Экономические методы управления и их развитие на примере ОАО “Рыбокомбинат “Любань”

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить экономические методы управления белорусским предприятием.
Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Сущность экономических методов управления 5
1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет 6
1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием 9
1.4. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента 13
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «РЫБОКОМБИНАТ «ЛЮБАНЬ» 15
2.1. Общая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ основных финансово- экономических показателей деятельности предприятия 15
2.3. Основные проблемы реализации экономических методов управления на предприятии 24
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «РЫБОКОМБИНАТ «ЛЮБАНЬ» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36
ПРИЛОЖЕНИЕ В 42

Работа содержит 1 файл

курсовая10.doc

— 978.50 Кб (Скачать)

    Проведем  анализ структуры  себестоимости продукции. 

      

    Рисунок 2 - Структура себестоимости выращивания товарной рыбы 

    Из  рисунка 2 видно,что основными статьями затрат на выращивание товарной рыбы являются корма,общезаводские расходы, прочие производственные расходы, а также транспортные расходы. 

      

    Рисунок 3 - Структура себестоимости выращивания рыбопасадочного материала 

    Из  рисунка 3 видно,что основными статьями затрат на выращивание рыбопасадочного материала яыляются сырье, корма, транспортные расходы, расходы на основную зарплату произв. рабочих, а также общезаводские расходы.

      

    Рисунок 4 - Структура себестоимости в стоимостном выражении 2007-2009г.г. 

    Из  анализа себестоимости видно, что  основными статьями затрат являются корма, сырье, транспортные и общезаводские расходы. В сравнении с 2008 годом наблюдается значительное снижение затрат на корма и амортизацию. Не смотря на увеличение денежных затрат по расчетам  за корма, предприятие без задержек в течение 2009 года погашало бюджетные ссуды, вовремя уплачивало налоги, производило своевременные расчеты по заработной плате.

    Далее анализируем формирование и использование  чистой прибыли[9]. 
 

    Таблица 11 - Анализ структуры прибыли организации и направления ее использования (Приложение В).

№ п/п Наименование  показателей 2007 2008 2009
1 Прибыль (убыток) (форма 2, строка 200): 890 354 2
1.1 прибыль (убыток) от реализации товаров (форма 2, строка 070) 152 105 -170
1.2 прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (форма 2,строка 120) 1.2 100 5
1.3 прибыль (убыток) от внереализационных доходов и  расходов (форма 2, строка 160) 743 149 167
2 Налог на прибыль (форма 2, строка 250) 0 0 0
3 Прочие налоги, сборы из прибыли (форма 2, строка 260) 0 0 0
4 Прочие расходы  и платежи из прибыли (форма 2, строка 270) 0 0 0
5 Чистая прибыль (убыток) (форма 2, трока 300) 890 354 2
6 Резервный фонд (форма 3, строка 020) 0 0 0
 

    Из  данной таблицы видно, что абсолютное значение прибыли за 2009год составило 2 млн. руб., что на 352 млн. руб. меньше, чем за соответствующий период 2008 года. Основная доля прибыли приходится от внереализационных доходов и расходов. В отчётном периоде она составила 167 млн. руб. Прибыль от операционных доходов и расходов в 2009году составила 5 млн.руб., а в 2008 на 95 млн. больше. Убыток от реализации товаров, продукции, работ, услуг составил 170 млн. руб., в то время как в 2008 году от этой деятельности была получена прибыль в размере 105 млн. руб.  В результате чистая прибыль предприятия составила 2 млн.руб., резервный фонд сформирован не был. Для большей наглядности, источники прибыли и направления их использования представлены на рисунке 5.  

      

    Рисунок 5 - Анализ структуры прибыли организации и направления ее использования 

    Таким образом можно подвести следующие  итоги. Выручка от реализации рыбной продукции в 2009 г. составила 8913 млн. руб., рост по сравнению с 2008 г. составляет 130,9% . Рост выручки достигнут, главным образом, за счет изменения объемов выпускаемой продукции.

Анализ  платёжеспособности и финансового  состояния предприятия

    Финансовое  состояние предприятия – это  экономическая категория, отражающая финансовые отношения субъекта рынка  и его способность финансировать свою деятельность по состоянию на определённую дату. В процессе снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяется структура средств и источников их формирования, потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, - финансовое состояние предприятия.

    Коэффициентом, характеризующим платежеспособность, является коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какая часть краткосрочных  обязательств может быть погашена немедленно, и рассчитывается как отношение легко ликвидных активов к текущим обязательствам организации (таблица 12). 
 

Таблица 12 - Анализ ликвидности баланса предприятия по относительным показателям за отчётный год

Показатель На начало года На конец  года Отклонение Темп роста % Нормативное значение [12]
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,004 0,005 0,001 125 >=0,2
Коэффициент быстрой ликвидности 0,118 0,187 0,069 158,5 >=0,7
Коэффициент текущей ликвидности 1,89 1,89 - - >=1,5

Источник: Приложение В 

    По  таблице видно, что коэффициенты ликвидности по нашему предприятию существенно не дотягивают до нормативных показателей. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что на нашем предприятии краткосрочная задолженность, за счет денежных средств и финансовых вложений не может быть погашена на момент составления отчетности.

    Коэффициент быстрой ликвидности показывает, что краткосрочные обязательства  организации, за счет денежных средств, финансовых вложений и дебиторской  задолженности, в ближайшей перспективе не могут быть покрыты.

