Упаковка товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:47, курс лекций

Описание работы

Содержит курс лекций для изучения дисциплины ''Технология упаковочного производства''; сведения об основных функциях упаковки и их взаимосвязи с комплексом требований к таре и упаковке; изложены принципы и методики построения эффективных технологических систем, принципы создания упаковочных процессов с заданными свойствами, основы теории упаковочного процесса; приведены основы проектирования упаковочных производств, устанавливающие взаимосвязь между процессами проектирования конструкции упаковки, проектирования технологии упаковки, упаковывания продукции и формирования транспортной единицы; вопросы для самопроверки; рекомендуемую литературу.

Содержание

Введение...................................................................................................................5
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПАКОВКИ.................................................7
Вопросы для самопроверки..................................................................................17
Глава 2 УПАКОВКА КАК ПРОЦЕСС...............................................................18
§ 2.1 Система показателей, характеризующих процесс.......................19
§ 2.2 Рассеяние показателей процесса...................................................25
§ 2.3 Модуль продолжительности процесса.........................................27
§ 2.4 Методические основы изучения процесса...................................28
Вопросы для самопроверки..................................................................................33
Глава 3 УПАКОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ............34
§ 3.1 Определение понятия “упаковочный процесс” и его структура34
§ 3.2 Предмет производства, предмет потребления.............................35
§ 3.3 Производственный и технологический процесс упаковки.........37
§ 3.4 Качество процесса упаковки.........................................................38
§ 3.5 Производительность процесса упаковки и технологичность предмета упаковки...................................................................................39
Вопросы для самопроверки..................................................................................42
Глава 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПАКОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.......................43
§ 4.1 Упаковка как процесс взаимодействия трех материальных потоков.......................................................................................................43
§ 4.2 Геометрическая структура элементов взаимодействия..............43
§ 4.3 Теория базирования........................................................................45
§ 4.4 Геометрическое и силовое замыкание..........................................57
§ 4.5 Смена баз.........................................................................................58
§ 4.6 Размерный анализ пространственных взаимодействий и методы обеспечения их точности.........................................................................60
Вопросы для самопроверки..................................................................................66
Глава 5 СОЗДАНИЕ УПАКОВОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ.....................................................................................................67
§ 5.1 Общие положения о построении процессов с заданными свойствами.................................................................................................67
§ 5.2 Организационные формы процесса упаковки.............................68
§ 5.3 Система критериев и ограничений, оптимизация процессов упаковки....................................................................................................69
§ 5.4 Принцип интеграции и дифференциации процессов..................71
§ 5.5 Номенклатура элементов упаковочного процесса......................72
§ 5.6 Управление процессом производства...........................................72
§ 5.7 Механизация и автоматизация производства..............................73
§ 5.8 Безотходная технология и экология производства.....................74
Вопросы для самопроверки..................................................................................75


Глава 6 Основы проектирования упаковочных производств....................................................................................................76
§ 6.1 Упаковочные производства (системы). Общие понятия.............76
§ 6.2 Общие понятия по проектированию упаковочных производств76
§ 6.3 Основные этапы жизненного цикла упаковки..............................77
§ 6.4 Технические требования к упаковке..............................................83
§ 6.5 Проектирование конструкции упаковки.......................................89
§ 6.5.1 Маркетинговые исследования.............................................92
§ 6.5.2 Разработка технического задания.......................................93
§ 6.5.3 Разработка технического проекта.......................................94
§ 6.5.4 Разработка рабочей конструкторской документации.......94
§ 6.6 Проектирование технологии производства упаковки.................96
§ 6.7 Проектирование технологии упаковывания продукции.............99
§ 6.7.1 Фасование жидкой продукции...........................................101
§ 6.7.2 Фасование твердой продукции..........................................103
§ 6.8 Проектирование процесса формирования транспортной единицы...................................................................................................106
§ 6.8.1 Упаковывание транспортных единиц в стрейч-пленки..............................................................................................108
§ 6.8.2 Упаковывание транспортных единиц в термоусаживаемые пленки..............................................................................................108
Вопросы для самопроверки................................................................................109
Список литературы……………..................……………………………………110

Работа содержит 1 файл

упаковка товаров.docx

— 643.03 Кб (Скачать)

Экологическая функция. Экологическую функцию упаковки можно рассматривать как научное и практическое направление рационального использования обществом упаковки в свете взаимодействия с окружающей средой.

