Этика и этикет менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы стало изучение теоретических и практических вопросов этики менеджмента.
Так как я являюсь главным бухгалтером организации, то живейший интерес к данному исследованию вызван также тем, что знание деловой этики и этикета просто необходимо в ежедневной профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3
1. Этика менеджмента………………………………………………………….………….………………4
1.1. Этика и этикет менеджмента – понятие и сущность……………………………...……… 4
1.2. Правила этики в деятельности менеджера…………………………………..….………….5
2. Требования к внешнему облику менеджера………………………………………...…….…………..8
2.1. Внешний облик делового мужчины……………………...…………………….…..……….9
2.2. Внешний облик деловой женщины………………………………..………………………10
3. Этика делового общения……………………………………………………………………………….12
3.1 Приветствие…………………………………………………………….…………………….12
3.2. Представление………………………………………………………………………………13
3.3. Обращение………………………………………………………………………...………...14
3.4. Визитные карточки…………………………………………………………………….……15
4. Этика отношений……………………………………………………………………………………….17
4.1. Этика отношений в системе «руководитель — подчиненный»………………..………...17
4.2. Похвала………………………………………………………………………………………19
4.3. Правила конструктивной критики…………………………………………………………20
4.4. Принципы восприятия критики…………………………………………………………….23
5.Телефонный и речевой этикет…………………………………………………………………….……25
5.1.Телефонный этикет в работе менеджера……………………………………….…………..25
5.1.1.Если звоните Вы…………………………………………………….……...……..26
5.1.2.Если звонят Вам…………………………………………………………………..27
5.2. Речевой этикет в деловом общении менеджера…………………………………………...28
5.3. Деловая беседа………………………………………………………………………………31
5.3.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы……………………………31
5.3.2. Как правильно вести беседу……………………………………….…………….32
5.3.3. Чего не следует делать во время беседы……………………………..…………33
5.3.4. Воздействие на партнеров. Приемы воздействия на деловых партнеров
и подчиненных………………………………………………………………….………34
5.3.5. Способы прекращения разговора………………...……………………………..36
6. Проведение переговоров…………………………………………………………………….…………36
6.1. Собрания и совещания в работе менеджера…………………………………….…………36
6.2. Правила подготовки и проведение переговоров……………………………….………….39
6.3.Деловые приемы…………………………………………………………………….………..42
6.3.1. Деловые приемы как продолжение служебной деятельности…….…………..42
6.3.2. Правила поведения на деловых приемах…………………………….…...…….43
6.3.3. Застольные манеры………………………………………………………………46
7. Смена работы и этикет……………………………………………………………………….…..……48
7.1. Правила увольнения……………………………………………………………….………..48
7.2. Если вас увольняют……………………………………………………………….………...49
7.3.Адаптация менеджера на новом месте работы………………………………….…………49
8. Национальные особенности………………………………………………………………….….…….50
8.1. Национальные особенности этики менеджмента…………………………………..……..50
8.2. Особенности этики менеджмента в России………………………………………..………51
8.3. Особенности этики менеджмента иностранных партнеров……………………..……….52
Заключение……………………………………………………………………………………..…………60
Список литературы……………………………………………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

Этика менеджмента-Реферат.doc

— 882.50 Кб (Скачать)

Помните, что к своему рабочему гардеробу надо отнес­тись самым серьезным образом. Никак не стоит рисковать своим профессиональным имиджем, надевая вещи слишком дешевые, поношенные, мешковатые или требующие почин­ки, выпадающие из стиля или не вписывающиеся в ту сре­ду, где вам приходится трудиться.

Костюм делового человека должен учитывать его поло­жение в обществе, комплекцию, возраст и то, куда он на­правляется.

В отношении деловой одежды вы обязаны:

1. Следовать дресс-коду вашей фирмы.

2. В рамках этого кодекса выбирайте цвет и покрой, кото­рые вам больше всего подходят.

3. Любая деталь вашего наряда — от обуви до галстука или заколки в волосах — должна гармонировать с остальны­ми и содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на брюках или платье тщательно отутюжены, на галстуке — никаких пятен.

4. Мужчинам следует знать, что их костюм должен отве­чать сезонным предписаниям этикета. На Востоке и Среднем Западе белый или светло-коричневый костюм можно носить только в период от Дня Поминовения (около 30 мая) до Дня Труда (в США первый понедельник сентября), т. е. только в летний период.

