Типы лексических макрострукткр поэтического текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей лексического структурирования поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Поставленная цель определила постановку следующих задач:
На основе изученной научной литературы определить особенности лексического структурирования поэтического текста.
Проанализировать лексические макроструктуры поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Определить позиции, которые занимают доминантные лексические микроструктуры в макроструктуре поэтических текстов В.Высоцкого.
Выявить ведущий тип лексической макроструктуры поэтического текста в идиостиле В.Высоцкого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1.1. Истоки коммуникативно-прагматического
изучения поэтического текста………………………………………………….7
1.2. Специфика художественного текста…………………………………….17
1.3. Роль ключевых слов в смысловом
развёртывании поэтического текста…………………………………………..30
1.4. Понятие лексической структуры
поэтического текста…………………………………………………………….39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………43
Глава 2
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ
СТРУКТУР ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
В.ВЫСОЦКОГО………………………………………………………………...44
2.1. Методика коммуникативно-прагматического
исследования лексической структуры
поэтического текста………………………………………………………………….44
2.2. Типология лексических макроструктур
в идиостиле Владимира Высоцкого.
2.2.1. Дедуктивные лексические макроструктуры…………………………………50
2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры……………………………55
2.2.3. Индуктивно-дедуктивные
лексические макроструктуры…………………………………………………...60
2.2.4.Кольцевые лексические макроструктуры………………………………..63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….80

Работа содержит 1 файл

дипломМышалова.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

Я, конечно, спою, – не пройдет и полгода.

       Именно слово «корабли», данное уже в самом названии, является доминантным, то есть фокусирующим в себе все основные текстовые смыслы стихотворения и образующее смысловых параллелей.

        1.Ассоциативная параллель «корабли-люди» организована словными и сверхсловными ассоциатами. Словный ассоциат – «возвращаются», который связывает номинат концепта «корабли» с его ассоциатом «люди». Корабли уходят в плавание, возвращаются из него. Это действие присуще скорее  людям, нежели таким неодушевленным предметам, как корабли. Отсюда следует, что в основу данной параллели положен приём олицетворения, так же, как и  стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» построен на олицетворении: «Белеет парус одинокой/ В тумане моря голубом!/Что ищет он в стране далекой?/Что кинул он в краю родном?..» [М.Ю.Лермонтов, Стихотворения и поэмы: 1969].

         Словные ассоциаты «друзья», «я»( лирический герой произведения) и «женщины» имеют в своей семантике сему «человек», а это единственное число от существительного «люди»; и синонимичными словами: «лицо» , «индивидуум»Обратимся к словарю за определением данных ассоциатов: друг – «1.Человек, который связан с кем-н. дружбой; женщина – «1.Лицо, противоположное мужчине по полу, та, которая рожает детей и кормит их грудью» ; я – «1.Индивидуум как личность, осознающая самоё себя» [Ожегов С.И., 1993:].

         2. Ассоциативная параллель «корабли – возвращение» организована главным образом словными ассоциатами  «возвращаются» и «появлюсь». Кораблям присущ процесс плавания, то есть они движутся по водному пространству. Глаголы «возвращаться» и «появляться» относятся к тематической группе «движение». Таким образом мы доказали связь номината концепта «корабли» с его ассоциатом «возвращение».

       3. Ассоциативная параллель «корабли-время» организована словными и сверхсловными ассоциатами. Словный ассоциат «полгода» означает «временной отрезок, равный половине года», и в этом определении содержится сема «время». Именно половина года  является для лирического героя единицей измерения времени. Ещё один словный ассоциат «курс» связан  с ассоциатом «время», так как корабли, берут   какой-либо курс, который занимает определенный промежуток времени.

       4. Ассоциативная параллель «корабли – судьба» организована словными и сверхсловными ассоциатами. Словный ассоциат  «судьба» имеет следующее значение: судьба – «2.Доля,участь» [Ожегов С.И., 1993:]. Участь кораблей заключается в том, чтобы уходить в плавание, беря определенный курс, и возвращаться. Другой словный ассоциат, связанный с номинатом концепта, «вера»( в тексте «верю»), означает: вера – «1.Убежденность, глубокая уверенность в в ком-чем-н. В. в победу. В. в судьбу» [Ожегов С.И., 1993:].

          Таким образом, мы доказали, что  данное стихотворение имеет индуктивно-дедуктивную лексическую микроструктуру, и большинство ассоциативных параллелей сосредоточено во второй строфе текста, то есть в его середине.

 

 

2.2.4.Кольцевые лексические макроструктуры.

 

          Под кольцевой макроструктурой поэтического текста понимается такое его развертывание, при котором ассоциативная домината находится как в препозиции, так и в постпозиции, определяя основные направления текстового ассоциирования и смыслового развития, так и в постпозиции, логично завершая ассоциативное развёртывание, фокусируя предыдущие ассоциативные связи. Этот тип лексического структурирования является преобладающим в поэзии В.Высоцкого.

