Основные принципы и направления маркетинговых исследований предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является изучение основных принципов и направлений проведения маркетинговых исследований на предприятии. Это определяет необходимость выполнения таких основных задач:
1) рассмотрение сущности и роли маркетинговых исследований;
2) изучение принципов организации маркетинговых исследований;
3) проанализировать основные направления проведения маркетинговых исследований;
4) проанализировать организацию маркетинговых исследований на конкретном предприятии;
5) выявить пути совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии.

Содержание

Введение

5
1. Основные принципы и направления маркетинговых исследований

7
1.1 Сущность маркетинговых исследований

7
1.2 Принципы маркетинговых исследований

11
1.3 Направления маркетинговых исследований

13
2. Характеристика и анализ деятельности туристической фирмы JLJ ”Азария-тур“


17
2.1 Общая характеристика ОДО ”Азария-тур“

17
2.2 Организационная структура ОДО ”Азария-тур“

18
2.3 Экономическая характеристика предприятия ОДО ”Азария-тур“

19
2.3 Маркетинговая деятельность предприятия ОДО ”Азария-тур“

22
2.4 Рекламная деятельность на исследуемом предприятии

22
2.5 Возрастной и образовательный уровень работников предприятия

23
3.Направления совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии ОДО ”Азария-тур“
3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности ОДО ”Азария-тур“…
3.2 Разработка маркетингового исследования потребителей………………....
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Приложение……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

рыапы.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

      Следующим  этапом маркетингового исследования  является извлечение из полученной информации наиболее важных данных и результатов.  Эти полученные данные сводятся в таблицы и обрабатываются с помощью статистических методик.

      Современные  условия ведения бизнеса и  требования к точности и высокой скорости обработки различных маркетинговых исследований в туризме, на основании которых можно было бы с полной уверенностью строить последующие заключения и давать рекомендации, требуют внедрения новых технологий и их повсеместного использования.

      Подсчёт  общих сумм ответов по каждому  варианту может быть проведен в базе данных MS Access при помощи функции создания перекрёстных запросов. Затем данные должны быть импортированы в статистические таблицы SPSS. После этого проводиться корреляционный анализ импортированных данных через функцию Statistics>Partial Correlation, где определяющим признаком будет социальный статус респондента, а зависимым – ответы на такие вопросы как: Какие из нижеперечисленных туристических маршрутов кажутся Вам наиболее привлекательными?, Каким транспортным средствам Вы отдаёте предпочтение при передвижении на большие расстояния?, Какой класс отелей Вы выбираете?

  В результате данного корреляционного анализа будет получена таблица коэффициентов корреляции (степени связи всех зависимых переменных).

      Из данной таблицы будет видно, например,  что при выборе тура в Турцию наибольшей популярностью будут пользоваться 4-звёздные гостиницы; наиболее популярным средством передвижения по данному маршруту является самолёт, а основные возрастные группы – 30-39 и 40-49 лет.

      Исследователь  должен стремиться к тому, чтобы  предоставляемые им результаты маркетингового исследования были четкими и с наименьшим числом неопределенностей.  Эти результаты дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.

      Очевидно, что важно не только провести  маркетинговое исследование, но важны еще и его результаты.  Следовательно, необходимо сопоставить задачи проводимого маркетингового исследования и его результаты.  Использовались ли результаты маркетингового исследования?  В полном ли объеме?  Фактически, на данном этапе можно выявить как недочеты, так и положительные моменты в проведении исследования, что может быть полезно в дальнейшем при проведении других маркетинговых исследований.

Рекомендации по проведению опроса потребителей (анкетирование  потребителей):

 

1. Опрос потребителей  рекомендуется проводить в сезон, когда продукт/услуга максимально востребован. В несезон данные опроса будут респондентами меряться по текущему потреблению и желаниям, что не отражает реальную картину сезонного продукта.

2. Рекомендуется разделять  результаты опроса на улице и в точках продажи, т.к. у респондентов разный уровень вовлеченности и мотивации на ответ.

3. Каждому респонденту  по результатам анкеты вручать  презент от компании (например, мини-игрушка в фирменном стиле) и сообщать о компании, от которой проводилось исследование (в конце опроса). Это может повлиять в т.ч. на узнаваемость марки и желание попробовать продукцию/услугу.

4. Рекомендуется разделять  цели и результаты исследований  в регионах, где продукция компании  уже представленна и где нет.

5. Рекомендуется проводить исследование по всем ключевым регионам работы компании (где позиции уже сильны), а также по регионам, в которых планируется наиболее активная работа по увеличению доли рынка и увеличению продаж (новые регионы — точки роста). Для компаний, планирующих активный рост и экспансию в другие регионы.

6. Рекомендуется проводить  исследование потребителей в  начале сезона, в середине и  в конце, чтобы сравнить динамику, а также запланировать исследование на начало следующего сезона, чтобы понять, как поменялась ситуация в межсезонье (насколько эффективен поддерживающий комплекс маркетинга в межсезонье).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Маркетинг на предприятии, работающем на любом типе рынка, имеет  одну неотъемлемую часть –маркетинговые исследования. Процесс проведения маркетинговых исследований представляет собой ряд последовательных логических действий, направленных на получение и обработку информации, необходимой для принятия определённого решения.

Что касается основной цели проведения маркетинговых исследований, то она заключается в определении состояния и тенденций развития рыночной ситуации в определённый момент времени. Вытекающие из неё задачи можно сгруппировать в две группы: касающиеся целей конкретного исследования, и касающиеся методологии его проведения. В первую группу входят: анализ изменений, закономерностей и тенденций развития конъюнктуры рынка, его потенциала. Что же касается второй группы задач, то это определения исследуемого объекта и предмета, методов исследования и т.п.

