Анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров маркетинговой деятельности ОАО «Рогачевский молочно-консерв

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
-рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на предприятии;
-провести анализ конкурентоспособности товаров на предприятия;
-предложить пути повышения конкурентоспособности продовольственных товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Методологические основы изучения конкурентоспособности
товаров……………………………………………………………………….5
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции……………..5
1.2 Основные факторы конкурентоспособности товаров ……………….8
1.3 Расчет конкурентоспособности товара……………………………….13
1.4 Конкурентоспособность белорусских товаров и
пути её повышения………………………………………………………….16
2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО «Рогачевский МКК»…………………………………………………….22
2.1 Место предприятия в экономической среде…………………………..22
2.2 Анализ рынка и маркетинговой среды ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»………………………………………………………...24
2.3 Маркетинговые исследования конкурентоспособности продукции…..26
2.4Анализ конкурентоспособности молочно-консервной продукции предприятия……………………………………………………………………..30
3.Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачевский МКК»…………………………33
3.1 Мероприятия по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности………………………………………………………..39
Заключение …………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………….44
Приложение А. Паспорт ОАО «Рогачевский МКК»……………………..45
Приложение Б. Динамика реализации продукции ОАО «Рогачевский МКК»……………………………………………………………………………46
Приложение В. Анкета………………………………………………………47
Приложение Г. Форма для регистрации наблюдения……………………51

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.docx

— 213.43 Кб (Скачать)

Высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое  проводится не реже одного раза в год. Вопросы на собрании решаются по принципу: одна акция - один голос. Для осуществления  руководства деятельностью Общества в период между собраниями акционеров избирается наблюдательный совет сроком на один год.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией, избираемой собранием акционеров сроком на один год.

ОАО «Рогачевский МКК» является крупнейшим производителем молочных консервов, а также производит цельномолочную продукцию; жидкие и  пастообразные продукты детского питания; масло животное; сухие молочные продукты; майонез. В 1939 году предприятием было выпущено 4,5 миллионов банок молочных консервов, а в 1940 году - 9,5 миллионов. В целом  в стране действовало 14 предприятий, производивших в год 63,8 миллиона условных банок молочных консервов  и 3,1 тысячи тонн сухих молочных продуктов./13/

Разрушенное во время войны предприятие было восстановлено в 1947 году. За годы дальнейшей эксплуатации комбинат неоднократно подвергался  реконструкции и расширению. Развитие предприятия шло по пути интенсификации и ускорения, конкретного технического перевооружения основных и вспомогательных  цехов, участков и сырьевой зоны предприятия. На протяжении нескольких послевоенных лет производственные мощности были восстановлены и даже превысили довоенный уровень. Однако использование старого порядком изношенного оборудования существенным образом сдерживало наращивание производства комбината, что отчётливо начало прослеживаться к концу 60-х годов. По этой причине руководством предприятия было решено взять курс развития по пути интенсификации и ускорения. В начале 70-х годов коллектив приступил к коренному техническому перевооружению основных и вспомогательных цехов, участков и сырьевой зоны предприятия.

Техническая мощность комбината в настоящее  время составляет 1200 тонн переработки  молока в сутки. Основной профилирующий  вид производства – молочные консервы, являющиеся наиболее прибыльным продуктом, также выпускается цельномолочная продукция, детское питание, масло  животное, майонез, сыры твердые.

ОАО «Рогачевский МКК» является валообразующим предприятием города и района (удельный вес предприятия в объеме производства продукции района составляет 59,5%).

Среднесписочная численность работников за 2011 год  составила 1567 человек. Ассортимент  продукции, выпускаемой ОАО «Рогачевский МКК» включает в себя более 60 наименований. Основным валообразующим продуктом являются молочные консервы. Наличие в республике двух крупных производителей молочных консервов позволяет полностью обеспечить потребность внутреннего рынка молочными консервами, поэтому и предопределяют экспортную ориентацию отрасли. Для успешного конкурирования молочных консервов на внешнем рынке необходимо: высокое качество продукции; увеличенный срок хранения продукции, что достигается за счет использования современных технологий производства и способов упаковки.

Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО «Рогачевский МКК», включает в себя более 40 наименований по основным ассортиментным группам:

- молочные  консервы;

- сухие  молочные продукты;

- кисломолочные  продукты;

-творог  и йогурты;

-сливочное  масло;

-молоко  пастеризованное;

-майонез;

-сыр.

Динамика реализации продукции ОАО «Рогачевский МКК» в натуральном выражении представлена в приложении Б.

Лидирующее  положение по объемам производства занимают молочные консервы. На протяжении всей деятельности комбината прибыль  от реализации данного вида продукции  была всегда наибольшей, что позволяло  перекрывать убытки, полученные от реализации других видов продукции

Основными потребителями продукции ОАО  «Рогачевский МКК» являются предприятия  розничной торговли, комбинаты общественного  питания, перерабатывающие предприятия, частные предприниматели.

