Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:05, курсовая работа
Цель данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить экономические методы управления белорусским предприятием.
Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Сущность экономических методов управления 5
1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет 6
1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием 9
1.4. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента 13
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «РЫБОКОМБИНАТ «ЛЮБАНЬ» 15
2.1. Общая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ основных финансово- экономических показателей деятельности предприятия 15
2.3. Основные проблемы реализации экономических методов управления на предприятии 24
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «РЫБОКОМБИНАТ «ЛЮБАНЬ» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36
ПРИЛОЖЕНИЕ В 42
Таким образом были представлены основные проблемы реализации экономических методов управления на предприятии.
Конечная
цель системы менеджмента —
На каждом предприятии применяются экономические методы управления. Эти методы не всегда применяются эффективно.
Основные пути совершенствования реализации экономических методов управления на ОАО «Рыбокомбинат «Любань»:
1. В рыбхозе необходимо более интенсивно внедрять поликультуры: разводить в одних прудах толстолобика, щуку, сома, белого амура. Это позволит повысить продуктивность прудов, более полно использовать кормовые ресурсы и сохранить при этом значительную часть дорогостоящих рыбных кормов.
2. Необходимо перейти на выращивание крупномерного посадочного материала карпа, который ко второму году жизни достигает 600—800 граммов. Это удешевит рыбу. После проведения селекционно-племенной работы повысится продуктивность, следовательно, снизится и цена.
3. Можно попробовать внедрить китайскую технологию использования высокобелковых кормов, что позволит добывать не менее 50 центнеров рыбы с гектара водных угодий и экономить на кормах (сегодня выход товарной рыбы с единицы площади в различных рыбхозах составляет от 6 до 17 центнеров на гектар). При этом себестоимость продукции значительно снизится. Эта технология еще мало используется в нашей стране, но, по словам директора департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода Анатолия Булыни, в ближайшее время в ряде рыбхозов ее начнут внедрять.
5. Также необходимо повысить эффективность работы маркетинговой службы, развивать сферу сбыта и стимулирования. Это можно воплотить в жизнь путем проведения различных ярмарок и выставок продукции. Необходимо убедить покупателя, что именно рыба ОАО «Рыбокомбинат «Любань» является одной из самых вкусной, качественной и недорогой рыбопродукцией, и соответствовать этим качествам. Сюда же можно отнести и проблему качества обслуживания покупателей. Продавцы должны быть вежливы, должны суметь заинтересовать потенциального покупателя в приобретении продукции.
6. Большее внимание уделить реализации рыбной продукции через магазины. Это может существенно снизить затраты предприятия по заработной плате продавцам, так как сдавать продукцию в магазины может и водитель.
7. Необходимо находить новые точки сбыта продукции, в том числе и в других областях нашей страны, а также за ее пределами.
8.
Придать важное значение
Всё это позволит более эффективно применять экономические методы управления на предприятии.
Таким
образом, были перечислены основные
пути совершенствования реализации
экономических методов
Исходя из проведенных исследований данной темы, я пришла к следующим теоретическим выводам:
Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются: коммерческий расчет, внутрифирменный расчет, ценовая политика и механизмы ценообразования, механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе.
Экономический
механизм функционирования и развития
фирм предполагает использование метода
коммерческого расчета исходя из
глобальной хозяйственной политики
и целей фирмы, в частности, в
области обеспечения
Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности.
Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.
Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.
Возросла роль факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию, не связанных с действием закона стоимости. В силу этого роль цен как регуляторов производства существенно ослаблена. К таким факторам следует отнести управленческие решения, связанные с реализацией функций маркетинга и планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка.
При определении ценовой политики следует иметь в виду, что в качестве долгосрочной цели предприятие всегда стремится к установлению более высоких цен на товар, качество которого может заинтересовать покупателя. Покупатели выбирают поставщиков, товары которых обладают наибольшей ценностью. При этом ценность определяется как функция качества товара и его цены. Стратегические цели и ценовая политика предприятия должны предусматривать конкурентоспособность товара за счет инноваций, качества, скорости доставки, сервиса и других преимуществ перед конкурентами, а не за счет снижения цен и уменьшения его рентабельности (прибыльности).
