Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение товарной политики предприятия. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- осветить теоретические аспекты товарной политики в целом;
- изучить организационно – экономическую характеристику предприятия;
- исследовать отраслевой рынок;
- проанализировать товарную политику предприятия;
- провести SWOT анализ;
- разработать рекомендации по управлению товарной политикой ЧСУП «Золак – агро»;
- предметом исследования является товарная политика предприятия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….
3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В АПК ……………………………………………..................................................
4
1.1 Теоретические основы маркетинга в АПК………………………………
1.2 Теоретические основы товарной политики предприятия………………
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧСУП «ЗОЛАК – АГРО»………………………………………………………………...
2.1 Общие сведения о ЧСУП «Золак – агро»………………………………..
2.2 Ресурсы ЧСУП «Золак – агро»…………………………………………...
2.3 Производство и реализация продукции……………………………………………………………………...
2.4 Экономические результаты деятельности ЧСУП «Золак – агро»…………………………………………………………………………...
ГЛАВА 3
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………….
3.1 Исследование отраслевого рынка………………………………………...
3.2 Анализ товарной политики предприятия………………………………...
3.3 Маркетинговые исследования на основе SWOT анализа………………
ГЛАВА 4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
По данным таблицы 3.2 видно что поголовье скота в Республике выросло в общем на 10%. Рост поголовья свидетельствует об улучшении качества кормов, техники, обслуживающего оборудования.
Таблица 3.3 – Производство основных видов продукции
Области |
Годы |
2009г. к 2012г. в %. | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||
Реализация
скота на убой (в живом весе) | |||||
Брестская |
225 |
245 |
260 |
271 |
120,4 |
Витебская |
172 |
193 |
210 |
222 |
129,1 |
Гомельская |
147 |
161 |
175 |
183 |
124,5 |
Гродненская |
233 |
260 |
257 |
268 |
115,0 |
Минская |
298 |
324 |
346 |
360 |
120,8 |
Могилевская |
134 |
152 |
152 |
161 |
120,1 |
Как видно из таблицы 3.3, Минская область является лидирующим производителем в мясной отрасли (20% прироста). Отстающей является Гродненская область (15%). Последними в данной отрасли остаются Могилевская и Гомельская области. Динамика показывает хороший прирост производства скота во всех областях (примерно 20%).
Таблица 3.4 – Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур по областям, тысяч тонн
Области |
Годы |
2009г. к 2012г. в %. | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||
Брестская |
1309,4 |
1250,1 |
1136 |
1179 |
90,0 |
Витебская |
1159 |
1134,8 |
823,3 |
1182 |
102,0 |
Гомельская |
1231,8 |
1251,4 |
842,5 |
1132 |
91,9 |
Гродненская |
1762,2 |
1528,1 |
1396 |
1526,7 |
86,6 |
Минская |
2206,8 |
2041,2 |
1700 |
2117,6 |
96,0 |
Могилевская |
1343,9 |
1304,8 |
1090 |
1237,5 |
92,1 |
По Республике в целом |
9013,1 |
8510,4 |
6987,8 |
8374,9 |
92,9 |
Данные таблицы 3.4 показывают об уменьшении валового сбора зерновых и зернобобовых по Республике в общем, в 2012 году, что не является положительной динамикой для страны. Только Витебская область получила положительные показатели (2% прирост). На последнем месте находится Гродненская область по данному показателю.
Таблица 3.5 – Поголовье КРС по областям, тысяч голов
Области |
Годы |
2009г. к 2012г. в %. | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||
Брестская |
769 |
778 |
786 |
812 |
105,6 |
Витебская |
631 |
631 |
632 |
639 |
101,3 |
Гомельская |
635 |
650 |
652 |
671 |
105,7 |
Гродненская |
652 |
642 |
631 |
644 |
98,8 |
Минская |
895 |
902 |
894 |
907 |
101,3 |
Могилевская |
549 |
548 |
556 |
574 |
104,6 |
По Республике в целом |
4131 |
4151 |
4151 |
4247 |
102,8 |
По поголовью КРС лидирующей областью является Минская область, по динамике роста – Гомельская область (6%), отстающей остается Гродненская область ( -2%). По Республике в целом наблюдается небольшой прирост (3%).
Таблица 3.5 – Поголовье свиней по областям, тысяч голов
Области |
Годы |
2009г. к 2012г. в %. | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||
Продолжение таблицы 3.5 | |||||
Брестская |
573 |
592 |
609 |
621 |
108,4 |
Витебская |
541 |
549 |
566 |
580 |
107,2 |
Гомельская |
540 |
551 |
576 |
578 |
107,0 |
Гродненская |
762 |
779 |
795 |
839 |
110,1 |
Минская |
902 |
908 |
898 |
914 |
101,3 |
Могилевская |
386 |
403 |
443 |
457 |
118,4 |
По Республике в целом |
3704 |
3782 |
3887 |
3989 |
107,7 |
По поголовью свиней лидером так же является Минская область, но по динамике прироста занимает последнее место, что говорит о стабильном производстве. По динамике прироста первой является Гродненская область (10%).