Доля  экспорта в общем объеме реализации в стоимостном выражении составляет 63,9 %. Основным рынком сбыта продукции  является Российская Федерация, а также  налажены торговые связи с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Арменией, Таджикистаном, Польшей, Молдовой.

Поскольку молоко и молочные продукты относятся  к социально-значимой продукции, то ценообразование на данную продукцию  находится в поле зрения органов  государственного управления, а особенности  ценообразования в республике предусматривают  установление предельных цен на некоторые  из них. Предельные цены устанавливаются  Министерством экономики Республики Беларусь.

Что касается экспортных цен на продукцию, то они  устанавливаются предприятиями  самостоятельно по согласованию сторон, но не в убыток предприятию. Экспортные цены подвержены сезонным колебаниям. Они падают в летний период, когда  много натурального молока и, наоборот, поднимаются в зимний период.

Сырьевой зоной ОАО «Рогачевский МКК» являются 74 хозяйства Рогачевского, Кормянского, Чечерского и Буда-Кошелевского районов Гомельской области, которые обеспечивают потребность комбината в сырье на 52%. Остальное сырье для увеличения загрузки производственных мощностей закупается в прилегающих районах Могилевской и Минской области. Что касается внутреннего рынка сбыта, то у комбината также имеется широкая дилерская сеть:

-в Гродно и Могилеве - региональные  представители;

-Торговый Дом «Деревенское Утро»  в г. Гомеле, в Минске;

-сеть фирменной торговли: магазин «Славянка», «Родничок», «Друть» в г. Рогачеве, магазин «Союз» в Буда-Кошелеве и фирменный павильон «Деревенское утро» в Бобруйске;

  • с четырьмя организациями работает по договорам комиссии:
  • ЧУП «Центр Румянцевский» г. Гомель;
  • ООО «Беллакторг» г. Минск
  • ОАО «Брестская областная база Бакалея» г. Брест
  • ОАО «Продтовары» г. Брест.

Главным потребителем экспортируемой продукции является России, на долю которой приходится 75,4%. Увеличился объём продаж в Казахстан в 3,3 раза. Появились новые покупатели: Грузия, Армения, Таджикистан, Молдова, Польша.

ОАО «Рогачевский МКК» структурно подчинено управлению продовольственных ресурсов и перерабатывающей промышленности Гомельского облисполкома.

Одним из главных направлений товарной политики ОАО «Рогачевский МКК» является создание брэнда «Деревенское утро». Под  таким фирменным названием предприятие  реализует продукцию за пределами  республики через ООО «Представительство Рогачевского МКК» г. Москва и г. Санкт - Петербург.

Комбинат является лауреатом Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

Молочная продукция из Рогачева отмечена десятками Дипломов и медалей  республиканских и зарубежных конкурсов  и выставок-ярмарок «Продэкспо» (Москва), «WorldFood» (Москва, Алматы, Киев), «Интерфуд» и «Петерфуд» (Санкт-Петербург), «Продукт года» (РБ) и многих других./13/

 

2.2 Анализ рынка и маркетинговой среды ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»

Ситуация  на рынке молочной продукции республики Беларусь характеризуется переходом  к стабилизации в потреблении  молочных продуктов, а также к  росту их производства.

Это обусловлено  тем, что для Беларуси производство молочной продукции традиционно  является одним из передовых направлений  пищевой промышленности. Вместе с  тем, сложившийся уровень производства молочного сырья и уровень  его переработки в республике позволяет сделать вывод о  том, что на сегодняшний день перед  молочной отраслью Беларуси не столь  остро стоит проблема обеспечения  населения страны молочными продуктами, сколько проблема эффективного использования  огромных по меркам республики мощностей по переработке молока.

ОАО «Рогачевский МКК» -- одно из крупнейших молокоперерабатывающих предприятий Беларуси. В соответствии с оперативными данными Минсельхозпрода по производству основных видов молочной продукции за 2010 год ОАО «Рогачевский МКК» входит в пятерку наиболее мощных предприятий по переработке сырья. За 2011 год комбинатом переработано 137,7 тыс. тонн сырья, при этом его мощности загружены всего на 57,1 %.

ОАО «Рогачевский МКК» является крупнейшим производителем молочных консервов, а  также производит цельномолочную продукцию; жидкие и пастообразные продукты детского питания; масло животное; сухие  молочные продукты; майонез. В 1939 году предприятием было выпущено 4,5 миллионов  банок молочных консервов, а в 1940 году - 9,5 миллионов. В целом в стране действовало 14 предприятий, производивших  в год 63,8 миллиона условных банок  молочных консервов и 3,1 тысячи тонн сухих молочных продуктов.