Экологическая функция упаковки в  последние годы приобретает все  более важное значение. По мере увеличения темпов роста производства возникают проблемы уничтожения использованной упаковки. Это связанно с медленной скоростью ассимиляции (усвоения) природой материалов использованной упаковки под естественным воздействием света, тепла, влаги, микроорганизмов. Особые проблемы возникают с полимерными материалами, период ассимиляции которых достигает 80 лет.

Решаются экологические проблемы использованной упаковки различными путями:

- увеличение объемов многооборотной  потребительской тары;

- сбор и вторичная переработка  традиционными способами;

- использование полимерных материалов, способных растворяться и в  растворе подвергаться вторичной  переработке;

- сжигание с использованием  фильтров и аппаратов, улавливающих вредные летучие продукты;

- разработка и использование  для упаковки пищевых продуктов  съедобных и самодеструктирующихся  упаковочных материалов.

Самодеструктирующиеся или саморазрушающиеся полимерные материалы подразделяют на биоразлагаемые, разрушающиеся под действием света и разлагаемые химическим путем. Наиболее перспективно получение таких материалов из природного крахмала, картофеля и зерновых культур. Важное значение приобретает повторное использование переработанных полимеров – вторичных материалов.

Информационная функция. Эта функция упаковки приобрела важное значение в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Носящая достаточно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом» в магазинах самообслуживания. Особенно важное значение приобретает упаковка для новых продуктов, еще неизвестных покупателю. В этом случае она должна завершать весь цикл сбыта – привлекать внимание, стимулировать интерес, вызывать желание и побуждать к покупке продукта. Также задачи решаются посредством передачи информации потребителю. Эта информация должна отражать новизну продукта, его отличие от аналогов, подчеркивать его особенности. Информацию на упаковке можно разделить на произвольную и обязательную. К произвольной информации относят разнообразные элементы художественного оформления, рекламу и т.п. Обязательная информация регламентирована нормативными документами на упаковываемый продукт. Она включает основные технические характеристики продукта, например, список важнейших его компонентов, руководство по применению, хранению и уходу, предупреждения о возможных противопоказаниях, опасностях и т.п.

Информационная функция играет важную роль на многих этапах жизненного цикла упаковки. Упаковка – это  идеальное средство выдачи ценной информации покупателю о продукте. И не только покупателю, но и любому, кто занимается погрузочно-разгрузочными работами при распределении и хранении продуктов. Всегда существует необходимость  идентифицировать продукт и его  производителя, а также все чаще выдвигается юридическое требование – сообщать информацию о весе продукта, его ингредиентах, условиях хранения и пользования, а также наносить данные специального предупреждения и обязательно указывать срок сохранности. Очень важно, чтобы эта информация была четкой, разборчивой и понятной для покупателя и оператора погрузочно-разгрузочных машин.

Информационная функция упаковки тесно связана с маркетинговой функцией. Кроме носителя информации упаковка должна выполнять еще и роль рекламы и способствовать сбыту продукта. Разумное использование цвета, графики, формы и текстуры помогает выполнять эту роль, привлекая внимание покупателя, вызывая в нем интерес и побуждая его купить продукт. Обычная реклама работает параллельно с упаковкой. После покупки товаров именно упаковка остается перед глазами покупателя. Она создает имидж продукту до тех пор, пока не будет использована и выброшена как мусор.

Эксплуатационная функция. Эксплуатационная функция предполагает легкость обращения с упаковкой в процессе сортировки, хранения, перемещения и сбыта, а также удобство для потребления в использовании упакованного продукта. Опросы покупателей показывают, что им импонирует упаковка, которую можно использовать повторно, которую можно легко открыть, которая является оригинальной и привлекательной, соответствующей пониманию красоты потребителем.

