Анализ рыночной конъюнктуры ОАО "Станкогомель"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

В этих условиях возникает вопрос: кто должен решать проблемы оздоровления национальной экономики? Окружающий нас мир? Мировое экономическое сообщество в целом? У всех полно своих проблем. Мы, и только мы сами в полном ответе за наше будущее – станет оно цивилизованным, рационально процветающим или нет. В этом движении вперед неоценимую услугу принесут стране наличие хорошо развитой рыночной структуры и грамотная конкурентная стратегия на мировых рынках.
Целью данной работы является системное изложение основных понятий и принципов конкурентной стратегии современного товаропроизводителя на примере ОАО «СтанкоГомель».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы конкурентной стратегии в рыночной конъюнктуре 5
1.1. Понятие «конкурентная стратегия»……………..…………………….….. 5
1.2. Тактика и типы конкурентного поведения в рыночной конъюнктуре … 6
2. Анализ производственно-экономической деятельности и рыночной конъюнктуры ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»………………………………….….
22
2.1 Анализ производственно-экономических показателей предприятия...… 22
2.2 Анализ рыночной конъюнктуры……………………….……………….…. 27
3. Разработка методики исследования конкуренции на рынке ……………… 36
3.1 Разработка методики………………………………………..…………….... 36
3.2 Разработка мероприятия по совершенствованию рыночной деятельности и его экономическое обоснование………………………………..……….. 43
Заключение……………………………………………………………................ 39
Список использованных источников………………………………………..… 41

Работа содержит 1 файл

Анализ рыночной конъюнктуры ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» .doc

— 497.50 Кб (Скачать)

Учреждение  образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

Гомельский  филиал

Кафедра маркетинга

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»  

по дисциплине «Маркетинговые исследования» 
 
 

                Студент  Апостол А.А.                         .

                Курс  4, группа 773з
                Факультет экономики и права
                Специальность «Маркетинг»
                Руководитель:

                доцент  кафедры маркетинга,

                к.т.н., доцент

                Немогай Н.В. _____________________

                                 

                             

 
 
 
 
 

Гомель 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические  основы конкурентной стратегии в рыночной конъюнктуре 5
1.1. Понятие  «конкурентная стратегия»……………..…………………….….. 5
1.2.  Тактика и типы конкурентного поведения в рыночной конъюнктуре … 6
2. Анализ  производственно-экономической деятельности  и рыночной конъюнктуры ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»………………………………….….  
22
2.1  Анализ производственно-экономических  показателей предприятия...… 22
2.2 Анализ рыночной конъюнктуры……………………….……………….…. 27
3. Разработка  методики исследования конкуренции на рынке ……………… 36
3.1  Разработка методики………………………………………..…………….... 36
3.2  Разработка мероприятия по совершенствованию рыночной деятельности и его экономическое обоснование………………………………..……….. 43
Заключение……………………………………………………………................ 39
Список  использованных источников………………………………………..… 41
Приложения……………………………………………………………………… 43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Главная задача современной экономической цивилизации – обеспечить динамичное развитие рыночной экономики. За 300 лет своего существования она доказала хозяйственное преимущество перед всеми другими моделями экономических систем. Рынок не просто официант, призванный кого-то обслуживать, хотя это и есть одна из важнейших его функций. Рынок – это скорее ключ к грамотному экономическому поведению.

       За 70 лет административно-командной  системы социализма в бывшем СССР мы привыкли хозяйственную практику делить как бы на два цвета – красный, т. е. свой, и белый, т. е. чужой. Делили на своих и чужих буквально все: людей, классы, производительные силы, методы развития, социальные и экономические процессы. Конкуренция всегда оставалась за чертой обсуждения – это понятие было однозначно не свое, а чужое, классовое, пришедшее из работ классиков марксизма.    

       А конкуренция тем временем во всем мире активно развивалась, отрабатывала свои механизмы, выявляла закономерности. Сегодня визитная карточка любой страны – это, прежде всего конкурентные преимущества производимых ею продукции и услуг, ее доля в мировой торговле, степень активности на мировых рынках.

