Экономическое обоснование управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Вид управления, необходимый экономически самостоятельному звену производства и представляющий собой систему гибкого, предприимчивого, экономического способа руководства, способного современно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития, называют менеджментом. Одним из его направлений является производственный менеджмент – организация предприятий, производства и труда, внутрифирменного планирования и управления предприятием, включая и управление персоналом.
В условиях работы по рыночному методу хозяйствования любое предприятие, чтобы избежать банкротства, быть конкурентоспособным, наиболее эффективно осуществлять свою деятельность и получить максимальный результат, вынуждено принимать управленческие решения в различных сферах хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 4
Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений……………………………………………………….5
Расчет экономического эффекта разработки и реализации мероприятий по повышению качества «входа» в системе …………………………………. 11
Расчет экономического эффекта разработки и реализации мероприятий по повышению качества «процесса» в системе………………............................23
Расчет экономического эффекта разработки мероприятий по повышению качества «товара» в системе………………………………………………… 28
Расчет экономического эффекта разработки и реализации мероприятий по приобретению потребителем «нового товара» для системы………………32
Системы и методы управления инновациями…….……………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников информации………

Работа содержит 1 файл

мой.docx

— 1.69 Мб (Скачать)

Рисунок 2 Модифицированная цепная модель инновационного процесса [7] 

     Характерными  чертами модифицированной цепной модели инновационного процесса является наличие обратных связей между стадиями фундаментальными и прикладными исследованиями, НИОКР, маркетингом, производством как основными элементами инновационной цепочки проекта. Такие обратные связи формируются на основе информации о этапах и их результатах, которые затем передаются на предыдущие этапы.  

     Такие обратные связи могут содержать  следующие сведения:

- о результатах  маркетингового исследования рынка и потребителей до начала процесса создания инновации;

- об  особенностях конструкторской, технической  и технологической подготовки  производства, выявленных недоработках, дополнительных требованиях, возникших  в ходе создания и испытания опытного образца;

- о ходе  процесса производства продукции, его ритмичности, налаженности, организации процесса;

- о восприимчивости  новой продукции рынком и потребителями,  в том числе о мнениях потребителей о новом изделии, его уровне качества, функциях, удобстве в эксплуатации.

     Тем не менее, в данной модели отсутствует единая методика по оценке результативности инновации, ее конкурентоспособности на каждой стадии жизненного цикла.

     О. В. Авдейчик считает, что инновационный процесс –это процесс преобразования научных знаний в материальные и нематериальные компоненты системы прогрессивного функционирования субъекта хозяйствования различного типа, создающий предпосылки для генерирования знаний более высокого уровня посредством развития и совершенствования его интеллектуального потенциала. Исходя из этого определения, инновационный процесс представляет

собой циклическую структуру с обратными  связями между отдельными этапами [8, с. 338-339]. О. В. Авдейчик отмечает, что источником инновационного процесса являются знания, накопленные субъектом хозяйствования в результате проведения собственных исследований различного типа (исследования в рамках фундаментальных, фундаментально-ориентированных научно-технических программ, грантов фонда фундаментальных исследований, международных грантов,

опытно-конструкторские  разработки и др.) или приобретенные извне в виде лицензий на патенты в области материаловедения, технологий, оборудования и т.п. [8, с. 339]. О. В. Авдейчик указывает на то, что посредством обучения всех

участников  производственного процесса знания материализуются в новые конструкции продукции, технологию их производства, систему маркетинга и менеджмента, и др. материальные и нематериальные продукты, формирующиеся на всех стадиях жизненного цикла продукции. Между материальной и нематериальной сферами производственного процесса формируется система гибких связей. Созданные материальные и нематериальные компоненты инновационного процесса в прямой и опосредованной форме содержат знания, формирующие интеллектуальный потенциал субъекта хозяйствования. Формирование такого потенциала обуславливает потребность в перманентном совершенствовании всех видов продукции на всех стадиях жизненного цикла [9, с. 219].

     Действительно, роль знаний в инновационном процессе является бесспорной. Однако, на наш взгляд, знания являются входом инновационного процесса, который затем превращается в его конечный результат –новый продукт. Источник же инновационного процесса должен быть его постоянной стимулирующей движущей силой. Знания сами по себе не могут быть движущей силой инновационного процесса. Во-первых, знания сами по себе могут быть и не реализованы, не приносить практической пользы, хотя и быть самим передовыми. Во-вторых, если нет постоянной побудительной причины получать новые знания, то однажды созданные знания постепенно устаревают и прекращают приносить отдачу. Следовательно, источник инновации –не знания, а конкуренция и конкурентная борьба фирмы, а также те стратегические цели, которые эта фирма ставит перед собой. Именно ради достижения конкурентного преимущества, желания надолго

сохранить свою конкурентную позицию на рынке, а также ради реализации своих  стратегических целей фирма и создает новое знание.

       Кроме того, в предложенной О. В. Авдейчик модели не отражается такой важный момент, как наличие конкретных методик, которые бы оценивали эффективность инноваций, конкурентоспособность самих новшеств на разных стадиях воспроизводственного цикла, а также степень чувствительности инноваций к различным факторам, на них воздействующим. В модели не раскрыт также механизм отбора инноваций, управленческих воздействий при реализации инновационных проектов.

