Типы лексических макрострукткр поэтического текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей лексического структурирования поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Поставленная цель определила постановку следующих задач:
На основе изученной научной литературы определить особенности лексического структурирования поэтического текста.
Проанализировать лексические макроструктуры поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Определить позиции, которые занимают доминантные лексические микроструктуры в макроструктуре поэтических текстов В.Высоцкого.
Выявить ведущий тип лексической макроструктуры поэтического текста в идиостиле В.Высоцкого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1.1. Истоки коммуникативно-прагматического
изучения поэтического текста………………………………………………….7
1.2. Специфика художественного текста…………………………………….17
1.3. Роль ключевых слов в смысловом
развёртывании поэтического текста…………………………………………..30
1.4. Понятие лексической структуры
поэтического текста…………………………………………………………….39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………43
Глава 2
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ
СТРУКТУР ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
В.ВЫСОЦКОГО………………………………………………………………...44
2.1. Методика коммуникативно-прагматического
исследования лексической структуры
поэтического текста………………………………………………………………….44
2.2. Типология лексических макроструктур
в идиостиле Владимира Высоцкого.
2.2.1. Дедуктивные лексические макроструктуры…………………………………50
2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры……………………………55
2.2.3. Индуктивно-дедуктивные
лексические макроструктуры…………………………………………………...60
2.2.4.Кольцевые лексические макроструктуры………………………………..63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….80

Работа содержит 1 файл

дипломМышалова.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

При коммуникативно-прагматическом исследовании поэтического текста нельзя обойти вниманием основную коммуникативную  единицу – слово. Коммуникативные свойства слова с наибольшей полнотой проявляются в художественном тексте, особенно в поэтическом. Именно здесь лексическая единица попадает в более сильную зависимость от контекста. Рассматривая поэтическое слово, мы считаем более корректным говорить не о его текстовом значении, а о его смысловом содержании в тексте/контексте. Большинство лингвистов связывает термин «смысл» именно содержание слова в контексте [Гальперин И.Р., 1982: 36; Караулов Ю.Н., 1981: 274; Малинович Ю.М. 1989: 83; и др.] В качестве примера приведём стихотворение В.Высоцкого «Звёзды»:

Мне этот бой  не забыть нипочем, – 
Смертью пропитан воздух. 
А с небосклона бесшумным дождем падали звезды. 
А с небосклона бесшумным дождем падали звезды. 
 
Вон снова упала, и я загадал – 
Выйти живым из боя! 
Вот так свою жизнь я поспешно связал с глупой звездою. 
Вот так свою жизнь я поспешно связал с глупой звездою. 
 
Я уж решил – миновала беда, 
И удалось отвертеться... 
С неба скатилась шальная звезда прямо под сердце. 
С неба скатилась шальная звезда прямо под сердце. 
 
Нам говорили: "Нужна высота!" 
И "Не жалеть патроны!" 
Вон покатилась вторая звезда – Вам на погоны. 
Вон покатилась вторая звезда – Вам на погоны. 
 
Звезд этих в небе – как рыбы в прудах, 
Хватит на всех с лихвою. 
Если б не насмерть, – ходил бы тогда с желтой звездою. 
Если б не насмерть, – ходил бы тогда с желтой звездою. 
 
Я бы звезду эту сыну отдал, 
Просто на память... 
В небе висит, пропадает звезда – некуда падать. 

Рассмотрим, как  в данном тексте актуализируется  потенциальная сема слова «звезда». Толковый словарь русского языка  даёт четыре значения этого слова: 1) ‘ небесное тело, ночью видимая как светящаяся точка’; 2)  ‘о деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость’; 3)  ‘фигура, а также предмет с треугольными выступами по окружности’; 4) ‘в армиях некоторых стран: офицерский знак различия в виде пятиконечной звезды на погонах’ [Ожегов 2005:226]. Но ни одно из этих значений не актуализируется в нашем примере. Попав в зависимость от контекста, лексическая единица приобретает несвойственное для себя значение. Так, в приведенном контексте звезда означает  ‘пуля’, которая упала «прямо под сердце» лирическому герою. Такой эффект, по нашему мнению, достигается  за счет сближения ключевого слова звезда с лексическими элементами шальная и под сердце. В семантической структуре данных слов содержится потенциальная сема ‘пуля’.

Таким образом, поэтический текст отличается полифункциональностью. В данном типе художественного текста с особой полнотой проявляются коммуникативные свойства слова.

 

 

1.3. Роль  ключевых слов в смысловом  развёртывании поэтического текста.

Для определения  понятия «структура текста» необходимо более подробно остановиться, во-первых, на тех текстовых знаках, которые в системе его семантических связей занимают ключевое положение, во-вторых, следует определить характер и свойства умозрительного, как бы воображаемого получателем текста, образуемого взаимосвязями ключевых знаков, в-третьих, определить роль и значение структуры текста, понимаемой как итог семантических связей ключевых знаков.

