Упаковка товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:47, курс лекций

Описание работы

Содержит курс лекций для изучения дисциплины ''Технология упаковочного производства''; сведения об основных функциях упаковки и их взаимосвязи с комплексом требований к таре и упаковке; изложены принципы и методики построения эффективных технологических систем, принципы создания упаковочных процессов с заданными свойствами, основы теории упаковочного процесса; приведены основы проектирования упаковочных производств, устанавливающие взаимосвязь между процессами проектирования конструкции упаковки, проектирования технологии упаковки, упаковывания продукции и формирования транспортной единицы; вопросы для самопроверки; рекомендуемую литературу.

Содержание

Введение...................................................................................................................5
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПАКОВКИ.................................................7
Вопросы для самопроверки..................................................................................17
Глава 2 УПАКОВКА КАК ПРОЦЕСС...............................................................18
§ 2.1 Система показателей, характеризующих процесс.......................19
§ 2.2 Рассеяние показателей процесса...................................................25
§ 2.3 Модуль продолжительности процесса.........................................27
§ 2.4 Методические основы изучения процесса...................................28
Вопросы для самопроверки..................................................................................33
Глава 3 УПАКОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ............34
§ 3.1 Определение понятия “упаковочный процесс” и его структура34
§ 3.2 Предмет производства, предмет потребления.............................35
§ 3.3 Производственный и технологический процесс упаковки.........37
§ 3.4 Качество процесса упаковки.........................................................38
§ 3.5 Производительность процесса упаковки и технологичность предмета упаковки...................................................................................39
Вопросы для самопроверки..................................................................................42
Глава 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПАКОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.......................43
§ 4.1 Упаковка как процесс взаимодействия трех материальных потоков.......................................................................................................43
§ 4.2 Геометрическая структура элементов взаимодействия..............43
§ 4.3 Теория базирования........................................................................45
§ 4.4 Геометрическое и силовое замыкание..........................................57
§ 4.5 Смена баз.........................................................................................58
§ 4.6 Размерный анализ пространственных взаимодействий и методы обеспечения их точности.........................................................................60
Вопросы для самопроверки..................................................................................66
Глава 5 СОЗДАНИЕ УПАКОВОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ.....................................................................................................67
§ 5.1 Общие положения о построении процессов с заданными свойствами.................................................................................................67
§ 5.2 Организационные формы процесса упаковки.............................68
§ 5.3 Система критериев и ограничений, оптимизация процессов упаковки....................................................................................................69
§ 5.4 Принцип интеграции и дифференциации процессов..................71
§ 5.5 Номенклатура элементов упаковочного процесса......................72
§ 5.6 Управление процессом производства...........................................72
§ 5.7 Механизация и автоматизация производства..............................73
§ 5.8 Безотходная технология и экология производства.....................74
Вопросы для самопроверки..................................................................................75


Глава 6 Основы проектирования упаковочных производств....................................................................................................76
§ 6.1 Упаковочные производства (системы). Общие понятия.............76
§ 6.2 Общие понятия по проектированию упаковочных производств76
§ 6.3 Основные этапы жизненного цикла упаковки..............................77
§ 6.4 Технические требования к упаковке..............................................83
§ 6.5 Проектирование конструкции упаковки.......................................89
§ 6.5.1 Маркетинговые исследования.............................................92
§ 6.5.2 Разработка технического задания.......................................93
§ 6.5.3 Разработка технического проекта.......................................94
§ 6.5.4 Разработка рабочей конструкторской документации.......94
§ 6.6 Проектирование технологии производства упаковки.................96
§ 6.7 Проектирование технологии упаковывания продукции.............99
§ 6.7.1 Фасование жидкой продукции...........................................101
§ 6.7.2 Фасование твердой продукции..........................................103
§ 6.8 Проектирование процесса формирования транспортной единицы...................................................................................................106
§ 6.8.1 Упаковывание транспортных единиц в стрейч-пленки..............................................................................................108
§ 6.8.2 Упаковывание транспортных единиц в термоусаживаемые пленки..............................................................................................108
Вопросы для самопроверки................................................................................109
Список литературы……………..................……………………………………110

Работа содержит 1 файл

упаковка товаров.docx

— 643.03 Кб (Скачать)

Учитывая эти обстоятельства, правомерно поставить вопрос о формальной классификации  процессов, которые пока абстрагированы от их предметного содержания и основываются исключительно на величине модуля продолжительности  процесса.

