражение в знаменитой статье «Русский человек на rendezvous (1858), которая примечательна и с точки зрения критической методологии Чернышевского. Небольшая повесть Тургенева «Ася» стала поводом для масштабных публицистических обобщений критика, которые не имели целью раскрыть авторский замысел.  Впервые опубликованная в журнале "Атеней", 1858, No 18.  статья написана как отклик на тургеневскую повесть "Ася", которая была напечатана в "Современнике" в том же году. Рассматривая главного персонажа повести точно под сильным микроскопом, критик обнаруживает в нем общность с другими литературными героями русской литературы, с так называемыми "лишними людьми". Россия в канун отмены крепостного права бурлила. Требовались действенные решения. А "лишние люди", унаследовав от своих предшественников 30--40-х годов склонность бесконечно анализировать свои внутренние переживания, оказались неспособными перейти от слов к делу, оставались "все в той же позиции". Этим объясняется резкость тона и язвительность выступления Чернышевского против традиционной идеализации мнимых "героев". И в этом историческое значение его размышлений о "нашем Ромео", герое повести "Ася", который "не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к которым он привык... он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск...". Между тем ведь этот "недогадливый" человек умен, он много испытал в жизни, богат запасом наблюдений над самим собою и другими.    Критик-публицист в статье "Русский человек на rendez-vous" обращается к дворянской либеральной интеллигенции с серьезным предупреждением: кто не посчитается с требованиями крестьянства, не пойдет навстречу революционной демократии, отстаивающей жизненные права трудового народа, тот в конечном счете будет сметен ходом истории.

50. особенности  литературной критики Д.С.Мережковского

В истории литературной критики и журналистики конец XIX — начало XX столетий совпадает с границами уникального явления культурной жизни России — Серебряным веком. Уже к началу 1890-х годов литературная критика разных направлений и школ остро почувствовала изменение художественной ситуации и сделала вывод об исчерпанности отечественной классической литературы, восходящей к 1840-м годам. Перед критикой, естественно, встали вопросы, связанные, с одной стороны, с осмыслением и обобщением итогов почти полувекового развития русской литературы, а с другой — с определением магистрального направления его дальнейшего движения.

Кризисные тенденции  своего времени ярко выразил в  многочисленных сочинениях поэт, беллетрист, переводчик, религиозный мыслитель, литературный критик Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865— 1941), Совсем молодым человеком он дебютировал на литературно-критическом поприще в журнале «Северный вестник». В начале 1890-х годов он выступил как ревностный приверженец «субъективной критики», противопоставив ее критике объективной, «научной», стремящейся только к холодной бесстрастной исторической достоверности. Принципы истолкования произведения, его интерпретации у Мережковского сводились к тому, чтобы дать литературному, историко-культурному факту религиозное обоснование. Мережковский считал, что в мировой жизни существует полярность, в ней борются две правды — небесная и земная, дух и плоть, «Христос и Антихрист». Первая проявляется в стремлении духа к самоотречению и слиянию с Богом, вторая — в стремлении человека к самоутверждению, владычеству индивидуальной воли. В ходе истории два потока в предвестии будущей гармонии могут разъединяться, но дух постоянно устремлен к их высшему слиянию, которое станет венцом исторической завершенности. Мережковский был первым литературным критиком, который с чрезвычайно субъективной декадентской точки зрения проанализировал эволюцию творчества крупнейших русских писателей, доказывая наступление кризиса старого классического реализма и возрождение неоромантизма.

