Анализ рыночной конъюнктуры ОАО "Станкогомель"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

В этих условиях возникает вопрос: кто должен решать проблемы оздоровления национальной экономики? Окружающий нас мир? Мировое экономическое сообщество в целом? У всех полно своих проблем. Мы, и только мы сами в полном ответе за наше будущее – станет оно цивилизованным, рационально процветающим или нет. В этом движении вперед неоценимую услугу принесут стране наличие хорошо развитой рыночной структуры и грамотная конкурентная стратегия на мировых рынках.
Целью данной работы является системное изложение основных понятий и принципов конкурентной стратегии современного товаропроизводителя на примере ОАО «СтанкоГомель».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы конкурентной стратегии в рыночной конъюнктуре 5
1.1. Понятие «конкурентная стратегия»……………..…………………….….. 5
1.2. Тактика и типы конкурентного поведения в рыночной конъюнктуре … 6
2. Анализ производственно-экономической деятельности и рыночной конъюнктуры ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»………………………………….….
22
2.1 Анализ производственно-экономических показателей предприятия...… 22
2.2 Анализ рыночной конъюнктуры……………………….……………….…. 27
3. Разработка методики исследования конкуренции на рынке ……………… 36
3.1 Разработка методики………………………………………..…………….... 36
3.2 Разработка мероприятия по совершенствованию рыночной деятельности и его экономическое обоснование………………………………..……….. 43
Заключение……………………………………………………………................ 39
Список использованных источников………………………………………..… 41

Работа содержит 1 файл

Анализ рыночной конъюнктуры ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» .doc

— 497.50 Кб (Скачать)

       В текущей пятилетке в станкостроительной отрасли отмечалось снижение спроса на выпускаемую продукцию. Основными    причинами такой тенденции являются:

       – общие кризисные явления в  мировом машиностроении;

       – низкая покупательская способность  потенциальных потребителей станочной продукции;

       – повышение конкуренции на потенциальных  рынках сбыта;

       – постоянный рост цен на сырье, материалы  и комплектующие и вынужденное увеличение цен на выпускаемую продукцию.

         Из внутренних проблем следует  отметить высокий уровень налоговой  нагрузки в части налогов с выручки, т.  к. станкостроение – это отрасль, имеющая высокий уровень материалоемкости, особенно при выпуске станков с числовым программным управлением.

       Стратегия  развития предприятия на перспективу  основывается на маркетинговой ориентации производства.

       Основными рынками сбыта являются: Россия, Германия, Украина, Республика Беларусь. В качестве перспективных рынков сбыта рассматриваются: Израиль, Иран, Турция, Австралия, страны Балтии, США, Вьетнам.

       В 2007 году изменилась структура поставок продукции. Если в 2005 году на внутренний рынок было поставлено 63,0 %, а на экспорт 37,0 % произведенной продукции, в 2006 году – соответственно 70,8 % и 29,2 %, то по оценке в 2007 году на экспорт будет  поставлено 43,1 %. В 2008 году – до 50 %.

       Предприятие в 2005-2006 годах не выполняло установленное задание по росту объемов производства потребительских товаров по ряду причин: низкая конкурентоспособность на российском рынке (по ценовому фактору производимые заводом ТНП уступают российским аналогам на 15-20 %) и насыщенность внутреннего рынка.

       Основная  задача предприятия – обеспечить устойчивое положение на рынках сбыта.

         Приоритетным направлением развития  предприятия  должно стать  увеличение  производства станков с числовым программным управлением (не менее 50 % в общем объеме производства).

       Потребителями обрабатывающих центров с ЧПУ  являются ведущие предприятия промышленности РБ (РУП «МАЗ», РУП «МТЗ», ПРУП «МЗКТ», РУП «Гомсельмаш»,  РУПП «БелАЗ»  и др.). В таблица 2.1 приведены показатели деятельности ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 2.1 Показатели деятельности ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» за 2007 – 2009 гг.

Показатели ед. изм. 2007 г. 2008 г. 2009г. Изменение Темпы роста,
(+,-) %
2008 г от 

2007 г

2009г. от 

2008 г

2008г. к

2007 г

2009г. к 

2008 г

А 2 3 4 5 6 7 8
1. Выпуск товарной продукции: Х Х Х Х Х Х Х Х
1.1. В действующих ценах млнруб.  30306,0 35155,0 27531,0 4849,0 -7624,0 116 78,3
1.2. В сопоставимых ценах млнруб. 32560,0 34966,0 26762,0 2406,0 -8204,0 107,4 76,5
2. Выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг): млнруб.   27990,0 37436,0 22381,0 9446,0 -15055,0 133,7 59,7
3. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг): млнруб.   25215,0 32805,0 19997,0 7590,0 -12808,0 130,1 60,9
4. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг): Х Х Х Х Х Х Х Х
4.1. В сумме, млн руб. млнруб. 2733,0 4312,0 2236,0 1579,0 -2076 157,8 51,8
4.2. В процентах к выручке от  реализации (рентабельность продаж) % 9,8 11,5 9,9 1,7 -1,6 117,3 86,0
5. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов млнруб.   -541,0 -2521,0 -506,0 -1980,0 -2015 466 20
6. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов млнруб.   -793,0 -87 -705,0 706,0 -618,0 11 -
7. Прибыль (убыток) за отчетный период млнруб.  1399,0 1704,0 1025,0 305,0 -679,0 121,8 60,1
8. Налоги и сборы, платежи и  расходы, производимые из прибыли млнруб.  699,0 917,0 939,0 218,0 -22 131,2 2,3
9. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) млнруб.  723,0 785,0 223,0 62,0 -562 108,6 28,4
 
 
 
