Функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:50, реферат

Описание работы

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменен

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ организации ОАО «Тулаавтотранс» 5
1.1. Краткая характеристика организации 5
1.2. Основные финансовые показатели ОАО «Тулаавтотранс» 6
1.3. Организационная структура предприятия 11
Глава 2. Анализ методов для решения проблемы управления кадровым потенциалом и разработки управленческих решений в области мотивации сотрудников организации 15
2.1. Методика исследования процедур выявления проблем и принятия управленческих решений 15
2.2. Анализ структуры системы принятия решения 16
Глава 3. Исследование выявленной проблемы с помощью метода «Мозговой штурм» 22
3.1. Программа использования метода «Мозговой штурм» 22
3.2. Разработка предложений по реализации решения 26
Заключение 31
Список использованных источников литературы 33

Работа содержит 1 файл

реферат по менеджменту нач стадия.docx

— 51.84 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

 

Кафедра: Социологии и Управления

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Менеджмент

на  тему:

 

 

Выполнил:


Студент группы 2АС1

Гарин И.А.

Проверила:

Кэн, доцент кафедры 

социологии и управления

Николаева Г.Н.

 

Москва, 2012



 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1.  Анализ организации ОАО «Тулаавтотранс» 5

1.1. Краткая характеристика организации 5

1.2. Основные финансовые показатели ОАО «Тулаавтотранс» 6

1.3. Организационная структура предприятия 11

Глава 2. Анализ методов для решения проблемы управления кадровым потенциалом и разработки управленческих решений в области мотивации сотрудников организации 15

2.1. Методика исследования процедур выявления проблем и принятия управленческих решений 15

2.2. Анализ структуры системы принятия решения 16

Глава 3. Исследование выявленной проблемы с помощью метода «Мозговой штурм» 22

3.1. Программа использования метода «Мозговой штурм» 22

3.2. Разработка предложений по реализации решения 26

Заключение 31

Список использованных источников литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения  и разрешения возникающих проблем  раньше, чем они станут слишком  серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит  из установки стандартов, изменения  фактически достигнутых результатов  и проведения корректировок в  том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных  стандартов.

Контроль – это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в  первую очередь, состоит в том, что  контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого  не поручал.

Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

 

 

 

2. Сущность и формы  контроля

      Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение  целей  организации.

Он необходим для обнаружения  и разрешения возникающих  проблем  раньше,  чем

они  станут  слишком  серьезными,   и   может   также   использоваться   для

стимулирования успешной деятельности.

      Процесс  контроля состоит из установки  стандартов, изменения фактически

достигнутых результатов  и  проведения  корректировок  в  том  случае,  если

достигнутые результаты существенно  отличаются от установленных стандартов.

      Руководители  начинают осуществлять  функцию   контроля  с  того  самого

момента, когда они сформулировали цели  и  задачи  и   создали  организацию.

Контроль очень важен, для того чтобы организация функционировала  успешно.

      Функция   контроля  -  это  такая   характеристика  управления,  которая

позволяет выявить проблемы  и  скорректировать  соответственно  деятельность

организации до того, как  эти проблемы перерастут в кризис.

      Одна из  важнейших причин необходимости  осуществления контроля  состоит

в том, что любая  организация,  безусловно,  обязана  обладать  способностью

вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того,  как  они  повредят

достижению целей организации.

      Равно важной  является и положительная сторона  контроля,  состоящая  во

всемерной  поддержке  всего  того,  что  является  успешным  в  деятельности

организации. Другими словами, один из важных  аспектов  контроля  состоит  в

том, чтобы определить, какие  именно  направления  деятельности  организации

наиболее эффективны. Определяя  успехи и неудачи организации  и  их  причины,

мы  получаем  возможность  достаточно  быстро  адаптировать  организацию   к

динамичным требованиям  внешней среды.

 

      Контроль  не только позволяет проблемы  и реагировать на них так,  чтобы

достигнуть намеченных целей, но и помогает руководству решить,  когда  нужно

вносить радикальные изменения  в деятельности организации.

 

      Контроль - это критически важная и сложная  функция управления. Одна из

важнейших  особенностей  контроля,  которую  следует  учитывать   в   первую

очередь, состоит в том,  что  контроль  должен  быть  всеобъемлющим.  Каждый

руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять  контроль  как

неотъемлемую часть своих  должностных  обязанностей,  даже  если  никто  ему

специально этого не поручал.

 

      Контроль  есть  фундаментальный  элемент   процесса   управления.   Ни

планирование, ни создание  организационных  структур,  ни  мотивацию  нельзя

рассматривать полностью  в отрыве от контроля. Действительно, фактически  все

они  являются  неотъемлемыми  частями  общей  системы  контроля   в   данной

организации. Это обстоятельство станет более понятным  после  того,  как  мы

познакомимся с тремя  основными видами контроля: предварительным,  текущим  и

заключительным. По форме  осуществления все эти виды контроля схожи, так  как

имеют одну и ту же цель: способствовать тому,  чтобы  фактически  получаемые

результаты  были  как  можно  ближе  к  требуемым.  Различаются они только

временем осуществления.

 

Функция контроля

Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены  рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще  один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, —  контроль. 
 
Контроль, как правило, ассоциируется с властью, командованием: «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания этой функции. Понятие «контроль» выходит за пределы понятия «контролирование (проверка) как вид административной деятельности». Оно охватывает собой и активную деятельность менеджера — управление. 
 
В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. 
 
Как видно из определения, в процессе контроля менеджер не столько отдает приказы сотрудникам, сколько оценивает успешность выполнения намеченных организацией планов и удовлетворение потребностей внутренней и внешней среды. 
 