Кроме того, даже в рамках одной фирмы предполагает­ся, что ваша манера одеваться будет зависеть от должности и работы, которую вы выполняете, т. е. секретари, менедже­ры, вице-президенты и президент должны выглядеть по-разному. Не стоит одеваться лучше руководителя, особенно если женщина работает под руководством женщины. Совершенно необязательно провоцировать своих коллег на обсуждение ваших финансовых возможностей: кем работает ваш муж или папа и сколько он получает, есть ли у вас «спонсор» и кто он, если вы можете позволить одежду такого качества, до­рогие украшения.

По правилам делового этикета не рекомендуется два дня подряд приходить в одном и том же на работу. В 90-х гг. в московском представительстве американской фирмы руко­водитель-американец по этому поводу сразу задавал вопрос: «Он что, дома не ночевал?». Кроме того, одна и та же вещь, надеваемая каждый день, надоедает и «гасит настроение».

В России понятие дресс-кода появилось сравнительно недавно. Во многих российских компаниях четыре раза в не­делю сотрудники одеваются строго, по-деловому, а в пятни­цу принят стиль casual Friday. Однако вольный стиль все равно предполагает какие-то ограничения. Но если в компа­нии высокий уровень корпоративной культуры, то людям не надо указывать, как они должны выглядеть.

В настоящее время круг организаций, уделяющих внима­ние корпоративным правилам, касающимся внешнего вида сотрудников, расширяется. Так, например, в среде финан­систов и политиков во всем мире господствует классический стиль одежды, который всегда говорит о хорошем вкусе ее хозяина. Воплощением этого стиля является строгий консер­вативный костюм, не подверженный влияниям быстротеч­ной моды. Силуэт его не меняется десятилетиями и служит как бы образцом стабильности и постоянства.

Если вы носите очки, оправа должна быть средних раз­меров, пластмассовая или металлическая. Нужно следить за модными тенденциями и в этой сфере. Не рекомендуются темные и дымчатые очки, особенно во время деловой бесе­ды. Последнее можно объяснить тем, что во время общения нужно смотреть в глаза собеседнику. Если собеседник в тем­ных очках, то не видно, куда он смотрит, какова его реак­ция на высказываемые предложения.

Всегда при себе должны быть ручка и карандаш хороше­го качества. Никогда не пишите дешевыми ручками и огрыз­ками карандаша: эта на первый взгляд мелкая деталь может навсегда испортить ваш имидж. В настоящее время почти все фирмы имеют ручки со своим логотипом, поэтому для демонстрации лояльности фирме лучше пользоваться имен­но такими ручками. Естественно, они должны быть хороше­го качества.

2.1. Внешний облик делового мужчины

Приведем рекомендации специалистов по составу гарде­роба мужчины (образно говоря, на одну звездочку).

1. Костюм темно-серого цвета.

2. Пиджак.

3. Серые брюки.

4. Черный кожаный ремень.

5. 4 рубашки (однотонные — белая, голубая, бежевая, до­пускаются рубашки в тонкую полоску и незаметную клетку).

6. 4 пары носков черного цвета.

7. 2 пары обуви (1 из них обязательно на шнурках) луч­ше черного цвета.

8. Мягкий тонкий шерстяной кардиган или свитер с V- образным вырезом.

9. 2 галстука.

10. Пальто шерстяное (длиной — 10 см ниже колена) тем­ного цвета.

11. Плащ светло-серого или бежевого цвета.

12. Портфель или сумка.

13. Складной черный зонт.

14. 4 носовых платка.

15. 7 пар нижнего белья.

Если вы хотите выглядеть не на одну, а на пять звездочек, то отдельные пункты просто умножаем на 5. Часы у мужчины могут быть золотыми, но обязательно на кожаном ремешке.

Дорогой костюм и хорошие часы — это униформа успеш­ного делового человека.

Рекомендуемый цвет костюма: серый, синий, черный (для траурных или особо торжественных случаев). Летом допус­каются светлые костюмы.

Хорошо смотрится на менеджере костюм, когда пиджак и брюки не одного цвета или типа ткани (business casual). Классика — блейзер (синий клубный пиджак с блестящими пуговицами) и серыми брюками. Однако эта одежда не явля­ется официальной, поэтому в ней нельзя приходить на офи­циальные (протокольные) мероприятия.

Специалисты по имиджу рекомендуют мужчинам:

- галстук должен быть правильной длины — точно до пояса или прикрывать пряжку ремня;

- манжеты рубашки должны быть видны из-под рукавов пиджака;

- носки должны быть темнее брюк, длинными, чтобы, когда вы садитесь, не оставалась полоска тела между брюка­ми и носками;

- брюки должны быть нужной длины: с отворотами — за­ходят за обувь спереди и задерживаются; без отворотов — спе­реди небольшой зазор между брюками и обувью и немного длин­нее сзади, чтобы доходить до места, где начинается каблук.

