Функции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть и показать основные функций менеджмента.
В задачи входит изучение и анализ содержания основных функций менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль, сущность и содержание функций управления………………..4
1.1. Основные (общие) функции управления………………………………..4
1.2. Конкретные (специальные) функции управления…………………..…14
1.3. Взаимосвязь функций менеджмента……………………………………16
Глава 2. Практическое применение функций управления в организации….25
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.03 Кб (Скачать)

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Роль, сущность и содержание функций  управления………………..4

    1. Основные (общие) функции управления………………………………..4
    2. Конкретные (специальные) функции управления…………………..…14
    3. Взаимосвязь функций менеджмента……………………………………16

Глава 2.  Практическое применение функций  управления в организации….25

Заключение………………………………………………………………………30

Список  литературы……………………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Сегодня наше общество осуществляет исключительно  трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни  это переход от тоталитаризма  к демократии, в экономике - от административно-командной  системы к рынку. Такие изменения  в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения  нас самих.

Важная  часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки  и искусства менеджмента.

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Цель  данной работы – раскрыть и показать основные функций менеджмента.

В задачи входит изучение и анализ содержания основных функций менеджмента. 
 
 
 
 

Глава 1. Роль, сущность и  содержание функций  управления

    1. Основные (общие) функции управления
 
 

Основные  функции управления характеризуются  полнотой содержания, устойчивостью  структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция управления представляет собой отдельный процесс  по выработке методов активизации  и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической  системы.

Функции интересны тем, что в систематизированном  виде могут дать полное представление  о процессах мотивации, воздействия  и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и  появления последствий. Основные функции  характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый  результат.

Планирование  как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

Концепция - идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая  экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции.

Прогноз - научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе  разрабатываются по сложным социально-экономическим  проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего  прогноз используется в стратегическом управлении.

Программа - законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий  конкретный конечный результат, требующий  привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих  органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых  комплексных программ в бизнесе  и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в  разных сферах экономики и научных  исследованиях.

Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

Содержание  функции организации управления предполагает формирование и обоснование  набора видов работ, необходимых  для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или  границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы  ответственности и санкций за последствия принятых решений. На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий.

Мотивация как основная функция управления связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей. Мотивационный подход к поведенческой деятельности является центральной функцией управления. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы.

Стимулирование  - основная функция, связанная с процессом  активизации деятельности людей  и коллективов путем использования  стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно  коллективов и фирм. Наиболее действенно в настоящее время экономическое  стимулирование работников. Самый чувствительный стимул, применяемый к работнику - размер заработной платы и своевременность  ее выплаты.

Контроль как основная функция управления объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления. Друкер. П. Управление, нацеленное на результаты. - М. 1992.С.64..

Последняя стадия контроля связана с уяснением  проблем и причин их возникновения, что и является основанием для  активных действий по корректировке  отклонений от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные  стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после  ее завершения, а система организации  контрольной деятельности зависит  от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функции  контроля определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев  оценки и показателей, измеряющих отдельные  стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходима разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе.

Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Значение данной функции  обусловлено природой экономической  деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью  и через деятельность людей в  соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов  и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие.

Четыре  функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного  решения и сделать это решение  понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают  все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений  часто называют связующими процессами.

Принятие  решений - это выбор того, как и  что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих  чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Основным  требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для  понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения  такой информации является коммуникация.

Управление - целенаправленный процесс, включающий в себя некоторые основные элементы, рассматриваемые как общие функции управления. В практике управления различают следующие виды функций управления.

Функция планирования предполагает решение  того, какими должны быть цели организации  и что должны делать ее члены, чтобы  достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение  того, что требуется и как этого  добиться.

План  представляет собой сложную социально-экономическую  модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно  различаются. Обычно организация формирует  единый план для управления ее общей  деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для  достижения конкретных целей и задач  организации различные методы. Таким  образом, составлена карта пути, по которому должна пройти организация  за конкретный период времени. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М. 2000.С.17..

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип  планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в  организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть  в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.

На среднем  уровне управления занимаются тактическим  планированием, т.е. определяются промежуточные  цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим.

Планирование  осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным  планированием. Это - основа основ планирования.

Все три  типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или  общим, планом, или бизнес-планом функционирования организации.

С помощью  функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью  и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует помнить, что  неопределенность - это одна из основных причин, по которой планирование может  помочь организации лучше управлять  в условиях неопределенности, более  эффективно реагировать на изменения  внешней среды.

Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  организации, определение порядка  и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и  средств для достижения поставленных организацией целей.

Информация о работе Функции управления