Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 01:13, курсовая работа
В условиях постоянно меняющегося состояния маркетинговой среды предпринимательские структуры оказываются в сфере конкуренции, которая может быть функциональной, видовой и маркетинговой.
Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как "невидимая рука" рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Конкуренция один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизма регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между двумя, более или менее четко обозначенными соперниками по бизнесу.
Введение 4
Раздел 1. Конкурентная среда 6
Сущность конкуренции 6
Основные составляющие элементы конкурентной среды. 10
Стратегические особенности конкурентной борьбы 13
Раздел 2. Исследование особенностей конкурентной среды предприятия. 15
2.1.Краткая организационно-экономическая характеристика ф\х "Маслянка" 15
2.2.Сущность и концепция конкурентных преимуществ
ф\х "Маслянка" 18
2.3.Анализ конкурентной среды ф\х "Маслянка" 21
2.4.Сфера позиционирования ф\х "Маслянка" 26
Раздел 3. Функционированеи фирмы в условиях конкурентной среды 28
3.1. Анализ конкурентов ф\х "Маслянка" 28
3.2. Выбор конкурентной стратегии 30
3.3. Влияние выбранной конкурентной стратегии на развитие
ф\х "Маслянка" 35
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Структура управления
Ф/Х «Маслянка»: приведена на рисунке
2.1.
Рисунок 2.1 Организационная структура фермерского хозяйства «Маслянка»
Список основных средств представлен в таблице 2.1
Наименование | Количество | Сумма (тыс. грн.) |
Склад-мастерская | 0,3 | 450 |
Трактор МТЗ 82 | 1 | 35 |
Сеялка СЗ-3,6 | 1 | 12 |
Плуг ПЛ-3,35 | 2 | 15 |
Культиватор КРН-5,6 | 1 | 18 |
Опрыскиватель ОПТ-2000 | 1 | 18 |
Культиватор КПЕ-4,2 | 1 | 25 |
Итого: 573 |
Таблица
2.1.1. - Список основных средств „Ф/Х Маслянка”
Основные показатели хозяйственной деятельности Ф/Х «Маслянка» приведены в таблице 2.1.2.
Показатели | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Отклонение 2008г. от 2004 г. |
+; - | ||||||
Выручка от реализации, тыс. грн. | 160200 | 283000 | 274800 | 244500 | 438400 | +278200 |
Количество рабочих, чел. в т.ч. наемных | 20 | 20 | 23 | 23 | 30 | +10 |
Площадь с/х угодий, га | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 0 |
Материальные расходы, тыс. грн. | 92500 | 94300 | 97000 | 104600 | 107090 | +14600 |
Стоимость основных средств, тыс. грн. | 1440 | 1320 | 950 | 720 | 573 | -867 |
Прибыль (убыток), тыс. грн. | 67700 | 188700 | 177800 | 139900 | 331310 | +263610 |
Таблица 2.1.2. - Основные показатели хозяйственной деятельности Ф/Х «Маслянка»
По
данным этой таблицы можно увидеть увеличение
выручки от реализации продукции от 160,2
тыс. грн., в 2003 г. до 438,4 тыс.грн. в 2007 году
и, соответственно, увеличения размера
прибыли на 263,6 тыс. грн. благодаря увеличению
объема производства и реализации продукции.
Также благодаря увеличению количества
работников от 20 человек в 2003 г., до 30 человек
в 2007 году. Расходы увеличились на 14,6 тыс.
грн., что связано с подорожанием топлива,
увеличением заработной платы работников
и увеличением ставки фиксированного
налога. [6]
2.2.Сущность и концепция конкурентных преимуществ ф\х "Маслянка"
Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, то есть с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.
Модель
пяти сил (направлений) конкуренции
– это эффективный метод
Модель пяти сил представлена на рис. 2.2.1 [7]
Рисунок 2.2.1. - «Модель пяти сил М. Портера»
Конкурентная сила поставщиков экономических ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм-потребителей ресурсов способствует расширению круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.
Одним
из наиболее эффективных методов
усиления позиции фирм-покупателей
ресурсов является поведение стратегии,
направленной на установление контроля
над фирмами-производителями
Одним
из наиболее эффективных средств
усиления позиций фирм-производителей
в отношении покупателей
Сила фирм, потенциально готовых выйти на данный рынок товаров и услуг, определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Суть их состоит в том, что они могут вызвать повышение размеров первоначальных капиталовложений или увеличение степени риска для новых фирм. К входным барьерам относятся монополизация рынка, эффект масштаба (при увеличении объема выпуска суммарные издержки производства единицы продукции снижаются), патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау, контроль над ограниченными видами экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта. В условиях Украины дополнительные барьеры связаны с криминогенным влиянием на рынок, в том числе с разделом сфер влияния между криминальными структурами. [8]
Конкурентная
сила фирм, производящих товары-заменители,
зависит прежде всего от соотношения
цен на изделия-оригиналы и товары-
2.3.Анализ
конкурентной среды ф\х "Маслянка"
Для того чтобы провести анализ конкурентной среды необходимо для начала знать сильные и слабые стороны своего предприятия. Для этого ясной оценки сил нашего предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны (Strengths) - преимущества вашей организации;
Слабости (Weaknesses) - недостатки вашей организации;
Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;
Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке. [9]
Сильные стороны вашего предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.
Слабые стороны вашего предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п. [10]
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые ваше предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать ваше предприятие.
Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на ваше предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз вы можете взять следующий список параметров:
1. Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию Ф/Х «Маслянка» и т.п.)
2. Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
3. Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)
4. Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
5. Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
6.
Социально-демографические
7. Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
8. Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает ваше фермерское хозяйство, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.). [11]
Проанализировав
и сопоставив возможности с сильными
сторонами Ф/Х «Маслянка», приходим
к выводу, что при данных условиях
для фермерского хозяйства
Информация о работе Оценка конкурентной среды предприятия ф\х "Маслянка"