Набор мужских украшений: зажим или заколка для гал­стука, часы и запонки (в последнее время они опять стали актуальны).

Мужчинам рекомендуется аккуратная, короткая стриж­ка. Длинные волосы, забранные в хвост, несовместимы с об­разом делового мужчины.

Конечно же, рекомендуется использовать хороший парфюм. Однако учтите, что здесь должно быть чувство меры. Если после того, как вы вышли из комнаты, сотрудники вы­нуждены проветривать помещение из-за сильного запаха одеколона, значит вы переборщили.

Поскольку этикет допускает в служебной одежде мужчин меньше разнообразия, то и ошибок мужчины допускают мень­ше, и ошибки эти не столь грубые, как случаются у жен­щин, но все равно они также пагубно сказываются на про­движении по службе. На мужчин часто начинают смотреть косо из-за слишком небрежного или неопрятного вида или из-за чересчур претенциозной манеры одеваться.

Для делового мужчины недопустимы:

- короткие носки;

- белые носки к деловому костюму;

- несвежая сорочка, носовой платок;

- мятый костюм;

- криво завязанный галстук;

- нечищеная обувь;

- жилет, шарф ручной работы;

- цветовые контрасты в работе.

 

2.2. Внешний облик деловой женщины.

Работая над формированием своего имиджа, целесообраз­но взглянуть на себя критически, оценить достоинства и не­достатки своей внешности. Ориентиром здесь должна быть такая установка: партнер по общению должен видеть в вас одновременно и делового человека, и женщину. Мужчины ценят в женщине, кроме деловых качеств, внешнюю при­влекательность и женственность. Поэтому производить впе­чатление «синего чулка» не стоит. Однако не должна во­зобладать и противоположная тенденция — превалирование женственности над деловитостью. Следует обратить внимание на то, что в настоящее вре­мя деловой этикет допускает разнообразные цвета делового стиля для женщины: синий, черный, серый, песочный, тер­ракотовый. Кроме того, допускается одежда темно-коричне­вого, оливкового, темно-вишневого, бежевого, рыжевато-коричневого цвета, разрешаются практически все цвета, за исключением кричащих, или, как говорит молодежь, «кис­лотных» цветов. Летом допускаются светлые цвета. Ткань предпочтительна однотонная, клетка или полоска.

Кроме того, специалисты отмечают, что костюмы спокой­ных тонов — синего, коричневого, серого цвета — увеличива­ют доверие к женщине как к специалисту, а не сексуальному объекту. Самовыражение возможно через более мелкие дета­ли костюма: блузка, платок, шарфик, аксессуары.

Учтите, что главное требование к внешнему облику де­ловой женщины — это элегантная одежда, привлекательная прическа, тонкий макияж и впечатляющие аксессуары.

В гардеробе деловой женщины должны быть:

1. Костюм рекомендованных выше цветов. Необходимо иметь 3~4 костюма и периодически обновлять гардероб. На­личие костюмов предполагает замену блузок, платков, шар­фов, а также время от времени — юбки на брюки или одного жакета на другой. Костюмы в английском стиле или типа «шанель» так прочно вошли в обиход деловых женщин, что стали неким отличительным знаком.

2. Несколько юбок, которые можно сочетать с жакетом контрастных цветов. Юбка лучше свободная, а не облегаю­щая. Длина юбки значения не имеет. Вместе с тем специали­сты рекомендуют носить юбки не короче 5–7 см выше колена и не длиннее середины икры.

3. Блузка с рукавами — белая, бежевая, пастельных то­нов, может быть красная, в цветочек или «огурчик». Обяза­тельное требование — непрозрачность.

4. Допускается платье, обязательно с жакетом.

5. Колготки телесного цвета (чулки). Деловой этикет на­стаивает, что в любую погоду женщина на работе должна быть в колготках или чулках телесного цвета. Конечно, это правило очень строгое и непременного выполнения его мо­гут требовать только те фирмы, в помещениях которых ра­ботают кондиционеры. Иначе в жаркую летную пору женщи­не трудно будет выглядеть по-деловому в душном, непро­ветриваемом помещении.

6. Туфли — несколько пар, из натуральной кожи (для работы), удобные для дороги, на работе обязательно пере­обуваться в более элегантные. Цвет зимой — черный, корич­невый, темно-синий, летом под цвет одежды. Не увлекай­тесь обувью с вычурными, блестящими украшениями. Такая обувь редко подходит к деловому костюму. Высокие каблуки рекомендуются только для торжественных случаев. Для ра­боты лучше использовать туфли на невысоком каблуке (око­ло 5 см).

