Анализ качества предоставляемых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений в российской экономике предполагает переход отраслей социальной сферы к рыночным формам социально-экономических отношений. В этих условиях учреждения системы здравоохранения, должны адаптироваться к действию законов рыночной экономики и обладать в определенной степени конкурентоспособностью для вхождения и закрепления на рынке социальных услуг. Особенность развития социальной сферы в условиях рыночной экономики заключается в том, что по своей природе она относится к некоммерческому сектору экономики, и это предопределяет специфику развития конкурентных отношений на рынке социальных услуг.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретическая часть 6
1.1. Характеристика медицинской услуги 6
1.2. Рынок медицинских услуг 7
1.3. Маркетинг медицинских услуг 9
1.4. Маркетинг в системе здравоохранения 13
2. Аналитическая часть 16
2.1 История развития предприятия 16
2.2. Анализ деятельности предприятия 18
2.3. Маркетинговая среда предприятия 21
2.4. Анализ конкурентоспособности 27
2.5Сегментирование рынка медицинских услуг 29
Выводы 30
3. Практическая (Разработка плана мероприятий по улучшению качества оказываемых услуг) 31
Заключение 32
Приложение 34
Список используемых источников 43

Работа содержит 1 файл

курсовая по маркетингу.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

      Медицинская услуга приобретается для того, чтобы  поддержать или восстановить здоровье. .

Услуги классифицируют:

По источнику  оказания услуг- человек, прибор, машина.

По элементу присутствия - присутствие пациента обязательно (операция); присутствие пациента не обязательно (лекарства).

По мотивам  приобретения услуг – личные, деловые.

По формам взаимодействия субъектов рынка и мотивам приобретающих услуги - коммерческая, некоммерческая.

По видам  медицинская услуга бывает:

Детальная медицинская услуга - элементарная или неделимая услуга (инъекция, заведение истории болезни и т. д.), которая не выступает объектом ценообразования.

      Простая медицинская услуга - элементарная и неделимая:

      Пациент + специалист = один элемент профилактики, диагностики или лечения.

Сложная медицинская услуга - совокупность простых услуг, отражающая сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания помощи. Для стационаров - пролеченный больной, для амбулаторно-поликлинических учреждений - законченный случай лечения.

Комплексная медицинская услуга - совокупность различных видов медицинских услуг, нацеленных на получение какого-либо результата, который не может быть получен путем предоставления простой или сложной услуги (проф. осмотры).

С развитием  элементов рыночных отношений в  здравоохранении появилось понятие «медицинский субъект» как производитель медицинских услуг. Под медицинским субъектом понимают любое медицинское учреждение, производящее услуги в области здравоохранения, независимо от формы собственности. Его партнерами могут быть финансово-кредитные учреждения, другие медицинские учреждения, государство.

      В общем, виде маркетинга формула купли-продажи соответствует классическому представлению:  Поставщик - производитель - посредник - потребитель

В медицинском  и фармацевтическом маркетинге эта  классическая схема усложняется, так как в систему посредник (аптека) потребитель (больной) включается третье звено - врач (медицинская сестра).

Поставщик - производитель - посредник (врач, провизор, медицинская сестра, члены семьи) - потребитель (больной)

      Медицинский маркетинг, как и любой другой вид маркетинга, состоит из:  маркетинга продукта (лекарственных и медицинских инструментов и т. п.);

маркетинга  медицинских услуг.

Основными этапами  маркетинга в здравоохранении являются:

1. Изучение, анализ содержания и структуры  потребностей в медицинских услугах, лекарственных средствах, инструментарии и оборудовании, удовлетворяемых лечебно-профилактическим учреждением, страховой медицинской организацией, центром здоровья, кооперативом, акционерным обществом и т. д.

2. Выявление  основных тенденций (краткосрочных, текущих и долговременных) изменения спроса на услуги, изделия и товары медицинского назначения.

3. Разработка  стратегии действий, позволяющей  поддерживать уровень спроса на оказываемые услуги, производимые товары, а также заинтересованность производителя удерживать за собой определенную часть рынка сбыта.