В лингвистической  литературе чаще употребляют термин «ключевое слово». Наряду с ним  можно встретить в сходном значении ещё и такие, как «опорный элемент» (В.В.Одинцов), 2ключевой элемент» (А.В.Пузырёв), «смысловые вехи» ((А.Н.Соколов), «смысловые опорные пункты» (А.АСмирнов), кроме того, множество ключевых слов текста рассматривают как целое, называя его «набором ключевых слов» (Л.В.Сахарный). Объединяет все эти термины то, что они обозначают такие части текста, которые в первую очередь служат для его понимания. Поэтому та или иная ведущая функция таких текстовых элементов, которую выделяет исследователь, является уточнением процесса понимания.  Например, смысловые опорные пункты определяются как «выразители общего смысла, которые объединяют в себе основное содержание текста [Смирнов 1966,с.222]. Они, следовательно, свертывают информацию, тогда как понимание и есть своего рода сокращение, редукция. Свертывание происходит за счет «второстепенной» информации, а оставшаяся, представленная ключевыми словами, является наиболее существенной (тема, смысл, цельность) [Мурзин, Штерн 1991, с.74-75; Новиков 1983,с.36-39].

Для художественного  текста не может быть текстового кода до текста, поэтому нет общего для  автора и читателей тезауруса  с ключевыми словами, как нет  и общего для них референтного или концептуального пространства, которое кодировалось бы знаками тезауруса.  В такой ситуации кажется очевидным, что обнаружение в конкретном художественном тексте знаков, которые, свертывая информацию, указывают на его содержание, возможно только после того, как проделан анализ текста. То, что какой-то знак сигнализирует о смысле текста. Может быть выяснено тогда, когда хотя бы в общих чертах этот смысл ясен. Но тогда мы приходим к противоречию: если ключевые знаки художественного текста могут быть найдены только после того, как понят сам текст, то, несомненно, их роль в понимании текста далеко не первостепенна.

Утверждение о  невозможности адекватного понимания  текста при удалении из него ключевых слов, тем более «ключевых высказываний», в чем, собственно, и состоит их специфика, может иметь силу по отношению к тексту закона, патентной заявки, объявления и т.п. С художественным текстом подобного рода эксперименты вряд ли уместны. В нем смысловая нагруженность отдельного слова (знака) предопределяется только текстом как целым, поэтому в аспекте понимания ключевым в собственном смысле этого слова будет прежде всего сам текст. И чем в большей степени некий знак приближается по своему объему и свойствам к целому тексту, тем больше оснований расценивать его как ключевой относительно обрамляющего (материнского) текста.  При такой трактовке ключевого знака он  оказывается не чем иным, как сильной позицией текста. В силу этого до ответа на поставленный вопрос о подлинной роли ключевых знаков именно в художественном тексте остановимся на соотношении «ключевой знак  – сильная позиция».

Сходство сильных позиций и ключевых знаков закономерно. Так, в частности, отмечают тенденцию ключевых знаков к концентрации в начале текста [Сахарный 1988,с.42] и как следствие – возможность совпадения с заглавием [Пузырев 995, с.133] Ключевой знак квалифицируется как дейтический (индексальный), указывающий на смысл, общее содержание текста. Ключевым признается не только слово, но и словосочетание, предложение, сверхфразовое единство [Пузырев 1995,с.24], а набору ключевых слов придается статус «текста-примитива» – предельно уменьшенной модели содержания того текста, «ключом» к которому  он является. Ключевые знаки, как уже говорилось, обладают свойством свертывать информацию, несомую целым текстом, и поэтому они относятся к метатекстовым.

        Главное отличие ключевых слов от сильных позиций определяется их

функциями в  тексте. Сильные позиции служат для  понимания текста, которое почти  всегда начинается с одной из них  – заглавия. В то же время понимание  никак не может начинаться с ключевых знаков. Они наряду с другими знаками задействованы в процессах понимания текста получателем. Однако тот факт, что их роль, возможно, была в этих процессах доминирующей, может быть установлен лишь с позиции уже имеющейся у получателя версии смысла. Только в этом  случае появляется основание  для применения термина «ключевой»; раньше могли быть гипотезы и догадки, которые теперь отвергаются или принимаются и дополняются. А после этого обнаруженные знаки становятся действительно ключевыми, однако не только, а может быть, и не столько для углубления понимания текста, сколько для построения его интерпретации. Её невозможно проводить, не опираясь на те текстовые знаки, которые в большей мере, чем другие, выражают уже известную получателю версию содержание текста. Отсюда логично было бы сделать вывод о том, что такие знаки являются «ключом» прежде всего для интерпретации текста, и в этом – их основная функция [Лукин 2005, с.182-183].

       Показателями для выделения ключевых слов являются

символичность,    идейно-эстетическая    и  композиционная     нагрузка;

повторяемость; частота употребления; вынесенность в название;

функционирование  в составе парадигматической  группы. Ключевые слова

могут быть понятийно-логическими  и оценочными (экспрессивными).

