Маркетинговое исследование товарной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение товарной политики предприятия. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- осветить теоретические аспекты товарной политики в целом;
- изучить организационно – экономическую характеристику предприятия;
- исследовать отраслевой рынок;
- проанализировать товарную политику предприятия;
- провести SWOT анализ;
- разработать рекомендации по управлению товарной политикой ЧСУП «Золак – агро»;
- предметом исследования является товарная политика предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….

3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В АПК ……………………………………………..................................................

4

1.1 Теоретические основы маркетинга в АПК………………………………


1.2 Теоретические основы товарной политики предприятия………………

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧСУП «ЗОЛАК – АГРО»………………………………………………………………...


2.1 Общие сведения о ЧСУП «Золак – агро»………………………………..


2.2 Ресурсы ЧСУП «Золак – агро»…………………………………………...


2.3 Производство и реализация продукции……………………………………………………………………...


2.4 Экономические результаты деятельности ЧСУП «Золак – агро»…………………………………………………………………………...

ГЛАВА 3
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………….


3.1 Исследование отраслевого рынка………………………………………...


3.2 Анализ товарной политики предприятия………………………………...


3.3 Маркетинговые исследования на основе SWOT анализа………………

ГЛАВА 4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

         Хорошо продуманная товарная  политика не только позволяет  оптимизировать процесс обновления  товарного ассортимента, но и  служит для руководства предприятия  своего рода указателем общей  направленности действий, способных  скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.

 

         Товарная политика, хотя и очень  важная, но тем не менее лишь  составная часть хозяйственной  и маркетинговой политики предприятия.  В силу этого принцип «товар  выбирает покупателя» в сочетании  с созданием  для покупателей  широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизм стимулирования должны ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель должен выпускать товары.

         Разработка и осуществление товарной  политики требуют соблюдения  как минимум следующих условий:  четкого представления о целях  производства, сбыта и экспорта  на перспективу; наличия стратегии  производственно-сбытовой деятельности  предприятия хорошего знания рынка и характера его требований; данного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых) в настоящее время и в перспективе.

В условиях необходимости  мобилизации все более крупных ресурсов для решения производственно-сбытовых и иных задач, неопределенности коммерческих результатов (особенно при экспорте), требуется тщательная проработка всего комплекса вопросов, входящих в товарную политику. Необходимое продуманное на длительную перспективу решение таких проблем, как: оптимизация ассортимента (номенклатуры) производимых изделий с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства; темпы обновления продукции в целом и по отдельности ее видам с учетом жизненного цикла; соотношение новых и «старых» изделий в программе, новых и освоенных рынков при сбыте; уровень обновления товаров, выход на рынок с принципиально новыми видами продукции; выбор времени выхода на рынок с новыми товарами и изъятия из программы существующих, но теряющих рыночные позиции товаров и др. Эти вопросы решаются в такой привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкурентов.

         Поскольку рыночный успех отныне  является главным критерием оценки  деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предполагаются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием. [3]

         К решению задач товарной политики  на любом хозяйственном уровне  необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение  в указанной области должно  приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.

         Стратегия – это долговременный  курс  товарной политики, рассчитанный  на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач. Разработанная применительно к тому или иному периоду (3-5 лет и более) товарная стратегия в основе своей, в течении данного времени остается, как правило, практически неизменной.

         Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия-изготовителя, специфики его профиля. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаковых тяжелых условиях сложившейся  рыночно экономичной обстановки в России промышленные предприятия по-разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное незнание и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.

 

Список литературы

1.     Фирсенко С.С. Товарная политика  предприятия: учеб. Пособие / С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. – Красноярск, 2008. – 278 с.

2.     Советский энциклопедический словарь  / Гл. ред. А.М.Прохоров. – 3-е изд.  – М.: Сов. Энциклопедия, 1985. –  1600 с., ил.

3.     Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Романова, М.: Банки и биржи, ЮНТИ, 1996. - 534 с.

