Типы лексических макрострукткр поэтического текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей лексического структурирования поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Поставленная цель определила постановку следующих задач:
На основе изученной научной литературы определить особенности лексического структурирования поэтического текста.
Проанализировать лексические макроструктуры поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Определить позиции, которые занимают доминантные лексические микроструктуры в макроструктуре поэтических текстов В.Высоцкого.
Выявить ведущий тип лексической макроструктуры поэтического текста в идиостиле В.Высоцкого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1.1. Истоки коммуникативно-прагматического
изучения поэтического текста………………………………………………….7
1.2. Специфика художественного текста…………………………………….17
1.3. Роль ключевых слов в смысловом
развёртывании поэтического текста…………………………………………..30
1.4. Понятие лексической структуры
поэтического текста…………………………………………………………….39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………43
Глава 2
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ
СТРУКТУР ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
В.ВЫСОЦКОГО………………………………………………………………...44
2.1. Методика коммуникативно-прагматического
исследования лексической структуры
поэтического текста………………………………………………………………….44
2.2. Типология лексических макроструктур
в идиостиле Владимира Высоцкого.
2.2.1. Дедуктивные лексические макроструктуры…………………………………50
2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры……………………………55
2.2.3. Индуктивно-дедуктивные
лексические макроструктуры…………………………………………………...60
2.2.4.Кольцевые лексические макроструктуры………………………………..63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….80

Работа содержит 1 файл

дипломМышалова.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

        

 

 
 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа представляет собой попытку комплексного  исследования лексической структуры поэтического текста в аспекте выявления идиостилистических черт поэзии В.С. Высоцкого.

Характеризуясь  неповторимостью и своеобразием, «естественная» текстовая системность  лексических элементов поэтического произведения диалектически связана  со «структурированной» системностью лексических единиц и опирается на нее. В выборе и особой организации слов в тексте отражается не только стремление автора выразить оригинальность своего мироощущения и языковой картины мира, но и ориентация на общую систему лексических средств, их потенциальные связи и отношения, то есть на базовую «структурированную системность». Последнее обусловлено коммуникативной сущностью художественного текста, его направленностью на адресата и особенностями языкового сознания коммуникантов, прежде всего ассоциативностью мышления.

Знание автором  и читателем системы языка  и закономерностей реального  мира регулирует как использование, так и восприятие конкретного  текстового слова и высказывания, а также делает возможным сам  процесс коммуникации.

Широкий спектр текстовых ассоциаций, основанных на коммуникативной ориентации лексических единиц, значим в формировании смысла текста. Ассоциативно-смысловая структура поэтического текста задается и интерпретируется не без влияния «структурированной системности» лексических единиц. Последняя «коррелирует» смысловое развертывание текста и познавательную деятельность читателя.

Лексическая структура  поэтического текста рассматривается  нами в соотнесенности с ее ассоциативной  структурой. Как показало проведенное  исследование, в ассоциативно-смысловом развертывании поэтического текста особая роль принадлежит ключевым словам. Они являются ядром ассоциативно-смысловых полей, образующихся в поэтическом тексте. В соотнесении с лексической структурой поэтического текста, ключевые слова – это узлы ассоциативно-семантической сети.

Под лексической  структурой художественного текста мы понимаем коммуникативно ориентированную  на адресата, концептуально обусловленную  ассоциативно-семантическую сеть, отражающую связи и отношения элементов  лексического уровня. Лексическая структура поэтического текста, в отличие от лексической структуры прозаического текста, образована из микроструктур отдельных высказываний и коммуникативных блоков высказываний.

Представленное  исследование вносит определенный вклад  в решение проблемы типологии лексических макро- и микроструктур.  Под лексической макроструктурой поэтического текста мы понимаем многослойную и иерархически организованную, коммуникативно и концептуально обусловленную ассоциативно-семантическая сеть, отражающую весь комплекс связей и отношений элементов лексического уровня целого поэтического текста.  Под лексической микроструктурой поэтического текста мы понимаем ассоциативно-семантическая сеть, фиксирующую связи и отношения лексических единиц, которые участвуют в воплощении различных элементов художественно моделируемых ситуаций.

Для выявления  позиционных типов лексических  макроструктур мы разработали комплексную  методику анализа лексической структуры  поэтического текста, включающую шесть  шагов:

1) Выявление  ключевых слов поэтического текста.

2) Выявление  ассоциативно-смысловых параллелей  ключевых слов.

3) Моделирование  ассоциативно-смысловых полей.

4) Определение  точек пересечения ассоциативно-смысловых  параллелей ключевых слов.

5) Определение  доминантной лексической микроструктуры поэтического текста.

6) Определение  позиционного типа лексической  макроструктуры.

