Анализ сегментирования рынков конечных потребителей и особенности его проведения в практике маркетинговой работы современных организац

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение сущности сегментирования и практическое исследование механизма сегментирования покупателей на рынке пластиковых окон. Для выполнения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть сущность и содержание процесса сегментирования;
- проанализировать технологии сегментирования;
- изучить опыт сегментирования рынков товаров и услуг;
- провести сегментирование рынка пластиковых окон в г.Сургуте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РЫНКА 5
1.1. Сущность и содержание процесса сегментирования 5
1.2. Технология сегментирования 12
1.3. Нормативно-правовая база осуществления деятельности по продаже и установке пластиковых окон 17
2. ПРОВЕДЕНИЕ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ В ООО «ПРОМСИБ» 18
2.1. Краткая характеристика ООО «Промсиб» 18
2.2. Определение принципов сегментирования 19
2.3. Выделение прибыльных сегментов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

marketing.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

При сегментировании  рынка важно разработать план предстоящего сегментирования. Планирование сегментирования включает в себя ряд признаков. Прежде всего, это  определение характеристик и  требований потребителей. Затем фирма разрабатывает профиль различных групп потребителей. На этапе выбора потребительских сегментов фирма должна принять решение о том, какие сегменты рынка создают для фирмы наилучшие возможности и на какое количество сегментов фирма должна ориентировать предстоящую реализацию товаров. После того как выбран сегмент рынка, фирма должна определить свое место относительно конкурентов, изучить их товар, его свойства, цену, объемы продаж.

Сегментирование рынка  по товарам может оказаться не менее эффективным, чем сегментирование по потребителям. Оно представляет собой распределение реализуемых товаров или услуг по их функциональному назначению и таким параметрам сегментирования, как цена товара, наличие различного рода услуг, технические параметры товаров.

Сегментирование по товарам  применяется чаще всего при выпуске  новых товаров на рынок, когда  необходимо определить группу потребителей этого товара, каким функциональным, техническим параметрам и потребительским  свойствам должен удовлетворять  новый товар. Только после этого следует принимать маркетинговые решения по уточнению емкости рынка, выбрать вид рекламного воздействия на потребителей, определению наиболее эффективных вариантов распределения товара, каналов сбыта и пунктов размещения коммерческих организаций6.

Сегмент рынка в идеале должен отвечать следующим условиям:

- быть достаточно емким;

- представлять возможности  дальнейшего роста;

- не быть объектом  коммерческой деятельности конкурирующих  фирм;

- характеризоваться потребностями,  которые данное предприятие может удовлетворить7.

Сегментация рынка потребительской  и производственной продукции основана на отзывах покупателей о качестве, марке, рекламе, усилиях по продвижению  товара и т.д.

Сегментация рынка помогает установить наиболее вероятные сферы поиска покупателей, а управляющему по сбыту и маркетингу – определить для коммерсантов тип клиентов, с которыми следует вступить в деловые отношения.

Сегменты рынка могут быть определены в соответствии с задачами маркетинга и сбыта в отношении непосредственного покупателя, промежуточного покупателя и конечного пользователя.

 

1.2. Технология  сегментирования

 

Фирмы, действующие на современном  рынке, осознают, что их товары или  услуги не могут полностью удовлетворить  запросы и желания  всех потребителей. В идеале, фирма, конечно, будет стараться занять все рыночные ниши (сегменты), для максимизации прибыли. На деле же она проводит маркетинговые исследования и в результате акцентирует свое "внимание" на отдельных сегментах рынка, где ее продукт принесет максимальный доход - ведь достаточно очевидно, что разные потребители желают приобрести разные товары. Чтобы глубже исследовать эту проблему, рассмотрим основные стратегии маркетинга.

МАССОВЫЙ МАРКЕТИНГ. При массовом маркетинге продавец занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу. В свое время фирма «Кока-кола» выпускала всего один напиток для всего рынка в надежде, что он придется по вкусу всем. Основной довод в пользу массового маркетинга заключается в том, что при подобном подходе должны максимально снизиться издержки производства и цены и сформироваться максимально большой потенциальный рынок8.

ТОВАРНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ. В этом случае продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке и т. п. Сегодня фирма «Кока-кола» выпускает несколько безалкогольных напитков в разной упаковке разной емкости. Эти товары призваны не столько понравиться различным сегментам рынка, сколько создать разнообразие для покупателей.

ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ. В этом случае продавец производит разграничение между  сегментами рынка, выбирает из них один или несколько и разрабатывает  товары и комплексы маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов. Например, фирма «Кока-кола» создала свой напиток «Кока-кола Лайт» для удовлетворения нужд потребителей, заботящихся о диете9.

Сегодня фирмы все больше переходят  от методов массового и товарно-дифференцированного маркетинга к технике целевого маркетинга, который помогает продавцам полнее выявлять имеющиеся маркетинговые возможности. Для каждого целевого рынка продавец может разработать нужный этому рынку товар. Для обеспечения эффективного охвата каждого такого рынка он может варьировать цены, каналы распределения, рекламные усилия.

Целевой маркетинг требует проведения трех основных мероприятий (Рис. 3).

1.Сегментация  рынков    2. Цели рынков        3.Размещение рынков

 


 


                                                                                                                 

Рис. 3. Три основные мероприятия  целевого маркетинга

   Первое-сегментирование рынка - разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. Фирма определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них.

Второе-выбор целевых сегментов рынка - оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.

Третье-позиционирование товара на рынке - обеспечение товару конкурентного положения на рынке и разработка детального комплекса маркетинга.

Перед рассмотрением вопроса о  сегментации рынков целесообразно провести их классификацию.

