Основные принципы и направления маркетинговых исследований предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является изучение основных принципов и направлений проведения маркетинговых исследований на предприятии. Это определяет необходимость выполнения таких основных задач:
1) рассмотрение сущности и роли маркетинговых исследований;
2) изучение принципов организации маркетинговых исследований;
3) проанализировать основные направления проведения маркетинговых исследований;
4) проанализировать организацию маркетинговых исследований на конкретном предприятии;
5) выявить пути совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии.

Содержание

Введение

5
1. Основные принципы и направления маркетинговых исследований

7
1.1 Сущность маркетинговых исследований

7
1.2 Принципы маркетинговых исследований

11
1.3 Направления маркетинговых исследований

13
2. Характеристика и анализ деятельности туристической фирмы JLJ ”Азария-тур“


17
2.1 Общая характеристика ОДО ”Азария-тур“

17
2.2 Организационная структура ОДО ”Азария-тур“

18
2.3 Экономическая характеристика предприятия ОДО ”Азария-тур“

19
2.3 Маркетинговая деятельность предприятия ОДО ”Азария-тур“

22
2.4 Рекламная деятельность на исследуемом предприятии

22
2.5 Возрастной и образовательный уровень работников предприятия

23
3.Направления совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии ОДО ”Азария-тур“
3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности ОДО ”Азария-тур“…
3.2 Разработка маркетингового исследования потребителей………………....
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Приложение……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

рыапы.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

Итак, маркетинговые исследования являются самой важной основой в планировании рыночных действий предприятия. Максимально эффективно распределить ресурсы предприятия и правильно выбрать пути к достижению целей можно только на результатах анализа маркетинговых исследований. Планировать рыночные действия компании, основываясь на общей информации или на информации, полученной для решения чужих задач, значит, действовать в условиях неопределенности, осуществляя неправильные действия, что приводит в первую очередь к потере прибыли. Индивидуальные маркетинговые исследования исключают неопределенность при принятии рыночных решений, что позволяет максимально эффективно распределить экономические силы предприятия для достижения успеха в бизнесе и получения наибольшей прибыли.

Таким образом, под маркетинговым  исследованием следует понимать процесс постановки задач, получения  маркетинговой информации, планирования и организации её сбора, анализа и представления отчета о результатах, направленных на решение маркетинговой проблемы, стоящей перед фирмой.

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ХАРАКТЕРИСТИКА  И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ОДО ”АЗАРИЯ-ТУР“

 

 

2.1 Общая характеристика ОДО ”Азария-тур“

 

ОДО ”Азария-тур“ с 1991г осуществляет деятельность в туристической отрасли. Начинала работать с шоп-туров.

Работает на основании лицензии на осуществление туристической  деятельности № 02310/0100403 от 14.12.2004г. выданной Министерством спорта и туризма Республики Беларусь сроком на 5 лет.

”Азария-тур“ предлагает следующие автобусные туры:

  • Беларусь
  • Польша
  • Венгрия
  • Чехия
  • Словакия
  • Германия
  • Франция
  • Италия
  • Литва
  • Австрия
  • Украина(Крым)

”Азария-тур“ предлагает следующие авиатуры:

  • Египет
  • ОАЭ
  • Таиланд
  • Болгария
  • Франция
  • Италия
  • Куба
  • Турция

Миссия ОДО ”Азария-тур“: ”Продажа качественного туристского продукта поможет занять нам лидирующее положение на рынке по доле и прибыли, что приведет к процветанию нашего общего дела и общества, в котором мы живем и работаем“.

Основным видом деятельности Общества в настоящее время является туристическая деятельность и международные перевозки пассажиров.

Цели ОДО ”Азария-тур“:

• увеличение доли рынка;

• повышение объемов продаж туристского продукта;

• увеличение темпов роста чистого дохода;

• увеличение доли собственного капитала;

• повышение качества туристской продукции;

• обеспечение безопасности труда и развитие коллектива предприятия.