Если центральный  узел (доминантная лексическая микроструктура) ассоциативно-семантической макроструктуры находится в препозиции, то есть в начале стихотворения, то лексическую макроструктуру определяют как индуктивную.

Специфика дедуктивной  лексической макроструктуры заключается  в фокусировании концептуально  обусловленных  фрагментов текста (ассоциативно-смысловых  полей слов или других текстовых  парадигм) в конце текста. Доминантная лексическая микроструктура в этом случае находится в постпозиции.

При индуктивно-дедуктивной  лексической макроструктуре центральный  «узел» ассоциативно-семантичекой сети, то есть доминантная лексическая  микроструктура, занимает срединное, промежуточное положение в тексте, фокусируя как предшествующие лексические микроструктуры, так и последующие.

Как показало проведенное  исследование, идиостиль В.С Высоцкого  включает поэтические тексты с четырьмя позиционными типами лексической макроструктуры (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный и кольцевой), каждый из которых выполняет определенную коммуникативную роль и имеет определенную прагматическую сущность. В количественном отношении преобладают кольцевые лексические макроструктуры. Из 146 проанализированных поэтических текстов В.С. Высоцкого 58 представляют кольцевой тип лексической макроструктуры, 36 – индуктивный, 33 – дедуктивный и 17 – индуктивно-дедуктивный.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Алефиренко, Н. Ф. Парадигмы современной науки о языке: традиции и инновации // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та, 2002. - №1. — С.5 - 13.
  2. Балашов Н.И. Структурно-реляционная дифференциация знака языкового и знака поэтического //  Изв. АН СССР. Отделение лит. и яз., 1982. - № 2. - С. 16-29.
  3. Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику: учебное пособие / А. Н. Баранов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 360 с.
  4. Бахтин  М.  Вопросы литературы и эстетики / М. Бахтин - М., 1975. – 290 с.
  5. Белянин, В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста / В. П. Белянин. - М.: МГУ, 1988. - 123 с.
  6. Богданов, В. В. Текст и текстовое сообщение / В. В. Богданов. - СПб.: СПбГУ, 1993. - 68 с.
  7. Богин, Г. И. Типология понимания текста / Г. И. Богин. - Калинин: Изд-во Калин, гос. ун-та, 1986. - 85 с.
  8. Болотнова, Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня: монография / Н.
  9. Болотнова, Н. С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте: монография / Н. С. Болотнова. - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1994. - 212 с.
  10. Болотнова, Н. С. Основы теории текста: пособие для учителей и студентов-филологов / Н. С. Болотнова. — Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1999.-100 с.
  11. Болотнова, Н. С. О трех направлениях в коммуникативной стилистике художественного текстового слова // Коммуникативно- прагматические аспекты слова в художественном тексте. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000.-С. 4-8.
  12. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. С. Болотнова. - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2006. — 631 с.
  13. Быдина, И. В. Движение эмотивной семантики поэтического слова (на материале поэзии А. Вознесенского, Е.Евтушенко, Н.Матвеевой): Дис. канд. филол. наук / И. В. Быдина. — Волгоград, 1994. — 217 с.
  14. Быдина, И. В. Особенности лексической структуры поэтического текста в коммуникативно-прагматическом аспекте // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи: Материалы V Всерос. науч. конф. - 19-21 февраля 2004г. - Соликамск. - 2004. - С. 23 - 27.
  15. Быдина, И. В. Основы коммуникативно-прагматического исследования поэтического текста и поэтического слова: спецкурс / И. В. Быдина. — Волгоград, 2005. - 100 с.
  16. Быдина, И. В. Художественная пресуппозиция в лингвокогнитивном механизме восприятия поэтического текста // Вестник ЧПГУ. Серия 3. Филология. 2005. - № 3. - Челябинск: Изд-во ЧПГУ. - С. 60 -71.
  17. Быдина, И. В. Особенности восприятия поэтического текста // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: Сб. науч. практ. конф. (г. Волгоград, 19 апр. 2007) . -Волгоград: Изд-во ВШУ «Перемена», 2007.-С. 268-277.
  18. Валгина, Н. С. Теория текста: учебное пособие /Н. С. Валгина. - М.:Логос, 2004. - 280 с.
  19. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. - М., 1959. — 654 с.
  20. Виноградов, В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. — М.: Высш. шк., 1971. - 240 с.
  21. Винокур, Г. О. О языке художественной литературы: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Сост. Т. Г. Винокур; Предислов. В. П. Григорьева. — М.: Высш. шк., 1991. — 448 с.
  22. Высоцкий В.С. Нерв: Стихи. – 3-е изд. – М.: Современник, 1988. – 239 с.
  23. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования: монография / И. Р. Гальперин. — М.: Наука, 1981. - 138 с.
  24. Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса / Г. А. Золотова. - М.: КомКнига, 2006. - 366 с.
  25. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - М., 1987. - 241 с.
  26. Кодухов, В.И. Общее языкознание. Учебник для студентов филол. специальностей ун-тов пед. ин-тов. / В. И. Кодухов. – М.: «Высшая школа», 1974. – 304 с.
  27. Коммуникативная и поэтическая функции художественного текста. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. - 167 с.
  28. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль: монография / Н. С. Болотнова [и др.]; под общ. ред. Н. С. Болотновой. — Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001. -331 с.
  29. Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте: Науч. тр. каф. совр. рус. яз. и стилистики Томского гос. пед. ун-та / под ред. проф. Н. С. Болотновой. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000.-160 с.
  30. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 709 с.
  31. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. / Ю. М. Лотман. – М.: Гнозис; Издательская Группа «Прогресс», 1992. – 272 с.
  32. Лукин, В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В. А. Лукин. - М.: Ось-89, 2005. - 560 с.
  33. Мельчук, И. А. Русский язык в модели «Смысл - Текст» / И. А. Мельчук. - М. - Вена: Школа. Языки русской культуры, 1995. - 673 с.
  34. Новиков, Л. А. Художественный текст и его анализ. Т 2. Эстетические аспекты языка. Miscellanea./ Л. А. Новиков. - М.: Изд-во РУДН, 2001.-842 с.
  35. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.
  36. Пешковский А.М.Роинципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной пробы. М.-Л.,1930
  37. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев. СИНТО,1993
  38. Прохоров, Ю. Е. Концепт, текст, дискурс в структуре и содержании коммуникации: Автореф. дис... док. филол. наук. - Екатеринбург, 2006. — 38 с.
  39. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. -314 с.
  40. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т 1. От стимула к реакции / Ю. Н. Караулов [и др.]. - М.: Изд-во Астрель, 2002. - 784 с.
  41. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т 2. От реакции к стимулу / Ю. Н. Караулов [и др.]. - М.: Изд-во Астрель, 2002. - 992 с.
  42. Савченко А.Н. Образно-эмоциональная функция речи и поэтическая речь. Ростовский университет, 1978