       Уже самое поверхностное знакомство с мировой экономикой справедливо ставит перед человеком вопрос – а что лежит в основе конкурентного успеха развитых стран на внешних рынках? Ответ на него дает концепция конкурентных преимуществ, которая объясняет внутренние механизмы этого успеха. Она учит разумному реформизму в экономике, а вовсе не упованию на революцию, общественные перевороты и марксистские политэкономические рецепты, как перераспределять накопленное в стране богатство между всеми и как уравнять всех по одному шаблону.

       Сегодня на постсоветском пространстве и  в РБ мы переживаем глубокий экономический  кризис: почти полное обветшание основных производственных фондов, засилие устаревших технологий, деградация хозяйственных связей, низкий уровень качества продукции, отсутствие требовательного и высококвалифицированного спроса в целом и т. д.

       В этих условиях возникает вопрос: кто должен решать проблемы оздоровления национальной экономики? Окружающий нас мир? Мировое экономическое сообщество в целом? У всех полно своих проблем. Мы, и только мы сами в полном ответе за наше будущее – станет оно цивилизованным, рационально процветающим или нет. В этом движении вперед неоценимую услугу принесут стране наличие хорошо развитой рыночной структуры и грамотная конкурентная стратегия на мировых рынках.

       Целью данной работы является системное изложение основных понятий и принципов конкурентной стратегии современного товаропроизводителя на примере ОАО «СтанкоГомель».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

В РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЕ  

       1.1. Понятие «конкурентная стратегия» 

       Понятие «стратегия» пришло из военного лексикона. В буквальном смысле оно означает планирование и проведение в жизнь военных действий с использованием все доступных средств. Однако в дальнейшем понятие «стратегия» стало употребляться в самом широком плане как экономике, так и в политике.

       В сфере экономики ни один из товаропроизводителей не может достичь абсолютного превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам продукции. Необходима грамотно разработанная стратегия поведения, которая бы намечала приоритеты в конкуренции (что, как, каким методом), предусматривала изменения рыночной ситуации и наилучшим образом использовала или иные преимущества товаропроизводителя. Этому предшествует, как правило, большая и трудоемкая аналитическая работа.

       Для понимания природы конкурентной стратегии необходим прежде всего анализ отрасли, неважно, какая она – добыча, переработка или сфера услуг. Границы между отраслями часто весьма расплывчаты. Например, отрасли факсимильной техники, полиэтилена и др. могут иметь одних и тех же покупателей, одну технологию сбыта, один канал товародвижения и т.д. Но каждая из этих отраслей проводит свою стратегию на рынках. Компания сама должна решить, какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой отрасли это возможно.

       Самая большая стратегическая ошибка многих товар производителей - «гнаться за всеми зайцами», т. е. использовать все конкурентные стратегии одновременно, самый верный путь к провалу. Так, например, в области судостроения испанские и британские судостроители сегодня потеряли на рынках многие позиции. Это произошло потому, что издержки их производства оказались выше, чем у японцев. Базы для дифференциации (по сравнению с Японией) они не создали, «проморгали», и как результат испанцы не могут предложить практически ничего из того, что не выпускала бы Япония. Испания также не нашла своего сегмента на рынке, как нашла его, например, Финляндия (ледокольные суда). Поэтому у испанских и британских судостроителей, по сути, нет серьезных конкурентных преимуществ, и держатся они «на плаву» только благодаря государственным заказам.

       Природа конкуренции, источники конкурентных преимуществ существенно варьируются в пределах каждой отрасли. Так, например, машиностроение – это не одна отрасль, а десятки – с разной стратегией и личными требованиями к формированию этой стратегии.

       Компании  всегда ищут способ выгодно и долговременно  конкурировать в одной отрасли. Универсальной конкурентной стратегии нет. Мировая практика учит тому, что успех приходит только к тем, кто имеет свою стратегию, согласованную со спецификой отрасли, капиталом, в ней функционирующим, позицией и навыками самой компании.

