Управление персоналом в системе операционного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - разработка рекомендаций по усовершенствованию управления персоналом организации, как фактору повышения эффективности деятельности. Задачи работы :
выполнить анализ системы управления объекта исследования;
оценить систему управления персоналом объекта исследования;
разработать рекомендации по усовершенствованию управления персоналом объекта исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...............4
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ
ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………. .6
1.1 Операционный менеджмент как система…………………………6
1.2 Персонал как ресурс организации………………………………..11
1.3 Квалификация персонала…………………………………………16
1.4 Принципы, функции, методы управления персоналом……………………………………………………...............21
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
НА ПРИМЕРЕ ПАО «СКМЗ»……………………………………….26
2.1 Общая характеристика ПАО «СКМЗ»
Анализ организационной структуры и структуры управления……………………………………………………………...26
2.2 Анализ работы отдела кадров в ПАО «СКМЗ»..............................31
2.3 Анализ системы управления персоналом…………………….….33
2.4 Рекомендации по усовершенствованию управления
персоналом ПАО "СКМЗ"………………………………………...…40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…44
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..….…46

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ОПЕРАЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ.docx

— 110.77 Кб (Скачать)

работа на склад по производственной программе  соответствующей установленному проценту загрузки мощностей в периоде, исходя из динамики продаж и уровня товарных запасов.

5. Если производство непрерывного типа (металлургия, горнодобывающие предприятия, химические комбинаты), то неизбежна полная загрузка производственной мощности.

 

1.2 Персонал как ресурс организации

 

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) – это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

Персонал является важнейшим ресурсом организации, обеспечивающим ей устойчивое положение и развитие.

Как ресурс персонал предприятия имеет следующие  особенности:

1) он активен,  т.е. люди всегда имеют собственные  желания и устремления, поэтому  все попытки управлять ими  они воспринимают через призму  своих собственных потребностей, следовательно, персонал способен отражать направленные на него воздействия, что может приводить к результатам, противоположенным ожиданиям руководства;

2) в управлении  персоналом в той или иной  степени участвуют как все  руководители организации, так  и специалисты кадровых служб,  что может являться источником  определенных противоречий между  обусловленными потребностями производства  желаниями руководителей и рекомендациями  специалистов;

3) как руководители, так и специалисты служб управления  персоналом, сами являются персоналом  предприятия, что приводит к  возрастанию субъективных моментов  в управлении данным ресурсом.

Эти особенности  определяют высокий уровень сложности  кадровой работы, ошибки в которой  приводят к разнообразным проблемам  организации, важнейшими из которых  являются:

ухудшение состояние  здоровья сотрудников, что можно  рассматривать как важнейший  параметр, определяющий состояние кадровой работы; если с течением времени  общее количество заболеваний сотрудников  растет, то это говорит о том, что  администрация не заботится о  них;

снижение  производительности труда;

увольнение  наиболее квалифицированных работников, что ведет к необходимости  поиска новых кадров и их обучения;

низкая исполнительская  и трудовая дисциплина персонала;

неудовлетворительный  морально-психологический климат в  организации;

низкая инициативность работников при решении производственных проблем;

конфронтация  между администрацией и персоналом.

Работников  предприятия можно классифицировать по различным критериям, важнейшим  из которых являются функции, выполняемые  работником. На этой основе всех работающих на предприятии можно разделить  на две больших группы:

промышленно-производственный персонал (ППП);

непроизводственный персонал .

Наиболее  многочисленной является первая группа. Работники, входящие в состав ППП, принимают  прямое или косвенное участие  в процессе производства, начиная  от проектирования и заканчивая реализацией  выпускаемой продукции.

(ППП)  подразделяется на четыре категории:  рабочих, руководителей, специалистов  и технических исполнителей (служащих).

К рабочим  относятся лица, непосредственно  занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и  др.

Таблица 2  Классификация рабочих промышленных предприятий

Классификационный признак

Классификационные группы рабочих

профессия

токарь, слесарь, фрезеровщик и т.п.