Основные принципы  работы фирмы - высокий уровень сервиса  в сочетании с качеством и использованием новейших технологий. За период существования фирмы  услугами фирмы воспользовались множество туристов, большинство которых стали постоянными клиентами фирмы  и их добрыми друзьями.

 

 

2.2 Организационная структура ОДО ”Азария-тур“

 

Организационная структура ОДО ”Азария-тур“ достаточно простая. Штат состоит из 4-х человек:

  • директор
  • главный бухгалтер
  • 2 менеджера по туризму

Все сотрудники фирмы  высококлассные специалисты, имеющие  профессиональный опыт деятельности, высшее образование и стаж в отрасли – не менее 5 лет.

Директор фирмы –  является главой туристического предприятия ОДО ”Азария-тур“. В его обязанности входят: разработка стратегии и тактики фирмы, маркетинговые исследования, представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимых лицензий, планирование рекламной компании и анализу отдачи от рекламы, управленческие функции, формирование имиджа фирмы, деловая переписка.

Главный бухгалтер ОДО ”Азария-тур“ выполняет функции заместителя директора, а также в его обязанности входят: разработка финансовой стратегии фирмы, составление финансовых планов, обеспечение деятельности фирмы (осуществление денежных переводов, подготовка финансовых отчетов) и своевременное информирование руководства о финансовых результатах деятельности фирмы, проводит экономический анализ финансово – хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета, ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, организует учет финансовых, расчетных и кредитных операций, занимается страхованием фирмы и юридическими аспектами, принимает управленческие решения. Подчиняется директору фирмы.

Менеджер по въездному  туризму – работает непосредственно  с клиентами, разрабатывает туры и экскурсии по Республике Беларусь. В его обязанности входит: анализ туристского рынка, формирование папок с предложениями, заключает договора с гидами, переводчиками и автохозяйствами, бронирует места в гостиницах, а так же билеты на ж/д транспорт, проводит визовую поддержку туристов, составляет программы пребывания туристов, вместе с директором занимается рекламной компанией.

Менеджер по выездному  туризму – разрабатывает туры и экскурсии по странам ближнего и дальнего зарубежья. В его обязанности  входит: анализ зарубежного туристского рынка, формирование папок с предложениями, бронирование билетов авиа и ж/д транспорта, страхование туристов выезжающих за рубеж, визовая поддержка, рекламная компания.

2.3 Экономическая характеристика предприятия

Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия за ряд  лет является определяющим при работе с инвесторами. Даже при наличии прекрасных деловых предложений, дающих в перспективе хороший экономический эффект и имеющих спрос на рынке, серьезные инвесторы не будут работать с предприятиями, имеющими низкие финансовые показатели на текущий момент или негативную тенденцию изменения последних. В тоже время роль данного анализа возрастает также за счёт растущей ответственности предприятия перед совладельцами, работниками, банками и другими кредиторами.

Эффективность хозяйственной  деятельности предприятия определяется в конечном итоге финансовым состоянием. Основные показатели производственной деятельности предприятия за период с 2009 по 2011 год приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Показатели производственной деятельности фирмы ОДО ”Азария-тур“ за 2009-2011г.(в ценах 2011г.)

 

Показатели

ед. измерения

2009 год

2010 год

2011 год

Выручка от реализации туристических путевок

млн. руб.

2548,2

2851,4

2772,8

Себестоимость туристических  услуг

млн. руб.

1861,4

1987,6

1912.7

Основные фонды предприятия

млн. руб.

   3225,3

3476,8

3261.2

Численность работников

человек

7

6

7

Фонд заработной платы

млн. руб.

235,2

202.2

240,9

Затраты труда

часов

12320

10561

11970

Численность туристических  путевок

шт.

274

269

278


 

Рассчитаем систему  показателей рентабельности ОДО ”Азария-тур“ в 2009-2011 гг. в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 –  Расчет уровня рентабельности предприятия (по таб. 2.1)

Показатели

ед. измерения

2009 год

2010 год

2011 год

Прибыль, всего

млн. руб.