4.     Основы менеджмента и маркетинга: Учеб. Пособие / В.Б.Зубик, А.И.Ильин,  Г.Я.Кожекин и др.; Под общ. Ред.  Р.С.Седегова. – Мн.: Выш. Шк., 1995. –  382 с.

5.     Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс ДЖ., Вонг В. Основы маркетинга, М.; Спб.: Вильямс, 1998. – 688 c.

6.     Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник  – М.: ИНФРА-М, 2008. – 383 с.

7.     Панкрухин  А.П. Маркетинг: учебник / А.П.Панкрухин.  – 6-е изд., стер. – М.: Изд. «Омега-Л», 2009. – 656 с.: ил., табл.

8.     Ассель Генри.  Маркетинг: принципы и стратегия:  Учебник для вузов. – М.: ИНФРА  – М, 2001. – 510 с.

9.     Аванесова  Г.А. Сервисная деятельность:  Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное  пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 318с.

10.   Голубков Е.П.  Основы маркетинга: учебник / Е.П.  Голубков. – 2-е изд., перераб. И  доп. – М. : Финпресс, 2003. – 688 с..

11.  Горемыкин В.А., Богомолов  А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. — М.: Инфра-М,1997. – 534 с.

12.  Симонова А.П. Ассортиментная  политика / А.П. Симонова – М.: «Юнити», 2001. – 265 с.

13.   Сергеев А.А. Экономические  основы бизнес-планирования / учеб. Пособие для ВУЗов/ A.A. Сергеев. – М.: «Юнити», 2006. – 276 с.

14.   Панкратов Ф.  Г. Коммерческая деятельность: учебник  для вузов. — М.: Издательско–торговая  корпорация «Дашков и К°», 2004. -602 с. 

15.  Юрашев В.A. Количественные  показатели контроля конкурентоспособности  торговой марки / В.A. Юрашев // Маркетинг. – 2002. - №6. - С. 55-58

16.  Градов А.П. Экономическая  стратегия фирмы: учеб. Пособие  / А.П. Градов. – СПб. : Специальная  лит.,  1995. – 198с.

17.   http://www.metaphor.ru/er/serv/serv_10.xml

18.   http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/

19.   http://www.4p.ru/main/theory/method/

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧСУП «ЗОЛАК – АГРО»

2.1 Общие сведения о ЧСУП «Золак – агро»

Частное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Золак-Агро» (далее ЧСУП «Золак-Агро») создано по решению общего собрания Открытого акционерного общества «Речицкий комбинат хлебопродуктов».

Учредителем и  собственником предприятия является ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов». ЧСУП «Золак – Агро» образован на базе убыточного предприятия КСУП «Прудок». Гомельский исполнительный областной комитет решением от 18.05.2002 года №331 зарегистрировал в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 490177711.


Структура управления предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия.

 

Рисунок 2.1 – Структура управления ЧСУП «Золак – агро»

 

Организационная структура ЧСУП Золак – агро» представляет собой совокупность взаимосвязанных подразделений, служб производственного, вспомогательного, обслуживающего и хозяйственного назначения.

Организационная структура управления предприятия  относится к бригадному типу. В  предприятии три населенных пункта, расположенных на расстоянии 2-3 км. Компактность землепользования предприятия позволяет иметь три бригады.

Службы выполняют  функции по управлению производством, техническому и технологическому руководству  операциями и материально - техническому обеспечению. В состав бригад входят: тракторно - полеводческая бригада, ферма молочного стада, ферма выращивания и откорма молодняка КРС, свиноферма, во второй и третьей имеется по тракторно-полеводческой бригаде, по ферме выращивания и откорма КРС.

Технико – экономические  показатели:

Стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1.01.2010 года составляет 36 563 млн. руб.