4. Разработка  оперативных и тактических планов  действий в конкретной санитарно-демографической  ситуации в зависимости от  спроса, конъюнктуры рынка медицинских  услуг, реальных возможностей организации.

5. Непосредственное  осуществление текущих и долговременных лечебно-профилактических, санитарно-экологических и прочих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей клиентов, пациентов и повышение их интереса к предлагаемым услугам, изделиям, товару.

6. Повышение  эффективности и качества оказываемой  медицинской помощи, рентабельности за счет тесного контакта и обратной связи с потребителями медицинских услуг, осмысления и восприятия их запросов, отклика на их нужды, а так же привлечение новых клиентов. .

      Медицинский маркетинг наряду с анализом, контролем и прогнозом спроса подразумевает так же и управление спросом.

      Каждому состоянию спроса (негативному, отсутствующему, потенциальному, сниженному, колеблющемуся, полному, чрезмерному, нерациональному) соответствуют свои методы воздействия: конверсионные, стимулирующие, развивающие, ремаркетинговые, синхромаркетинговые, поддерживающие, демаркетинговые, противодействующие. Методы таких воздействий давно апробированы в здравоохранении: это санитарное просвещение, индивидуальная работа врача с пациентом, различные клинико - организационные решения. Все они направлены на достижение конкретных целей: создавать, стимулировать, развивать, снижать, повышать, сбалансировать, поддерживать, ликвидировать спрос на различные компоненты образа жизни, виды медико - социальной помощи населению. В условиях перехода к рыночным отношениям нормой становится не ожидание обращения пациента за помощью, а предварительное и достаточно глубокое изучение потребности в ней лечебно – профилактическим учреждением.

Рынок медицинских услуг - вид конкретного  рынка, где предлагаются медицинские  услуги.

Эффективная конкуренция среди производителей медицинских услуг снижается  в результате несовершенства информации. Врачи являются не только поставщиками медицинских услуг, но также и их заказчиками. Во многих случаях пациент не может выступать контролером качества лечения (для этой цели в систему «врач – пациент» вводится посредник). При покупке обычного товара никакого посредника, как правило, не требуется.

Необходимо  также учитывать и тот факт, что фирмы, производящие традиционные товары, знают, что они могут привлечь покупателей путем снижения цен. При оказании медицинских услуг складывается противоположная ситуация. Если расценки на медицинскую помощь снижаются, то у многих пациентов складывается мнение, что это учреждение, этот специалист не пользуются спросом, так как не обеспечивают надлежащего качества и пытаются привлечь пациента ценами. Введение компетентного посредника позволяет снять и это противоречие.

В большинстве  стран законодательно введены ограничения  на рекламу медицинских услуг  и сопутствующих товаров, что  приводит к росту цен и сдерживает конкуренцию. Во многих странах для производителей медицинских услуг при выходе на рынок создаются дополнительные искусственные барьеры (лицензирование, частые переаттестации и т. д.). Это связано с тем, что в чисто экономическом плане выход на рынок медицинских услуг относительно прост, так как не требует крупных первоначальных затрат, например, в отличие от торговли, промышленности и других сфер, требующих значительный стартовый капитал.

С другой стороны, динамичный спрос, появление свежих ниш на рынке медицинских услуг привлекают в эту сферу много новых специалистов и псевдо специалистов, вплоть до шарлатанов. В этой связи понятно стремление производителей медицинских услуг всеми средствами свести к минимуму появление на рынке потенциальных конкурентов, ограничить предложение.

  В условиях рыночной экономики и государственные, и муниципальные медицинские учреждения оказывают как бесплатные, так и частично платные для населения услуги. Деятельность частных медицинских учреждений и врачей также может оплачиваться и из других источников финансирования, кроме личных средств потребителя./2, стр97/ 

1.4 Маркетинг в здравоохранении:

      Представляет следующие основные элементы:

- лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ);

- маркетинговые  посредники услуг (пациенты).

Эти элементы соединяют четыре главных потока:

- поток медицинских услуг,

- поток денежных средств, полученных в оплату за оказание медицинской помощи;

- информационный поток;

- поток коммуникаций.

ЛПУ - производители  медицинских услуг, с одной стороны, и элементы рыночной инфраструктуры, где реализуется и потребляется помощь, с другой.

