Анализ рыночной конъюнктуры ОАО "Станкогомель"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

В этих условиях возникает вопрос: кто должен решать проблемы оздоровления национальной экономики? Окружающий нас мир? Мировое экономическое сообщество в целом? У всех полно своих проблем. Мы, и только мы сами в полном ответе за наше будущее – станет оно цивилизованным, рационально процветающим или нет. В этом движении вперед неоценимую услугу принесут стране наличие хорошо развитой рыночной структуры и грамотная конкурентная стратегия на мировых рынках.
Целью данной работы является системное изложение основных понятий и принципов конкурентной стратегии современного товаропроизводителя на примере ОАО «СтанкоГомель».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы конкурентной стратегии в рыночной конъюнктуре 5
1.1. Понятие «конкурентная стратегия»……………..…………………….….. 5
1.2. Тактика и типы конкурентного поведения в рыночной конъюнктуре … 6
2. Анализ производственно-экономической деятельности и рыночной конъюнктуры ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»………………………………….….
22
2.1 Анализ производственно-экономических показателей предприятия...… 22
2.2 Анализ рыночной конъюнктуры……………………….……………….…. 27
3. Разработка методики исследования конкуренции на рынке ……………… 36
3.1 Разработка методики………………………………………..…………….... 36
3.2 Разработка мероприятия по совершенствованию рыночной деятельности и его экономическое обоснование………………………………..……….. 43
Заключение……………………………………………………………................ 39
Список использованных источников………………………………………..… 41

Работа содержит 1 файл

Анализ рыночной конъюнктуры ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» .doc

— 497.50 Кб (Скачать)

       более эффективного использования своих  конкурентных преимуществ или предотвращения банкротства;

  • дифференциация – расчленение, разделение системы (технической, социально-экономической, производственной) или процесса на более мелкие или самостоятельные компоненты с целью более эффективного использования экономических законов, законов организации, научных подходов и принципов управления, предотвращения банкротства;
  • интеграция – углубление, усиление взаимодействия, взаимосвязей и сотрудничества субъектов хозяйствования или управления с целью более полного использования каждым субъектом своих эксклюзивных конкурентных преимуществ во благо всех субъектов, получения синергического эффекта;
  • инновация – внедрение или применение новшества в любой области деятельности (патенты, лицензии, ноу-хау, новые модели, методы, программы и т. д.) с целью реализации эксклюзивных конкурентных преимуществ и получения какого-либо эффекта;
  • концентрация – сужение, сосредоточение деятельности на узком направлении, обладающем устойчивым конкурентным преимуществом.

       Попытаемся  сформулировать приоритетные (наиболее вероятные, рациональные) стратегии поведения изготовителя (продавца) в зависимости от силы конкуренции на рынках продавцов и покупателей (рис. 2.1). 

       Сила  конкуренции на рынке покупателей

       

       

             Рис. 2.1. Стратегия  поведения изготовителя

       Сравнение особенностей и условий применения различных стратегий организации при различной силе конкуренции показывает, что с ростом силы конкуренции усиливается инновационная активность организации. Если монополисту удается удерживать свои позиции и наращивать прибыль за счет организационных инноваций, то изготовителю, работающему в условиях совершенной конкуренции, приходится прибегать ко всему арсеналу инновационной политики. Еще раз подчеркнем, что рассмотренные стратегии поведения организации не являются раз и навсегда устоявшимися. Выбор конкретной стратегии определяется еще и местом изготовителя (продавца) на рынке, его миссией, стадией жизненного цикла и другими ситуационными факторами. При формировании рассмотренного набора стратегий поведения изготовителя мы абстрагировались (исключали, элиминировали) от остальных факторов. Этим нам удалось установить тенденции активизации инновационной деятельности организации в зависимости от силы конкуренции на рынках продавцов и покупателей.

       Наши  исследования показывают, что с ростом силы конкуренции на рынке продавцов улучшаются почти все «выходные» (из системы) показатели изготовителя. Так, усиление конкуренции вынуждает изготовителя неуклонно улучшать качество товаров и их сервиса, что повышает конкурентоспособность всех объектов. Одновременно усиление конкуренции снижает производственные и эксплуатационные затраты, рентабельность продукции (норму прибыли).  
 
 
 
 
 

3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ

НА  РЫНКЕ  

       3.1. Разработка методики 

       Большинство современных рынков характеризуются  как конкурентные, отсюда вытекает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы

       Предварительным, но обязательным этапом исследования конкуренции на рынке является сбор и анализ информации, необходимой  для выбора конкурентных стратегий. Полнота и качество собранной информации во многом определяют эффективность дальнейшего анализа.

