Ассортимент, его характеристики и формирование ассортиментной политики предприятия.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Последнее десятилетие стало революционным для розничной торговли в России. На смену эпохе распределения пришла эпоха конкурентного, свободного от государственного контроля розничного бизнеса. Торговля претерпела серьезнейшие структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важнейшую роль в экономике страны.

Сегодня в России насчитывается более 1 млн. розничных торговцев, от уличных продавцов хот-догов, до сетей супермаркетов, таких как «Седьмой континент», «Перекресток», «Пятерочка». Каждый из них выживает и процветает благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей.

Содержание

Введение………………………………………………………..

1. Ассортиментная политика предприятия

1.1. Сущность и особенности коммерческой работы……..

на предприятиях розничной торговли…………………..

1.2.Товар и его свойства…………………………………

2. Формирование и управление ассортиментом

2.1. Номенклатура и товарный ассортимент………………

2.2. Ассортиментная концепция……………………………..

2.3. Структура ассортимента………………………………..

2.4. Прогноз и планирование………………………………

2.5. Управление ассортиментом…………………………….

2.6. Изъятие неэффективных товаров…………………….

3. Заключение……………………………………………………

4. Список литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать)
  1. Ассортимент, его характеристики и формирование ассортиментной политики предприятия.
 
 

Введение………………………………………………………..

1. Ассортиментная политика  предприятия

1.1. Сущность и особенности коммерческой работы……..

на  предприятиях розничной  торговли…………………..

1.2.Товар и его свойства…………………………………

2. Формирование и  управление ассортиментом

      2.1. Номенклатура и товарный ассортимент………………

     2.2. Ассортиментная концепция……………………………..

     2.3. Структура ассортимента………………………………..

     2.4. Прогноз и планирование………………………………

     2.5. Управление ассортиментом…………………………….

     2.6. Изъятие неэффективных  товаров…………………….

3. Заключение……………………………………………………

4. Список литературы………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               ВВЕДЕНИЕ 

     Последнее десятилетие стало революционным  для розничной торговли в России. На смену эпохе распределения пришла эпоха конкурентного, свободного от государственного контроля розничного бизнеса. Торговля претерпела серьезнейшие структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важнейшую роль в экономике страны.

     Сегодня в России насчитывается более 1 млн. розничных торговцев, от уличных  продавцов хот-догов, до сетей супермаркетов, таких как «Седьмой континент», «Перекресток», «Пятерочка». Каждый из них выживает и процветает благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей.

     Для этого менеджерам торговых предприятий  приходится принимать сложные решения, касающиеся разработки стратегий, выбора и формирования торгового ассортимента, вопросов ценообразования, продвижения и представления товаров в магазине. Эта совокупность действий, предпринимаемых розничными торговцами для удовлетворения потребностей покупателей и влияния на их решения о покупке, и составляет предмет управления торговым ассортиментом.

     Актуальность  работы не вызывает сомнений - на предприятиях розничной торговли происходит завершение торгово-технологического процесса товародвижения.

     От  состава и своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах  в значительной степени зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий. Отсутствие в магазинах отдельных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам покупателей ассортимент порождает неудовлетворенный спрос, увеличивающий затраты времени населения на поиск нужных товаров, отрицательно сказываются на экономической эффективности предприятия.

     Поэтому при формировании ассортимента товаров в розничной торговой сети важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателей при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торговых предприятий.

      Потребитель предъявляет всё новые, более  изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

      Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в  том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в  целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

      Итак, товарный ассортимент — это вся  совокупность изделий, выпускаемых  предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Для начала следует рассмотреть основные понятия при рассмотрении ассортимента. К ним относятся:

  • Ширина. Это общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп связано с количеством сегментов рынка.
  • Насыщенность (полнота). Это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии.
  • Глубина. Варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
  • Гармоничность ассортимента. Это степень близости товара различных ассортиментных групп отностительно их конечного использования, требования к организации производства, каналам распределения и других показателей.
  • Рациональность. Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей.
  • Устойчивость. Способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров — наличие устойчивого спроса на них.
  • Новизна. Это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.
  • Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

     Представленная  работа посвящена вопросам формирования товарного ассортимента в процессе осуществления коммерческой деятельности предприятием на примере предприятий розничной торговли.

     Методологической  основой работы и логической связи  в ней рассматриваемых вопросов послужили разработки отечественных  и зарубежных ученых в области  организации коммерческой деятельности, экономической теории, маркетинга, логистики и теории управления. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по менеджменту, маркетингу, монографии и научные статьи в периодических изданиях. 
 

