Анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров маркетинговой деятельности ОАО «Рогачевский молочно-консерв

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
-рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на предприятии;
-провести анализ конкурентоспособности товаров на предприятия;
-предложить пути повышения конкурентоспособности продовольственных товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Методологические основы изучения конкурентоспособности
товаров……………………………………………………………………….5
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции……………..5
1.2 Основные факторы конкурентоспособности товаров ……………….8
1.3 Расчет конкурентоспособности товара……………………………….13
1.4 Конкурентоспособность белорусских товаров и
пути её повышения………………………………………………………….16
2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО «Рогачевский МКК»…………………………………………………….22
2.1 Место предприятия в экономической среде…………………………..22
2.2 Анализ рынка и маркетинговой среды ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»………………………………………………………...24
2.3 Маркетинговые исследования конкурентоспособности продукции…..26
2.4Анализ конкурентоспособности молочно-консервной продукции предприятия……………………………………………………………………..30
3.Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачевский МКК»…………………………33
3.1 Мероприятия по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности………………………………………………………..39
Заключение …………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………….44
Приложение А. Паспорт ОАО «Рогачевский МКК»……………………..45
Приложение Б. Динамика реализации продукции ОАО «Рогачевский МКК»……………………………………………………………………………46
Приложение В. Анкета………………………………………………………47
Приложение Г. Форма для регистрации наблюдения……………………51

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.docx

— 213.43 Кб (Скачать)

 

Маркировка  товаров полностью соответствует  всем требованиям ГОСТ 2903-78 «Молоко  цельное сгущенное с сахаром .Технические условия »

Вторым этапом сравнения стал органолептический анализ молочных сгущенных консервов с сахаром требований ГОСТ 29245-91 «Консервы молочные. Методы определения физических и органолептических показателей»./14/.Результаты экспертизы представлены в таблице 3 и 4.

 

Таблица 3 – Результаты испытания для молока цельного сгущенного с сахаром ОАО «Рогачевского молочно-консервного комбината» жирностью 8,5%

 

Показатели

Фактические данные

Требования ГОСТ 2903-78

Отклонение

1. Вкус и запах

Сладкий, без посторонних привкусов

Сладкий, чистый с выраженным вкусом пастеризованного молока, без посторонних привкусов и запахов

Соответствует

2.Консистенция

Однородная по всей массе

Однородная по всей массе, без наличия ощущаемых кристаллов молочного сахара

Соответствует

3. Цвет

Белый с кремовым

Белый с кремовым оттенком, равномерный

Соответствует


Таблица 4 – Результаты испытания для молока цельного сгущенного с сахаром ОАО «Глубокского молочно-консервного комбината» жирностью 8,5%

 

Показатели

Фактические данные

Требования ГОСТ

Отклонение

1. Вкус и запах

Сладкий, без посторонних привкусов

Сладкий, чистый с выраженным вкусом пастеризованного молока, без посторонних привкусов и запахов

Соответствует

2.Консистенция

Однородная по всей массе

Однородная по всей массе ,без наличия ощущаемых кристаллов молочного сахара

Соответствует

3. Цвет

Белый с кремовым оттенком

Белый с кремовым оттенком, равномерный по всей массе

Соответствует


 

Данные виды образцов цельного сгущенного молока с сахаром полностью соответствуют всем требованиям ГОСТ 2903-78 «Молоко цельное сгущенное с сахаром. Технические условия».

Обоим белорусским производителям молочных консервов Рогачева и Глубокого удалось сохранить и вкус, и качество, и советские ГОСТы. Согласно им, в составе сгущенного молока допускается наличие  исключительно молочных жиров. Некоторые российские и украинские предприятия, желая удешевить изделие, используют пальмовое масло, соевые продукты, другие растительные добавки, а также сгущенную или сухую сыворотку. Однако, кроме стоимости, эти ингредиенты снижают и вкусовые качества.

Молочно-консервная продукция ОАО «Глубокского молочно-консервного комбината» и ОАО «Рогачевского молочно-консервного комбината» имеют разный вкус и консистенцию. Это объясняется тем, что предприятия применяют различные технологии производства. В Глубоком применяют традиционный способ: сначала сгущают молоко, а потом добавляют сахарный сироп определенной концентрации. В Рогачеве сразу готовят смесь из молока и сахара, которую затем сгущают. Именно поэтому продукция данных предприятий имеет разную консистенцию: глубокское молоко более жидкое.

 

 

С помощью  анкетирования на предприятии осуществляется оценка конкурентоспособности сил  ОАО «Рогачевского молочно-консервного комбината» и его конкурента ОАО «Глубокского молочно-консервного комбината». Наиболее важными показателями являются: вкусовые качества; свежесть; цена; ассортимент предлагаемой продукции; дизайн и упаковка; известность производителя и его продукции; качество продукта.

Общий индекс конкурентоспособности по анализируемым показателям целесообразно рассчитывать в следующем алгоритме:

  1. Определяется средний балл оценки по формуле (8):

 

                                         (8)

 

Где - средний балл оценки;

- балл оценки респондента;

- количество респондентов, участвующих  в опросе.

 

 

  1. Определяется суммарный оценочный балл по формуле (9):

 

                                           (9)

Где - суммарный оценочный балл;

- средний балл оценки.

  1. Определяется средневзвешенный коэффициент по анализируемым показателям по формуле (10):

 

                                             (10)

 

Где - средневзвешенный коэффициент по анализируемым показателям;

- балл оценки по показателям  конкурентоспособности;

- общий балл по анализируемым  показателям конкурентоспособности.