степень участия в производственном процессе

основные рабочие,

вспомогательные рабочие

формы оплаты труда

рабочие-сдельщики,

рабочие-повременщики

уровень квалификации

рабочие с 1-го по 6-ой разряд


 

Классификация рабочих по профессиональному признаку очень многогранна. Число наименований профессий рабочих на каждом конкретном предприятии зависит от его специфики, т.е. от характера и особенностей технологического процесса, от профиля  выпускаемой продукции и ряда других факторов.

Деление рабочих на основных и вспомогательных свидетельствует о степени их участия в производственном процессе, о направленности их воздействия либо на предмет труда, либо на рабочее место с находящимися на нем оборудованием, инструментом, приспособлениями, либо они оперируют с готовым продуктом.

Основные рабочие непосредственно воздействуют на предмет труда, т.е. на исходное сырье, материалы, заготовки, преобразуют их, изменяют их физические, химические свойства, пространственное расположение. В процессе этого воздействия они изготавливают продукцию.

Вспомогательные рабочие обеспечивают рабочие места всем необходимым (сырье, материалы, заготовки, все виды энергии), обслуживают рабочие места с расположенными на них оборудованием (станки, агрегаты) и инструментом, выполняют ремонтные, погрузочно-разгрузочные, транспортные, складские работы.

К руководителям  относятся работники, занимающие должности  руководителей предприятий и  их структурных подразделений.

Руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, отраслей и их заместители, относятся к  линейным. Руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб и их заместители, относятся к функциональным.

К специалистам относятся работники, интеллектуального  труда (бухгалтеры, экономисты, инженеры).

Служащие  – это работники, осуществляющие  подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся агенты по снабжению, машинистки, кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы ...

Таблица 3  Классификация руководителей, специалистов и служащих

 

Классификационный признак

Классификационная группа

Руководители

вид выполняемой функции

  • линейные руководители (директор предприятия начальник цеха, мастер, бригадир);
  • руководители функциональных служб  (начальник планово-экономического отдела, начальник отдела управления персоналом и др.)

уровень иерархии в системе управления

  • руководители высшего звена (директор предприятия, главный инженер);
  • руководители среднего звена (начальник цеха, начальник отдела);
  • руководитель низшего звена (мастер, бригадир)

уровень образования

  • руководители с высшим образованием;
  • руководители со средним специальным образованием;
  • практики

 

 

Специалисты

специальность

конструктор, технолог, экономист по труду, экономист по планированию производства, бухгалтер и др.

профиль деятельности

  • специалисты технического профиля (конструктор, технолог, инженер по механизации и автоматизации производства, ...);
  • специалисты экономического профиля (экономист, бухгалтер, финансист, менеджер персонала, экономист по маркетингу,...);
  • специалисты административно-хозяйственного профиля (инженер по охране труда и технике безопасности, начальник административно-хозяйственного отдела,...)

уровень образования

  • специалисты с высшим образованием,
  • специалисты со средним специальным образованием;
  • практики

уровень квалификации (категория)

  • специалист 3 категории (только для специалистов технического профиля);
  • специалист 2 категории;
  • специалист 1 категории;
  • ведущий специалист;
  • главный специалист

Служащие

вид деятельности

технические работы (делопроизводитель, секретарь-машинистка, лаборант, архивариус, контролер,...)


 

 

А так же, младший обслуживающий персонал, обеспечивающий поддержание санитарно-гигиенических условий на предприятии (работники душевых, гардеробных, уборщики помещений);

ученики - немногочисленная категория лиц, проходящих производственное обучение непосредственно на рабочих местах;

работники пожарно-сторожевой охраны обеспечивают на предприятии пожарную безопасность, следят за состоянием и исправностью противопожарных средств и выполняют функции охраны.