686,8

863,8

860,1

Рентабельность

%

36,9

43,5

45

Прибыль на 1 час

тыс. руб.

55,7

81,8

71,8

Прибыль на руб. ФЗП

руб.

2,92

4,27

3,57

Доля прибыли в выручке

%

26,9

30,3

31,1


 

Расчет 2009 год:

Прибыль: 2548,2-1861,4=686,8 млн. руб.

Рентабельность: (686,8÷1861,4)×100%=36,9%

Прибыль на 1 час: 686800000÷12320=55,7 тыс. руб.

Прибыль на руб. ФЗП: 686,8÷235,2=2,92 руб.

Доля прибыли в выручке: (686,8÷2548,2)×100%=26,9%

Аналогично были рассчитаны  2010 и 2011 года

За анализируемый период рентабельность продукции повысилась с 36,9% по 45%. При этом предприятие добилось определенных успехов в повышение доли прибыли в выручке. За этот период уровень данного показателя повысился на 4,2%.

Таблица 2.3 — Анализ использования основных фондов предприятия

Показатели

ед. измерения

2009 год

2010 год

2011 год

Фондовооруженность

млн. руб.

460,8

579,4

465,9

Фондоотдача

руб.

0,79

0,82

0,85

Фондоемкость

руб.

1,27

1,22

1,18

Норма прибыли

%

21,2

24,8

26,3


 

Расчеты за 2009 год:

Фондовооруженность: 3225,3÷7=460,8 млн. руб.

Фондоотдача: 2548,2÷3225,3=0,79 руб.

Фондоемкость: 3225,3÷2548,2=1,27 руб.

Норма прибыли: (686,8÷3225,3)×100%=21,2%

Аналогично были рассчитаны  2010 и 2011 года

 

Таблица 2.4 –  Расчет и сопоставление темпов роста  производительности труда и заработной платы

Показатели

ед. измерения

2009 год

2010 год

2011 год

Производительность

млн. руб.

чел.

364,1

475,2

396,1

Зарплата годовая

млн. руб.

чел.

33,6

33,7

34,4

ТР производительности труда

%

100

130,5

83,4

ТР зарплаты годовой

%

100

100,3

102,1

±Δ ТРпт - ТРзп

%

-

30,2

-18,7


 

Расчеты за 2009 год:

Производительность: 2548,2÷7=364,1 млн. руб./чел.

Зарплата годовая 235,2÷7=33,6 млн. руб./чел.

Аналогично были рассчитаны  2010 и 2011 года

Расчеты темпов роста 2010 год:

Производительности труда: (475,2÷364,1)×100=130,5%

Зарплаты годовой: (33,7÷33,6)×100=100,3%

Аналогично был рассчитан 2011 год

 

2.3 Маркетинговая деятельность предприятия

Маркетинговая деятельность фирмы играет важную роль в управленческом обследовании предприятия. После выбора основных стратегических направлений действий предприятия необходимо их конкретизировать через планирование программы маркетинга.

Любая туристическая  фирма должна постоянно следить  за всеми, реагировать на каждое изменение  на рынке: отставание от более удачливых  и прозорливых грозит недоверием потребителя фирме, что может  привести не только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа фирмы, т.е. к утрате существенной части потенциальных и постоянных клиентов.

Туристическая фирма ”Азария-тур“ – не проводила никаких маркетинговых исследований.

 

2.4 Рекламная деятельность на исследуемом предприятии

Рекламной деятельностью  на исследуемом предприятии занимаются менеджеры по туризму. ОДО ”Азария-тур“ использует следующие виды рекламы: реклама в СМИ, рекламные щиты и рекламные сувениры: фирменные календари (настенные настольные, карманные); изделия с надпечаткой (различные предметы утилитарного назначения: карандаши, ручки, записные книжки, брелоки).

Информация о работе Основные принципы и направления маркетинговых исследований предприятия