     Особенности функционирования малых инновационных  организаций непосредственно определяются особенностями научно-технического прогресса и возраста вида экономической деятельности в настоящий момент. Как отмечает А. Н. Асаул, роль малых инновационных организаций в НТП коррелирует с видами экономической деятельности, причем имеют значение возраст вида экономической деятельности, ресурсоемкость производства, объем стартового капитала, динамика развития экономической деятельности, продолжительность жизненного цикла продукта. Установлено, что именно на время молодости видов экономической деятельности приходится максимальное количество инноваций-продуктов, а на время его зрелости –увеличение количества инноваций в технологиях [10, с. 256]. В целом с такой тенденцией стоит согласиться. Однако А. Н. Асаул не указывает механизм реализации этой тенденции в конкретной управленческой методике отдельно для инновационного цикла инновации-продукта и инновационного цикла инновации-технологии, а также не рассматривает конкретные технологии бизнеса применительно к данной проблематике.

     Такая система должна включать формулирование миссии организации, дерево ее стратегических, оперативных и тактических целей. В качестве таких целей могут быть выбраны: внедрение на рынок, рост рыночной доли фирмы, обеспечение технологического лидерства на рынке, поддержание рыночной новизны инновации, обеспечение стабильной работы предприятия, стабильных доходов его владельцев, сохранение и рост объемов выпуска, сохранение рабочих мест и повышение уровня оплаты труда, эффективная система мотивации персонала.

       В качестве основных целей инновационного проекта представляется целесообразным выделить:

     1. Получение стабильного дохода  за время реализации инновационного проекта.

     2. Рост рыночной доли фирмы за  счет инновации.

     3. Выход на новые сегменты рынка  за счет появления продукта с новыми свойствами, что позволит удовлетворить новые потребности потребителей.

     4. Рост заработной платы работников  предприятия за счет роста  объема продаж инновации и улучшения показателей деятельности предприятия.

     5. Реализация кадрового потенциала  фирмы за счет участия сотрудников, специалистов предприятия в создании новшества и его продвижении, реализации новых идей. Как следствие, это приведет к росту удовлетворенности персонала.

     6. Обеспечение конкурентных преимуществ предприятия за счет создания новшества. При этом такая цель должна преследоваться в каждом проекте фирмы, так как только конкурентные преимущества обеспечат стабильное прибыльное функционирование организации.

     В общем виде схема системы управления инновационными проектами на промышленном предприятии может иметь изображенный на рис. 3. Управление проектами фирмы должно включать в себя выработку принципов, т.е. основополагающих правил отбора и управления проектами.

     К принципам реализации инновационных проектов можно отнести следующие:

     1. Принцип окупаемости проекта.  Это означает, что любой проект  фирмы должен приносить экономический эффект.

     2. Принцип согласованности со стратегическими  и тактическими целями фирмы.

     3. Принцип эффективности проекта.  Означает, что чистый доход, полученный  от проекта, обязательно должен превышать вложенные в него затраты. При этом необходимо учитывать фактор времени в расходах и получении доходов, т.е. приведенную стоимость (чистую текущую стоимость).

     4. Принцип коммерческой реализуемости. Означает, что рынок должен воспринять инновацию, она должна пользоваться спросом.

     5. Принцип производственной и организационной  применимости. Означает, что проект  должен материализоваться в форме  продукта, под который наладится производство. Если инновация не продуктовая, а технологическая, организационная, маркетинговая и т.п., то должен быть создан механизм ее исполнения в конкретных

действиях, регламентах, процедурах и т.п.

     6. Принцип атомистического вкрапления. Означает, что инновационный проект должен стать составной частью других хозяйственных и бизнес-процессов фирмы.

     7. Принцип гибкости. Означает, что  проект должен учитывать возможные изменения внутренней и внешней среды фирмы.

     Следующий значимый элемент системы –необходимые условия и предпосылки реализации инновационного проекта. Такие условия учитывают основные характеристики внешней среды фирмы, внутренней среды в динамике, а также степень новизны проекта для фирмы, готовность сотрудников к внедрению инновации 

 

Рисунок 3 –Система управления инновационными проектами организации

     К необходимым условиям реализации инновационного проекта следует отнести:

     1. Наличие кадров нужной квалификации. Здесь необходимо оценить результаты аттестации сотрудников предприятия, их профессиональные, творческие и организаторские качества. Особенное внимание следует уделить результатам аттестации сотрудников, которые будут вовлечены в инновационный проект.

     2. Наличие оборудования и производственных  мощностей. Необходимо оценить  возраст оборудования, степень его износа, пропускную способность, коэффициенты экстенсивной и интенсивной его загрузки, использование производственной мощности и т.п.

     3. Наличие подкрепляющих результатов маркетингового исследования потребителей и рынка. Здесь необходимо провести маркетинговое исследование потребителей на предмет их предпочтений и вкусов, потребностей, провести функционально стоимостной анализ изделий, которые производятся фирмой и нового изделия.

     4. Готовность персонала к восприятию  инновации. Здесь необходимо оценить  отношение работников к нововведениям  и изменениям.

     5. Наличие возможностей во внешней  среде организации. Оцениваются наличие и возможность получения льгот на новую продукцию согласно законодательству, возможностей поставщиков ресурсов.

     6. Наличие источников финансирования. Оценивается собственный капитал, условия и возможности привлечения кредитов, выпуска ценных бумаг.

     Система управления инновационными проектами  должна также включать в себя основные правила и подходы к группировке инновационных проектов и инноваций. Так инновационные проекты могут быть сгруппированы по характеру эффекта и виду доходов.

       При этом, по нашему мнению, можно выделить следующие типы инновационных проектов:

Информация о работе Экономическое обоснование управленческого решения