Примером разбивки всех реальных процессов  по модулю продолжительности могут  служить следующие классы:

1) микромодульные - от долей секунды до нескольких минут;

2) мезомодульные - от нескольких минут до одних суток;

3) макромодульные - более одних суток, но менее 100 лет;

4) мегамодульные - более одного столетия.

 

§ 2.4 Методические основы изучения процесса

 

Рассмотрим методические особенности  исследований процессов с разными  модулями продолжительности. При этом будем придерживаться четырех классов  процессов. Границы укрупненных  классов намечены с известной  долей условности, но не произвольно. Они учитывают сложившееся в  науке и практике выделение временных  диапазонов и масштабов, с которыми преимущественно имеют дело отдельные  предметные отрасли. Кроме того, они  учитывают системы разномасштабных естественных единиц времени. В зависимости от конкретных условий внутри этих укрупненных классов можно выделить более детальные подразделения.

Микромодульные процессы - явления, протекающие на уровне атомов, молекул, клеток и кристаллов. К ним относят процессы типа соударений, взрывов, электрических разрядов и др. Многие из этих процессов остаются за порогом непосредственного человеческого восприятия, поэтому при их исследовании и реализации необходимы высокоточные приборы для отсчета времени, прецизионная аппаратура, быстродействующие фото- и кинотехника, различные усилители, умножители, увеличители изображения и др. Особенностью является и то, что продолжительность собственно процесса невелика по сравнению с его подготовкой. За редким исключением не имеется возможности проследить единичную реализацию процесса, а фиксируются сразу целые серии реализации, которые принимаются идентичными. Типичным является использование математической статистики и теории вероятностей при обработке и толковании результатов.

Мезомодульные процессы охватывают явления доступные для непосредственного и непрерывного наблюдений. Суточный цикл этих процессов один из самых распространенных в практике нашей повседневной деятельности как в физическом, так и в социальном планах. Как правило, имеют дело с единичными реализациями, которые обладают индивидуальными особенностями и доступны для наблюдения невооруженным глазом. Статистико-вероятностные методы здесь используют реже, так как решающую роль играют индивидуальные качества каждой реализации. Требования к точности отсчета времени в мезомодульных процессах сильно снижены по сравнению с требованиями в микромодульных процессах. Однако существенным становится требование к согласованию момента отсчета со временем суток, поскольку изменение естественных условий может быть значительным.

Макромодульные процессы соизмеримы с продолжительностью жизни человека. Это означает, что данный класс процессов включает процессы, которые доступны для непосредственного наблюдения их отдельным исследователем в реальном масштабе времени. Однако такое наблюдение может быть только прерывистым во времени, начиная с процессов, модуль которых более нескольких суток. Непрерывная регистрация и реализация таких процессов требуют коллективной работы или использования автоматической аппаратуры.

Длительность макромодульных процессов - основная практическая трудность их исследования. Необходимы специальные организационные формы труда общества для обеспечения этих процессов. Одним из коренных вопросов методологии исследований таких процессов является воспроизводимость идентичных повторных реализации. В частности, необходим анализ условий, при которых можно было бы считать тождественными отдельные реализации из некоторого множества параллельно протекающих явлений.

Мегамодульные процессы могут наблюдаться в завершенном виде лишь коллективами исследователей, охватывающими ученых разных поколений.

