Шпаргалка по "Гос экзаменам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, шпаргалка

Описание работы

1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущ­ность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей ко­лич-ные величины, меру данного отнош-я. Коли­ч. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математи­ч. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни.

Работа содержит 1 файл

госы.doc

— 781.50 Кб (Скачать)

 

 

17. Конституция РФ

Конституция Р Ф — основной закон РФ; единый, имеющий высшую юридич. силу, прямое действие и верхов-во на всей терр-и РФ политико-правовой акт, посред-вом кот-го народ учредил основные принципы устройства общества и гос-ва, определил суб-ты гос. власти, механизм её осущест-ия, закрепил охраняемые гос-вом права, свободы и обязанности чел-ка и гр-на. Действующая К РФ – к-ция референдарная, она принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском реф-ме. Структура К-ции Р Ф-принятый в ней порядок, посред-вом кот-го устан-тся определ.система групп-ки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.Структура:Конст-ция РФ сост. из Преамбулы и 2-х разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конст-цию; закрепляются демократич. и гуманистич. ценности; опред-ся место России в современ.мире. 1-й раздел включ. 9 глав и сост. из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, соц. систем в Р Ф, основные права и свободы личности, федеративное устройство Р Ф, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Консти-ции и внесения в неё поправок. 2-й раздел определяет заключ-ные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок. В настоящее время наибольший интерес вызывают вопро-сы  принятия конституц-ных поправок.  Положениями ст.134 К-ции устан-но,  что правом внесения предложений  о поправках и пересмотре положений К-ции обладают През-т РФ, Совет Федерации, Гос.Дума, Прав-во РФ, законод. (представительные) органы суб-тов РФ,  а также группа  числ-тью не  м-е 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Гос. Думы. Поправки  к Гл.  3-8 К-ции принимаются в порядке,  предус-м. для  принятия  фед. констит-ного закона,  и  вступают в силу после их одобрения органами законод. власти не м-е чем 2/3 суб-тов РФ.  Так.обр.

для принятия конституц-ной  поправки необх-мо,  чтобы она была одобрена больш-вомне м-е 3/4 голосов от общего числа  членов Совета  Федерации и не м-е 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.

 

 

18. Основы конституционного строя.

Конституц.строй – это такая орг-ция гос.и обществен. жизни, при кот.гос-во явл. политич.орг-цией гражд.общ-ва, и/т демократич. правовой хар-р, и в нем чел-к, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обяз-тью гос-ва. К 1-й группе этих принципов можно отнести основы орг-ции гос. власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; гос. суверенитет; принцип, констатирующий, что РФ - часть мирового сообщества.2-ю группу принципов составляют основы взаимоотн-й гос-ва и чел-ка, гражданина, правового статуса чел-ка и гр-на. К ним отн.: признание и утверждение прав и свобод чел-ка и гр-на высшей ценностью; их защита и соблюдение - обязанность гос-ва. 3-я группа включ. основы орг-ции жизни гражд.общества.Принцип народовластия хар-ет РФ как демократич. гос-во (ст.1 К-ции). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единствен.источником власти в РФ явл.её многонац-ный народ (ст.3 К-ции). Народ осущ-ет свою власть непосред-но, а также ч-з орг-ы гос. власти и орг-ы МСУ. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федер-му закону.Сувер-тет РФпровозглаш-ся в К-ции РФ как одна из основ конст-го строя.Сув-т гос-ва – это св-во гос-ва самостоят-но и незав-мо от др.гос-тв осущ-лять свои ф-ции на своей тер-рии и за ее пределами, в м/ународном общении. С-но ст.7 К-ции РФ Россия провозглаш-ся соц. гос-вом, политика кот.о напр-на на создание усл-й, обеспеч-щих достойную жизнь и свободн. развитие чел-ка. Гл. задача соц.гос-ва – достиж-е такого обществен. прогресса, кот.основыв-ся на закреплённых правом принципах соц. справед-сти, всеобщей солидарности и взаимной ответ-сти. Соц. гос-во призвано помогать слабым, влиять на распре-ие экон. благ исходя из принципа справедл-сти, чтобы обеспечить кажд. достойное чел-ка существ-е.Соц. гос-во стремиться обеспечить каждому своему гр-ну достойный чел-а прожиточный минимум. Возм-сть чел-ка зарабатывать предпол-ет, прежде всего, наличие работы. Одной из важнейш. целей соц. гос-ва явл. сглаживание соц. нерав-ва, преодоление его крайних форм. Разнов-стью соц. нерав-ва явл. нерав-во, связанное с утратой дохода или ср-в к существ-ию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безраб-цы и т.п. Ср-вом, кот.исп-ет соц. гос-во, чтобы противостоять этому, явл.я соц. обеспечение. Наиб-е хар-ные черты соц. гос.ва отражаются в его соц. политике, которая «напр-на на созд-е усл-й, обеспеч-их достойную жизнь и свободное развитие чел-ка». Экономич. основой констит-ного строя России явл.находящееся в стадии становления соц.рыночное хоз-во, в рамках кот-го произв-во и распределение товаров и благ осущ-ся в основном посредством рыночных отн-й. Их уч-ками выступают частные суб-ты хозяйствования, конкурирующие м/у собой. В К-ции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. «В РФ, - установлено в ст.8 п.2 К-ции РФ, - признаются и защищаются равным образом частная, гос., муницип. и иные формы собственности» Гос. собственность дел. на федер.и собственность суб-тов РФ. Муницип.собств-сть - это собств-сть города, района или другого муниципального образования, на тер-и кот. осущ-ся МСУ. К иным формам собств-сти можно отнести собств-сть обществ-ных объединений, некоммерч. орг-ций.Право частной собств-сти, дополняется также правом граждан на свободное использов-е своих спос-стей и имущ-ва для предпринимат. и иной закрепленной законом эконом.деят-сти

 

 

19. Понятие и формы народовластия: общая характеристика

В РФ единственный источник власти – народ.

Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ: 1) коллективный субъект – граждане РФ; 2) объект – власть.

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовластие)  – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

1)  высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

2)  единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

 

20 Федеральное  Собрание

 

Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации. Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции Российской Федерации. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации). Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации). Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланийКонституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации). Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты). Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

 

 

21. Судебная власть в РФ

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации: осуществляется только судами; имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём: закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ». соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны; закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства; финансирования судей из федерального бюджета.

Органы судебной власти

По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

Функции судебной власти

Правосудие.

Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

Толкование правовых норм.

Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России.

Высшие федеральные суды:

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);

Верховный Суд Российской Федерации;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;

Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»)

Роль и место судебной власти в современной России

Постсоветская Россия являет собой пример государства, в котором до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечет за собой ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы.

 

 

22. Гражданское право как отрасль права: понятие, предмет, метод, принципы, система.ГП - это отрасль права, регулирующ. имущ. и личные неимущ. отн-я, основан. на равенстве, автономии воли, имущ-й самостоят-сти их уч-ков. Предметом ГП явл.имущ.и неимущ.отн-я. Имуществ.отн-я — это отн-я по поводу имущ-ва, т.е. матер-ых предметов и др. экономич.ценнос­тей, и притом по поводу конкретных материальных об-тов и м/у конкретными суб-ми.Об-том  им.отн-й м.б не т/о материальный предмет (дом, автомобиль, личные неимуществ.отношения – отн-я, возникшие м/у людьми по поводу нематер. благ и не имеющие экономич. содержания, незав-мо от степени связанности с имущ-ми отн-ми: личные неимуществ.отн-я , связанные с имуществ-ми (н-р, возникшие по поводу авторства на произвед-я науки, лит-ры и ис-ва). В этом случае имуществ. отн-я производны от неимущест-х (н-р, право автора на вознагражд-е); личные неимуществ-ые отн-я , не связ. с имущ-ми (н-р, защита чести, достоинства и деловой репутации). Метод правов.  регулир-я ГП-сов-сть приемов, способов и ср-тв, с п/ю кот-х соотв-щая отрасль права возд-ет на обществен. отн-я, составляющ. её предмет.ГП регул-ет обществен. отн-я на основе диспозитивности, рав-ва и взаимной оценки уч-ков гражд.оборота, неприкоснов-сти собств-сти, свободы дог-ра и недопустимости произвольного вмешат-ва кого-либо в частные дела.Диспозитивность означ., что правовые нормы регул-ют гражд. отн-я лишь в случае, если иное не устан-но соглаш-ем (догов-м) сторон, участв. в конкр. правоотн-и.Этим сторонам гражд. правоотн-й обеспеч-ся свобода волеизъявления в опред-и своих прав и обяз-стей, ограничиваемая лишь незначит. кол-вом императивных (обязат.) норм, в т.ч. запретов, устан-ных в ц/х защиты общегос.инт-сов и инт-сов самих уч-ков гражд.правоотн-й (н-р, запрет злоупотребления правом). Принципы ГП:1)рав-во уч-ков гражд. правоот­н-й.2)неприкоснов-сть собств-сти. Никто не м.б. лишен своего имущ-ва иначе, как по реш-ю суда. 3)свобода договора-уч-ки гражд. правоотн-й самост-но решают ? о том, вступать ли им в эти отн-я, с кем и на каких усл-ях. -недопустимость вмешат-ва в частные дела- сост.в праве каждого на неприкосновен-сть частн. жизни, личн.и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени –беспрепятствен. осущ-е гражд. прав-каждый и/т право на своб. использ-е своих спос-стей и имущ-ва для предприн-ской деят-сти.-восстановл-е и судеб.защита нарушен­ных прав-лицо,кот-му был причинен вред, д-н получить соотв-щую компенсацию, направлен. на восстановл-е его имущ-ного положения.Ф-ции ГП.-основн.направл-ия его возд-я на обществен.отн-я, на поведение людей.Регулятивные -связ.с регулир-ем обществ.отн-й  (экон.отн-й  в  общ-ве).  Это преимущ-ная ф-ция гражд., труд., земельного, семейного и жилищного права.Охранительные – обеспеч-ет защиту нарушенных суб-тных имущ-ных и личных прав. Система - внутренне согласованное единство и деление правов. норм, составляющих ГП.Все гражд.правов.нормы,составляющ. систему ГП, дел. на общую и особенную части. Общая часть:положения о предмете ГП, возникн-и, осуществл-и и защите гражд. прав, суб-ах и об-тах гражд. прав, о главном основании возникн-ия гражд.прав- сделках, о сроках и т.д. Все остальн.нормы можно отнести к особен.части. В соврем. период в ходе развития реформ в РФ гражд.право — одна из основных отраслей права. В ходе реформ Россия постепенно перешла на нормы ГП, принятые в развит.странах и отражающие новые эконом. условия в стране. Действующий ГК России принимался Гос.Думой по частям: в 1994 г. (часть 1-ая), в 1996 г. (часть 2-ая), в 2001 г. (часть 3-я) и в 2006 г. (часть четвёртая). Приняты и иные законы, предусмотр. ГК и содержащие нормы ГП (законы об АО, ООО, о банкротстве и др.), а также отдельные кодексы по подотраслям ГП (Земельный кодекс, Семейный кодекс и др.). С принятием 4-й части ГК РФсчитается, что по большей части формиров-е современ.ГП в России завершено.

Информация о работе Шпаргалка по "Гос экзаменам"