Для выполнения каждой из перечисленных  функций упаковка должна отвечать определенному  комплексу требований. Например,  защитная функция предъявляет к  упаковке требования по обеспечению  необходимых показателей теплостойкости, морозостойкости, герметичности, коррозионной и химической стойкости, защиты от пыли, сохранения массы, стабильности формы, долговечности, ударной прочности, прочности при сжатии и разрыве, способности к амортизации ударов. Шесть последних показателей  наряду со специфическими другими такими, как экономия транспортной и складской площади и пространства, устойчивость при скольжении, пригодность к штабелированию и автоматизированной обработке, унификация по конструкции и размерам, способность к групповой упаковке, удобство в обращении, легкость открывания, способность повторно закрываться, важны и для транспортной функции, и для функции хранения. Пять последних требований предъявляет к упаковке и эксплуатационная функция. Маркетинговая функция, прежде всего, диктует технико-экономические показатели упаковки, требования по экономии пространства и площади при транспортировке, складировании и продаже, а совместно с информационной функцией выдвигает требования по предоставлению рекламы, информации, а также по наличию элементов идентификации и индивидуальных особенностей упаковки. Экологическая функция рассматривает медико-гигиенические требования к материалам, продукции и упаковке в целом, возможности повторного использования тары, удобство утилизации и другие экологические аспекты.

 

Вопросы для самопроверки

  1. В чем заключается многофункциональность упаковки?
  2. Требования, предъявляемые к упаковке в современном мире.
  3. Основные функции упаковки. В чем заключается суть каждой функции и как они пересекаются между собой?
  4. Перечислите влияние климатических факторов на свойства упаковываемых продуктов.
  5. Как меняется качество продуктов при хранении их в модифицированной газовой атмосфере?
  6. Какие способы технологической обработки скоропортящихся продуктов позволяют сохранять их качество при длительном хранении?
  7. Перечислите возможные повреждения упакованной продукции при нежелательных механических воздействиях.
  8. Какие упаковочные материалы применяют при упаковке гигроскопичной продукции? Замороженной продукции? Ароматических продуктов? Мяса и рыбы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Упаковка как процесс

 

В большой современной энциклопедии есть такое определение: процесс  - это «последовательные применения какого-либо предмета или явления, в которых выражаются определенные объективные закономерности (например, процесс развития растения); совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата (например, производственный процесс)».

Существенные различия в понимании  процессов связаны и с различными уровнями развития представлений о  процессах в различных областях знаний. Определение понятия процесса может быть даже на базе таких понятий, как движение, взаимодействие, преобразование.

Прикладное же определение процесса должно быть согласовано с предметной областью и конкретным кругом проблем, рассматриваемых в данной ситуации. При этом должны быть соблюдены следующие  общенаучные и общеметодологические принципы, гарантирующие принципиальную корректность каждой конкретной интерпретации  понятия «процесс»:

    1. Процесс связан с конкретным материальным объектом или системой объектов и протекает в количественно определенных пространственно-временных границах.
    2. Процесс во времени складывается из качественно и количественно различных стадий, фаз, событий или состояний, протекающих соответственно в более узких пространственно-временных границах, чем рассматриваемый процесс.
    3. Данный процесс представляет собой составную часть более широких в пространственно-временном отношении процессов.
    4. Протекание процесса во времени является закономерно упорядоченным в двух отношениях: - характеристики, свойственные множеству однородных процессов присущи и всем другим процессам того же рода; - характеристики длительного фрагмента процесса присущи также хотя бы ближайшим к моменту анализа будущим стадиям процесса.
    5. Аналитическое отображение процесса по необходимости является приближенным.
    6. Для полного отображения процесса необходимо учитывать три группы его характеристик: 1) качественные, определяющие материальную природу процесса; 2) пространственные, определяющие его пространственные масштабы и координаты; 3) временные, определяющие временные масштабы и координаты процесса.
    7. Сопоставимость одинаковых характеристик нескольких процессов достигается за счет использования одинаковых методов отображения этих характеристик и процессов в целом.

Рассматриваемое в данной дисциплине понятие процесса относится к  сфере материального производства и, в частности, к изготовлению тары и упаковки. Поэтому понятие процесса должно быть связано с получением заданного результата (выход) от взаимодействия продукта природы и целенаправленного труда (рисунок 2.1), при этом получение результата подразумевает потребление некоторого исходного продукта (вход) определенной технологической средой (преобразователь).

 

 

Рисунок 2.1 - Модель процессов

 

Таким образом, определение процесса, относящееся к сфере производственной деятельности, может быть следующим: процесс - это упорядоченное взаимодействие между продуктом природы и трудом, направленное на получение требуемого результата.

Одним из основных свойств процесса является его двуединость: с одной стороны, это процесс потребления, а с другой, процесс производства. Соединяет же эти два свойства технологическая среда, трансформирующая то, что потребляется, в то, что производится. Определим два основных понятия, которые используются в дальнейшем при описании указанной модели процесса и формировании целого ряда производных понятий.