         Ассоциативная доминанта текста в постпозиции является  ассоциативно-обогащенной, с «приращением» смысла по сравнению с ассоциативной доминантой в препозиции, даже если их формальное выражение полностью совпадает [Болотнова Н.С.: 2006] .

          Данное ниже стихотворение В.Высоцкого «Высота» относится к первой из перечисленных групп.

Вцепились они  в высоту, как в свое.  
Огонь минометный, шквальный...  
А мы все лезли толпой на нее,  
Как на буфет вокзальный.  
 
И крики "ура" застывали во рту,  
Когда мы пули глотали.  
Семь раз занимали мы ту высоту – 
Семь раз мы ее оставляли.  
 
И снова в атаку не хочется всем,  
Земля - как горелая каша...  
В восьмой раз возьмем мы ее насовсем – 
Свое возьмем, кровное, наше!  
 
А может ее стороной обойти, – 
И что мы к ней прицепились?!  
Но, видно, уж точно – все судьбы-пути  
На этой высотке скрестились.

Все наши деревни, леса, города

в одну высоту эту слились –

в одну высоту, на которой тогда

пути наши, судьбы скрестились.

 

Вцепились они  в высоту, как в свое,

огнем высоту поливая,

а мы упрямо ползли на нее,

товарищей оставляя.

        Ассоциативной доминантой в препозиции и постпозиции являются первое и последнее четверостишия с повтором ключевого слова «высота», связь которого  с микросмыслами «место боя», «нечто судьбоносное» и «целеустремленность» получает дальнейшее развитие в тексте.

           Так, микросмысл «место боя» уточняется на основе ассоциатов текстового элементов «пули», «атака», «земля», «крики «ура», объединенных тематической общностью «война».

           Микросмысл «нечто судьбоносное» ассоциативной доминанты, находящейся в препозиции, ещё только угадывается на основе элементов («судьбы-пути», «скрестились») и получает в ассоциативном развертывании текста смысловое развитие ( уточнение и конкретизацию): «Но, видно, уж точно – все судьбы-пути/ на этой высотке скрестились».

          Микросмысл «целеустремленность» создается на основе текстовых элементов: « возьмем», « вцепились», и « упрямо».

          Именно слово «высота», данное уже в самом названии, является доминантным, то есть фокусирующим в себе все основные текстовые смыслы стихотворения и образующее 3 смысловых параллелей.

  1. Ассоциативная параллель «высота-место боя» организована словными ассоциатами. Словные ассоциаты: существительное «место», «пули», «атака», «земля», «крики «ура». Доказательством этого является наличие в семантической структуре слова «земля» семы «место». Земля, как почва, то есть место, на котором произрастают те или иные плоды или же место, по которому ходят люди, в данном случае не просто ходят, а сражаются за родину.  Кроме того, в семантике самого номината концепта, то есть «высота», содержится сема «место»: высота – «3.Возвышенное место, возвышенность» [Ожегов С.И., 1993:119]. Ассоциаты «атака» и «крики «ура» связаны между собой по принципу включения. Это видно из определения значения слова «ура»: «1.Боевой клич войск при атаке, а также восклицание, выражающее воодушевление, восторженное одобрение» [Ожегов С.И., 1993: 837]. Ассоциат «место боя» связан с номинатом концепта парадигматически.
  2. Ассоциативная параллель «высота-нечто судьбоносное» организована словными («судбы-пути», «скрестились») и сверхсловными ассоциатами, то есть по смыслу. Это видно в пятой строфе стихотворения: «А может её стороной обойти?/ И что мы  к ней прицепились?!/ Но, видно, уж точно – все судьбы-пути/ на этой высотке скрестились» [В.Высоцкий: Нерв, 1988]. То есть, судьбы всех солдат, сражающихся за родину, соединились, «скрестились» в одной точке – высоте. Это также подтверждается наличием в значении номината концепта «высота» и ассоциата «скрещение» общей семы «место»: скрещение – 2.Место, в котором что-нибудь пересекается, скрещивается»[ Ожегов С.И.,1993:726]  и высота – «3.Возвышенное место, возвышенность» [Ожегов С.И., 1993:119]. Смысловая связь между ключевым словом и его ассоциатом развивается в последующей строфе:  «Все наши деревни, леса, города/ в одну высоту эту слились – в одну высоту, на которой тогда/ пути наши, судьбы скрестились» [В.Высоцкий: Нерв, 1988]. Здесь имеется в виду пересечение не только судеб солдат, атакующих врага, но и  ассоциат «судьба» вкладывается тотальный смысл: это уже скрещение судеб граждан всей  воюющей страны.
  3. Ассоциативная параллель «высота – целеустремленность» организована       словными ассоциатами « возьмем», « вцепились», « упрямо» и по смыслу. Это следует из определений значений слов: упрямство – «1.стремление непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей» и вцепиться – «1. Цепко схватить что-н. или кого-н. за что-н.» [Ожегов С.И., 1993: 108]. В данном случае слова «вцепиться» и «возьмем» выступают в переносных значениях. А именно в значении «упрямо добиться своей цели». Целью для сражающихся за родину солдат является полная и бесповоротная победа над врагом, то есть оказаться «на высоте» своих возможностей. Следовательно ключевое слово «высота» также выступает в данном контексте в переносном значении, а именно «победить», то есть «быть на высоте».

