Шпаргалка по "Истории литературной критики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:13, шпаргалка

Описание работы

41. В.Г. Белинский об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.Г. Гоголе, Ф.М. Достоевском.
19. Философская критика
10. "Примирительный" период в критической деятельности Белинского.
32. сильные и слабые стороны писарева-критика
17. Белинский об основных тенденциях развития русской литературы 2ой половины 40 годов.
3. Развитие концепции раннего символизма в критич.статьях Д.Мережковского
33. Особенности эволюции литературно-критических взглядов В.Г. Белинского.

Работа содержит 1 файл

literaturnaya_kritika-1373.doc

— 450.00 Кб (Скачать)

41. В.Г.  Белинский об А.С. Пушкине, М.Ю.  Лермонтове, Н.Г. Гоголе, Ф.М. Достоевском.

А.С.ПУШКИН Критик подходил к оценке творчества Пушкина конкретно, исторически. В "Пушкинских" статьях Белинский поставил много общих вопросов эстетики. Подчеркивает земной, гуманистически глубоко нравственный характер поэзии Пушкина. Он подчеркивал, что Пушкин поставил в своем творчестве кардинальные вопросы русской жизни. «Онегин» имеет огромное историческое и общественное значение. Со стороны формы произведение, в высшей степени художественное, со стороны содержания самые его недостатки составляют его величайшие достоинства. В "Онегине" мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества», это  поэма историческая в полном смысле слова. Её можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

Н.В.ГОГОЛЬ Гоголь находится в центре внимания В. Г. Белинского начиная с 1835 г. Он написал около двадцати статей и рецензий, посвященных Гоголю. Гоголь был любимым писателем Белинского, в статьях и письмах которого содержится не только глубочайший теоретический анализ творчества Гоголя, но и живое, непосредственное восприятие его как современника - писателя и человека. Отзывы Белинского о Гоголе не просто противостоят мнениям хулителей писателя, он отвергает попытки сузить талант Гоголя только до комической способности.  По его мнению "Талант Гоголя состоит в удивительной способности изображения жизни ее неуловимо-разнообразных проявлениях". Принципиальная для самого критика, статья "О русской повести и повестях г. Гоголя" сыграла огромную роль и в утверждении Гоголя на пути писателя-реалиста.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Белинский указал на огромное значение Лермонтова в развитии русской поэзии. Основные статьи о Лермонтове о «Герое нашего времени» и о «Стихотворениях М. Лермонтова».  В 1839 году в «Московском Наблюдателе» он дал необычайно высокую оценку «Бэлы», появившейся в «Отечественных Записках», и откликнулся на несколько стихотворений Лермонтова, также только что напечатанных в «Отечественных Записках» («Дума», «Поэт», «Ветка Палестины» и «Не верь себе»). Только к двум вещам — «Ангелу» и «Узнику» — Белинский остался холоден, другие же лермонтовские стихотворения  не переставали его волновать. Вскоре после встречи и беседы с Лермонтовым Белинский написал свою статью о «Герое нашего времени». В образе Печорина Белинский увидел правдивое и бесстрашное отражение трагедии поколения передовых людей 40-х годов.  Белинский показывает многообразие тематики стихотворений, находя у Лермонтова «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». После трагической гибели Лермонтова перед Белинским на первый план выдвинулась проблема историко-литературной оценки его творчества, связи его произведений с прошлым и будущим русской литературы.

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ Белинский при первом же знакомстве с "Бедными людьми" угадал в их авторе "талант необыкновенный и самобытный", "в высокой степени творческий" и предсказал ему великое будущее. Главную силу Достоевского Белинский усматривает в "глубоком понимании и художественном воспроизведении трагической стороны жизни". Не менее точным и верным было указание Белинского на качественное отличие Достоевского от Гоголя и писателей "натуральной школы", т.к. уловил то принципиальное новшество в изображении Достоевским "маленького человека", которое заключалось в переносе акцента с внешних причин его нравственно-психологического состояния самочувствия (бедности, социальной приниженности и т.п.) на мотивы внутренние, личностные.  Иной оказалась позиция критика с выходом в свет таких произведений, как "Двойник", "Господин Прохарчин", "Хозяйка" (1846-1847) - ни одно из которых Белинским принято не было.  Пафос произведений Достоевского, а также его новаторская концепция человека не были в должной мере поняты Белинским.

