Упаковка товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:47, курс лекций

Описание работы

Содержит курс лекций для изучения дисциплины ''Технология упаковочного производства''; сведения об основных функциях упаковки и их взаимосвязи с комплексом требований к таре и упаковке; изложены принципы и методики построения эффективных технологических систем, принципы создания упаковочных процессов с заданными свойствами, основы теории упаковочного процесса; приведены основы проектирования упаковочных производств, устанавливающие взаимосвязь между процессами проектирования конструкции упаковки, проектирования технологии упаковки, упаковывания продукции и формирования транспортной единицы; вопросы для самопроверки; рекомендуемую литературу.

Содержание

Введение...................................................................................................................5
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПАКОВКИ.................................................7
Вопросы для самопроверки..................................................................................17
Глава 2 УПАКОВКА КАК ПРОЦЕСС...............................................................18
§ 2.1 Система показателей, характеризующих процесс.......................19
§ 2.2 Рассеяние показателей процесса...................................................25
§ 2.3 Модуль продолжительности процесса.........................................27
§ 2.4 Методические основы изучения процесса...................................28
Вопросы для самопроверки..................................................................................33
Глава 3 УПАКОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ............34
§ 3.1 Определение понятия “упаковочный процесс” и его структура34
§ 3.2 Предмет производства, предмет потребления.............................35
§ 3.3 Производственный и технологический процесс упаковки.........37
§ 3.4 Качество процесса упаковки.........................................................38
§ 3.5 Производительность процесса упаковки и технологичность предмета упаковки...................................................................................39
Вопросы для самопроверки..................................................................................42
Глава 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПАКОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.......................43
§ 4.1 Упаковка как процесс взаимодействия трех материальных потоков.......................................................................................................43
§ 4.2 Геометрическая структура элементов взаимодействия..............43
§ 4.3 Теория базирования........................................................................45
§ 4.4 Геометрическое и силовое замыкание..........................................57
§ 4.5 Смена баз.........................................................................................58
§ 4.6 Размерный анализ пространственных взаимодействий и методы обеспечения их точности.........................................................................60
Вопросы для самопроверки..................................................................................66
Глава 5 СОЗДАНИЕ УПАКОВОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ.....................................................................................................67
§ 5.1 Общие положения о построении процессов с заданными свойствами.................................................................................................67
§ 5.2 Организационные формы процесса упаковки.............................68
§ 5.3 Система критериев и ограничений, оптимизация процессов упаковки....................................................................................................69
§ 5.4 Принцип интеграции и дифференциации процессов..................71
§ 5.5 Номенклатура элементов упаковочного процесса......................72
§ 5.6 Управление процессом производства...........................................72
§ 5.7 Механизация и автоматизация производства..............................73
§ 5.8 Безотходная технология и экология производства.....................74
Вопросы для самопроверки..................................................................................75


Глава 6 Основы проектирования упаковочных производств....................................................................................................76
§ 6.1 Упаковочные производства (системы). Общие понятия.............76
§ 6.2 Общие понятия по проектированию упаковочных производств76
§ 6.3 Основные этапы жизненного цикла упаковки..............................77
§ 6.4 Технические требования к упаковке..............................................83
§ 6.5 Проектирование конструкции упаковки.......................................89
§ 6.5.1 Маркетинговые исследования.............................................92
§ 6.5.2 Разработка технического задания.......................................93
§ 6.5.3 Разработка технического проекта.......................................94
§ 6.5.4 Разработка рабочей конструкторской документации.......94
§ 6.6 Проектирование технологии производства упаковки.................96
§ 6.7 Проектирование технологии упаковывания продукции.............99
§ 6.7.1 Фасование жидкой продукции...........................................101
§ 6.7.2 Фасование твердой продукции..........................................103
§ 6.8 Проектирование процесса формирования транспортной единицы...................................................................................................106
§ 6.8.1 Упаковывание транспортных единиц в стрейч-пленки..............................................................................................108
§ 6.8.2 Упаковывание транспортных единиц в термоусаживаемые пленки..............................................................................................108
Вопросы для самопроверки................................................................................109
Список литературы……………..................……………………………………110