Мрачными были выводы Мережковского относительно современной критики. За некоторым исключением, критика была «силой противонаучной и противохудожественной», сводившейся к публицистике. Здесь он имел в виду революционно-демократическую критику. Вслед за В. Соловьевым он назвал Лермонтова поэтом «сверхчеловечества». В своей работе «Лермонтов — поэт сверхчеловечества» (1909) Мережковский писал, что «Пушкин — дневное, а Лермонтов — ночное светило русской поэзии», что «у Пушкина — созерцательность, а у Лермонтова — действенность»; что и «Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и Толстой — все смирялись, один Лермонтов не смирился». Мережковский отрицал революционность Лермонтова. Бунтарство Лермонтова истолковывалось Мережковским в религиозно-мистическом духе. Мережковский искажал облик великого поэта, протестовавшего против общественного угнетения, против конкретных явлений современного ему общества. Мережковский отрицал социальную правдивость творчества Лермонтова и его общественно-историческое значение. Искусно подбирая мотивы и отдельные выражения («матерь божия», «пустыня внемлет богу», «крест несу я без роптанья»), Мережковский называл Лермонтова еще и пророком наступающего сейчас некоего «религиозного народничества». Поскольку русскому народу религиозность сродни, то Лермонтов более народен, чем Пушкин. Пушкин в жизни весь на людях, но в творчестве один, а Лермонтов, наоборот, в жизни один, а в творчестве идет к людям. Мережковский прямо-таки одолеваем желанием познания Лермонтова, словно пытливый естествоиспытатель, жаждущий познания какого-то природного явления. Мережковский убедительно показал несостоятельность соловьевского суда над Лермонтовым с позиций "положительного" христианского "всеединства".

 

6. Эстет-кие  и литер-критич-е взгляды М.В.  Ломоносова.

Главными создателями теоретич.системы рус-го классицизма были Тредиаковский,Ломоносов(Л.) и Сумароков.Но недароб Белинский весь начальный период русской литературы назвал «ломоносовским».Несмотря на большие заслуги его сподвижников,только Л. смог теоретически,на подлинно научной основе провести реформу рус-го стихосложения,обосновать значение различных литературных стилей,произвести в соответствии с выдвинутыми эстетическими принципами полный переворот в руск. поэзии. Произведения,которые Л. Написал как критик:»Письмо о правилах российского стихотворства»(1739),»Риторика»,»Краткое руководство к красноречию».В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Л. Изложил учение «о трёх штилях». Осталась незаконченной статья «О нынешнем состоянии словесных наук в России»,обещавшая быть острым разбором произведений Сумарокова.

Новаторство Л.-критика. Решительно порвал с силлабическим  стихосложением.Исходя из духа русского языка,он объявил силлабо-тонический принцип стих-жения пригодным  для всей тогдашней русской поэзии. Л. Особенно предпочитал ямб,т.к. ямб-самый гибкий размер и по числу возможных ритмов богаче других размеров. Л.стремился эстетически осмыслить динамику ритмов. В «Кратком руководстве к красноречию» Л. Разработал основные начала русской эстетики поэтики,учил искусству «красно говорить» и писать.При всей заботе о «красном говорении» поэзия имеет конечную цель – истину. Также Л.сформулировал основные качества тропов, обогащая классификацию примерами. В «Риторике»,проводится ещё одна ценная тема-об «эрудиции» оратора. Л.настаивает на специальной учёбе оратора,поэта. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Л. Раскрыл объективное соотношение различных стихий в рус.лит.яз-ке.Решая проблему соотношения церковосл-го и рус-го языков, он совершенно правильно подчёркивал значительную их родственность.Создавая «теорию трёх штилей»,Л. Хотел дать простор разговорной,народной речи. Л. Не только разгораничил разные стихии языка, но и последовательно закрепил за ними определённые жанры.К высокому стилю он отнёс героические поэмы, оды.К среднему- театральные сочинения,дружеские письма о высоких предметах,элегии.К низкому стилю- комедии,эпиграммы,песни и обыкнов.письма. «Письмо о правилах российского стихотворства»,«Краткое рувов-во по красноречию» и «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» образуют цикл наиболее теоретических работ в критическом наследии Л. Но у него намечалась и чисто прикладная критика,со своим кругом актуальных вопросов.Сюда можно отнести «Рассуждение об обязанностих журналистов…», «О качествах стихотворца рассуждение». В пылу полемики, Л. Старался преподать образцы объективного разбора сочинений, разработать морально-этический кодекс деятельности критика и журналиста.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории литературной критики"