19. Философская критика

Хронологически  она складывается в России почти  одновременно с критикой Н.Полевого и в полемике с нею. Но не только. Философская критика по своим исходным позициям объективно противостояла романтическому миропониманию в целом. В этой направленности она была результатом кризиса романтического мировоззрения - кризиса, начало которого в России совпало с политическим поражением декабризма как субъективно-романтического разумения истории и ее движущих сил. Пафос историзма, поиск законов самодвижения общественной истории  вот пафос философского миропонимания, характерного для этого движения в области критики и идеологии вообще. Философская критика зарождается в России примерно в 1825 - 1828 гг., когда в статьях Д.В.Веневитинова (о первой главе "Евгения Онегина") и Н.И.Надеждина были сформулированы ее основные принципы, и активно развивается по 1836 год, когда был закрыт журнал Надеждина "Телескоп". Основными ее представителями были участники Общества любомудров В.Ф.Одоевский, Д.Веневитинов, Иван Киреевский, близкий в ту пору к "любомудрам" С.П.Шевырев, а также глава философского кружка 30-х гг. Н.В.Станкевич. В так называемый "примирительный" период (с 1837 по 1840-1841 гг.) своей творческой эволюции позиции философской критики во многом разделял и Белинский. Основным печатным органом философской критики был журнал Н.Надеждина "Телескоп" (1831-1836). Известное представление о подходах философской критики может дать статья Д.Веневитинова 1825 года «Разбор статьи о "Евгении Онегине"», помещенной в 5-м № "Московского Телеграфа" на 1825 род». Уже в статье Веневитинова выявилось то превосходство философской критики над субъективно-романтическими суждениями Полевого, которым философский подход обязан систематичности и единству взгляда на предмет. Стремление построить все здание литературной науки и критики на прочном фундаменте исторических законов, открытых современной философией, нашло наиболее последовательного и талантливого выразителя в Николае Ивановиче Надеждине Помимо идеи объективной необходимости (закономерности) развития истории и искусства, предостерегавшей человека от субъективизма и произвола в общественном поведении и суждениях о литературе немецкая классическая философия обогащала критику Надеждина идеей диалектического движения искусства как естественной замены одной его формы (фазы) другой.В свойственном Надеждину противоречии между его общими установками и суждениями о тех или иных явлениях современной русской и европейской литератур (например, Пушкине, Байроне) отразилась и слабая сторона русской философской критики.

 

 

10. "Примирительный" период в критической деятельности  Белинского.

С осени 1837-го и  по осень 1840 г. Белинский переживает так называемое "примирение" с  российской действительностью. Литературно-эстетическая позиция критика этой поры изложена им в следующих основных статьях: «"Гамлет". Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838); "Бородинская годовщина. В.Жуковского" (1839); "Очерки бородинского сражения. (Воспоминания о 1812 годе). Соч. Ф.Глинки" (1840); "Горе от ума. Соч. А.С.Грибоедова" (1840) и в особенности - "Менцель, критик Гете" (1840).

Для философско-эстетической мысли и общественно-политической позиции Белинского период стал серьезным  внутренним испытанием, из которого критик вышел более закаленным и убежденным. Мышление Белинского в борении с самим собою обрело ту глубокую диалектичность, без которой немыслим и последний - материалистический этап в его деятельности, невозможна концепция критики как "движущейся эстетики".

В эти годы Белинским  была начата разработка одной из важнейших категорий его собственной, а также и всей последующей русской критики - понятия художественности, которая мыслится критиком как качество не только самоценное, но и самодовлеющее. Подлинно художественное произведение, считает Белинский, чуждо каким бы то ни было моральным, нравственным, социальным интересам и намерениям и не имеет цели вне себя. Основные требования (признаки) художественности: объективность автора, полнота созерцания (охвата) им действительности и беспристрастность.

В этот период Белинский  решает избавиться от мелочных страстей - самолюбия, тщеславия, а заодно и  от той "внешней жизни", которой, как он полагал, эти страсти обязаны  своим существованием. Он пошел на сознательное отчуждение от текущей  общественной жизни, бесконечно мучающей, но не дающей разрешения мучениям, душевному хаосу и вечному разладу с собой, - ради жизни "внутренней" - "идеальной", жизни в сфере Духа, Идеи и их величавых и всегда гармонических законов.

И все же полностью  подавить в себе потребность активной внешней деятельности для такого человека, как Белинский, было непросто. В душе критика в это время борются два начала:

1)данное опытом  и работой собственной мысли  представление об окружающей  действительности как самой скверной, ни с какими требованиями разума не совместимой, словом, начало чисто отрицательное;

2)взятое на  веру представление о вселенной  как о едином, прекрасном порядке,  проникнутом дивной гармонией  художественном произведении, перед  величием которого должно склониться недовольство отдельной личности.

Верх взяло  второе начало. Белинский смиряет  свой критицизм.

Главными вехами на пути преодоления примирительных настроений были статьи "Горе от ума. Соч. А.С.Грибоедова" (1840) и "Стихотворения  М.Лермонтова" (1841).

"Примирение" с российской действительностью в известной степени затормозило формирование у Белинского эстетики критического реализма. Однако школа гегелевской философии и философской критики, пройденная в эти годы, оказалась для Белинского в конечном счете плодотворной. Именно в эту пору был заложен фундамент учения о художественности, в котором критик развил ряд положений Н.Надеждина. При этом оно не ограничилось требованиями объективности, полноты созерцания идеи и беспристрастности, впоследствии Белинским пересмотренными. Основополагающей стала мысль о глубоком единстве художественного произведения, естественности его развития и связи частей с целым, гарантом которых признавалась поэтическая идея, проникающая решительно все грани и компоненты создания.