Работа содержит 1 файл

упаковка товаров.docx

— 643.03 Кб (Скачать)




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

 

Кафедра технической  механики и упаковочных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ УПАКОВОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

 

Конспект  лекций

для студентов  всех форм обучения специальности

261201 ''Технология  и дизайн упаковочного производства''

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2008

 

 

Составитель:

ст. преподаватель, канд. техн. наук, А.А. Черданцева

 

 

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры  ТМ и УТ

Протокол  №___от_______

 

 

 

Рекомендовано методической комиссией механического факультета

Протокол  №__ от _______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержит  курс лекций для изучения дисциплины ''Технология упаковочного производства''; сведения об основных функциях упаковки и их взаимосвязи с комплексом требований к таре и упаковке; изложены принципы и методики построения эффективных технологических систем, принципы создания упаковочных процессов с заданными свойствами, основы теории упаковочного процесса; приведены основы проектирования упаковочных производств, устанавливающие взаимосвязь между процессами проектирования конструкции упаковки, проектирования технологии упаковки, упаковывания продукции и формирования транспортной единицы; вопросы для самопроверки; рекомендуемую литературу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ó ГОУ ВПО КемТИПП, 2008

Содержание

 

Введение...................................................................................................................5

Глава 1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПАКОВКИ.................................................7

Вопросы для  самопроверки..................................................................................17

Глава 2 УПАКОВКА КАК ПРОЦЕСС...............................................................18

§  2.1 Система показателей, характеризующих процесс.......................19

§  2.2 Рассеяние показателей процесса...................................................25

§  2.3 Модуль продолжительности процесса.........................................27

§ 2.4 Методические основы изучения процесса...................................28

Вопросы для  самопроверки..................................................................................33

Глава 3 УПАКОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ............34

§ 3.1 Определение понятия “упаковочный процесс” и его структура34

§  3.2 Предмет производства, предмет потребления.............................35

§ 3.3 Производственный и технологический процесс упаковки.........37

§  3.4 Качество процесса упаковки.........................................................38

§ 3.5 Производительность  процесса упаковки и технологичность предмета упаковки...................................................................................39

Вопросы для  самопроверки..................................................................................42

Глава 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПАКОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.......................43

§ 4.1 Упаковка как процесс взаимодействия трех материальных потоков.......................................................................................................43

§  4.2 Геометрическая структура элементов взаимодействия..............43

§  4.3 Теория базирования........................................................................45

§ 4.4 Геометрическое и силовое замыкание..........................................57

§  4.5 Смена баз.........................................................................................58

§  4.6 Размерный анализ пространственных взаимодействий и методы обеспечения их точности.........................................................................60

Вопросы для  самопроверки..................................................................................66

Глава 5 СОЗДАНИЕ УПАКОВОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ.....................................................................................................67

§ 5.1 Общие положения о построении процессов с заданными свойствами.................................................................................................67

§ 5.2 Организационные формы процесса упаковки.............................68

§ 5.3 Система критериев и ограничений, оптимизация процессов упаковки....................................................................................................69

§ 5.4 Принцип интеграции и дифференциации процессов..................71

§  5.5 Номенклатура элементов упаковочного процесса......................72

§ 5.6 Управление процессом производства...........................................72

§ 5.7 Механизация и автоматизация производства..............................73

§  5.8 Безотходная технология и экология производства.....................74

Вопросы для  самопроверки..................................................................................75

 

 

Глава 6 Основы проектирования упаковочных производств....................................................................................................76

§ 6.1 Упаковочные производства (системы). Общие понятия.............76

§ 6.2 Общие понятия по проектированию упаковочных производств76

§ 6.3 Основные этапы жизненного цикла упаковки..............................77

§ 6.4 Технические требования к упаковке..............................................83