Маркетинговые посредники - важный и необходимый элемент маркетинговой микросреды. Это организации, помогающие производителю товаров и услуг в продвижении, сбыте продукции среди клиентов, выявляющие конкретные рынки сбыта, обеспечивающие коммуникации между производителем и потребителем.

В соответствии с общей теорией маркетинга к  ним относятся:

I) торговые посредники - организации, подыскивающие производителю  клиентов и обеспечивающие удобство места, времени и процедуры приобретения товара или услуги;

2) фирмы-специалисты  по организации товародвижения  способствуют созданию запасов продукции и продвижению их от места производства до места потребления

3) агентства  по оказанию маркетинговых услуг помогают производителю точнее нацеливать и продвигать свою продукцию на подходящие рынки с помощью маркетинговых исследований, организации средств рекламы, экспертных консультаций и др.

4) кредитно-финансовые учреждения помогают финансировать сделки и страхуют производителя в его деятельности.

Очевидно отсутствие необходимости в особых специалистах по товародвижению: особенностью медицинской услуги является нераздельность ее производства от потребления, для этого предназначен такой элемент инфраструктуры, как система ЛПУ. В тех же случаях, когда оказание медицинской помощи происходит вне ЛПУ, возникающие проблемы успешно решаются силами самих ЛПУ или в тесном контакте с ними.

В соответствии с российским законодательством  и опытом использования медицинского страхования, как в России, так и за рубежом, а также, учитывая особенности медицинской услуги и сложность оплаты медицинской помощи, роль финансово-кредитных учреждений (посредников) во многом берут на себя фонды обязательного медицинского страхования. Это ни в коем случае не исключает обычных для этого рода деятельности маркетинговых посредников - банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и др., а также, учитывая высокую социальную значимость услуг здравоохранения, государственного бюджета.

Исходя  из задач, стоящих перед посредниками, можно выделить три основных критерия, которым они должны отвечать.

Во-первых, компетентность - это должны быть эксперты профессионалы, которые квалифицированно могут оценить качество оказанных медицинских услуг и которым потребители доверяют.

Во-вторых, они должны быть независимы от медицинских учреждений, состоять на «содержании» у потребителя, выражая его интересы.

В-третьих, существовать на конкурентной основе для возможности осуществления потребителем выбора. Организации медицинского страхования, отвечающие этим критериям, должны играть роль маркетинговых посредников.

В России деятельность медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения носит преимущественно не коммерческий характер, что накладывает отпечатки на их маркетинг. Вместе с тем существует много общих характеристик между коммерческим и некоммерческим маркетингом. Это выбор потребителей между различными организациями конкуренция, рынок, цена, услуга.

Приступая к составлению программы маркетинга, прежде всего, нужно определить, на каком рынке предстоит работать. Это необходимо по следующим причинам: во-первых, для определения целей медицинского учреждения; во-вторых, для оценки состояния рынка, тенденций и перспектив его развития; в-третьих, для выявления того круга медицинских учреждений, которые будут являться для данного медицинского учреждения потенциальными и реальными конкурентами; в-четвертых, для определения тех групп пациентов, с которыми будет проводиться работа.

Вступая в рынок, следует помнить, что механизм его функционирования обеспечивается благодаря взаимодействию трех основных параметров: спросу, предложению и цене.

Оптимальное взаимодействие этих элементов обеспечивает бесперебойную работу медицинского учреждения при условии тщательного анализа спроса, который указывает, какие и в каком количестве могут быть даны предложения потребителю медицинских услуг.

Спрос в здравоохранении - это количество медицинских услуг, которое желают приобрести пациенты за некоторый период времени по определенной цене.

На спрос  влияет: уровень доходов населения (чем выше доход, тем больше вероятность обращения за услугой), изменение в структуре населения,  (возрастно-половая структура, например, старение населения, увеличивает спрос на лекарственные препараты, обслуживание), мода (стремление к снижению веса, омоложение через пластические операции), форсирование спроса на медицинские услуги (иногда врач своими рекомендациями способны увеличить спрос на медицинские услуги).

Информация о работе Анализ качества предоставляемых услуг