Преодоление настроений "примирения" открыло Белинскому путь к законченной теории критического реализма, к конкретно-эстетической оценке творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, к идейному руководству "натуральной школой".

 

32. сильные  и слабые стороны писарева-критика

Дмитрий Иванович Писарев (1840 - 1868) считал себя прямым продолжателем "реальной" критики Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Правильно понять своеобразие литературно-критической позиции Писарева можно лишь с учетом ее значительных отличий не только от критики "эстетической", "органической" или "почвеннической", но и позиций Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Это отличие проявилось в равнодушии Писарева к такой теоретической предпосылке критики его предшественников, как диалектика. Немецкой классической философии Писарев противопоставляет методологию и выводы новейшего естествознания и современной исторической науки. Антропологизм, в целом послужил у Писарева (как и у Белинского, Чернышевского, Добролюбова) освободительным идеям и вере критика в конечную победу человеческой природы. Своеобразна и социально-политическая предпосылка писаревской критики: Писарев - революционный демократ в том смысле, что он отнюдь не исключает возможность и законность революционного преобразования русского общества в интересах всех "голодных и раздетых". Ему вполне ясен и факт эксплуатации народа господствующими сословиями; это отчетливо дано понять в памфлете "Пчелы" (1862), статьях "Очерки из истории труда" (1863), "Генрих Гейне" (1867), "Французский крестьянин в 1789 году" (1868) и др. Решающую роль в русском общественном движении Писарев отводит не массам, но мыслящим личностям - демократической интеллигенции, всем, кого критик, начиная со статьи "Базаров" (1862), назовет "реалистами". Задачи современной русской литературы: она должна быть подчинена также требованию прямой пользы и "экономии умственных сил", она вносит в общество естественнонаучные знания, способствуя правильному разумению человеком своей природы, а также формируя критическое мышление, она дает для последнего обильный материал из всех сфер общественной жизни. Наконец, она создает в своих произведениях образы "реалистов" с "реалистических" же авторских позиций. Писаревская трактовка задач литературной критики. В конкретном преломлении пропаганда критикой "реализма" у Писарева означала: 1.борьбу за базаровых-"реалистов" и против их клеветников; 2.показ несостоятельности людей, далеких от "реалистов"; 3.разоблачение чуждых "реалисту" ценностей и теорий; 4.разоблачение мнимых "реалистов"; 5.анализ материалов, способствующих умственному формированию людей "нового типа".

 

 

 

 

 

 

 

17. Белинский  об основных тенденциях развития  русской литературы 2ой половины 40 годов.

Основные статьи этого  периода критики Белинского - годовые  обзоры с 1841 по 1848 г., а также "Речь о критике" (1842), одиннадцать статей пушкинского цикла (1843-1846), отзывы о "Мертвых душах" Гоголя, статьи и суждения о "натуральной школе", письмо к Гоголю 1847 года. В 40-е гг. завершается формирование критико-эстетических принципов Белинского. В философской области критик исходит из примата бытия над сознанием. Материалистическое представление критика о человеке развивается в рамках его антропологической концепции, приобретающей, однако, у критика глубокую гуманистическую направленность. По своей общественной позиции Белинский в этот период - революционный демократ, признающий право на революционное насилие. В области эстетической его взгляды освобождаются от априорности, абстрактности и объективизма, оплодотворяясь диалектикой и конкретным историзмом.

Эти основы критики Белинского 40-х гг. обусловили ее наибольшую адекватность как потребностям русского общества, так и Равной тенденции русской  литературы к критическому реализму, заявившей себя прежде всего в  поэме Гоголя "Мертвые души" и в "натуральной школе". Увидев в поэме Гоголя блестящее подтверждение своим высоким ранним оценкам писателя, Белинский уже в первой рецензии на "Мертвые души" называет их "творением чисто русским, национальным, выхваченным из тайника народной жизни… ". Трактовка гоголевской поэмы у Белинского оказалась прямо противоположной шевыревской и аксаковской, в которых субъективность "Мертвых душ" либо порицалась, либо вообще не признавалась. Статья "Объяснение на объяснение..." явилась развернутым манифестом конкретно-исторического подхода к художественному произведению. Как показала полемика вокруг "Мертвых душ", Белинский полностью отказывается в 40-е гг. от своих прежних тезисов о созерцательности и бессознательности творческого акта, как и о несовместимости художественности с моральными, нравственными и социальными интересами и целями. В статьях Белинского о "Мертвых душах" был заложен идейно-эстетический фундамент целой литературной школы, получившей с 1846 г. название "натуральной". Ее идейно-творческие принципы разработаны критиком в следующих статьях: "Русская литература в 1842 году", вступление к сборнику "Физиология Петербурга" (1845), "Русская литература в 1845 году", в рецензии на "Петербургский сборник" (1846), а также в «Ответе "Москвитянину"» (1847) и в годовых обзорах русской литературы за 1846 и 1847 гг.

"Натуральная школа", согласно. Белинскому:

Информация о работе Шпаргалка по "Истории литературной критики"