Продолжение таблицы 2.1
А 2 3 4 5 6 7 8
10. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов млнруб.  34469,0 34561,0 34623,0 92,0 62,0 100,3 0,1
11. Фондоотдача (стр. 1.1: стр. 10 табл. 2.1) руб.  1,03 1,2 1,3 0,2 0,1 116,5 108,3
12. Среднесписочная численность работников чел.  1384,0 1392,0 1394,0 8,0 2,0 100,6 100,1
13. Производительность труда (стр. 1.2: стр. 12 табл.2.1) млнруб.  21,3 25,1 27,5 3,8 2,4 117,8 109,5
14. Средняя заработная плата на 1 работника тыс.руб.  546,6,0 855,4 932,5 308,8 77,1 156,5 109
 

       Анализируя  данные таблицы 2.1, можно сделать  вывод, что выпуск товарной продукции с 2007 года по 2009 год в действующих и сопоставимых ценах снизился. В 2008 году по сравнению с 2007 годом объем товарной продукции увеличился в действующих ценах на 4849,0 млн руб. или 16,0 %, в сопоставимых ценах – на 2406,0 млн руб. или 7,4 %. В 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение объемов выпуска товарной продукции в действующих ценах на 7624,0 млн руб. или на 78,3%, в сопоставимых ценах – на 8204 млн руб. или 76,5 %. Снижение объемов производства связано с мировым финансовым кризисом, который непосредственно отразился на всех предприятиях РБ, а также на предприятиях всего мира.

       Наблюдается увеличение  выручки от реализации в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 9446,0 млн руб. или 33,7 %,  но в 2009 году по сравнению с 2008 годом  – наблюдается снижение  на 15055,0 млн руб. или на 59,7 %.

       Опираясь  на данные таблицы 2.1 можно сделать  вывод, что себестоимость реализованной продукции возросла в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 7590 млн руб. или на 30,1 %, в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение в размере 12808 млн руб. или 60,9 %.

       Прибыль от реализации продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 1579 млн руб. или 57,8 %, рентабельность продаж соответственно увеличилась на 17,3 %. В 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 2076 млн руб. или 51,8 %, рентабельность продаж соответственно снизилась на 0,86 %. На протяжении 2007–2009 гг. в организации наблюдается наличие убытка от операционных доходов и расходов и убытка от внереализационных доходов и расходов, что негативно сказывается на величине прибыли за отчетный период. Прибыль за отчетный период в 2008 году по сравнению с 2007 годом  увеличилась на 305 млн руб. или на 21,8 %. В 2009 году по сравнению с 2008 годом прибыль за отчетный период снизилась на 679 млн руб. или 60,1 %

       В период с 2007 по 2009 год наблюдается увеличение среднесписочной численности работников с 1384 до 1394 человек, производительность труда увеличилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом – с 21,3 до 25,1 млн руб., т. е. на 3,8 млн руб. или на 17,8 %. В 2009 году по сравнению с 2008 годом – с 25,1 до 27,5 млн руб., т. е. на 2,4 млн руб. или на 9,5 %. 

       2.2.  Анализ рыночной конъюнктуры 

       Как известно, формы монополистической конкуренции, олигополии и монополии относятся к несовершенной конкуренции. Для Белоруссии и объекта исследования в большей мере характерна олигополия.

       Для оценки силы конкуренции в отрасли  применяют различные методики.

       С 1968 по 1984 г. департамент юстиции США  применял четырехдольный показатель, характеризующий силу конкуренции в отрасли:

,                                             (2.1)

где Vj – объем продаж продукции данной ассортиментной группы i-й фирмой, i = 1, 2, 3, 4;

       Vp – объем рынка данной ассортиментной группы продукции.

       При значении CR4 больше 0,75 вводились ограничения на слияние фирм. Этот показатель рассчитывался также для 8, 20 и 50 фирм. В Германии, Англии, Канаде он рассчитывается для 3, 6 и 10 фирм.

       В США довольно часто применяется индекс Хербиндала – Хершмана (ИХХ), который определяется по формуле:

                   (2.2)

где Д – доля на рынке i-й фирмы, доли единицы.

       Если  показатель Ih больше 0,18, речь идет о низкой интенсивности (силе) конкуренции и высокой концентрации рынка, что требует вмешательства государства для нормализации ситуации на рынке. Если в этой ситуации слияние фирм ведет к увеличению индекса на 0,05 (или на 50 пунктов из 1000), то такое слияние запрещается антитрестовским законодательством США.

       Безопасный, с точки зрения монополизации, рынок (ИХХ менее 1000) предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм. Причем доля крупнейших из них не может превышать 31 %, двух крупнейших – 44, трех – 54 и четырех – 63 %.

       Большее количество факторов конкурентной борьбы учитывает обобщающий показатель интенсивности конкуренции, который определяется по формуле:

                                     (2.3)

где Up – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий рентабельность рынка;

       ид – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий доли конкурентов на данном рынке;

       UT – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий темпы роста объема продаж;

        ,                                                              (2.4)

где Rp – рентабельность рынка, доли единицы;

       П – прибыль рынка, денежная единица;

       Vp – объем рынка, денежная единица.

                                   (2.5)

где n – количество конкурирующих фирм на данном рынке продукции (услуг);

     Дi – доля i-ro конкурента на рынке, доли единицы.

                                          (2.6)

где 140 и 70 – предельные значения годовых темпов роста объемов продаж;

       Тр – годовой темп роста объема продаж на рассматриваемом товарном рынке без учета инфляции, %.

       Расчет  силы конкуренции на конкретном товарном рынке позволяет определить его форму и сделать анализ параметров в соответствии с рекомендациями, приведенными в табл. 2.2.

Информация о работе Анализ рыночной конъюнктуры ОАО "Станкогомель"