§ 6.5 Проектирование конструкции упаковки.......................................89

§ 6.5.1 Маркетинговые исследования.............................................92

§ 6.5.2 Разработка технического задания.......................................93

§ 6.5.3 Разработка технического проекта.......................................94

§ 6.5.4 Разработка рабочей конструкторской документации.......94

§ 6.6 Проектирование технологии производства упаковки.................96

§ 6.7 Проектирование технологии упаковывания продукции.............99

§ 6.7.1 Фасование жидкой продукции...........................................101

§ 6.7.2 Фасование твердой продукции..........................................103

§ 6.8 Проектирование процесса формирования транспортной единицы...................................................................................................106

§ 6.8.1 Упаковывание транспортных единиц в стрейч-пленки..............................................................................................108

§ 6.8.2 Упаковывание транспортных единиц в термоусаживаемые пленки..............................................................................................108

Вопросы для  самопроверки................................................................................109

Список  литературы……………..................……………………………………110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Научно-технический прогресс и  расширение производства вывели тароупаковочную  отрасль на уровень ведущих мировых индустрий. Упаковка позволяет сократить потери продукции, гарантировать ее качество, увеличить сроки ее хранения, обеспечить доставку потребителю. Да и по своей сути упаковка продукции играет важнейшую роль в цепочке производство – хранение – транспортировка – реализация практически для всех отраслей промышленности.

Из обычного барьера между пищевым продуктом и окружающей средой упаковка все больше превращается в фактор производства. С ее помощью можно регулировать температуру продуктов в условиях микроволнового нагрева, создавать оптимальную газовую атмосферу внутри оболочки при хранении продуктов питания, направленно изменять состав продукта, используя биологически активные материалы с иммобилизованными ферментами.

Упаковка - уникальная область производства еще и потому, что она объединяет почти все виды индустрии. Она многолика. Упаковка поддерживает достойный уровень жизни людей, которые выше простого выживания. Не будь ее, люди лишались бы возможности пользоваться элементарными удобствами, которые позволяют им потреблять современные продукты питания. «Лучший уровень жизни через лучшую упаковку».

Однако для развития тароупаковочного дела мало знать технологию упаковывания. Необходимо владеть основами менеджмента, маркетинга, рекламного дела, элементами художественного конструирования, графики, использовать возможности ЭВМ, разбираться в современном тароупаковочном оборудовании.

Упаковка является важным инструментом маркетинга и рекламы, она широко используется как носитель информации о товаре. Упаковка должна информировать потребителя о составе, характеристиках, способе употребления продукта.

Качество материала и дизайн упаковки оказывает заметное влияние  и на сбыт товаров. Более того, конструкция  и художественное оформление нередко  служат решающим критерием, при выборе продукта потребителем. Главная цель предпринимателей выгодно продать  свою продукцию, поэтому для привлечения  внимания покупателей широко используют эффекты упаковочного декора. Однако устойчивый успех в бизнесе может  быть достигнут лишь в том случае, если художественное оформление упаковки соответствует реальной ценности самого товара, поскольку цель покупателя иная, чем у продавца, приобрести продукт высокого качества по низкой цене.

Упаковка стала неотъемлемой частью нашей жизни, она играет главную  роль в связи между производителями  продукции и потребителями.

Упаковывание является заключительной стадией в выпуске продукции, при этом должны быть решены задачи организации всех производственных процессов: выбора сырья и материалов для изготовления продукта и упаковки, технологии их производства, оборудования, технологии упаковывания, а также вопросы транспортирования и складирования готовой продукции. Готовая продукция со складов или непосредственно от производителя поступает на реализацию, при этом как производители продукции, так и ее потребители должны заботиться о сохранении окружающей среды. Проследить связь производителей продукции с ее потребителями можно по схеме, приведенной на рисунке 1.1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Схема связей производителей продукции с потребителями

 

Понятие «упаковка» объединяет также  сферы экономики, как производства сырья и упаковочных материалов, производства и потребления упаковочных изделий и транспортной тары, машин и оборудования, дизайна формы и графики и т.д. Нередко упаковка неразрывно связана с производством продуктов питания и других товаров народного потребления, с транспортом, складским хозяйством, системой распределения, торговлей, потреблением, с национальными и культурными особенностями страны. Она определяет уровень товарного рынка,  влияет на качество и сохранность продукта.