       Основным  этапом анализа конкуренции на рынке  является оценка на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции, степень подверженности рынка процессам конкуренции.

       Поскольку конкурентная среда формируется  не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, при анализе конкуренции на рынке в соответствии с моделью М. Портера учитываются следующие группы факторов:

  • соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов; «центральный ринг» – ситуация в отрасли;
  • конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями, влияние товаров-заменителей;
  • угроза появления новых конкурентов – влияние потенциальных конкурентов;
  • позиции поставщиков, их экономические возможности – влияние поставщиков;
  • позиции потребителей, их экономические возможности – влияние покупателей.

       Каждая  из рассматриваемых сил конкуренции  может оказывать разное как по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке и ее успешность.

       Основные  факторы, определяющие уровень конкуренции  в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в таблице 3.1.

       Таблица 3.1. Факторы конкуренции в отрасли

Факторы конкуренции Признаки  проявления факторов на рынке
1 2
1 Ситуация в отрасли
  1. Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке
Имеется группа равных по мощности фирм или одна и более фирм, явно превосходящих исследуемую по мощности
  1. Изменение платежеспособного спроса
Платежеспособный  спрос на товар падает, прогноз  неблагоприятен
  1. Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке
Фирмы-конкуренты не специализируются по видам товара. Товар фирмы и товары конкуренты практически взаимозаменяемы
  1. Издержки переключения клиента с одного производителя на другого
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого минимальны, то есть вероятность ухода клиентов фирмы к конкурентам и наоборот велика
  1. Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли
Набор сервисных  услуг фирм-конкурентов отрасли  в целом идентичен
  1. Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование)
Издержки ухода  фирмы с рынка данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря торговой сети, ликвидация основных фондов и пр.)
  1. Барьеры проникновения на рынок
Начальные затраты  для развертывания работ на рынке  данного товара невелики. Товар на рынке стандартизирован
  1. Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения)
Уровень конкуренции  на смежных товарных рынках высок (например, для рынка мебели смежными являются рынки стройматериалов, домостроения и пр.)
  1. Стратегии конкурирующих фирм (поведение)
Отдельные фирмы  осуществляют или готовы к осуществлению агрессивной политики укрепления своих позиций за счет конкурентов
  1. Привлекательность рынка данного продукта
Имеется явно расширяющийся  спрос, большие потенциальные возможности, благоприятный прогноз
2 Влияние конкурентов  потенциальных
  • Трудности входа на отраслевой рынок
Величина  требуемого капитала для входа на рынок отрасли невысока. Эффективный  масштаб производства может быть достигнут достаточно быстро. Фирмы  отрасли не склонны применять агрессивные стратегии против «новичков» и не координируют свою деятельность в рамках отрасли для отражения экспансии в отрасль
       Продолжение таблицы 3.1
       1        2
2.2 Доступ к каналам распределения На рынке  отрасли большое число торговых посредников, слабо связанных с производителями. Создание собственной сети распространения или привлечение имеющихся посредников к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны «новичков»
2.3 Отраслевые преимущества Предприятия отрасли не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами и «ноу-хау», основным капиталом, удобными местами расположения предприятия и т. д.
       3 Влияние поставщиков
  1. Уникальность канала 
    поставок
Степень дифференциации продукции поставщиков настолько высока, что перейти от одного поставщика к другому трудно или дорого
  1. Значимость покупателя
Предприятия отрасли не являются важными (основными) клиентами для фирм-поставщиков
  1. Доля отдельного 
    поставщика
Доля  одного поставщика в основном определяет затраты на поставки при производстве продукта (монопоставщик)
4 Влияние покупателей
  1. Статус покупателей
Покупателей в отрасли немного. В основном – это крупные покупатели, которые покупают товар большими партиями Объем их потребления составляет значительный процент от всех продаж в отрасли
  1. Значимость товара у покупателя
Наш товар  и аналогичные товары наших конкурентов  не являются важной составляющей в  номенклатуре закупок покупателя
  1. Стандартизация товара
Товар стандартизирован (низкая степень дифференцирования). Стоимость перехода покупателей к новому продавцу незначительна
5. Влияние товаров-заменителей
  1. Цена
Более низкие цены и доступность товаров-заменителей  создают «потолок» цен для  продукции предприятий нашей отрасли
  1. Стоимость «переключения»
Стоимость «переключения» на товар-заменитель (затраты на переобучение персонала, коррекцию технологических процессов и т. д. у клиента при переходе от нашего товара к товару-заменителю) низка
  1. Качество основного 
    товара
Поддержание требуемого качества нашего товара требует издержек более высоких, чем для товара-заменителя

       Таким образом, есть возможность оценить  значимость факторов по степени проявления их признаков на рынке исследуемого продукта и сделать заключение об общем уровне конкуренции на данном рынке.