  1. Определяется общий индекс конкурентоспособности по анализируемым показателям по формуле (11):

 

                                                   (11)

 

где - общий индекс конкурентоспособности по анализируемым показателям;

- средневзвешенный коэффициент  по анализируемым показателям;

- средний балл оценки.

В таблице 3 представлены средние баллы по таким показателям как вкусовые качества, внешний вид продукции, цена, ассортимент предлагаемой продукции, дизайн и упаковка, известность производителя и его продукции, качество продукции, определен согласно представленным выше формулам суммарный балл и средневзвешенный коэффициент.

Таблица 5 - Аналитическая таблица для расчета средневзвешенного коэффициента конкурентоспособности

 

Показатели конкуренто-способности

Предприятия-конкуренты

Суммар-ный балл

Средне-взвешенный коэффициент

ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»

ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат»

Вкусовые качества

5

4

9

14,28

Свежесть

5

5

10

15,87

Цена

4

3

7

11,11

Ассортимент предлагаемой продукции

5

5

10

15,87

Дизайн и упаковка

5

4

9

14,28

Известность производителя и его  продукции

5

3

8

12,69

Качество продукта

5

5

10

15,87

Суммарный балл

34

29

63

100


 

Аналитическую таблицу для расчета общего индекса  конкурентоспособности можно представить  с помощью таблицы 4.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 - Аналитическая таблица для расчета общего индекса конкурентоспособности

 

Показатели конкуренто-способности

Предприятия-конкуренты

ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»

ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат»

Вкусовые качества

0,72

0,58

Свежесть

0,79

0,79

Цена

0,47

0,35

Ассортимент предлагаемой продукции

0,79

0,79

Дизайн и упаковка

0,75

0,58

Известность производителя и его  продукции

0,65

0,39

Качество продукта

0,74

0,74

Общий индекс конкурентоспособности

4,91

4,22


 

Расчет общего индекса конкурентоспособности проводился в целях определения текущей рыночной ситуации и оценки рыночного потенциала предприятия. Так как конкурентная среда является одним из важных факторов, оказывающих влияние на устойчивую работу общества.

По ответам  респондентов можно говорить об уверенном  конкурентном положении ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат» перед ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат», о чем свидетельствует значение общего индекса конкурентоспособности.

Произвести  товар - не проблема, проблема его продать. Производители, усвоившие эту рыночную аксиому, сегодня не жалуются на отсутствие сбыта и прибыли. Реализуя продукцию через четко отлаженную товаропроводящую сеть и рекламируя свои брэнды, предприятия уверенно держатся на конкурентном поле. Показателен в этом плане пример ОАО "Рогачевский молочно-консервный комбинат".

За 65 лет  работы на рынке молочных консервов  это предприятие получило широкую  известность благодаря высокому качеству продукции, за что неоднократно удостаивалось престижных наград. Достаточно сказать, что в 1999 году Рогачевская  продукция получила Международный  приз за качество в Париже, в 2002 году комбинат награжден золотой медалью 4-й Всероссийской выставки «Лучшие товары и услуги на рынках России». На его счету и золотая медаль Продэкспо за "Лучший продукт 2003 года". Но лучшим подтверждением высокой конкурентоспособности молочных консервов является внедрение на комбинате международной системы качества ISO-9002.

С целью  освоения новых рынков в декабре  прошлого года в Москве было зарегистрировано "Представительство Рогачевского молочно-консервного комбината", созданное на основе концепции "БелРосЦМТ". С 1 марта при содействии посольства Беларуси в России, концерна "Белгоспищепром" и председателя Гомельского облисполкома представительство приступило к созданию товаропроводящей сети по реализации продукции Рогачевского молочно-консервного комбината в России и других странах СНГ, а также популяризации белорусского брэнда.

Сейчас  уже можно сказать, что сплав  опыта белорусских изготовителей  высококачественной продукции и  их российских партнеров по бизнесу  оказался удачным. Это подтверждают результаты. За 8 месяцев рост экспорта консервов Рогачевского МКК в  количественном выражении составил 215 процентов, а в денежном - 297 процентов.

Во многом это удалось благодаря успехам  представительства в создании товаропроводящей сети. Так, до его открытия 90 процентов  всех продаж ОАО "Рогачевский МКК" приходилось на Москву и Санкт-Петербург. Сегодня Рогачевская продукция  напрямую продается почти в 20 областей России. В Москве ее можно увидеть  во многих магазинах, поставляется она  также в торговые сети "Метро", "Пятерочка", концерну "Бабаевский". Завершаются переговоры с сетями универсамов "Копейка", "Паттерсон", "Перекресток", фабриками "Красный  Октябрь" и "Ротфронт". Кроме того, представительство активно выявляет подделки продукции комбината, которые наносят существенный имиджевый ущерб белорусскому брэнду. Ведь, предпочитая консервы определенной марки, потребитель должен быть уверен в стабильности их качества.

Сегодня работники представительства готовы поделиться опытом с другими белорусскими производителями и оказать помощь в продвижении их продукции на российский рынок. Ведь добиться хороших  результатов можно только объединив  усилия и профессионализм как белорусских руководителей предприятий, так и их российских партнеров по бизнесу.

ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат» является крупнейшим производителем молочных консервов не только в Беларуси, но и на постсоветском пространстве. Рогачевская сгущенка – призер многих конкурсов дегустаций.

На предприятии  выпускается более 10 разновидностей этого продукта со всевозможными  дополнениями.

Главный внешнеторговый партнер – Российская Федерация. В Москве и Санкт-Петербурге реализация продукции осуществляется через представительства ОАО  “Рогачевский МКК”. Вся она активно  востребована, однако сгущенка по объемам  реализации стоит на одном из первых мест.

Информация о работе Анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров маркетинговой деятельности ОАО «Рогачевский молочно-консерв