Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:42, дипломная работа
Целью данной работы является выявление особенностей лексического структурирования поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
      Поставленная цель определила постановку следующих задач:
На основе изученной научной литературы определить особенности лексического структурирования поэтического текста.
Проанализировать лексические макроструктуры поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Определить позиции, которые занимают доминантные лексические микроструктуры в макроструктуре поэтических текстов В.Высоцкого.
Выявить ведущий тип лексической макроструктуры поэтического текста в идиостиле В.Высоцкого.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА  1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ 
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО 
ИССЛЕДОВАНИЯ  ПОЭТИЧЕСКОГО  ТЕКСТА
1.1. Истоки коммуникативно-прагматического 
изучения поэтического текста………………………………………………….7
1.2.  Специфика художественного текста…………………………………….17
1.3. Роль ключевых  слов в смысловом 
развёртывании поэтического текста…………………………………………..30
1.4. Понятие   лексической структуры 
поэтического  текста…………………………………………………………….39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………43
Глава 2
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ  ЛЕКСИЧЕСКИХ 
СТРУКТУР ПОЭТИЧЕСКИХ  ТЕКСТОВ 
В.ВЫСОЦКОГО………………………………………………………………...44
2.1. Методика коммуникативно-прагматического 
исследования  лексической структуры 
поэтического  текста………………………………………………………………….44
2.2. Типология лексических макроструктур
в идиостиле  Владимира Высоцкого.
2.2.1.  Дедуктивные лексические макроструктуры…………………………………50
2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры……………………………55
2.2.3. Индуктивно-дедуктивные
лексические макроструктуры…………………………………………………...60
2.2.4.Кольцевые лексические макроструктуры………………………………..63
ВЫВОДЫ  ПО  ВТОРОЙ  ГЛАВЕ……………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….80
Ассоциативные параллели звезда – желание жизни и звезда – смерть организуются в произведении по принципу контраста микроструктуры поэтического текста, так как слова «жизнь» и «смерть» являются языковыми антонимами.
Погоны – наплечные знаки различия в военной и другой форменной одежде ( в данном случае в военной одежде). Офицерские п.
На третьем 
шаге мы определяем способ и средства 
организации ассоциативно-
На четвертом шаге мы определяем точки пересечения ассоциативно-смысловых параллелей.
В последних строках стихотворения слово «звезда» является ядром, объединяющим в себе все вышеперечисленные смыслы и ассоциации, связанные с выделенными ассоциативно-смысловыми параллелями: «В небе висит, пропадает звезда -/некуда падать». «Пропадает звезда» - как небесное тело, которой «некуда падать»: ни под сердце, ни на погоны, так как нет того самого «Героя», - он умер, его настигла смерть, несмотря на его огромное желание жить.
Именно последние строки являются зоной пересечения ассоциативно-смысловых параллелей, то есть «узлом» ассоциативно-смысловой сети, тем более, что в них находится ключевое слово стихотворения.
На пятом шаге мы определили доминантную лексическую микроструктуру – это шестая строфа, так как именно этот участок текста является центральным звеном в ассоциативно-смысловой сети целого текста. Здесь фокусируются пучки связей и отношений других микроструктур, а именно пересекаются все ассоциативно-смысловые поля.
На шестом шаге мы определили позиционный тип лексической макроструктуры данного стихотворения. Поскольку доминантная лексическая микроструктура расположена в постпозиции, то есть в конце стихотворения, постольку лексическая макроструктура этого произведения определяется как дедуктивная.
2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры.
Если центральный 
узел ассоциативно-семантической 
Примером поэтического текста с индуктивной лексической макроструктурой может служить стихотворение Владимира Высоцкого ««О переселении душ».
Кто верит в 
Магомета, кто в Аллаха, кто в 
Иисуса 
Кто ни во что не верит, даже в черта назло 
всем 
Хорошую религию придумали индусы  
– 
Что мы, отдав концы не умираем насовсем. 
 
Стремится ввысь душа твоя – 
Родишься вновь с мечтою, 
Но если жил ты как свинья – 
Останешся свиньею. 
 
Пусть косо смотрят на тебя –  привыкни 
к укоризне,  – 
Досадно –  что ж, родишься вновь на колкости 
горазд.  
И если видел смерть врага еще при этой 
жизни,  
В другой тебе дарован будет верный зоркий 
глаз.  
         
Живи себе нормальненько –   
Есть повод веселиться:  
Ведь, может быть, в начальника  
Душа твоя вселится.  
         
Пускай живешь ты дворником –  родишься 
вновь прорабом,  
А после из прораба до министра дорастешь, 
–   
Но, если туп, как дерево –  родишься баобабом  
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.  
         
Досадно попугаем жить,  
Гадюкой с длинным веком, –   
Не лучше ли при жизни быть  
Приличным человеком?  
         
Так кто есть кто, так кто был кем? –  мы 
никогда не знаем.  
С ума сошли генетики от ген и хромосом.  
Быть может, тот облезлый кот  – был раньше 
негодяем,  
А этот милый человек –  был раньше добрым 
псом.  
         
