Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение товарной политики предприятия. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- осветить теоретические аспекты товарной политики в целом;
- изучить организационно – экономическую характеристику предприятия;
- исследовать отраслевой рынок;
- проанализировать товарную политику предприятия;
- провести SWOT анализ;
- разработать рекомендации по управлению товарной политикой ЧСУП «Золак – агро»;
- предметом исследования является товарная политика предприятия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….
3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В АПК ……………………………………………..................................................
4
1.1 Теоретические основы маркетинга в АПК………………………………
1.2 Теоретические основы товарной политики предприятия………………
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧСУП «ЗОЛАК – АГРО»………………………………………………………………...
2.1 Общие сведения о ЧСУП «Золак – агро»………………………………..
2.2 Ресурсы ЧСУП «Золак – агро»…………………………………………...
2.3 Производство и реализация продукции……………………………………………………………………...
2.4 Экономические результаты деятельности ЧСУП «Золак – агро»…………………………………………………………………………...
ГЛАВА 3
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………….
3.1 Исследование отраслевого рынка………………………………………...
3.2 Анализ товарной политики предприятия………………………………...
3.3 Маркетинговые исследования на основе SWOT анализа………………
ГЛАВА 4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
Данная таблица позволяет сделать выводы о рентабельности предприятия в целом. ЧСУП «Золак – агро» без государственной поддержки является убыточным и не рентабельным предприятием.
Таблица 2.7 – Производство продукции в стоимостном и натуральном выражении.
Вид продукции |
2010 год |
2011 год | ||||||
количество в зачетном весе, т |
полная себестоимость проданной продукции |
финансовые результаты |
количество в зачетном весе, т |
полная себестоимость проданной продукции |
финансовые результаты | |||
Прибыль |
убыток |
прибыль |
убыток | |||||
ПРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Зерновые и зернобобовые – всего |
592 |
427 |
- |
224 |
850 |
737 |
102 |
245 |
в том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
рожь |
165 |
116 |
- |
67 |
327 |
285 |
- |
112 |
гречиха |
9 |
12 |
- |
5 |
44 |
39 |
100 |
- |
тритикале |
150 |
104 |
- |
56 |
67 |
58 |
2 |
- |
кукуруза |
6 |
6 |
- |
2 |
56 |
43 |
- |
13 |
ячмень |
127 |
94 |
- |
46 |
152 |
126 |
- |
42 |
овес |
117 |
77 |
- |
43 |
204 |
173 |
- |
78 |
горох и пелюшка |
13 |
13 |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
вика |
5 |
5 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
Рапс |
170 |
125 |
5 |
- |
83 |
269 |
- |
116 |
Другая продукция растениеводства |
- |
245 |
- |
40 |
- |
- |
364 |
- |
Итого по растениеводству |
- |
797 |
5 |
264 |
- |
- |
466 |
361 |
ПРОДУКЦИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Скот в живой массе |
1 446 |
- |
- |
- |
1725 |
- |
- |
- |
в том числе: продано на мясо (в живой массе) КРС |
85 |
510 |
- |
129 |
67 |
682 |
72 |
- |
в т.ч. КРС мясного направления |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
свиньи |
1351 |
5 989 |
305 |
- |
1 634 |
14 483 |
- |
521 |
Продано на племенные цели и прочая продажа : |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КРС |
2 |
12 |
- |
4 |
10 |
101 |
- |
12 |
Продолжение таблицы 2.7 | ||||||||
свиньи |
8 |
35 |
53 |
- |
14 |
126 |
112 |
- |
Молоко цельное |
1 696 |
1 399 |
3 |
- |
1 636 |
2 370 |
68 |
- |
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде |
- |
5 170 |
105 |
56 |
- |
8 153 |
411 |
317 |
мясо и мясопродукты (в пересчете на живой вес) – всего |
909 |
5 170 |
105 |
56 |
772 |
8 153 |
411 |
317 |
КРС |
54 |
407 |
- |
56 |
64 |
765 |
- |
317 |
Итого по животноводству |
- |
13 115 |
466 |
189 |
- |
25 915 |
663 |
850 |
Продукция столовых и буфетов |
- |
178 |
7 |
- |
- |
434 |
- |
- |
Работы и услуги на сторону |
- |
977 |
17 |
- |
- |
6 048 |
373 |
- |
Всего |
- |
15 067 |
495 |
453 |
- |
39 032 |
1 502 |
1 211 |
Таблица 2.7 показывает продукцию производимую предприятием, ее убыточность или прибыльность. Из таблицы видно, что зерновые и зернобобовые культуры в 2011 году принесли прибыль предприятию, чего нельзя сказать о предыдущем периоде. Это может говорить о рациональном использовании сельскохозяйственных угодий или о принятии лучшего плана севооборота. Обратная картина разворачивается в сфере животноводства: убытки в 2011 году намного превысили убытки предыдущего года, это говорит об упадке животноводческой деятельности на предприятии. В целом по организации прибыль увеличилась и является финансовым результатом 2011 года.
Потенциальными потребителями производственной продукции являются торговые организации г. Светлогорска и Светлогорского района, а также предприятие ЧУП «Золак-Агро» имеет собственные точки для реализации мяса свинины и продукции переработки.
Реализация свинины и мясо КРС в живом весе производится на Жлобинский, Гомельский и Калинковичский мясокомбинаты. Цены на свинину и говядину предельно минимальные, так как мясо свинины и говядины являются социально значимым продовольственным товаром.