Граница между классами макро- и мегамодульных процессов условна, а следовательно, и методологические их особенности имеют много общего. Вместе с тем имеется и ряд специфических проблем. Наиболее длительные мегамодульные процессы могут реализовываться только фрагментарно. Поэтому на первый план выступают проблемы восстановления уже прошедших стадий. При этом особое значение приобретает проблема синхронического исследования временной структуры процесса, когда последовательные стадии процесса устанавливаются на основе изучения нескольких реализаций процессов, начавшихся в разные моменты прошлого и находящиеся к моменту наблюдения в разных стадиях своего развития.

Типичные вопросы, которые возникают  при временном исследовании процесса, следующие:

- когда может наступить то или иное состояние в ходе данного процесса;

- как быстро оно изменится или как долго сохранится;

- сколько времени занимает тот или иной процесс;

-в чем сходство или различие во времени двух или нескольких процессов?

В качестве элементов временной  структуры процессов рассматриваются  отдельные состояния, фазы или стадии процесса. Например, это могут быть повторяющиеся события, максимумы  и минимумы неких процессов, периоды  установившегося функционирования или так называемые переходные стадии процесса. Полноправным элементом структуры  процесса являются также паузы между  содержательными состояниями.

Таким образом, всякий процесс без  каких-либо исключений может быть характеризован своей временной структурой, которая  отражает объективное наличие своеобразной временной канвы каждого явления. Сосредоточивая внимание на изучении временной структуры процесса, мы можем на  этой стадии абстрагироваться от его предметного содержания. Это  важно, в частности, при поиске причинно-следственных временных отношений между параллельно  или последовательно протекающими процессами.

Одним из важных вопросов, который  всегда приходиться решать при организации  исследования процесса или при обеспечении его эффективного функционирования, является выявление его временной структуры. Это подразумевает разложение данного процесса на более мелкие процессы, протекающие соответственно каждый в своих временных границах. Путь деления процесса на возможно более мелкие по продолжительности стадии с целью его детального изучения, как правило, не приносит ожидаемых результатов.

При этом нужно помнить, что механическое фиксирование подряд всех мелких деталей в ходе изучаемого процесса практически неосуществимо и приводит к потере представления об общей целостности хода того или иного процесса. Выход из этого положения состоит в том, чтобы расчленить «живой» процесс на некоторые иерархически упорядоченные слои со своими масштабами временных единиц в каждом слое, а затем рассматривать лишь типовые для данной физической природы процесса временные группы явлений.

Всякий реальный процесс, даже довольно простой по комплексу используемых в нем различных по физической природе процессов, имеет сложную  временную структуру. В одном  процессе может быть представлен  диапазон модулей продолжительности, охватывающий два-три класса: от микромодульного  до макромодульного. Например, в основе эрозионной обработки лежит процесс  микромодульный, а естественное старение заготовок – это макромодульный процесс. Изготовление детали обычно относиться к мезомодульному процессу, а сборка изделия вполне может быть макромодульным процессом.

Известно, что процесс протекает  наиболее равномерно и непрерывно, если все его стадии синхронизированы во времени. В реальных процессах  подобия ситуация теоретически маловероятна, а практически невозможна. Поэтому  одной из проблем исследования и  эффективного функционирования реального  процесса является использование различных  способов и приемов синхронизации  разномодульных стадий процесса. При  этом речь не идет о том, чтобы все  без исключения элементы процесса сделать  синхронными. Обычно выделяют группу основных процессов, которые  доминантно определяют временной режим функционирования общего процесса, например, предприятия  или его подразделения: цеха, участка, автоматической линии и т.п. При этом если стоит вопрос отладки временного режима работы технологической цепочки, он решается на уровне согласования продолжительности работы отдельных элементов (технологических систем, станков и др.) этой цепочки.

Составление временной структуры (хроноструктуры) процесса связано  с определенными правилами его  членения. Эти правила можно сформулировать следующим образом:

  1. в качестве элементов хроноструктуры процесса с определенным модулем рассматриваются в порядке иерархии процессы все более мелкого модуля, а также паузы между ними;
  2. необходимо хронологическое распределение элементов с данным модулем в общей продолжительности процесса;
  3. элементы с данным модулем рассматриваются как процессы, состоящие из более мелких элементов с более дробным модулем;
  4. модуль процесса, модули его элементов и т.д., должны быть определены в каждом случае.