         Другое стихотворение В.Высоцкого «Песня о Земле» также является поэтическим текстом с кольцевой ассоциативно замкнутой лексической макроструктурой:

Кто сказал: "Все сгорело  дотла, 
Больше в Землю не бросите семя"?! 
Кто сказал, что Земля умерла? – 
Нет, она затаилась на время. 
Материнства не взять у Земли, 
Не отнять, как не вычерпать моря. 
Кто поверил, что Землю сожгли? – 
Нет, она почернела от горя. 
Как разрезы, траншеи легли, 
И воронки, как раны, зияют. 
Обнаженные нервы Земли 
Неземное страдание знают. 
Она вынесет все, переждет. 
Не записывай Землю в калеки! 
Кто сказал, что Земля не поет, 
Что она замолчала навеки? 
Нет! Звенит она, стоны глуша, 
Изо всех своих ран, из отдушин. 
Ведь Земля - это наша душа, 
Сапогами не вытоптать душу! 
Кто сказал, что Земля умерла? – 
Нет, она затаилась на время.

 

         Лексическая структура данного текста организована тезисно-аргументирующим способом, так как, во-первых, лирический герой стихотворения доказывает факт жизни Земли и опровергает факт её смерти, во-вторых, текст имеет форму вопросно-ответной репрезентации смысла.

           Исходя из этого данное стихотворение имеет 2 основных микросмысла, а именно «жизнь» и «смерть». Эти микросмыслы  главным образом сосредоточены в доминантной лексической микроструктуре, которая представлена двумя строчками, которые находятся как в препозиции, так и в постпозиции: « Кто сказал, что Земля умерла?/ Нет, она затаилась на время…»

         К первому микросмыслу ( «смерть») относятся следующие элементы:  «умерла», «сожгли», «не поёт», «замолчала навеки», а со вторым микросмыслом связаны такие элементы, как «затаилась на время», «звенит, стоны глуша», «не записывай Землю в калеки».

           Ключевое слово «Земля» содержится в доминантной лексической микроструктуре и неоднократно повторяется в последующих строках в каждой строфе стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ  ПО  ВТОРОЙ  ГЛАВЕ

 

1.Типология  лексических структур художественных  текстов различных видов недостаточно  изучена как в жанрово-стилистическом, так и в коммуникативно-прагматическом аспектах. Решение этой проблемы представляется важным и для общей теории текста, и для анализа идиостилистических особенностей текста. Кроме того, разработка типологии художественного текста важна и в интерпретационном плане с точки зрения познавательной деятельности читателя.

2. Под лексической  макроструктурой поэтического текста  мы понимаем многослойную и  иерархически организованную, коммуникативно  и концептуально обусловленную  ассоциативно-семантическую сеть, отражающую весь комплекс связей и отношений элементов лексического уровня целого поэтического текста.

3. Под лексической  микроструктурой поэтического текста  мы понимаем ассоциативно-семантическую  сеть, фиксирующую связи и отношения  лексических единиц, которые участвуют в воплощении различных элементов художественно моделируемых ситуаций.

4. Для выявления  позиционных типов лексических  макроструктур мы разработали  комплексную методику анализа  лексической структуры поэтического  текста, включающую шесть шагов:

1) Выявление  ключевых слов поэтического текста.

2) Выявление  ассоциативно-смысловых параллелей  ключевых слов.

3) Моделирование  ассоциативно-смысловых полей.

4) Определение  точек пересечения ассоциативно-смысловых  параллелей ключевых слов.

5) Определение доминантной лексической микроструктуры поэтического текста.

6) Определение  позиционного типа лексической  макроструктуры.

5. Если центральный  узел (доминантная лексическая микроструктура) ассоциативно-семантической макроструктуры  находится в препозиции, то есть в начале стихотворения, то лексическую макроструктуру определяют как индуктивную.

6. Специфика  дедуктивной лексической макроструктуры  заключается в фокусировании  концептуально обусловленных   фрагментов текста (ассоциативно-смысловых  полей слов или других текстовых парадигм) в конце текста. Доминантная лексическая микроструктура в этом случае находится в постпозиции.

7. При индуктивно-дедуктивной  лексической макроструктуре центральный  «узел» ассоциативно-семантичекой  сети, то есть доминантная лексическая микроструктура, занимает срединное, промежуточное положение в тексте, фокусируя как предшествующие лексические микроструктуры, так и последующие.

          8. Под кольцевой макроструктурой  поэтического текста понимается  такое его развертывание, при котором ассоциативная домината находится как в препозиции, так и в постпозиции, определяя основные направления текстового ассоциирования и смыслового развития, так и в постпозиции, логично завершая ассоциативное развёртывание, фокусируя предыдущие ассоциативные связи. Этот тип лексического структурирования является преобладающим в поэзии В.Высоцкого.

Информация о работе Типы лексических макрострукткр поэтического текста