Анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров маркетинговой деятельности ОАО «Рогачевский молочно-консерв

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
-рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на предприятии;
-провести анализ конкурентоспособности товаров на предприятия;
-предложить пути повышения конкурентоспособности продовольственных товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Методологические основы изучения конкурентоспособности
товаров……………………………………………………………………….5
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции……………..5
1.2 Основные факторы конкурентоспособности товаров ……………….8
1.3 Расчет конкурентоспособности товара……………………………….13
1.4 Конкурентоспособность белорусских товаров и
пути её повышения………………………………………………………….16
2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО «Рогачевский МКК»…………………………………………………….22
2.1 Место предприятия в экономической среде…………………………..22
2.2 Анализ рынка и маркетинговой среды ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»………………………………………………………...24
2.3 Маркетинговые исследования конкурентоспособности продукции…..26
2.4Анализ конкурентоспособности молочно-консервной продукции предприятия……………………………………………………………………..30
3.Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачевский МКК»…………………………33
3.1 Мероприятия по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности………………………………………………………..39
Заключение …………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………….44
Приложение А. Паспорт ОАО «Рогачевский МКК»……………………..45
Приложение Б. Динамика реализации продукции ОАО «Рогачевский МКК»……………………………………………………………………………46
Приложение В. Анкета………………………………………………………47
Приложение Г. Форма для регистрации наблюдения……………………51

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.docx

— 213.43 Кб (Скачать)

С середины 90-х гг. прошлого века по настоящее  время в Беларуси начало нарастать  отставание по величине издержек на производство экспортируемой продукции в целом  и по величине удельных затрат, т.е. издержек на единицу выпускаемой  продукции, в частности.

В настоящее время эти показатели в Беларуси в 2,5-3 раза выше, чем в развитых странах, что, несомненно, отрицательно сказывается на ценовой конкурентоспособности экспортируемых белорусских товаров.

Что касается второго важнейшего фактора ценовой  конкурентоспособности белорусских  товаров (производительности труда), то в настоящее время ситуация с производительностью и интенсивностью труда в Беларуси для конкурентоспособности отечественных товаров складывается неблагоприятно, основной причиной чего являются высокие показатели износа основной массы активной части производственных фондов, который не только обуславливает обвальный рост издержек производства, невозможность задавать продукции необходимые параметры качества, нерациональный расход материальных и топливно-энергетических ресурсов, но и повышенные затраты рабочего времени на ремонты и поддержание их в работоспособном состоянии.

Кроме того, на показатели производительности труда  отрицательно сказывается увеличение технического и технологического отставания, отсутствие системы действенных мер стимулирования высоких показателей производительности труда работников.

Сейчас  производительность труда на многих предприятиях, экспортирующих впоследствии произведенную ими продукцию, в 2,5-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах.

Следует отметить, что в качестве наиболее весомых также выступают технический и технологический факторы. По оценкам специалистов, по масштабам использования высоких технологий для производства Беларусь значительно отстает от других стран, а показатели материало- и энергоемкости в ряде случае в 2-2,5 раза выше соответствующих затрат у зарубежных конкурентов на производство аналогичной продукции.

На данный момент в Республике Беларусь особая значимость стала придаваться решению  проблемы повышения конкурентоспособности продукции, поскольку от ее уровня зависит конкурентоспособность предприятия, отрасли и экономики страны в целом. Выявлено, что в условиях рыночных отношений уровень конкурентоспособности на 70-80% зависит от качества и на 20-30% - от цены.

Сдерживающим  фактором повышения конкурентоспособности  продукции в Беларуси является: высокий  уровень износа основных фондов и  низкий уровень применяемых технологий. В некоторых отраслях промышленности износ основных фондов составляет более 60%, активной их части - около 80%. Сложное финансовое положение большинства предприятий не позволяет решать проблему внедрения прогрессивных технологий и освоения новой конкурентоспособной продукции.

Значительный  износ основных фондов и недостаточный  уровень технологий обуславливают  высокую затратоемкость производства. Следует отметить, что предприятия Беларуси работают в основном на привозном сырье, цены на которое постоянно растут. Это ведет к росту издержек, что вызывает рост цен и снижение конкурентоспособности продукции.

 Центральное  место в управлении конкурентоспособностью продукции должно отводиться прогнозированию ее уровня. Именно прогнозная, потенциальная конкурентоспособность является основой для создания новых изделий, обоснования требований, закладываемых в техническое задание на их разработку и в соответствующую нормативно-техническую документацию, принятия решений и необходимости доработки, модернизации или снятия продукции с производства.