Таблица 3.6 – Производство продукции животноводства, тысяч тонн
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2009г. к 2012г. в %. | |
КРС |
268,9 |
307,9 |
308,1 |
297,8 |
110,7 |
свиней |
376 |
388,2 |
398,4 |
419,3 |
111,5 |
По данным таблицы
3.6 видно что наблюдается
Таблица 3.7 – Средние цены на продукцию, реализованную сельскохозяйственными организациями, тысяча рублей за тонну
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2009г. к 2012г. в %. | |
КРС |
3148 |
3671 |
4007 |
8556 |
271,8 |
свиней |
4058 |
4454 |
4885 |
8288 |
204,2 |
Таблица 3,7 показывает,
что рост средних цен на продукцию,
реализованную
Таблица 3.8 – Индексы цен производителей, в процентах (декабрь к декабрю предыдущего года)
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2009г. к 2012г. в %. | |
говядина |
131,7 |
106,3 |
122 |
174 |
130 |
свинина |
123 |
102,3 |
114,1 |
200,8 |
160 |
Индекс цен производителей - показатель среднего уровня изменения цен на сырьё, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода, характеризуют динамику изменения цен производителей продукции. По данным таблицы 3.8 виден значительный их рост.
Таблица 3.9 – Нормативная емкость рынка мясной продукции по республике в целом и в разрезе по областям за 2011г.
Области |
Численность населения, тыс. чел. |
Норма потребления мясной продукции в год на душу населения, кг |
Емкость рынка |
В целом по республике |
9481,2 |
81 |
767977,2 |
Области: | |||
Брестская |
1394,7 |
81 |
112970,7 |
Витебская |
1221,8 |
81 |
98965,8 |
Гомельская |
1434,9 |
81 |
116226,9 |
Гродненская |
1066 |
81 |
86346 |
г. Минск |
1864,1 |
81 |
150992,1 |
Минская |
1411,5 |
81 |
114331,5 |
Могилёвская |
1088,1 |
81 |
88136,1 |
Таблица 3.10 – Фактическая емкость рынка мясной продукции по республике в целом и в разрезе по областям за 2011г.
Области |
Численность населения, тыс. чел. |
Норма потребления мясной продукции в год на душу населения, кг |
Емкость рынка |
В целом по республике |
9481,2 |
88 |
834345,6 |
Области: | |||
Брестская |
1394,7 |
88 |
122733,6 |
Витебская |
1221,8 |
88 |
107518,4 |
Гомельская |
1434,9 |
88 |
126271,2 |
Гродненская |
1066 |
88 |
93808 |
г. Минск |
1864,1 |
88 |
164040,8 |
Минская |
1411,5 |
88 |
124212 |
Могилёвская |
1088,1 |
88 |
95752,8 |
Анализируя эти 2 таблицы видно, что по республике показатель потребления мяса в год значительно выше нормы. В 2011 году в условиях отсутствия дефицита и роста доходов население сделало свой выбор в сторону увеличения потребления мяса, растительного масла и овощей. Но в то же время снизило потребление молочных продуктов и яиц.
3.2 Анализ товарной политики предприятия
Товарная политика связана с реализацией на практике первого элемента комплекса маркетинга — продукта (товара). Она предусматривает решение задач, связанных с тем, что производить, для кого производить, в каком виде производить и т. д. Основной особенностью товарной политики в маркетинге является ее направленность на удовлетворение потребностей покупателей. Первична здесь именно внешняя потребность покупателей, а не внутренние производственные возможности фирмы. «Производить то, что востребовано на рынке, а не продвигать то, что произведено» — вот главный принцип товарной политики в маркетинге.
Товарная политика – это комплекс мероприятий, согласуемых между собой, направленных на достижение общей экономической цели развития предприятия. Товарная политика включает в себя элементы, представленные на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Элементы товарной политики предприятия
Повышение конкурентоспособности предприятий происходит, в большинстве случаев за счёт привлеченных (инвестированных) в предприятие средств.
Сельскохозяйственные предприятия на сегодняшний день ощущают острый дефицит в таких источниках развития. Главная причина инвестиционного дефицита – отсутствие чёткой стратегии повышения конкурентоспособности в рамках каждой сельскохозяйственной организации.
Под предприятием следует понимать единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для извлечения прибыли от осуществляемой предпринимательской деятельности. Следовательно, предприятие является особым видом имущества, использование которого по назначению приносит доход собственнику такого имущества. Исходя из этого, можно утверждать, что предприятие имеет товарную природу. При этом нужно понимать, что предприятие – это особый инвестиционный товар, а, следовательно, повышение его конкурентоспособности отличается от повышения конкурентоспособности большинства других товаров (товаров потребительского рынка).
Информация о работе Маркетинговое исследование товарной политики предприятия