Около 30 - 40% свинины перерабатывается на собственном перерабатывающем цехе и реализуется посредством фирменной торговли, 35% реализуется мясокомбинатам, а остальная часть свинины, около 25%, продается коммерческим структурам.
Реализация молока производится исключительно на ЧПУП «Светлогорский молочный завод», так как молоко не является основной специализацией производства.
Таблица 2.8 – Показатели эффективности использования основных средств
Показатели |
Годы |
2011 в % к 2009 | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
Фондообеспеченность, тыс.руб |
1,51 |
1,67 |
1,74 |
115,2 |
Фондовооруженность, тыс.руб |
167,35 |
176,39 |
219,15 |
130,9 |
Энергообеспеченность, л.с |
1,12 |
1,03 |
1,27 |
113,3 |
Энерговооруженность, л.с |
33,34 |
28,72 |
39,28 |
117,8 |
Анализируя данные таблицы 2.8 можно сделать следующие выводы, что уровень обеспеченности основными средствами ЧСУП «Золак – агро» в 2011 году по сравнению с 2009 годом значительно возросло - это подтверждает то, что фондообеспеченность в 2011 году выше чем в 2009 году на 15%, фондовооруженность на 30%, энергообеспеченность на 13,3%, энерговооруженность 17%.
2.4 Экономические результаты деятельности ЧСУП «Золак – агро»
За 2011 год удельный вес выручки от реализации продукции животноводства в общем объёме выручка составил 93 %, удельный вес выручки от реализации свинины – 70 %.
По результатам 2010 года была получена чистая прибыль в размере 123 млн. руб. при уровне рентабельности в целом по хозяйству 1,04 %, причем прибыль от реализации продукции, работ, услуг составила 39 млн. руб. В настоящее время в хозяйстве убыточным является производство мясо КРС.
Отсутствие собственного оборотного капитала свидетельствует о том, что все оборотные средства предприятия и часть внеоборотных активов сформированы за счет заемных источников. Коэффициент текущей ликвидности характеризует способность погашать текущие обязательства за счёт оборотных активов. Это один из важнейших финансовых коэффициентов. ЧСУП «Золак – агро» обладает положительным коэффициентом ликвидности, но максимальное его значение 1, что говорит о не достаточной способности предприятия погашать текущие обязательства за счет оборотных активов. Предприятие является не рентабельным без поддержки государства.
Зерновые и зернобобовые культуры в 2011 году принесли прибыль предприятию, чего нельзя сказать о предыдущем периоде. Это может говорить о рациональном использовании сельскохозяйственных угодий или о принятии лучшего плана севооборота. Обратная картина разворачивается в сфере животноводства: убытки в 2011 году намного превысили убытки предыдущего года, это говорит об упадке животноводческой деятельности на предприятии. В целом по организации прибыль увеличилась и является финансовым результатом 2011 года.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Исследование отраслевого рынка
Сельское хозяйство Беларуси специализировано на выращивании традиционных для умеренных широт культур. В растениеводстве преобладают зерновые преимущественно ячмень, рожь, пшеница, картофель, кормовые культуры. В связи со структурными преобразованиями и ориентацией на возобновляемые источники энергии в республике расширяются объемы возделывания зернобобовых и масличных культур. В Беларуси сосредоточено около 16% мировых посевов льна, или более 20% его посевов на Европейском континенте.
В животноводстве в основном выращивается крупный рогатый скот для производства молока и мяса, а также свиньи и птица.
Общая земельная площадь Республики Беларусь составляет 207,6 тыс. км2 Сельскохозяйственные земли занимают 44,9%, из них пашня - 30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельхозземель, в том числе 0,6 га пашни. Неиспользуемые и слабо используемые земли в народном хозяйстве (пески, кустарники, болота и т.д.) составляют 15% общей площади. За последние 20 лет из сельскохозяйственного оборота выбыло 600 тыс. га.
Скотоводство
— важнейшая отрасль
Свиноводство
— это традиционная и вторая по
значимости отрасль животноводства
Беларуси. В общем балансе мяса
на долю свинины приходится более 30
процентов. Поголовье свиней в основном
сосредоточено в
Таблица 3.1 – Валовый сбор основных сельскохозяйственных культур, тысяч тонн
Культуры |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2009г. к 2012г. в %. |
зерно и зернобобовые |
8510 |
6988 |
8273 |
9227 |
108,4 |
рапс |
611 |
375 |
379 |
705 |
115,4 |
Валовый сбор сельскохозяйственных культур это объём произведённой (реально собранной) продукции на всей площади посева различных сельскохозяйственных культур. Исчисляется по отдельным культурам (хлопчатник, картофель, сахарная свёкла , подсолнечник и т. д.) или отдельным группам культур (зернобобовые, зерновые и зернобобовые, овощные, бахчевые, кормовые корнеплоды и т. д.). Как видно из таблицы 3.1 валовый сбор зерна и зернобобовых, рапса увеличилось соответственно на 8 и 15%.
Таблица 3.2 – Поголовье скота и птицы, тыс. голов
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2009г. к 2012г. в %. | |
КРС |
4131 |
4151 |
4151 |
4247 |
102,8 |
свиньи |
3704 |
3782 |
3887 |
3989 |
107,7 |
Информация о работе Маркетинговое исследование товарной политики предприятия