Умение  прогнозировать потенциальную конкурентоспособность вновь разрабатываемых изделий и выпускаемых товаров позволяет избегать возможных просчетов в реализации стратегии фирмы. Прогнозирование конкурентоспособности товара должно осуществляться в тесной увязке с фазами его жизненного цикла, чтобы своевременно выявлять момент начала снижения показателей конкурентоспособности и принимать соответствующие решения.

При оценке и прогнозировании конкурентоспособности продукции целесообразно применять следующие методы: измерительный метод; регистрационный метод; расчетный метод; экспертный метод; социологический; матричный подход; рейтинговая оценка конкурентоспособности товаров, экономико-математические методы.

Поскольку цена потребления формируется с  учетом издержек, важное значение имеет прогнозирование издержек производства конкретных изделий.

При прогнозировании  издержек могут применяться методы экстраполяции (метод подбора функций  и др.), экспертные оценки, факторные  модели и другие методы. Наиболее доступным  является индексный метод.

Следует отметить, что в Беларуси, проблеме повышения конкурентоспособности отечественной продукции уделяется большое внимание. Как продолжение государственной программы «Качество» на 1998-2000 гг. Госстандартом с участием министерств и других республиканских органов государственного управления разработана государственная программа «Качество» на 2001-2003 гг., которая одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2000 г. №2032.

Основные  цели программы – создание условии, способствующих повышению экспортных возможностей отечественных товаропроизводителей, производству конкурентоспособной продукции, дальнейшее насыщению потребительского рынка качественными безопасными товарами и услугами, внедрению современных технологий, оздоровлению окружающей среды, экономии материальных ресурсов.

В настоящее  время весьма популярен тезис  о ценовой конкурентоспособности белорусской продукции. У этого тезиса есть основания: часть нашей продукции действительно стоит дешевле, чем у конкурентов. Причем настолько, что этих денег не хватает даже на покрытие издержек.

Однако, как уже было отмечено выше, цена является не единственным и далеко не всегда важным фактором конкурентоспособности того или иного продукта. Дешевый товар, потребительские характеристики которого уступают параметрам конкурентов, особенно не продашь.

С целью  обеспечения конкурентоспособности  своей продукции предприятие  должно постоянно отслеживать, удовлетворяют  ли его товары требованиям потребителя, лучше ли они, чем товары конкурентов, все ли параметры конкурентоспособности улучшаются опережающими темпами. При первом же сигнале о неблагополучии предприятие обязано очень быстро принимать меры к исправлению ситуации. И скорость сейчас становится главным гарантом успеха.

Беда  наших предприятий не только в  неумении реагировать на изменения  рынка, но и в неспособности произвести нужную рынку продукцию, а затем  быстро ее продать. Это ведет к  колоссальному росту товарных запасов, что означает замораживание средств, уменьшение оборотных ресурсов, и невозможность выплачивать персоналу зарплату.

Причин  низкой конкурентоспособности на самих  предприятиях много: это изношенное оборудование и низкая квалификация, избыток персонала и несовершенные процессы управления, нерешенные вопросы собственности. Но, пожалуй, главная причина в том, что большинство предприятий ориентируются не на требования рынка, а на показатели, устанавливаемые вышестоящими организациями. Чем более жесткая централизация в отрасли, тем хуже общий результат, так как основа успеха на рынке - победа в конкурентной борьбе за счет более быстрого реагирования на изменение каждого показателя конкурентоспособности. Недооценка этого приводит к вытеснению предприятий с рынков, увеличение товарных запасов, уменьшению объемов продаж и уровня заработной платы.

Повышения конкурентоспособности практически  невозможно достигнуть случайным образом. Необходима система управления конкурентоспособностью. И для отечественных производителей это в настоящее время важнее, чем для тех же мировых лидеров.

Многие  из систем, обеспечивающих конкурентоспособность, нашим предприятиям общеизвестны и общедоступны. И едва ли не главную роль здесь играют международные стандарты. Наиболее актуальными на сегодняшний день являются стандарты ИСО серии 9000. Сертификация системы качества – знамя и весомый аргумент для предприятия в конкурентной борьбе.

Единственный  способ сохранить своё присутствие на рынках в условиях глобализации - это стремиться соответствовать глобальным стандартам и правилам. Иного пути нет. Сегодня государство стимулирует внедрение систем управления качеством уже на базе МС ИСО 9000, часто требуют этого и международные партнёры.

Естественно, проблема конкурентоспособности продукции  затрагивает не только интересы государства  в целом, но и интересы отдельных товаропроизводителей, т.к. на сегодняшний день перед отечественными предприятиями остро стоит вопрос выживаемости в современных рыночных условиях. Отсюда вытекает такое понятие, как «конкурентоспособность предприятия». В свою очередь конкурентоспособность самого предприятия определяется, прежде всего, конкурентоспособностью выпускаемой им продукции.