«Упаковку можно рассматривать  как культурное явление, поскольку  культура потребления не везде одинакова» (Т. Хайт).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Основные функции упаковки

 

В историческом плане первыми функциями  упаковки были предохранение продуктов  или изделий от порчи и обеспечение возможности транспортировки с сохранением высокого качества. Проблемы упаковки традиционно занимали важное место в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Со временем значительно изменились функции упаковки. Теперь они не ограничиваются предохранением изделий, сохранением их качества и обеспечением гигиеничности. К упаковке предъявляют требования облегчения обращения с товарами, обеспечения максимальной экономичности процессов упаковывания и обработки товаров при их распределении, транспортировке, складировании и перемещении в магазинах.

Многофункциональность упаковки предопределяет необходимость знания специалистами  свойств и способов переработки  различных материалов в тару и  упаковку, специфику защиты упакованного продукта от вредных внешних воздействий, что существенно, прежде всего, для  продуктов питания. Любая продукция  промышленных и сельскохозяйственных предприятий нуждается в защите от механических, климатических и  других воздействий при транспортировании, хранении и реализации.

Упаковку следует рассматривать  не просто как средство содержания продукции, а в более широком  смысле как систему взаимосвязи  производителя, продавца и потребителя  товаров. Это предъявляет к упаковке целый комплекс требований. Она должна обеспечить выполнение операций специальной обработки продукции, ее дозирования и укупорки. Кроме того, от упаковки требуется обеспечение длительного хранения продукции, удобства транспортировки, размещения на витринах, прилавках магазинов, складирования. Упаковке необходимы привлекательный внешний вид, способствующий повышению конкурентоспособности и облегчающий продажу, удобство использования покупателем. Ряд новых требований выдвигается к упаковке в процессе развития и совершенствования упаковочной индустрии.

Основными функциями упаковки являются функция рационализации, дозирующая, защитная, транспортная, хранения, маркетинговая, нормативно-законодательная, экологическая, информационная и эксплуатационная (рисунок 1.2).

Функция рационализации. Изготовление тары и упаковывание продукции требуют больших материальных и трудовых затрат, которые в совокупности определяют стоимость упаковки. Затраты на тару и упаковку занимают важное место в экономике предприятий. Особенно велики затраты на упаковку и тару в легкой, парфюмерной, пищевой и химической отраслях промышленности. Причем сам товар не становится более ценным, а дорожает из-за стоимости тары.

Рисунок 1.2 –  Основные функции упаковки

 

В связи с этим важной функцией, выполняемой упаковкой, является рационализация, т.е. выбор оптимальной технологии упаковки и всего производственного процесса в целом. Необходимо стремиться к экономии материальных и трудовых ресурсов при производстве тары и упаковочных материалов, к рациональной организации операций упаковывания, хранения и реализации упакованной продукции. Это должно учитываться уже на стадии изготовления самого продукта, чтобы оптимизировать весь производственный процесс, включая упаковывание и транспортирование.

Экономические соображения являются основным критерием выбора. Наиболее эффективной считается упаковка, обеспечивающая на всех стадиях обращения, от изготовления до утилизации, наименьшие затраты и наибольшую экономию общественного  труда. Затраты на упаковку не должны составлять основную часть в себестоимости товаров, поэтому выбирают такую упаковку, которая обеспечила бы оптимальные защитные свойства в необходимые сроки хранения товаров. Надежность упаковки оценивают показателем эффективности:

Информация о работе Упаковка товаров