В маркетинге под рынком подразумевается  совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в товарах определенной отрасли и имеющих возможность ее удовлетворить.

В зависимости от вида потребителей различают следующие типы рынков: потребительский рынок и рынки организаций. Последние подразделяются на рынки продукции производственно-технического назначения, рынки перепродаж и рынки государственных учреждений. При таком обилие рынков очевидно, что при проведении сегментации рынка надо принимать в расчет те или иные его особенности, учитывать своеобразие продуктов, реализуемых на разных рынках.

В качестве вводного слова уместно  вспомнить закон Парето ("закон 80:20"), согласно которому только 20% покупателей приносят фирме 80% дохода, представляя собой обобщенную группу целевых клиентов фирмы. На них фирма и ориентирует свои продукты ("стрельба по целям"). Такая стратегия рыночной деятельности представляется более эффективной. По сути дела, это и является сегментацией рынка.

Сегментация рынка заключается в разделении рынков на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.

  Сегмент - это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемый продукт и на набор маркетинговых стимулов.

Основой всей системы планирования в условиях рынка является прогнозирование  сбыта. Поэтому первой задачей руководства  фирмы является определение объема продаж в соответствии со спросом и только на основе оценки рынка сбыта можно приступать к планированию производственной и финансовой деятельности фирмы

Оценка  рынка сбыта - комплекс мероприятий, направленный на исследование торгово-сбытовой деятельности предприятия , и изучение всех факторов, влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю. Каждое предприятие осознает, что его товары не могут нравиться всем покупателям сразу, поэтому с помощью маркетинга руководство предприятия на основе информации о потенциальных потребителях, регионах, в которых имеется спрос, ценах, которые потребители готовы заплатить за товар, о каналах сбыта, о конкуренции определяет сегмент рынка сбыта.

Сегмент рынка - это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.

Сегментация рынка по группам потребителей- это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.

Сегментация рынка по группам продуктов - это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).

Сегментация по предприятиям (конкурентам) - это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.

Сегментация рынка производится по критериям и признакам.

Критерий- способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).

Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке10.

Наиболее распространенными критериями сегментации являются:

- емкость сегмента, по которой  определятся число потенциальных  потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;

- каналы распространения и сбыта  продукции, позволяющие решить  вопросы о формировании сети  сбыта;

- устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;

- прибыльность, показывающая  уровень рентабельности предприятия  на данном сегменте рынка;

- совместимость сегмента  рынка с рынком основных конкурентов,  позволяющая оценить силу или  слабость конкурентов и принять  решение о целесообразности и  готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;

- оценка опыта работы  конкретного персонала предприятия  (инженерного, производственного  или сбытового) на выбранном  сегменте рынка и принятие  соответствующих мер;

- защищенность выбранного  сегмента от конкуренции11.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: 

Главными доводами в  пользу проведения сегментации являются следующие:

1. Обеспечивается лучшее  понимание не только нужд потребителей, но и того, что они из себя  представляют (их личностные характеристики, характер поведения на рынке и т.п.)

2. Обеспечивается лучшее  понимание природы конкурентной  борьбы на конкретных рынках.

3. Представляется возможность  концентрировать ограниченные ресурсы  на наиболее выгодных направлениях  их использования.

4. При разработке планов  маркетинговой деятельности учитываются  особенности отдельных рыночных  сегментов, в результате чего  достигается высокая степень  ориентации инструментов маркетинговой  деятельности на требования конкретных  рыночных сегментов.

1.3. Нормативно-правовая  база осуществления деятельности  по продаже и установке пластиковых  окон

 

 

2. ПРОВЕДЕНИЕ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ  В ООО «ПРОМСИБ»

 

2.1. Краткая  характеристика ООО «Промсиб»

 

За 17 лет своего существования  пройден путь от малого предприятия по выпуску металлопластиковых окон, до крупной компании по изготовлению металлопластиковых и алюминиевых фасадных конструкций. Входные группы, фасады из алюминиевых профилей, зимние сады — очередной шаг в реализации программы развития фирмы. Завершенные объекты становятся украшением города, являются визитной карточкой, которая свидетельствует о возможностях предприятия.

С 1999 года фирма «ПРОМСИБ»  начала производство шкафов-купе и  корпусной мебели по индивидуальным заказам, которые изготавливаются  по самым высоким мировым стандартам на  высокотехнологичном оборудовании. В производстве применяются качественные материалы и стильные аксессуары, как элемент декора используются художественные витражи, матированные стекла и зеркала.

Большое внимание уделяется подготовке наших специалистов — менеджерского и технического состава. Квалификация каждого работника позволяет грамотно выполнить работу, дать профессиональную консультацию клиентам.

Политикой фирмы «ПРОМСИБ»  является качественное обслуживание клиентов. Для удобства сургутян работают три выставочных зала, расположенные в разных частях города. В них можно увидеть образцы выпускаемой продукции, получить консультацию специалистов, дизайнеров, а также оформить заказ. Для постоянных клиентов создана накопительная система скидок.

Модернизация и расширение производства, непрерывное усовершенствование технологий, коллектив, состоящий из профессионалов — это основные составляющие успеха фирмы.

Год основания: 1996-й

Вид деятельности: производство и установка:

—  металлопластиковых окон;

—  алюминиевых фасадных конструкций и входных групп;

—  шкафов-купе и внутренних перегородок;

—  корпусной мебели;

—  витражей.

2.2. Определение  принципов сегментирования

 

Для проведения успешной сегментации рынка  мы применяли  апробированные практической деятельностью пять принципов:

Информация о работе Анализ сегментирования рынков конечных потребителей и особенности его проведения в практике маркетинговой работы современных организац