       И структура отрасли, и позиция  в ней постоянно меняются. Оба  эти понятия динамичные. Отрасль может быть стабильной, нарождающейся, кризисной, умирающей, процветающей, стагнирующей и т. д. Позиция – это, прежде всего, сплав различных форм конкурентных методов и действий. Компания может влиять и на отрасль, и на позицию в ней. Понять логику развития отрасли – это найти верный подход к самой стратегии.

       Логика  развития отрасли включает: анализ поведения и интересов поставщиков, потребителей, состояние конкурентной среды, наличие и характеристику товаров, влияние правительственной политики и местных властей, образование новых компаний, банкротство существующих Данном рынке компаний. Конкурентная стратегия базируется на понимании структуры отрасли, тенденций ее изменения, а, следовательно, и на логике ее развития.

       Согласно  мнению М. Портера (США), в любой отрасли  суть конкуренции выражается через пять сил:

       ■ угроза появления новых конкурентов;

  • конкуренция между компаниями, функционирующими в данной отрасли;
  • способность поставщиков торговаться;
  • способность покупателей торговаться;
 

       1.2. Тактика и типы конкурентного поведения в рыночной конъюнктуре 

       Для формирования грамотной конкурентной стратегии большую роль играет тактика конкурентного поведения товаропроизводителя, где важно понимание одной непреложной истины: в конкуренции нет и ничего не может быть малозначительного. В соперничестве с конкурентами надо учитывать буквально все. Надо собрать максимум информации о конкуренте: в специализированных журналах, бюллетенях, годовых отчетах фирм или компаний, встречах со специалистами, на научных или прочих конференциях и др. Это даст реальную картину и о самом себе: где я нахожусь по отношению к конкуренту, утрачиваю или, наоборот, приобретаю лидирующее положение, нахожусь на «гребне» научно-технического, технологическое инновационного и прочих видов прогресса или нет.

       Мировая практика рекомендует ряд универсальных  тактических приемов в работе с конкурентами. Назовем некоторые из них, применяемые на исследуемом объекте:

  • Провести «драматическое», но краткое снижение цен, выбросив при этом на рынок остродефицитное изделие.
  • Строго хранить коммерческие тайны.
  • Скупать акции, выдавать конкурентам кредит заключать с ними договоры о слиянии.
  • Определять свои преимущества через уникальные услуги, высококвалифицированные кадры.
  • Добиваться роста объема продаж - это главное условие.
  • Совершенствовать свой менеджмент.
  • Постоянно думать о конкурентной способности своих товаров и услуг.
  • Сокращать срок отгрузки, увеличивать скорость услуг.

       Тактика конкурентного поведения тесно  связана с понятием «типы конкурентного поведения».

       Применяются три типа конкурентного поведения:

       1. Креативный тип – система действий (поведение) товаропроизводителя, создающая превосходство над соперником (новая продукция, новая технология, новая организация труда или производства, новые методы распределения и сбыта, новая реклама).

       2. Приспособленческий тип – система действий, направленная на то, чтобы упредить соперника, копируя его организацию производства, труда или прочие методы в работе. Другими словами, это тип «следования за лидером».

       3. Гарантирующий тип – система действий, связанных с политикой стабилизации своих позиций на рынках сбыта, укрепления этих позиций за счет повышения качества продукции, ассортиментной политики, сервиса, рекламы, услуг.

       Таким образом, конкурентная стратегия и конкурентное поведение всегда выступают как внешняя принудительная сила. Она заставляет товаропроизводителя постоянно думать, как повысить основные характеристики своего производства и отвечает на вопросы: Как внедрять научно-технические, технологические, инновационные разработки? Как активно использовать свой и приобретенный интеллектуальный потенциал? Как организовать рекламу, сеть обслуживания? Как сделать цену доступной для массового покупателя? Но самое главное – определяет методы и формы конкуренции.

       Характеристика, используемых базовых конкурентных стратегий 

Информация о работе Анализ рыночной конъюнктуры ОАО "Станкогомель"