Для РБ проблема конкурентоспособности продукции является особенно актуальной, т.к. продукция большинства отечественных предприятий не выдерживает жесткой конкуренции на мировом рынке. Такое положение является следствием целого ряда причин, основными из которых являются: низкое качество продукции отечественных товаропроизводителей, а также низкая эффективность производства.

Конкурентоспособность наших товаров и услуг продолжает снижаться ввиду роста внутренних цен на сырье и энергоносители, а также увеличения транспортных и иных издержек, значительно опережающих динамику падения курса белорусского рубля по отношению к твердым валютам. В то же время, испытывая хронический дефицит инвестиций, отечественные предприятия не могут приступить к выпуску инновационной и конкурентоспособной продукции.

Исходя  из выше сказанного, развить свои конкурентные преимущества Беларусь может не только, обновив свои производственные фонды за счет инвестиций, повысив производительность труда и его интенсивность, используя технологии, позволяющие снизить материало- и энергоемкость выпускаемой продукции, но и на основании учета при производстве каких-либо товаров с целью их последующего вывоза за пределы республики шести основных характеристик страны, определяющих экономическую среду, которая вследствие этого может быть сформирована либо как благоприятная, либо как не благоприятная для роста конкурентоспособности белорусских товаров:

  1. Факторы производства, т.е. природные ресурсы, рабочая сила, инфраструктура и т.д.
  2. Объем спроса и требовательность покупателей.
  3. Стратегия предприятия, его структура и конкуренты, иными словами цели собственника предприятия и его управляющих, характер конкуренции в стране.
  4. Родственные и поддерживающие отрасли, т.е. обеспеченность производителя конкурентоспособной продукцией для своего производства достаточно конкурентоспособными поставщиками.
  5. Изобретения, неожиданные повороты политики или изменения в мировой экономике.
  6. Государственная политика, ее способность усиливать или ослаблять влияние всех остальных параметров, формирующих экономическую среду.
  7. Повышение качества продукции, соответствие стандартам, сертификация.
  8. Имидж предприятия.
  9. Реклама продукции
  10. Использование данных о предприятии, его продукции на сайте в Интернете.

Кроме указанных  мер, обеспечивающих нормальные, предсказуемые  условия функционирования экономики, главным фактором решения проблемы сбыта является повышение конкурентоспособности  отечественных товаров за счет улучшения  качества и снижения издержек на их производство и реализацию. Кардинальное решение данной задачи возможно только в результате:

- обновления  технологической базы;

- разработки  и освоения новых видов продукции,  соответствующих по своим качественным  характеристикам потребностям мирового  рынка;

- сертификация  продукции;

-развитие информационной инфраструктуры отечественных товаропроизводителей;

- регулирования  цен;

- использования  различных видов рекламы;

- поиск  новых рынков сбыта;

- улучшения  качества продукции;

- своевременного  прогнозирования конкурентов

 

2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО «Рогачевский МКК».

 

2.1 Место предприятия в экономической среде

Открытое  Акционерное общество «Рогачевский молочно-консервный комбинат» (ОАО  «Рогачевский МКК») учреждено Гомельским областным комитетом и членами  трудового коллектива арендного  предприятия, на основании решения  Гомельского областного комитета от 19 марта 1998 года путем преобразования арендного предприятия «Рогачевский МКК» в соответствии с законодательством  об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь.

Общество  является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своими реквизитами, товарный знак, расчетный и иные счета в  банках. ОАО «Рогачевский МКК» относится  к числу наиболее крупных и  известных в республике производителей молочных продуктов. Имущество комбината  находится в коммунальной собственности. Органом управления является - управление продовольственных ресурсов и перерабатывающей промышленности Гомельского облисполкома. Производственные мощности комбината  ведены в эксплуатацию в октябре 1938 года. /11. С.6/

Форма собственности  частная. Доля государства в уставном фонде составляет 63,7%.

Уставный  фонд комбината по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 42908,2 млн.руб. и разделен на 71 513 724 простых именных акций номинальной стоимостью 600 рублей каждая, из них доля Республики Беларусь - 13392 акции или 0,0187% от уставного фонда, Гомельского областного исполнительного комитета составляет 4439952 акций или 63,54% от всех размещенных в Обществе, юридические лица – 16459179 акций или 23,02%, на балансе общества – 462574 акций или 0,65%.

Информация о работе Анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров маркетинговой деятельности ОАО «Рогачевский молочно-консерв