7. Украшения из драгоценных камней и металлов. Они не должны напоминать украшения для бала, т. е. должны быть аккуратными, небольшими по размеру.

8. Часы — элегантные женские, не следует носить муж­ские часы. Интересно, что некоторые женщины вообще не носят часов. Это говорит о том, что они не наблюдают за временем, не ценят его, т. е. не могут называться деловыми женщинами.

9. Сумка — кожаная, дамская, может быть портфель для документов. Внутри сумочки должен быть полный порядок: ужасное впечатление на мужчину производит «бедлам», ко­торый он случайно увидит в открываемой женщиной сумоч­ке. Бумажник и кошелек желательны одного цвета без узо­ров.

Если деловая женщина носит украшения, они должны быть изящными и строгими, а не кричащими, яркими или слиш­ком большими. Украшения у женщин не должны выглядеть как драгоценности для бального платья, которые уместно надеть на праздничный вечер.

Кроме того, обратите внимание на советы специалистов для женщин:

- цвет обуви не должен быть светлее цвета вашего подола;

- избегайте изделий с крупным набивным рисунком; ис­пользуйте насыщенные или яркие тона в деталях, поближе к лицу, чтобы привлечь внимание именно к нему;

- покупайте самые лучшие туфли и портфели (сумки), которые только можете себе позволить;

- старайтесь покупать одежду свободного покроя: узкая одежда выглядит дешево.

Хотелось бы посоветовать женщинам использовать аксес­суары для создания неповторимого облика. Именно аксессу­ары и украшения играют доминирующую роль в костюме офисного работника. На вас может быть надет простой чер­ный костюм, но с помощью шелкового платка, палантина или шарфа вы можете придать образу выразительность и сделать акцент на цвете. Цветной платочек, брошь, фигур­ная заколка, оригинальный поясок, элегантная сумочка — эти и другие нехитрые детали женского туалета придают внеш­нему виду индивидуальность.

С помощью аксессуаров очень легко изменить деловой стиль на вечерний. А потребность в этом может возникнуть, так как в больших городах женщина не имеет возможности переодеться перед театром или рестораном.

Женщины в одежде допускают несколько главных ошибок:

- позволяют индустрии мод целиком определять выбор своей одежды;

- склонны преувеличивать значение собственной привле­кательности;

- позволяют своему социальному происхождению влиять на манеру одеваться;

- используют чрезмерную парадность в применении к дневной уличной моде;

- применяют чрезмерно прозрачные ткани нарядов на работе;

- злоупотребляют атрибутами мужской одежды (темный цвет брючного костюма, сорочка мужского фасона, обувь без каблука, мужская стрижка);

- чрезмерно верны указаниям сезонной моды в летний период.

Завершающий штрих во внешнем облике деловой жен­щины — умело подобранные духи. Для повседневного упот­ребления более подойдут легкие и простые по составу духи. Однако запах духов не должен быть навязчивым. «Если к вечеру вы все еще ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись».

Для женщин обязательным является макияж, причем не­броский: неярко накрашенные губы, ресницы, немного ру­мян, маникюр. Лак для ногтей желательно подбирать в тон губной помаде, и уж во всяком случае он не должен быть кричащим (черным, синим, зеленым и т. п.). Модные в после­дние годы украшения для ногтей не годятся для рабочей об­становки, так как отвлекают внимание собеседника.

Длина волос деловой женщины может быть любой. Одна­ко запомните правило: волосы до плеч или чуть короче или же соответственно уложенные более длинные придадут вам внешность профессионала.

Строгие требования делового этикета к внешнему облику деловой женщины исходят из того, что деловая одежда не может быть сексуально провоцирующей. Именно поэтому не разрешается узкая и короткая одежда, облегающие платья, кофточки, блузки или платья без рукавов, прозрачные тка­ни на работе, голые ноги, босоножки с открытым мысом.

 

3. Этика делового общения

3.1 Приветствие

Вежливость как главный атрибут воспитанного человека предполагает прежде всего приветствие. С древних времен люди оказывают друг другу специальное почтение посред­ством приветствий.

Формы приветствий в различных странах сильно отлича­ются. Но при всем многообразии приветствий международ­ный этикет в своей основе одинаков: люди при встрече же­лают друг другу добра и благополучия, здоровья, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера.

Менеджеру, как и любому другому человеку, необходи­мо тщательно изучить и твердо усвоить следующие прави­ла делового этикета, касающиеся приветствий.

Главным правилом устного приветствия является прин­цип «снизу вверх», первым здоровается подчиненный с на­чальником, младший по возрасту со старшим, член делега­ции с руководителем, в нашей стране мужчина с женщиной.

Информация о работе Этика и этикет менеджера