Наиболее распространены прейскурантные цены на стандартную конечную продукцию. Чаще предприятие выпускает свои фирменные прейскуранты, именуемые марочными, так как они поступают в розничную торговлю под конкретной фирменной маркой (товарным знаком производителя). Прейскурантные цены фиксированы и не зависят от сбытовой сети. Сбытовые заграничные филиалы и дочерние компании предприятия реализуют товары, производимые материнской компанией, по установленным ею ценам. Прибыль таких компаний образуется за счет предоставляемых скидок с прейскурантной цены.
Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента. Они могут эффективно применяться в управлении предприятием при комплексном использовании с другими элементами менеджмента.
Экономические методы управления — это способы воздействия на людей, имеющие в своей основе экономические отношения людей и использование их экономических интересов.
В работе был проведен анализ по выявлению основных проблем реализации экономических методов управления на предприятии ОАО «Рыбокомбинат «Любань». Исследуемое предприятие занимается производством и реализацией рыбной продукции.
Было выявлено, что основной проблемой реализации экономических методов управления на предприятии является проблема ценообразования. Она возникает вследствие высоких издержек на производство, в том числе корма и транспортные расходы.
Также проблема возникает в том, что предприятие делает больший акцент на минимизации издержек производства и забывает про комплекс необходимых маркетинговых мероприятий. А именно хорошо организованная маркетинговая деятельность и низкие издержки и являются основными факторами, влияющими на установление цены, увеличение спроса и соответственно роста прибыли и рентабельности предприятия.
Также к проблемам можно отнести неэффективную работу маркетинговой службы предприятия и как следствие сферы стимулирования и сбыта продукции. Сюда же можно отнести и проблему качества обслуживания покупателей.
Основной из проблем является то, что на предприятии ассортимент рыбы скудноват. Недостаточно внедряются растительноядные и другие высокопродуктивных добавочных видов рыб, не конкурирующих друг с другом в питании.
В соответствии с выявленными проблемами были предложены пути совершенствования реализации экономических методов управления на предприятии.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ за 2007 год
|
Коды строк | На начало года | Поступило | Выбыло | На конец года | Сумма начисленной амортизации |
|
2 |
|
|
|
|
|
Основные средства – всего | 010 | 24 597 |
|
|
27 723 | 17 902 |
в том числе: здания и сооружения | 011 | 21 431 |
|
24 207 | 15 635 | |
передаточные устройства | 012 |
|
|
2 | ||
машины и оборудование | 013 |
|
|
|
|
1 218 |
транспортные средства | 014 |
|
|
|
|
554 |
инструмент, инвентарь и принадлежности | 015 |
|
|
|
|
67 |
рабочий скот и животные основного стада | 016 | |||||
многолетние насаждения | 017 | |||||
капитальные затраты и улучшение земель | 018 | |||||
прочие основные средства | 019 |
|
|
|
426 | |
Нематериальные активы – всего | 020 |
|
|
|||
Прочие | 027 |
|
|
|||
СПРАВОЧНО | На начало года | На конец года | ||||
|
3 | 6 | ||||
амортизация основных средств | 001 |
|
|
|||
амортизация нематериальных активов | 002 |
|
|
|||
потеря стоимости основных средств | 003 |
|
||||
сумма индексации амортизации основных средств | 004 |
|
|
|||
сумма переоценки | 005 |
|
|
|||
стоимость основных средств, полностью самортизированных | 006 |
|
|
|||
Источники финансирования инвестиционных | Получено (начислено) в отчетном году | Израсходовано в отчетном году | ||||
Расходов |
|
|
||||
Всего источников | 030 |
|
|
|||
амортизационные фонды | 031 |
|
|
|||
бюджетное финансирование | 032 |
|
|
|||
средства инновационных фондов | 033 | |||||
прибыль нераспределенная и распределенная | 034 | |||||
заемные средства | 035 | |||||
прочие источники | 036 |