ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Данная работа представляет 
собой попытку комплексного  исследования 
лексической структуры поэтического 
текста в аспекте выявления идиостилистических 
черт поэзии В.С. Высоцкого.
Характеризуясь 
неповторимостью и своеобразием, 
«естественная» текстовая системность 
лексических элементов поэтического 
произведения диалектически связана 
со «структурированной» системностью 
лексических единиц и опирается на нее. В выборе 
и особой организации слов в тексте отражается 
не только стремление автора выразить 
оригинальность своего мироощущения и 
языковой картины мира, но и ориентация 
на общую систему лексических средств, 
их потенциальные связи и отношения, то 
есть на базовую «структурированную системность». 
Последнее обусловлено коммуникативной 
сущностью художественного текста, его 
направленностью на адресата и особенностями 
языкового сознания коммуникантов, прежде 
всего ассоциативностью мышления.
Знание автором 
и читателем системы языка 
и закономерностей реального 
мира регулирует как использование, 
так и восприятие конкретного 
текстового слова и высказывания, 
а также делает возможным сам 
процесс коммуникации.
Широкий спектр 
текстовых ассоциаций, основанных на коммуникативной 
ориентации лексических единиц, значим 
в формировании смысла текста. Ассоциативно-смысловая 
структура поэтического текста задается 
и интерпретируется не без влияния «структурированной 
системности» лексических единиц. Последняя 
«коррелирует» смысловое развертывание 
текста и познавательную деятельность 
читателя.
Лексическая структура 
поэтического текста рассматривается 
нами в соотнесенности с ее ассоциативной 
структурой. Как показало проведенное 
исследование, в ассоциативно-смысловом развертывании поэтического 
текста особая роль принадлежит ключевым 
словам. Они являются ядром ассоциативно-смысловых 
полей, образующихся в поэтическом тексте. 
В соотнесении с лексической структурой 
поэтического текста, ключевые слова – 
это узлы ассоциативно-семантической 
сети.
Под лексической 
структурой художественного текста 
мы понимаем коммуникативно ориентированную 
на адресата, концептуально обусловленную 
ассоциативно-семантическую сеть, отражающую 
связи и отношения элементов 
лексического уровня. Лексическая структура поэтического 
текста, в отличие от лексической структуры 
прозаического текста, образована из микроструктур 
отдельных высказываний и коммуникативных 
блоков высказываний.
Представленное 
исследование вносит определенный вклад 
в решение проблемы типологии лексических 
макро- и микроструктур.  Под лексической 
макроструктурой поэтического текста 
мы понимаем многослойную и иерархически 
организованную, коммуникативно и концептуально 
обусловленную ассоциативно-семантическая 
сеть, отражающую весь комплекс связей 
и отношений элементов лексического уровня 
целого поэтического 
текста.  Под лексической микроструктурой 
поэтического текста мы понимаем ассоциативно-семантическая 
сеть, фиксирующую связи и отношения лексических 
единиц, которые участвуют в воплощении 
различных элементов художественно моделируемых 
ситуаций.
Для выявления 
позиционных типов лексических 
макроструктур мы разработали комплексную 
методику анализа лексической структуры 
поэтического текста, включающую шесть 
шагов:
1) Выявление 
ключевых слов поэтического текста.
2) Выявление 
ассоциативно-смысловых параллелей 
ключевых слов.
3) Моделирование 
ассоциативно-смысловых полей.
4) Определение 
точек пересечения ассоциативно-смысловых 
параллелей ключевых слов.
5) Определение 
доминантной лексической микроструктуры поэтического 
текста.
6) Определение 
позиционного типа лексической 
макроструктуры.
Если центральный 
узел (доминантная лексическая микроструктура) 
ассоциативно-семантической макроструктуры 
находится в препозиции, то есть 
в начале стихотворения, то лексическую макроструктуру 
определяют как индуктивную.
Специфика дедуктивной 
лексической макроструктуры заключается 
в фокусировании концептуально 
обусловленных  фрагментов текста (ассоциативно-смысловых 
полей слов или других текстовых 
парадигм) в конце текста. Доминантная лексическая 
микроструктура в этом случае находится 
в постпозиции.
При индуктивно-дедуктивной 
лексической макроструктуре центральный 
«узел» ассоциативно-семантичекой сети, 
то есть доминантная лексическая 
микроструктура, занимает срединное, промежуточное положение 
в тексте, фокусируя как предшествующие 
лексические микроструктуры, так и последующие. 
Как показало проведенное 
исследование, идиостиль В.С Высоцкого 
включает поэтические тексты с четырьмя 
позиционными типами лексической макроструктуры (индуктивный, дедуктивный, 
индуктивно-дедуктивный и кольцевой), 
каждый из которых выполняет определенную 
коммуникативную роль и имеет определенную 
прагматическую сущность. В количественном 
отношении преобладают кольцевые  лексические 
макроструктуры. Из 146 проанализированных 
поэтических текстов В.С. Высоцкого 58 представляют 
кольцевой  тип лексической макроструктуры, 
36 – индуктивный, 33 – дедуктивный и 17 – 
индуктивно-дедуктивный.  
 