       Проанализируем  характер влияющих факторов, входящих в группу «ситуация в отрасли».

       Число и мощность предприятий, конкурирующих  на рынке, в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. В принципе интенсивность конкуренции считается наибольшей, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы, причем совсем не обязательно, чтобы конкурирующие предприятия были особенно крупными. Вместе с тем это правило не является универсальным и всегда верным с позиции предприятия, проводящего исследования рынка.

       Так, для крупного предприятия, обладающего  мощными ресурсами и многочисленными  преимуществами, конкуренцию представляют, как правило, только предприятия почти такого же размера с аналогичными возможностями. Напротив, для среднего и, тем более, небольшого предприятия наличие даже одного крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешного сбыта. Необходимо отметить, что число работающих на рынке предприятий, свидетельствующее о высокой степени конкуренции, может значительно изменяться в зависимости от отрасли и даже сферы деятельности.

       Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли  отражает возможности фирм расширять комплекс работ и услуг в данной сфере деятельности. Наличие на рынке большого числа конкурирующих предприятий, имеющих высокую степень диверсификации услуг, свидетельствует о невозможности ухода в «нишу», то есть ухода от конкурентной борьбы посредством специализации на каких-то работах или услугах. Таким образом, высокая степень унификации сервисных услуг по товару в отрасли благоприятствует понижению конкуренции на исследуемом рынке.

       Изменение платежеспособного спроса на рынке  усиливает или ослабляет действие первых двух факторов. Действительно, увеличение объема смягчает, а уменьшение, напротив, – обостряет конкуренцию на рынке.

       Степень стандартизации товара, предлагаемого  на рынке, способствует обострению конкуренции. Действительно, когда каждый производитель  предлагает свою модель изделия или свой комплекс услуг, предназначенных для одного сегмента рынка, конкуренция сводится к минимуму. И, напротив, при выпуске всеми производителями однородной продукции, предназначенной в равной степени для всех потребителей, конкуренция между ними высока. Конечно, это крайние случаи. На практике продукция на любом рынке в той или иной степени дифференцирована, что не отменяет конкуренцию, а только несколько снижает степень конкурентной борьбы.

       Издержки  переключения клиента с одного производителя  на другого, особенно при значительных объемах послепродажного обслуживания, могут в некоторой степени снизить уровень конкуренции, угрожающей предприятию-поставщику. Действительно, заранее предусмотренные особенности поставляемого продукта могут сделать невыгодным или просто невозможным приглашение стороннего предприятия для послепродажного обслуживания.

       Барьеры ухода с рынка работают в направлении  повышения конкуренции на рынке. Если переключение на другой отраслевой рынок или выход из данной сферы бизнеса сопряжены со значительными издержками (ликвидация основных фондов, потеря сбытовой сети и пр.), то естественно ожидать большего упорства вытесняемых с рынка фирм в борьбе за свои позиции.

       Барьеры проникновения на рынок тесно  связаны с предыдущим фактором и действуют в прямо противоположном направлении, то есть повышение барьеров способствует снижению конкуренции и наоборот. Это обусловлено потребностью в значительных инвестициях, необходимостью приобретения специальных знаний и квалификации и т. п. Барьеры проникновения тем выше, чем больше дифференциация по видам технологии, особенностям эксплуатационных характеристик и другим факторам. В этом случае действующие предприятия имеют преимущества перед вновь появляющимися конкурентами в силу их ориентированности на конкретного заказчика, престижа и опыта.

       Ситуация  на смежных товарных рынках оказывает  значительное влияние на конкурентную борьбу на данном рынке. Высокий уровень конкуренции на смежных товарных рынках, как правило, ведет к обострению борьбы на данном рынке.

       Стратегии конкурирующих предприятий, действующих на рынке, рассматриваются в целях выявить различия и общность стратегических установок конкурентов. Так, если большинство предприятий придерживается одной и той же стратегии, уровень конкуренции повышается. Напротив, если большинство предприятий придерживается разных стратегий, уровень конкуренции относительно понижается.

       Привлекательность рынка данного  продукта в значительной степени определяет уровень конкуренции. Например, резкое расширение спроса вызывает бурный приток конкурентов.

       Теперь рассмотрим, каким образом отражается на уровне конкуренции в отрасли влияние потенциальных конкурентов.

       Серьезность этой угрозы зависит от величины барьеров, то есть тех трудностей и издержек, которые приходится преодолевать «новичку»  по сравнению со «старожилами» отрасли.

Информация о работе Анализ рыночной конъюнктуры ОАО "Станкогомель"