    Коэффициент текущей ликвидности показывает, что краткосрочные обязательства могут быть покрыты оборотными активами организации. [9].

    Далее следует анализировать показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия (таблица 13). 

Таблица 13 - Анализ структуры капитала предприятия 2009 год

Показатель На начало года На конец  года Отклонение Темп роста %
Коэффициент финансовой независимости 0,79 0,78 -0,01 98,7
Коэффициент финансовой устойчивости 0,79 0,78 -0,01 98,7
Коэффициент платежеспособности 1,89 1,89 - -
Коэффициент обеспеченности собственными и оборотными средствами 0,47 0,47 - -

Источник: Приложение В 

    Исходя  из данной таблицы мы можем сделать  следующие выводы: коэффициент финансовой независимости говорит нам о  том, что на начало года 79% активов сформировалось за счет собственных средств предприятия, а на конец года эта цифра составила 78%.Темп роста составил 98,7%. Т.е. показатель уменьшился.

    Коэффициент финансовой устойчивости говорит о  том, что 79% активов организации на начало года сформировались за счет устойчивых источников финансирования, а на конец года эта цифра составила 78%.Темп роста составил 98,7%.

    Коэффициент платежеспособности не изменился и составил на начало и на конец года 1,89 .

    Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает, что 47% оборотных активов организации на начало и на конец года была сформирована за счет собственных средств.

    Этот  коэффициент показывает наличие  у организации оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости.

    Можно сделать вывод, что финансовое положение организации не стабильное. Не все виды выращиваемой продукции рентабельны, но объемы производства и продаж продукции  растут на протяжении последних лет. Предприятие совершенствует технологию выращивания рыбопродукции, оптимизирует структуру производимой продукции.

2.3. Основные проблемы  реализации экономических  методов управления  на предприятии

    Рыбный  рынок Беларуси парадоксален. Мы обладаем огромным водным потенциалом для  выращивания собственной пресноводной рыбы, а приходится завозить ее из-за границы в замороженном виде, зачастую плохого качества. Например, в прошлом году было импортировано 180 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. В то же время белорусские производители поставляют на внутренний рынок всего 15 тысяч тонн рыбы, да и ту не могут реализовать в полном объеме (в 2010 году около 500 тонн было выпущено обратно в нагульные водоемы рыбхозов). Наша рыба, выращенная, что называется, под боком, стоит в два раза дороже завезенной из-за рубежа даже с учетом издержек на хранение и транспортировку импортной.

    ОАО «Рыбокомбинат «Любань» также не обминула эта проблема и ее решение является важнейшей задачей на предприятии.

    Предприятием  используется метод «целевого» ценообразования, который ориентирован на себестоимость. Он предполагает установление полной цены с учетом издержек производства и сбыта плюс целевая норма прибыли. Целевое ценообразование является разновидностью более общего (и более трудоемкого) метода на основе принципа безубыточности. Уровень желаемой целевой прибыли в этом случае взаимосвязан с конкретными инвестициями и уровнем производства, реализуемого с учетом его точки безубыточности.

    Проблема возникает именно вследствие высоких издержек на производство, в том числе материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизацию и прочие затраты (смотри таблицу 10). Основными статьями затрат на выращивание рыбопасадочного материала яыляются сырье, корма, транспортные расходы, расходы на основную зарплату произв. рабочих, а также общезаводские расходы (смотри рисунок 4). Около 50 процентов себестоимости рыба "съедает” вместе с кормом.

    Проблемой являются также транспортные издержки. Автомобили делают рейс к точке сбыта  и обратно в хозяйство, а так  как продукция продается не полностью, то эти рейсы можно назвать неэффективными. Затраты на топливо, а также ремонт и техническое обслуживание обходятся предприятию очень дорого.

    Пока  более 70 процентов рыбы реализуется  через выездную торговлю самим  рыбхозом во время ярмарок, с машин у рынков и магазинов. Реализация через розничную торговлю происходит вяло. Это происходит в связи с тем, что вообще по Республике Беларусь из 6,5 тысячи магазинов, торгующих рыбными продуктами, только в 1 тысяче установлены аквариумы для живой рыбы, да и там спрос на нее невелик: торговые наценки играют свою негативную роль.

    Основной  из проблем является то, что на предприятии  ассортимент рыбы скудноват. 83 процента общего объема составляет карп. А вот доля особо ценных видов рыб — осетровых, лососевых, сомовых — в прудах рыбхозов составляет не более 1 процента. Недостаточно внедряются растительноядные и другие высокопродуктивных добавочных видов рыб, не конкурирующих друг с другом в питании.

    Также проблема возникает в том, что предприятие делает больший акцент на минимизации издержек производства и забывает про комплекс необходимых маркетинговых мероприятий. А именно хорошо организованная маркетинговая деятельность и низкие издержки и являются основными факторами, влияющими на установление цены, увеличение спроса и соответственно роста прибыли и рентабельности предприятия.

    На  предприятии плохо развита сфера  сбыта и стимулирования, что показывает,  на сколько слабо развита маркетинговая  служба предприятия и на сколько  она неэффективна.

    Также существует проблема некачественного обслуживания покупателей. Невежливые продавцы и грубые водители, а также ненадлежащие санитарные условия продажи рыбной продукции и даже внешний вид автомобиля, с которого осуществляется продажа могут отпугнуть потенциального покупателя.

Информация о работе Экономические методы управления и их развитие на примере ОАО “Рыбокомбинат “Любань”