 

  1. Сахарный, Л. В. Набор ключевых слов как тип текста // Лексические аспекты в системе профессионально-ориентированного обучения иноязычной речевой деятельности / Л. В. Сахарный, А. С. Штерн. - Пермь: Пермск. политех, ин-т, 1988. - С. 34 - 51.
  2. Сахарный, Л. В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991.-240 с.
  3. Сидоров, Е. В. Проблемы речевой системности / Е. В. Сидоров. - М., 1987.-140 с.
  4. Степанов Г.В. Литературоведческий и лингвистический подходы к анализу текста. М. Наука, 1988
  5. Степанов Ю.С.Основы общего языкознания. М.Просвещение, 1975
  6. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. Выпуск 16 – М, 1985
  7. Томашевский, Б. В. Стилистика и стихосложение: курс лекций / Б. В. Томашевский. - Л.: Учпедгиз 1959. - 535 с.
  8. Топоров В.Н. Об «экропическом» пространстве поэзии (поэт и текст)//Русская словесность. М.Академия, 1997
  9. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. - М.: Наука, 1977. - 573 с.
  10. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции// Русская словесность. М. Академия, 1997
  11. Фоменко, И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика / И. В. Фоменко. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 1992. - 124 с.
  12. Чумак-Жунь И. И. Поэтический текст в русском лирическом дискурсе конца XVIII – начала XXI веков: моногр. / И. И. Чумак-Жун. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – 244 с.
  1.          Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 192 с
  1.          Шаховский В.И. Эмотивный компонент значения и методы его описания. - Волгоград, 1983. - 96 с.
  1. Швейцер А. Д. Семантико-стилистические и прагматические аспекты перевода // Иностранные языки в школе. 1971. - № 3. – С. 12-14.
  1. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений: учеб. пособие / С.Г. Шулежкова. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наук, 2007. – 408 с.
  2. Шкловский В.Б. Искусство как прием// Русская словесность. М.Академия, 1997
  3. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. Л., 1974
  4. Щерба Л.В. Опыт лингвистического толкования стихотворений. М., 1957
  5. Щерба Л.В. Избранные труды по русскому языку. М. Учпедгиз, 1957
  6. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987
  7. Якобсон Р.О. В поисках сущности знака. М., 1983

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

КВ.1- кольцевая доминантная  лексическая микроструктура (40%)

КВ.2 – индуктивная  доминантная лексическая микроструктура (25%)

КВ.3 – дедуктивная  доминантная лексическая микроструктура (23%)

КВ.4 – индуктивно-дедуктивная  доминантная лексическая микроструктура (12%)

 

 

 

 

 


Информация о работе Типы лексических макрострукткр поэтического текста