Анализ конкурентов фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Сегодня недостаточно одного понимания потребителей. Наступило время напряженной конкуренции на всех рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое поощряет развитие рыночных процессов. Европейский союз уничтожает торговые барьеры между европейскими странами, в результате чего многие ранее защищенные от вторжения иностранных компаний рынки становятся нерегулируемыми.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты исследуемой работы.
Конкурентноспособность. Ее место в стратегии маркетинга.
Методические подходы к оценке конкурентноспособности продукции.
Конкурентноспобность туристической фирмы.
Исследования состояние проблемы на примере ООО «Туристическая фирма «Азов».
Общая характеристика деятельности турфирмы.
Анализ маркетинговой деятельности туристической фирмы.
Оценка конкурентных приемуществ.
Проблемы управления маркетингом в турфирме.
Мероприятия по повышению конкурентноспособности ООО « Азов»
Выводы

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

    Приазовский государственный технический университет

    Кафедра «МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА» 
     
     
     
     
     
     

    Курсовая  работа по дисциплине: «Маркетинговые исследования»

    Тема: Анализ конкурентов фирмы 
     
     
     
     
     

                  Студентки гр. З-07-МР

                  Хитрой  Ю.А. 
                   
                   
                   
                   

                  Проверил:

                  к.э.н. доцент Серкутан Т.В 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Мариуполь 2011

План 

  1. Введение
  2. Теоретические аспекты исследуемой работы.
    1. Конкурентноспособность. Ее место в стратегии маркетинга.
    2. Методические  подходы к оценке конкурентноспособности продукции.
    3. Конкурентноспобность туристической фирмы.
  3. Исследования  состояние проблемы на примере ООО «Туристическая фирма «Азов».
    1.   Общая характеристика  деятельности турфирмы.
    2. Анализ маркетинговой деятельности туристической фирмы.
    3. Оценка конкурентных приемуществ.
    4. Проблемы управления маркетингом в турфирме.
    5. Мероприятия по повышению конкурентноспособности ООО « Азов»
  4. Выводы
  5.  
  6. Введение

     Сегодня недостаточно одного понимания потребителей. Наступило время напряженной  конкуренции на всех рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое поощряет развитие рыночных процессов. Европейский союз уничтожает торговые барьеры между европейскими странами, в результате чего многие ранее защищенные от вторжения иностранных компаний рынки становятся нерегулируемыми.

     Транснациональные корпорации очень настойчиво продвигаются на рынки Восточной  Европы и создают глобальную конкуренцию. В результате у компаний нет другого выбора, как быть «конкурентоспособными». Им следует не меньше внимания уделять анализу и наблюдению своих целевых потребителей.

     В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного  преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды  целевых потребителей в большей  мере, чем предложения конкурентов.

     Компании  могут предоставлять большую  потребительскую ценность, предлагая  клиентам более низкие, по сравнению  с конкурентами, цены на аналогичные  товары и услуги или обеспечивая  больше выгод, которые оправдывают  более высокие цены. Таким образом, маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении – анализ конкурентов. Следующий шаг – разработка конкретных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимущество перед конкурентами. 
 
 
 
 

  1. Теоретические аспекты исследуемой  проблемы
      1. Конкурентоспособность. Её место в стратегии маркетинга. 

     Проблема  качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

      Конкурентоспособность – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

      Фактор  конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя  под угрозой вытеснения с рынка  непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

      В условиях развитого конкурентного  рынка маркетинг становится эффективным  средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность.

      Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации.

      Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

      Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень  удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот  товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

     Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность  коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

     Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

     Превышение  норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность  изделия, но, напротив, нередко снижает  её, поскольку ведёт к росту  цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

     Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его  жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

     Вместе  с тем любой товар после  выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей  и достаточно долговременной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методические  подходы к оценке конкурентоспособности  продукции
 

     Обеспечение конкурентоспособности продукции  на требуемом уровне предполагает необходимость  её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся благим пожеланием.

     Отправной момент оценки конкурентоспособности  любого товара – формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.

     После выбора продуктов (товаров, услуг), по которым  будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей  определяется номенклатура параметров участвующих в оценке. При анализе  должны использоваться те же категории, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

     По  группам параметров (технических  и экономических) проводятся сравнения  для выяснения, насколько параметры близки к соответствующему параметру потребности.

     В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры.

     Параметры назначения характеризуют область применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления. Параметры назначения разделяются на классификационные (например, пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия).

     Эргономические  параметры показывают продукцию с точки зрения её соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении.

     Эстетические  параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного использования продукции и стабильность товарного вида. Эти параметры моделируют внешнее восприятие продукции и именно такие его внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными.

     Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается продавать.

     Номенклатура  экономических параметров, применяемых при оценке конкурентоспособности, характеризуется структурой полезных затрат потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, которая определяется её свойствами, а также условиями приобретения и использования на конкретном рынке.

     Полные  затраты потребителя включают единовременные и текущие затраты.

     Выбор базы сравнения производимой и требуемой  рынком продукции включает:

  1. установление цели оценки конкурентоспособности продукции и выбор предполагаемых рынков сбыта;
  2. анализ состояния рынка, объемов, структуры и факторов спроса и предложения, перспектив их изменения на соответствующий период оценки конкурентоспособности;
  3. выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции.

     На  основе изучения потребностей потенциальных  покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель  при оценке продукции на рынке, а  так же величины этих параметров, требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.

     В случае невозможности определения  базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности  с помощью образца, особенно если оценивается продукция известного класса, и на рынке существуют её аналоги. Товар-образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке.

     Таким образом, конкурентоспособность оценивается  путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение производится по группам технических и экономических параметров.

Информация о работе Анализ конкурентов фирмы