Структура - определенное сочетание составных частей целого, внутреннее устройство целого из элементов, связанных между собой закономерно упорядоченным взаимодействием.

Взаимодействие - взаимное влияние элементов друг на друга, всякая связь между материальными объектами и явлениями. Итак, элементами процесса являются: вход, выход и преобразователь. Каждый из элементов имеет внутреннее строение, которое описывается определенной системой показателей.

 

§ 2.1 Система показателей, характеризующих процесс

 

Все многообразие реальных процессов  имеет единую элементную структуру, поэтому и система показателей  также должна иметь некую общую  форму. Можно выделить три группы показателей процесса:

- качественные, определяющие природу данного процесса;

- количественные, определяющие его масштабы;

- временные, определяющие его временную структуру.

Реализация любого процесса невозможна без затрат, поэтому вводится еще  одна группа показателей, характеризующих  затраты в натуральной форме или в виде экономических показателей, т.е. систему показателей процесса можно представить в виде фигуры тетраэдра (рисунок 2.2).

1,2,3,4 - соответственно качественные, количественные, временные и

затратные (экономические) показатели

Рисунок 2.2 - Система показателей процесса

 

Каждая группа показателей делится  на систему внешних и внутренних показателей.

Система внешних показателей характеризует те свойства и особенности элемента, которые определяют его взаимодействие с другими элементами.

Система внутренних показателей характеризует внутреннее строение и функционирование конкретного элемента.

Под элементами может пониматься как  некоторый предмет (заготовка, упаковка, машина и т.д.), так и процесс, если он является одним из процессов внутри более сложного процесса.

На рисунке 2.3 представлена схема взаимодействия элементов некоторой системы. Универсальной она является потому, что пригодна для рассмотрения сборки узла, изделия, машины из элементов в виде деталей, для иллюстрации взаимодействий в некоторой технологической цепочке из нескольких агрегатов и для изучения сложного процесса, представленного в виде некоторого множества более мелких процессов.

Рассмотрим эту схему на примере  взаимодействия процессов. Любой процесс, с одной стороны, является частью более сложного процесса, а с другой стороны, сам разделяется на более  мелкие процессы. Именно это и показано на схеме (рисунок 2.3). В любом взаимодействии элементы j-го структурного уровня участвуют своими внешними свойствами Fji-1, Fji  и Fji+1 (i-1; i+1 – элементы). Это происходит в некоторой среде Sj с теми или иными ее свойствами. Например, производственная среда некоторого производственного подразделения, в которой всегда действуют определенные связи (ограничения) пространственного ПСj и временного ВСj характера. Так как любой процесс не проходит без затрат (энергетических, экономических и др.), то существуют ограничения и этого плана. Итогом рассматриваемого взаимодействия процессов будет новый комплексный процесс Эij+1 с присущими ему внутренними свойствами Jij+1. Последние явились результатом сочетания свойств процессов j-го уровня в среде взаимодействия Sj и ограничений ПСj и ВСj. Дальнейшая интеграция процессов будет происходить уже на (j+1)-м структурном уровне при участии соответствующих процессов этого уровня: Эi-1j+1, Эij+1 и Эi+1j+1 с их внешними свойствами Fi-1j+1, Fij+1 и Fi+1j+1 в среде Sj+1 и системе пространственных и временных связей ПСj+1 и ВСj+1.

Очевидно, что внутренние свойства J j i-1, J j I и J j i+1 элементов j-го уровня, в свою очередь, были получены при взаимодействии элементов на (j-1)-м уровне в среде взаимодействия Sj-1 и системе ограничений ПСj-1 и ВСj-1. Безусловно, аналогичные рассуждения можно неограниченно распространить как в сторону интеграции, так и в сторону декомпозиции процессов.

Уточним понятие «среда взаимодействия». Оно может иметь различное  содержание: это может быть материал упаковки, форма поверхности и упаковки, предметно-замкнутый технологический участок или производственное подразделение, или отрасль производства. Характеристики среды зависят от того, в каком аспекте рассматривается то или иное взаимодействие. Могут учитываться характеристики геометрического, технологического, организационного, экономического, экологического и социального характера. Однако система ограничений или связей всегда будет одного вида: пространственная, временная или затратная, выраженная в натуральной форме или в виде экономических показателей (экономические связи).

Информация о работе Упаковка товаров