Техническая мощность комбината в настоящее  время составляет 1200 тонн переработки  молока в сутки. Основной профилирующий  вид производства – молочные консервы, являющиеся наиболее прибыльным продуктом, также выпускается цельномолочная продукция, детское питание, масло животное, майонез, сыры твердые. /11. с. 9/

Структура товарной продукции комбината, в  которой преобладает производство молочных консервов и сухого цельного молока (67,8 и 15,2% соответственно в общем  выпуске товарной продукции), также  предопределяет экспортную ориентацию предприятия, т.к. данная продукция, благодаря  длительным срокам хранения и транспортабельности  пользуется спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Потенциал внутреннего и внешнего рынков позволяет  предприятию в ближнесрочной перспективе увеличить объем реализации продукции в натуральном выражении. Вместе с тем, сезонность производства и поставок молока на перерабатывающие предприятия, а также колебания цен на продукцию в связи с этим, требуют принятия мер по созданию резервных мощностей, а также наличия складских помещений для хранения готовой продукции. Данные меры позволят своевременно и без потерь перерабатывать сырье в необходимом ассортименте, а также регулировать отгрузку продукции в соответствии с благоприятной рыночной конъюнктурой.

Достаточно  мощный технический потенциал молочной отрасли и сокращающееся население  республики не делают отечественный  рынок привлекательным в перспективе. В мире существуют более привлекательные  регионы, с точки зрения реализации излишков продовольствия, а Беларусь вполне может быть регионом-производителем продуктов питания. Однако для завоевания таких рынков продукция должна быть конкурентоспособной.

Молочная  отрасль республики обладает значительным потенциалом, который позволяет  не только обеспечить население республики широким ассортиментом молочной продукции, но и обеспечить экспортную ориентацию отрасли. Экспортный потенциал  Беларуси далеко не использован и  емкость рынка основного экспортного  партнера Беларуси - России, позволяет  увеличить экспортные поставки молочной продукции в несколько раз. Для  наращивания экспортного потенциала, обеспечения импортозамещения, а также укрепления конкурентных позиций на внутреннем рынке, ОАО «Рогачевский МКК» необходимо постоянное обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции, улучшение ее качества и потребительских свойств.

На основании  проведенного анализа рынка представляется возможным определить следующие  цели стратегии маркетинга ОАО «Рогачевский МКК»:

  1. Получение прибыли за счет удовлетворения потребительского спроса населения на молочные продукты.
  2. Расширение ассортимента выпускаемой продукции путем постоянного улучшения технологии и использования современного оборудования.
  3. Формирование у потребителя четкого, легко запоминающегося образа своей продукции; ассоциирующегося с высоким качеством и невысокими ценами.
  4. Увеличение объемов реализации продукции в Беларуси, России и странах дальнего зарубежья на 12-15 % ежегодно.

Значительная  широта товарного ассортимента для  ОАО «Рогачевский МКК» является одним  из обязательных условий успеха на рынке. Поскольку, только расширяя ассортимент, можно в полной мере удовлетворять  потребительский спрос различных  сегментов рынка, привлечь широкий  круг потребителей. Исходя из этого, на предприятии постоянно обновляется  ассортимент выпускаемой продукции./13/

Для формирования у потребителя положительного образа предприятия (имиджа), прежде всего, необходимо постоянно проводить всевозможные рекламные мероприятия, которые  являются эффективной формой коммуникации, поскольку дают возможность производителю  реализовать следующие цели:

  • укрепить позиции своих товаров в глазах потенциальных клиентов с помощью разъяснения их качественных особенностей;
  • улучшить имидж фирмы;

- найти  новых клиентов, стимулировать спрос  со стороны постоянных покупателей;

-установить  полезные контакты в деловом  мире, в том числе и с конкурентами;

-подобрать  объективную информацию о рынке  (о потребителях, конкурентах, конъюнктуре);

-заключить  выгодные сделки и т.д./1. с.316/

Что касается экспорта, то среди регионов, рассматриваемых в качестве потенциальных рынков сбыта как наиболее перспективных для предприятия, оценены рынки городов Москвы и Санкт-Петербурга. Эти рынки интересны по следующей причине. Из 24 крупнейших городов России на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около 60% по стоимости продаж молочных продуктов. Очень перспективными являются рынки стран Средней Азии.

При реализации продукции на экспорт ОАО «Рогачевский МКК» использует как прямые каналы реализации, так и косвенные. Как  показывает практика хозяйствования, сбыт продуктов питания лучше  и эффективнее осуществляется торгово-посредническими  оптовыми фирмами, чем сами предприятия-изготовители продукции.

Информация о работе Анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров маркетинговой деятельности ОАО «Рогачевский молочно-консерв