      1. Понятийно-логические или объективные ключевые слова связаны с

называнием  основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или

понятий текста. Они сжато передают тема-рематическое движение

объективной информации в данном тексте. Помогают определить тему

текста.

      2. Оценочные (экспрессивные) или субъективные ключевые слова

выражают преобладающую  в тексте авторскую оценку – сенсорную

(сенсорно-оценочную),     эмоциональную      (эмоционально-оценочную),

рациональную (рационально-оценочную). Помогают понять авторскую

позицию, идею текста [Степанова, 2004: 27].

         Чтобы подтвердить сказанное  на примерах, рассмотрим оппозицию «ключевые знаки  – сильные позиции» в стихотворении В.Высоцкого

« Корабли»:

Корабли постоят – и ложатся на курс.  
Но они возвращаются сквозь непогоды.  
Не пройдет и полгода – и я появлюсь,  
Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода.  
 
Возвращаются все, кроме лучших друзей,  
Кроме самых любимых и преданных женщин.  
Возвращаются все, кроме тех, кто нужней.  
Я не верю судьбе, я не верю судьбе, а себе еще меньше.  
 
Но мне хочется думать, что это не так, – 
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.  
Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах.  
Я, конечно, спою, я, конечно, спою, - не пройдет и полгода.

       (1)Ключевые знаки не могут быть выявлены до предварительного анализа текста, в качестве итога которого получатель формулирует гипотезу о смысле текста.

  (1’)Сильные позиции текста в некоторых случаях могут быть известны получателю до анализа текста, некоторые до его прочтения.

Так, нет сомнений, что заглавие «Корабли» - сильная  позиция. Здесь можно думать, что  перед нами одновременно и ключевой знак, однако, это только предположение, и основано оно овсе не на семантике  знака, а на его месте в тексте (перед и над текстом). Чтобы узнать, действительно ли корабли  - ключевой знак, нужно ознакомиться со всем текстом, выявить его связность на лексическом и иных уровнях, и, наконец, опустить, что корабли, которые «возвращаются сквозь непогоды» могут быть сопоставлены с людьми, которые, так же , как и корабли, возвращаются или не возвращаются, в зависимости от степени их близости лирическом у герою («Возвращаются все, кроме лучших друзей, /кроме самых любимых и преданных женщин»).

       То, что в данном тексте заглавие выражено ключевым знаком, не значит, что так бывает всегда, и, кроме того, демонстрирует еще одно различие между двумя обсуждаемыми текстовыми явлениями.

      (2)Ключевой знак, будучи употребленным не единожды, может встретиться на любом участке линейного текстового пространства, и далеко не каждое его употребление совпадает с сильной позицией или образует ее.

      (2’) Сильная позиция в подавляющем большинстве случаев не может быть повторена в тексте. Она потому и называется «позицией». Что ее место однозначно зафиксировано в конкретном тексте и тексте вообще.

     Слово  корабли повторяется в тексте 3 раза, в то же время в таком  небольшом по объему тексте, как «Корабли», конечно, не может быть 3 сильные позиции.  То есть в тексте сильных позиций, как правило, меньше, чем ключевых знаков, и любая позиция содержит тот или иной ключевой знак.

      (3)Ключевой знак не может быть самопонятен: он как таковой не встречается нигде, кроме своего текста (отсюда и максимальная сравнительно с прочими «степень рассогласования словарных и контекстуальных значений у ключевых слов» [Кухаренко 1985,с.102]. А поскольку уникальность художественного текста обеспечивается, в частности, его ключевыми знаками, постольку ключевые знаки «участвуют» в формировании получателем интерпретации его смысла.

      (3’)Сильная позиция – текстовое явление, обладающее большей степенью общности, чем ключевой знак. Она может быть самопонятна и поэтому для нее в большей степени характерно использование получателем в процессе текста. С одной стороны, и для формулировки его темы,  с другой.

       Надо сказать, что разделение содержания художественного текста на тему  и идею не всегда адекватно, но в нашем случае вполне возможно. Тема возвращения прецедентного текста очевидна. Его идея определяется на фоне материнского текста, который связан с прецедентным некоторым множеством ключевых слов.

     Ключевые  знаки корабли и возвращаются  непосредственно связаны с темой  возвращения (хотя следуя за  определениями из толковых словарей  в слове корабли отсутствует  сема возвращение, но в контексте данного текста нам ясно, что эта сема накладывается на основное значение).

    (4) Ключевой знак выражается формально4 помимо этого возможна его редукция до одноплановой семантической единицы.

    (4’)  Сильная позиция всегда выражается формально, занимая тот или иной участок линейного пространства текста.

     Очевидность  второго утверждения представляется  явной, поэтому ограничимся примерами  «сокращения» ключевого знака  до чисто семантической единицы.

Информация о работе Типы лексических макрострукткр поэтического текста