1. Ассортиментная политика  предприятия

     1. 1. Сущность и особенности коммерческой работы на предприятиях розничной торговли 

     Сфера услуг розничной торговли занимает значительное место в экономике  и в жизни общества. Основным направлением этой сферы является максимальное удовлетворение потребностей человека не только в  высококачественной продукции, но и в услугах. Специфика услуг розничной торговли состоит в том, что они производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат длительному хранению. В силу этого данные услуги обычно базируются на прямых контактах между производителями и потребителями. Поэтому в торговле происходит определенное обособление услуг, реализация которых обычно связана с торговым посредничеством и возможностями хранения.

     Услуги  розничной торговли - это производство таких потребительных стоимостей, которые в процессе деятельности предприятий розничной торговли не приобретают овеществленной формы и удовлетворяют материально-бытовые потребности общества. В условиях конкуренции основной целью предприятий розничной торговли является получение оптимальной прибыли путем обеспечения необходимого качества торгового обслуживания и снижения издержек по оказанию услуг. Преобладающая часть предприятий розничной торговли, стремясь увеличить прибыль за счет снижения издержек, ухудшают качество торгового обслуживания.

     Отношения, возникающие на этом этапе коммерческой деятельности между продавцом и  покупателем, строятся на основе договора розничной купли-продажи. В соответствии с договором розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар для использования в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, то есть для личного, семейного, домашнего и другого подобного использования.

     Договор розничной купли-продажи является публичным договором, поскольку он устанавливает обязанность розничного торгового предприятия продавать товары и оказывать торговые услуги каждому, обратившемуся к нему. При этом продавец не вправе оказывать предпочтение одному покупателю перед другим, а цена товаров и услуг, как и иные условия договора, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных их категорий.

     Заключению  договора предшествует публичная оферта, которой признается предложение товара в виде рекламы, каталогов, описаний, содержащих все существенные условия договора.

     Если  в месте продажи товаров (на прилавках, витринах и т.п.) выставлены сами товары, их образцы или представлены сведения о товарах (в виде каталогов, описаний, фотографий и т.п.), то это признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи. Исключение составляет случай, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

     Договор розничной купли-продажи считается  заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового  или товарного чека или иного  документа, подтверждающего оплату товара.

     Кроме Гражданского кодекса отношения по договору розничной купли-продажи регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и принятыми в соответствии с ним иными правовыми актами (Правилами продажи отдельных видов товаров, Правилами продажи товаров по образцам и др.).

     Коммерческая  работа на предприятиях розничной торговли состоит из следующих основных взаимосвязанных  операций:

     - изучение и анализ спроса покупателей;

     - формирование ассортимента товаров;

     - управление товарными запасами;

     - рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров.

     Специфика выполнения этих операций заключается  в том, что потребителем товаров  и услуг в розничной торговле является население. Следовательно, коммерческая работа здесь должна вестись с  учетом многообразия психологических типов и других индивидуальных особенностей покупателей и их постоянно меняющихся потребностей.

     В основе коммерческой работы предприятий  розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского  спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов.

     Например, одной из форм проявления спроса является показатель розничного товарооборота. Анализ его структуры помогает выявить  предпочтения покупателей в отношении  тех или иных товаров.

     Однако  следует помнить, что товарооборот как выражение спроса позволяет судить лишь о реализованных потребностях покупателей. Но существуют еще и нереализованные потребности, а значит - и неудовлетворенный спрос. Причинами возникновения такого спроса могут быть как отсутствие в продаже необходимых потребителям товаров, так и слишком высокие, не соответствующие доходам населения, цены на них.

     Изменение спроса может быть связано как  со снижением потребности покупателей  в одних и увеличением потребности  в новых, заменяющих их, товарах, так  и с расширением потребностей в товарах, спрос на которые уже сложился. В этих случаях говорят о формирующемся спросе.

     Таким образом, при изучении спроса учитываются  три его вида:

     - реализованный;

     - неудовлетворенный;

     - формирующийся.

     Учет  реализованного спроса проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Об объеме и структуре такого спроса судят по размеру продажи товаров. С этой целью используют материалы инвентаризаций, оперативные данные о запасах и поступлении товаров и т.д. Кроме того, применение современных контрольно-кассовых машин позволяет вести ежедневную регистрацию продажи товаров, учитывая при этом не только их наименования, но и целый ряд характеристик.

     Учет  неудовлетворенного спроса на предприятиях розничной торговли проводится различными способами. Например, в магазинах могут вестись специальные книги, куда заносятся заявки покупателей на товары, отсутствующие в продаже. При поступлении этих товаров покупателей извещают по телефону или с помощью почтовых открыток.

     Кроме того, с целью изучения неудовлетворенного спроса на розничных торговых предприятиях возможно проведение анкетных опросов  покупателей.

     Выявить, какие товары из отсутствующих в  продаже покупатели хотели бы приобрести, помогают и беседы, проводимые продавцами в процессе обслуживания покупателей.

Информация о работе Ассортимент, его характеристики и формирование ассортиментной политики предприятия.