При таком  подходе мы абстрагируемся от вещественных, содержательных характеристик процессов  и может сравнивать по особенностям хроноструктуры процессы разного физического характера. При этом аналитическое отображение всех процессов получает определенную единообразную символическую форму.

Выявление хроноструктуры процесса должно дать целостную картину его протекания, обеспечить стыковку результатов, полученных при изучении разных уровней детализации. В связи с этим основной методологической проблемой углубленного хроноструктурного исследования становится проблема определения оптимального числа разномасштабных уровней анализа, отличающихся друг от друга убывающими или укрупняющимися величинами шагов и моментов анализа.

Исходя из этих общих соображений, можно сформулировать следующие методические требования к разномасштабным уровням анализа  процессов:

  1. при изучении конкретных процессов должны учитываться объективные особенности протекания процессов во времени, так же как и технические возможности их исследования;
  2. число разномасштабных уровней должно быть достаточно большим, чтобы охватить с требуемой полнотой и точностью все существенные детали в ходе процесса;
  3. число этих уровней должно быть по возможности ограниченным по условиям удобства и быстроты анализа;
  4. уровни разного масштаба должны иметь общую количественную меру для сравнения между собой;
  5. число уровней и их взаимное соотношение должно быть стандартным при изучении некоторого класса процессов для обеспечения сопоставимости результатов анализа.

Задача точного  сопоставления сложных хроноструктур  процессов очень трудоемкая и  часто не поддается решению на современном уровне развития исследовательской  техники. Поэтому она замещается более простыми задачами: сравнением хроноструктур  по отдельным, наиболее существенным признакам, а также  проведением укрупненной классификации  хроноструктур.

В связи с  вышеизложенным целесообразно рассмотреть  хотя бы укрупнено наиболее перспективные  направления практического использования  методов и понятий хроноструктурных исследований. При этом имеются в  виду возможные приложения уже известных  теоретических результатов не только в производственной среде, но и в  научно-исследовательской деятельности: для календарного планирования, постановки экспериментальных исследований, решения  задач учета научной продукции  и для решения проблем оперативного управления процессом.

В обобщенном виде все ситуации, где  необходим хроноструктурный подход, составляют следующий перечень:

  1. диагностика процессов;
  2. прогнозирование хода конкретных процессов во времени и их моделирование;
  3. проектирование новых процессов и планирование их деятельности;
  4. управление ходом процессов;
  5. системный поиск новых по хроноструктуре процессов для решения конкретных технологических задач.

 

Вопросы для самопроверки

  1. Понятие процесса.
  2. Свойства процесса. Понятия структура и взаимодействие.
  3. Система показателей процесса. Внешние и внутренние показатели.
  4. Исходные элементы и структура пространственных связей.
  5. Исходные элементы и структура временных связей.
  6. Рассеяние показателей процесса. Точечная диаграмма. Законы распределения показателей.
  7. Понятие модуля продолжительности.
  8. Классификация процессов по модулю продолжительности.
  9. Требования к анализу процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Упаковочный процесс и его характеристики

 

§ 3.1 Определение понятия “упаковочный процесс” и его структура

 

Существенное влияние на технологический  процесс и организацию производства упаковки оказывает набор используемого оборудования.

Многообразные технологические процессы, осуществляемые различными группами упаковочного оборудования, сводятся к типовым, характерным для ряда представителей данной группы. Основные операции процесса и выполняющие эти операции устройства взаимосвязаны между собой, а также с движением тары, продукта и упаковок. Кроме того, в технологическом процессе упаковки важную роль играют вспомогательные операции процесса упаковывания, к которым относятся в основном операции контроля и управления.

Информация о работе Упаковка товаров