 
СПИСОК 
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
  - Алефиренко, Н. Ф. Парадигмы современной науки о языке: традиции и инновации // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та, 2002. - №1. — С.5 - 13.
 
  - Балашов Н.И. Структурно-реляционная дифференциация знака языкового и знака поэтического //  Изв. АН СССР. Отделение лит. и яз., 1982. - № 2. -  С. 16-29.
 
  - Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику: учебное пособие / А. Н. Баранов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 360 с.
 
  - Бахтин  М.  Вопросы литературы и эстетики / М. Бахтин - М., 1975. – 290 с.
 
  - Белянин, В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста / В. П. Белянин. - М.: МГУ, 1988. - 123 с.
 
  - Богданов, В. В. Текст и текстовое сообщение / В. В. Богданов. - СПб.: СПбГУ, 1993. - 68 с.
 
  - Богин, Г. И. Типология понимания текста / Г. И. Богин. - Калинин: Изд-во Калин, гос. ун-та, 1986. - 85 с.
 
  - Болотнова, Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня: монография / Н.
 
  - Болотнова, Н. С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте: монография / Н. С. Болотнова. - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1994. - 212 с.
 
  - Болотнова, Н. С. Основы теории текста: пособие для учителей и студентов-филологов / Н. С. Болотнова. — Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1999.-100 с.
 
  - Болотнова, Н. С. О трех направлениях в коммуникативной стилистике художественного текстового слова // Коммуникативно- прагматические аспекты слова в художественном тексте. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000.-С. 4-8.
 
  - Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. С. Болотнова. - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2006. — 631 с.
 
  - Быдина, И. В. Движение эмотивной семантики поэтического слова (на материале поэзии А. Вознесенского, Е.Евтушенко, Н.Матвеевой): Дис. канд. филол. наук / И. В. Быдина. — Волгоград, 1994. — 217 с.
 
  - Быдина, И. В. Особенности лексической структуры поэтического текста в коммуникативно-прагматическом аспекте // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи: Материалы V Всерос. науч. конф. - 19-21 февраля 2004г. - Соликамск. - 2004. - С. 23 - 27.
 
  - Быдина, И. В. Основы коммуникативно-прагматического исследования поэтического текста и поэтического слова: спецкурс / И. В. Быдина. — Волгоград, 2005. - 100 с.
 
  - Быдина, И. В. Художественная пресуппозиция в лингвокогнитивном механизме восприятия поэтического текста // Вестник ЧПГУ. Серия 3. Филология. 2005. - № 3. - Челябинск: Изд-во ЧПГУ. - С. 60 -71.
 
  - Быдина, И. В. Особенности восприятия поэтического текста // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: Сб. науч. практ. конф. (г. Волгоград, 19 апр. 2007) . -Волгоград: Изд-во ВШУ «Перемена», 2007.-С. 268-277.
 
  - Валгина, Н. С. Теория текста: учебное пособие /Н. С. Валгина. - М.:Логос, 2004. - 280 с.
 
  - Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. - М., 1959. — 654 с.
 
  - Виноградов, В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. — М.: Высш. шк., 1971. - 240 с.
 
  - Винокур, Г. О. О языке художественной литературы: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Сост. Т. Г. Винокур; Предислов. В. П. Григорьева. — М.: Высш. шк., 1991. — 448 с.
 
  - Высоцкий В.С. Нерв: Стихи. – 3-е изд. – М.: Современник, 1988. – 239 с.
 
  - Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования: монография / И. Р. Гальперин. — М.: Наука, 1981. - 138 с.
 
  - Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - М.: КомКнига, 2006. - 366 с.
 
  - Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - М., 1987. - 241 с.
 
  - Кодухов, В.И. Общее языкознание. Учебник для студентов филол. специальностей ун-тов пед. ин-тов. / В. И. Кодухов. – М.: «Высшая школа», 1974. – 304 с.
 
  - Коммуникативная и поэтическая функции художественного текста. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. 
  - 167 с.
 
  - Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль: монография / Н. С. Болотнова [и др.]; под общ. ред. Н. С. Болотновой. — Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001. -331 с.
 
  - Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте: Науч. тр. каф. совр. рус. яз. и стилистики Томского гос. пед. ун-та / под ред. проф. Н. С. Болотновой. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000.-160 с.
 
  - Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. 
  - 709 с.
 
  - Лотман Ю. М. Культура и взрыв. / Ю. М. Лотман. – М.: Гнозис; Издательская Группа «Прогресс», 1992. – 272 с.
 
  - Лукин, В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В. А. Лукин. - М.: Ось-89, 
  2005. - 560 с.
 
  - Мельчук, И. А. Русский язык в модели «Смысл - Текст» / И. А. Мельчук. - М. - Вена: Школа. Языки русской культуры, 1995. - 673 с.
 
  - Новиков, Л. А. Художественный текст и его анализ. Т 2. Эстетические аспекты языка. Miscellanea./ Л. А. Новиков. - М.: Изд-во РУДН, 2001.-842 с.
 
  - Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.
 
  - Пешковский А.М.Роинципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной пробы. М.-Л.,1930
 
  - Потебня А.А. Мысль и язык. Киев. СИНТО,1993
 
  - Прохоров, Ю. Е. Концепт, текст, дискурс в структуре и содержании коммуникации: Автореф. дис... док. филол. наук. - Екатеринбург, 2006. — 38 с.
 
  - Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. -314 с.
 
  - Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т 1. От стимула к реакции / Ю. Н. Караулов [и др.]. - М.: Изд-во Астрель, 2002. - 784 с.
 
  - Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т 2. От реакции к стимулу / Ю. Н. Караулов [и др.]. - М.: Изд-во Астрель, 2002. - 992 с.
 
  - Савченко А.Н. Образно-эмоциональная функция речи и поэтическая речь. Ростовский университет, 1978
 
 
  - Сахарный, Л. В. Набор ключевых слов как тип текста // Лексические аспекты в системе профессионально-ориентированного обучения иноязычной речевой деятельности / Л. В. Сахарный, А. С. Штерн. - Пермь: Пермск. политех, ин-т, 1988. - С. 34 - 51.
 
  - Сахарный, Л. В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991.-240 с.
 
  - Сидоров, Е. В. Проблемы речевой системности / Е. В. Сидоров. - М., 1987.-140 с.
 
  - Степанов Г.В. Литературоведческий и лингвистический подходы к анализу текста. М. Наука, 1988
 
  - Степанов Ю.С.Основы общего языкознания. М.Просвещение, 1975
 
  - Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. Выпуск 16 – М, 1985
 
  - Томашевский, Б. В. Стилистика и стихосложение: курс лекций / Б. В. Томашевский. - Л.: Учпедгиз 1959. - 535 с.
 
  - Топоров В.Н. Об «экропическом» пространстве поэзии (поэт и текст)//Русская словесность. М.Академия, 1997
 
  - Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. - М.: Наука, 1977. - 573 с.
 
  - Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции// Русская словесность. М. Академия, 1997
 
  - Фоменко, И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика / И. В. Фоменко. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 1992. - 124 с.
 
  - Чумак-Жунь И. И. Поэтический текст в русском лирическом дискурсе конца XVIII – начала XXI веков: моногр. / И. И. Чумак-Жун. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – 244 с.
 
  
  -          Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 192 с
 
  -          Шаховский В.И. Эмотивный компонент значения и методы его описания. - Волгоград, 1983. - 96 с.
 
  
  - Швейцер А. Д. Семантико-стилистические и прагматические аспекты перевода // Иностранные языки в школе. 1971. - № 3. – С. 12-14.
 
  - Шулежкова С.Г. История лингвистических учений: учеб. пособие / С.Г. Шулежкова. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наук, 2007. – 408 с.
 
  - Шкловский В.Б. Искусство как прием// Русская словесность. М.Академия, 1997
 
  - Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. Л., 1974
 
  - Щерба Л.В. Опыт лингвистического толкования стихотворений. М., 1957
 
  - Щерба Л.В. Избранные труды по русскому языку. М. Учпедгиз, 1957
 
  - Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987
 
  - Якобсон Р.О. В поисках сущности знака. М., 1983
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
КВ.1- кольцевая доминантная 
лексическая микроструктура (40%)
КВ.2 – индуктивная 
доминантная лексическая микроструктура 
(25%)
КВ.3 – дедуктивная 
доминантная лексическая микроструктура (23%)
КВ.4 – индуктивно-дедуктивная 
доминантная лексическая микроструктура 
(12%)