Я от восторга прыгаю,  
Я обхожу искусы, – 
Удобную религию  
Придумали индусы!
Именно слово «душа», данное уже в самом названии, является доминантным, то есть фокусирующим в себе все основные текстовые смыслы стихотворения и образующее ( число)смысловых параллелей.
Вера – убежденность в существовании Бога, божественных сил (Толковый словарь Ожегова).
Ассоциат «вера» связана с номинатом концепта парадигматически, так как в предложении «Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто –в Исуса…» слова «душа» нет, оно вынесено в названии.
Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа.
Как видите, здесь происходит взаимодействие и перекличка двух компонентов из разных ассоциативных параллелей: «душа – вера» и «душа-религия». И, так же, как и в предыдущем случае, слово религия связано с ключевым «душа» парадигматически.
Тот факт, что ассоциат «бессмертие» по смыслу связан с ключевым словом служит наличие в его семантической структуре семы «душа»:
Бессмертие – вечное существование души, обитающей в теле и покидающей его после смерти, загробная жизнь.
Ассоциат «смерть» также связан с ключевым словом «душа» по принципу включения. Это доказывает определение слова «бессмертие», данное выше и некоторые слова, которые указывают на связь семы»смерть» и номината концепта «душа»,такие как: «помрешь» ( в 5-м четверостишии) и «смерть» ( в 3-м четверостишии).
Смерть – прекращение жизнедеятельности организма ( Ожегов). Опять же: тело умирает, но не душа, которая представляет собой материю вечную.
Приличный – соответствующий приличиям, пристойный (Ожегов). Известно, что пристойность и приличие является неотъемлемым душевным качеством хорошего человека, что ещё раз подчёркивает связь ассоциата «качество хорошего человека» с ключевым словом «душа».
Ещё один интересный ассоциат – «добрый пёс» – ( предпоследнее четверостишие)связанный с ключевым словом парадигматически: если ты в прошлой жизни, согласно буддизму, был «добрым псом», то в следующей жизни твоя душа переселится в тело милого человека. Опять же, милый, добрый – всё это качества хорошего человека.
Перечисленным ассоциатам противостоят антонимичные им : дурак, скот, гнида, глупость( туп),мелочность ( мелочен), негодяй, которые не имеют никакого отношения к области душевного и совершенно противоположны по смыслу ключевому слову «душа».
Мечта – предмет желаний, стремлений (Ожегов). Сема стремление, присутствующая в определении слова «мечта» по словарю Ожегова, ещё ярче демонстрирует связь ассоциата «мечта» и номината концепта.
Третий смысловой ассоциат « начальник» ( в 4-м четверостишии) тоже в некотором роде «стремление» как душевное , так и материальное. Каждый человек с высокими нравственными и духовными ценностями стремится занять более высокое положение в обществе, он «стремиться ввысь». Отсюда – связь ассоциата «начальник» и «душа».
Важным элементом, организующим связь ассоциативной параллели, служит четвёртый словный ассоциат «дорастёшь», который обозначает рост и близок по смыслу ассоциату «стремление»: «…а после из прораба до министра дорастёшь». И в этом случае перед нами парадигматика: ассоциат и ключевое слово находятся не в пределах одного предложения.
Таким образом, стихотворение «О переселении душ» построено индуктивным способом. Ассоциативные параллели организованы большей частью посредством парадигматической связи.
2.2.3. Индуктивно-дедуктивные лексические макроструктуры
При индуктивно-дедуктивной лексической макроструктуре центральный «узел» ассоциативно-семантичекой сети, то есть доминантная лексическая микроструктура, занимает срединное, промежуточное положение в тексте, фокусируя как предшествующие лексические микроструктуры, так и последующие. Для индуктивно-дедуктивной лексической макроструктуры характерна динамика смыслового развития: центральный «узел» ассоциативно-семантической сети, располагаясь в интерпозиции, фокусирует не только предшествующие связи и отношения лексических элементов текста, но и дает новый импульс последующему смысловому развертыванию, последующим лексическим микроструктурам в тематическом, эмоциональном и смысловом плане. Приведем пример поэтического текста Владимира Высоцкого с индуктивно-дедуктивной лексической структурой:
Корабли
Корабли постоят 
и ложатся на курс, 
Но они возвращаются сквозь непогоды. 
Не пройдет и полгода — и я появлюсь, 
Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на 
полгода. 
Не пройдет и полгода — и я появлюсь, 
Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на 
полгода. 
 
Возвращаются все, кроме лучших друзей, 
Кроме самых любимых и преданных женщин. 
Возвращаются все, кроме тех, кто нужней. 
Я не верю судьбе, а себе — еще меньше. 
 
Но мне хочется думать, что это не так, 
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды. 
Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах, 
Я, конечно, спою,
Информация о работе Типы лексических макрострукткр поэтического текста