В наличии хозяйства – три производственных подразделения,  в том числе 1 молочно-товарная ферма, 1 ферма по откорму МКРС, свиноводческий комплекс и мясоперерабатывающий комплекс, который находится в д. Осиновка Светлогорского района. Среднесписочная численность работников ЧСУП «Золак-Агро» за 2011 год составила 291 чел. Среднемесячная заработная плата за этот же период 2011 года составила 1249,3 тыс. руб. Большое внимание уделяется подбору и расстановке кадров на местах. Потому производство укомплектовано руководящими квалифицированными кадрами, имеющими высшую (10,8%) и средне специальную (36,2%) подготовку. Рабочие имеют среднее общее (31,1%) и профессионально-техническое (21,7%) образование. Сам аппарат управления обладает необходимыми знаниями и практическим опытом, которые полностью обеспечивают хозяйственную деятельность.

Энерговооруженность машинно-тракторного парка составляет: тракторов – 28; автомобилей –25; сельскохозяйственных машин – 67; зерноуборочных комбайнов 7, из них: КЗР-10 – 1, Jaguar – 1, КЗС 7 –1, КЗС 10 –2, ; КЗС 1218 –2.

Хозяйство специализируется   в  мясомолочном   направлении  с  развитым зерновым   производством   и   кормопроизводством. Величина коэффициента специализации - 0,8 (коэффициент рассчитан на предприятии) свидетельствует о высоком уровне специализации, т.е. хозяйство, производя достаточно широкий ассортимент продукции, обладает доминирующим продуктом. Однако существует резерв углубления специализации производства (развитие молочной отрасли и производства мяса за счёт интенсификации). Это должно привести к росту производительности труда, снижению себестоимости и повышению качества продукции, на которую будет направлена специализация.

 За   2011  год   удельный   вес выручки от реализации продукции животноводства в общем объёме выручка составил 93 %,  удельный вес выручки от реализации свинины – 70 %.

По результатам 2010 года была получена чистая прибыль в размере 123 млн. руб. при уровне рентабельности в целом по хозяйству 1,04 %, причем прибыль от реализации продукции, работ, услуг составила 39 млн. руб. В настоящее время в хозяйстве убыточным является производство мясо КРС.  

Потенциальными  потребителями производственной продукции  являются  торговые организации г. Светлогорска и Светлогорского района. Предприятие ЧСУП «Золак-Агро» имеет собственные точки для реализации мяса свинины и продукции переработки.

Реализация  свинины и мясо КРС в живом  весе производится на Жлобинский, Гомельский и Калинковичский мясокомбинаты. Цены на свинину и говядину предельно минимальные, так как мясо свинины и говядины являются социально значимым продовольственным товаром.

Около 30 - 40% свинины перерабатывается на  собственном перерабатывающем цехе и реализуется посредством фирменной торговли, 35% реализуется мясокомбинатам, а остальная часть свинины, около 25%, продается коммерческим структурам.

Реализация  молока  производится на ЧПУП «Светлогорский молочный завод».

Вся продукция  реализуется на внутреннем рынке, за пределы РБ реализация не производится. С ростом увеличения производства увеличилась и реализация.

В основу производственной деятельности комплекса положена система  технологических, организационно-технических  приемов и методов, осуществление  которых определяет промышленная основа производства и обеспечивает рентабельную продуктивность животных, высокий уровень производительности труда.

Основными элементами этой системы являются:

- поточность, непрерывность  и рентабельность производственного  процесса;

- последовательное проведение дружных опоросов и формирование однородных групп животных;

- обособленное  содержание каждой технологической  группы и включение ветсанитарных  и профилактических мероприятий  непосредственно в производственный  процесс;

- специализация  производственных зданий для содержания свиней по производственно-возрастным и технологическим группам;

- комплекс механизации  и автоматизации.

Внедрение и  безукоризненное соблюдение этой системы  позволит свести риски, связанные с  технологическим процессом, к минимуму.

Для уменьшения технологических рисков, улучшения  качества выпускаемой продукции  одновременно с проведением реконструкции, на СТК произведено переоборудование холодильных камер, что позволило:

- сократить  потребление электроэнергии;

- уменьшить  водоснабжение;

-улучшить санитарно-гигиенические условия хранения мяса и мясопродуктов;

- расширить  ассортиментный перечень выпускаемой  продукции.

Информация о работе Маркетинговое исследование товарной политики предприятия