Непроизводственный персонал представлен работниками, которые не принимают участия в выпуске продукции. Их целевая установка - обеспечение и обслуживание коллектива предприятия. Это работники принадлежащих предприятию медицинских, детских дошкольных, культурно-просветительных учреждений, подразделений бытового, жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта зданий и сооружений предприятия.

1.3 Квалификация персонала

Качественной  характеристикой персонала является его квалификация, т.е. возможность работника выполнять трудовые функции определенного уровня сложности.

Квалификация  выступает индивидуальным признаком, присущим отдельному работнику. Она  приобретается работником в процессе обучения, переподготовки, практического  опыта. Другими словами, квалификация отражает степень профессиональной подготовленности работника в рамках определенной специальности. В тесной взаимосвязи с понятием "квалификация" находится такое понятие, как "сложность труда", представляющая собой объективную качественную характеристику содержания труда, проявляющуюся в его процессе.

Следует отметить, что сложность труда  характеризует конкретное содержание трудового процесса вне зависимости  от того, кто осуществляет этот процесс, т.е. не зависит от субъективных факторов работника, характеризующих его квалификацию.

Иногда  на практике понятия "квалификация" и "сложность труда" отождествляются, что является неверной методологической посылкой. Связь этих категорий, обусловленная  тем, что для выполнения работы большей  сложности обычно требуется более  высокая квалификация, еще не свидетельствует  о тождественности рассматриваемых  понятий.

На уровень  сложности труда оказывают влияние  различные факторы, среди которых  можно выделить:

характер  трудового процесса;

число объектов, требующих внимания при выполнении работы;

объем выполняемых  операций;

значимость  работы;

другие факторы.

Характер трудового процесса определяется составом и соотношением в трудовом процессе различных операций, которые можно разделить на четыре группы:

технические (то есть простые, регулярно повторяющиеся  операции, связанные, например, со сбором информации и перенесением ее из одного документа в другой в неизменном виде);

расчетно-вычислительные, заключающиеся в математических преобразованиях информации по заранее  установленным правилам;

формально-логические операции, связанные с синтезом, анализом, группировкой, сравнением информационных показателей и выполняемые по известному алгоритму;

творческие  или эвристические операции и  их элементы, требующие интенсивной  мыслительной деятельности, обусловленной  необходимостью поиска оптимального варианта решения или разработкой принципиально  нового алгоритма преобразования информации).

Каждому виду работ присуще свое сочетание, комбинация этих элементов, что отражает их разнокачественность, а, следовательно, сложность выполнения этих работ (операций).

Под объектом внимания понимается определенный признак, свойство, параметр воспринимаемого объекта. Поскольку предметом, как и результатом труда руководителей, специалистов и служащих является информация, то в качестве объекта внимания можно рассматривать объем информации, необходимой в процессе выполнения операции. Очевидно, чем больше объектов внимания, тем выше степень психической напряженности и, соответственно, сложнее труд. Объем информации в данном случае характеризуется количеством информационных показателей.

Объем операции определяется числом элементов в алгоритме ее выполнения. Простые операции (работы) содержат в своем составе всего несколько элементов, сложные - 20-30, а повышенной сложности - 30-60 элементов. Таким образом, увеличение количества членов в алгоритме выполнения работы повышает напряженность деятельности исполнителя. Поскольку каждой работе, а точнее алгоритму ее выполнения присуще свое строго определенное количество членов, постольку и имеется реальная возможность отражения различий в степени сложности операций и работ.

Значимость работы может выражаться условным числом баллов или коэффициентом. Данный фактор учитывает степень влияния результата выполнения данной работы на выполнение других работ.

К их числу других факторов можно отнести: степень самостоятельности выполнения работы, уровень иерархии в системе управления, степень ответственности и др.

Рациональный  механизм управления персоналом, задача его эффективного использования  требуют строгого соответствия между  сложностью выполняемой работы и  уровнем квалификации работника.

Информация о работе Управление персоналом в системе операционного менеджмента