Слово «контроль» первоначально использовалось в бухгалтерском учете для отражения практики хозяйственной деятельности организации. Именно этим значением и пользуется некоторая часть управляющих и теоретиков бизнеса. Однако функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами). 
 
Некоторые организации создали целые системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями — определенными первоначальными планами менеджмента и реальными показателями деятельности организации. Следовательно, тот, кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить. 
 
Для менеджмента характерно не только большое количество различных видов планов, но и видов, и систем контроля. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате этого устанавливаются определенные отклонения от заданных показателей с тем, чтобы либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить воздействие, если результаты позитивные. 
 
В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? что в следующий раз следует делать иначе? в чем причина отклонений от намеченного? какое воздействие оказал контроль на принятие решений? воздействие контроля было позитивным или негативным? какие выводы следует сделать для выработки новых целей? 
 
В практике управления существует своего рода технология контроля. Однако какую бы технологию контроля мы не применяли, окончательная цель его состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента. 
 
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии: 
 
эффективность контроля — определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля); 
эффект влияния на людей — выясняется вопрос: применяемая технология контроля вызывает у работников положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда)? 
выполнение задач контроля — контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений; 
определение границ контроля — контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством.


Виды и этапы контроля

Предварительный контроль. Он напоминает айсберг, большая часть  которого, как известно, скрыта под  водой. Это связано с тем, что  некоторые аспекты контроля могут  быть замаскированы среди других функций управления. 
 
Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. 
 
В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных — контроль за качеством сырья. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных и безналичных) потребуется организации. 
 
В процессе предварительного контроля возможно выявить отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две разновидности: диагностический и терапевтический. 
 
Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке. 
 
Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры. 
 
Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего объектом его являются сотрудники, а сам он — прежде всего прерогатива их непосредственного начальника. Такой контроль позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. 
 
Для того, чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей и корректируют их для достижения этих целей. 
 
Заключительный контроль. Цель такого контроля — предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется тогда, когда работа уже выполнена (при текущем — в процессе ее выполнения). Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, и, во-вторых, способствует мотивации. 
 
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа. 
 
Этап А — установление стандартов. Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели явным образом «вырастают» из процесса планирования. На первом этапе необходимо определить временные рамки и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Это и есть результативность. Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для достижения поставленных целей. 
 
Этап Б — сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом нужно принять еще одно очень важное решение: определить, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Такой этап контроля очень важен: определяется масштаб отклонений, измеряются результаты, передается и оценивается информация. 
 
Этап В — принятие необходимых корректирующих действий. 
 
Проведение контроля может быть очень дорогостоящим, поэтому решение о том, какой тип контроля применить, требует тщательного обдумывания. В связи с этим при организации и проведении контроля следует учитывать ряд факторов и дать ответ на следующие вопросы: понимают ли сотрудники цели организации? спроектирована ли система контроля так, чтобы обеспечить существенные, а не тривиальные измерения? представляет ли действующая система контроля менеджерам такую информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках? Несомненно, что в будущих контрольных системах будут использованы новые приспособления и новые достижения, однако базис, на котором они создаются, останется тем же. 
 
Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, так как каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников. 
 
Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля; менеджеры же более низкого уровня (линейные) заняты больше подбором кадров и организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Менеджеров любого уровня оценивают по двум основным критериям: результативности (возможности достичь желаемого результата) и эффективности (возможности достичь этого результата с наименьшими затратами).


 

  Контроль в менеджменте рассматривается в трех аспектах: контроль как деятельность аппарата управления, одна из его общих функций; контроль как принцип управления; контроль как завершающий процесс процедуры принятия управленческих решений. В данной главе курсовой работы контроль характеризуется как заключительный этап разработки и реализации решения.           

 Необходимость контроля за реализацией принятых решений достаточно очевидна. Хозяйственная практика свидетельствует от том, что нередко и качественно разработанные решения оказываются невыполненными из-за отсутствия хорошо налаженной системы контроля. Руководитель вынужден реагировать на ситуацию по получении тревожного сигнала, когда судьба решения уже находится в критической точке. Проблема может оцениваться по критериям, не отражающим действительное состояние дел (например, в строительстве в качестве критерия используется показатель- освоение средств, вместо количества и качества выполненной работы). Причинами отклонений в реализации решений могут быть безответственное отношение исполнителей, появление новых обстоятельств, которые невозможно было учесть на стадии разработки решения, но необходимо на завершающем этапе его реализации.           

 Правильно организованный  контроль ориентирует коллектив  на качественную работу, мотивирует  труд, позволяет выявить резервы,  улучшить действующую систему  принятия решений, способствует  повышению эффективности управления  и деятельности предприятия в целом.

Процесс контроля – это  деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем  реализации определенных задач, принципов, методов, применения технических средств  и технологии контроля.           

 Процесс контроля характеризуют  три составляющие:

Содержательная (что выполняется в процессе контроля);

Организационная (кем и в какой последовательности осуществляется);

Технологическая (как производится).

Цель контроля – обеспечение  единства решения и исполнения, предупреждение возможных ошибок и недоработок, своевременное выявление отклонений от заданной программы, поставленных задач  и установленных сроков.

Содержание контроля проявляется  в выполняемых им функциях:

Диагностика состояния дел;

Ориентирование;

Стимулирование;

Корректировка действий;

Распространение передового опыта;

Осуществление авторского надзора;

Педагогическая функция;

Правоохранительная функция.

Диагностическая функция  контроля состоит в выявлении  фактического состояния дел по выполнению принятого решения. Ориентирующая  направлена на указание ориентиров, то есть тех проблем, которые в данный момент заслуживают наибольшего  внимания. Стимулирующая функция  контроля проявляется в выявлении  и вовлечении в работу всех неиспользованных резервов, и в первую очередь человеческого  фактора.

Информация о работе Функция управления