Если говорить о принципах проведения маркетинговых исследований, то сами они предельно просты: системность, комплексность, объективность, экономичность, регулярность, оперативность, точность, тщательность. Но следование им крайне важно для получения правильных достоверных результатов исследования.

Направления маркетинговых  исследований определяются возможным набором объектов для изучения: исследование рынка, конкурентов, товара и т. д.

Для успешного ведения  дел необходимо не только уметь предоставлять  качественные услуги, но и знать, кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого поводятся маркетинговые исследования.

Маркетинговые исследования – систематическое определение  круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования. Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой процесс, состоящий из шести этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап – разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Третий этап – сбор информации. Четвертый этап – анализ собранной информации для вывода показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявление разного рода взаимосвязей. Пятый этап – представление основных результатов, которые дадут управляющему по маркетингу возможность принимать более правильные решения. На шестом этапе проводится анализ того, как было использовано конкретное исследование впоследствии.

Коммерческий успех  компаний во многом зависит от маркетинговой кооперации в туристической индустрии. К ней должны подключиться авиалинии, фирмы по аренде автомобилей, железные дороги и т.д. Не много можно найти более взаимозависимых отраслей экономики, чем путешествия и гостинично-ресторанные услуги. Эта взаимозависимость проявляется во все более изощренной форме. Индустрия путешествий нуждается в возрастающем числе профессионалов маркетинга, понимающих ее глобальные проблемы и способных реагировать на растущие потребности потребителей выработкой творческих стратегий, основанных на хороших знаниях маркетинга.

Вполне очевидно, что  маркетинговые исследования являются крайне необходимыми. Они, кроме того, требуют комплексного и детального подхода. Но средства и силы, затраченные на проведение маркетингового исследования, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых правил, сполна окупаются и во многом предопределяют успешную работу фирмы.

И, наконец, следует отметить, что маркетинг играет очень важную роль в формировании успеха деятельности фирмы, поэтому маркетинговые приемы должны активно использоваться в туристских фирмах, непринятие во внимание такого важного структурного элемента, как маркетинговая деятельность неприемлемо в современных условиях индустрии туризма, развивающейся столь быстрыми темпами. Это может привести к банкротству или поглощению компании.

В условиях ОДО ”Азария-тур“ рекомендуется провести маркетинговое исследование потребителей.

Для опроса в  условиях ОДО ”Азария-тур“ предлагается использовать метод опросов путем задания вопросов с  помощью  анкеты.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Акулич, И. Л. Маркетинг: учеб. пособие для ВУЗов / И. Л. Акулич, В. В. Тарелко – Минск: Интерпрессервис, 2007. – 304 с.
  2. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. [Электр. Источник. www.litru.ru]
  3. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. –М.: КНОРУС, 2005. -672с.
  4. Беляевский,  И. К.  Маркетинговое  исследование: учеб. пособие / И. К. Беляевский. – М.: МГУЭСИ, 2001. – 134 с.
  5. Белявский, И. К. Маркетинговое исследование / И. К. Белявский. – М.: МГУЭСИ, 2004. – 414 с.
  6. Годин И.И. Маркетинг.-М.: Дашков и ко, 2005. 760 с.
  7. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. – М.: Издательство ”Финпресс“, 2008. – 416 с.
  8. Данченок, Л. А. Маркетинг: учеб. пособие / Л. А. Данченок. – М.: МГУЭСИ, 2005. – 300 с.
  9. Дурович, А. П. Практика маркетинговых исследований. В 2-х книгах. Среда. Рынок. Товары. Конкуренты. Потребители. Коммуникации. Книга 2 /             А. П. Дурович. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 400 с.
  10. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П. С. Завьялов. – М.: Издательский Дом ”ИНФРА-М“, 2007. – 67 с.
  11. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс / Ф. Котлер. – М.: Издательство ”Вильямс“, 2006. – 656.
  12. Маркетинговая деятельность предприятия. – Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 2007. – 118 с.
  13. Маркова, В. Д. Маркетинг, менеджмент / В. Д. Маркова. – М.: Омега-Л, 2009. – 204 с.
  14. Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2004. 288 с.
  15. Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования / Б. Е. Токарев. – М.: Экономистъ, 2007. – 624 с.
  16. Хейг, П. Маркетинговые исследования на практике. Основные методы исследования рынка / П. Хейг, Н. Хейг, М. К-Э. Морган. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 312 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

АНКЕТА

 

Уважаемые потребители!

 

Туристическая фирма ОДО ”Азария-тур“ проводит исследование с целью выявления предпочтений потребителей и эффективности рекламной деятельности фирмы . Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. Часть вопросов требует количественной оценки по пятибалльной шкале, где низшей оценкой является 1 балл, высшей – 5 баллов.

 

  1. Ваш возраст:

¨

от 16 до 19 лет

¨

от 35 до 44 лет

¨

от 20 до 24 лет

¨

от 45 до 54 лет

¨

от 25 до 29 лет

¨

от 55 до 64 лет

¨

от 30 до 34 лет

¨

от 65 лет и старше


 

  1. Укажите Ваш социальный статус:

¨

Предприниматель

¨

Служащий без высшего образования

¨

Руководитель предприятия (наемный  служащий)

¨

Домохозяйка, временно неработающий

¨

Заместитель руководителя предприятия

¨

Студент

¨

Руководитель отдела, службы, подразделения

¨

Пенсионер

¨

Квалифицированный специалист с высшим образованием

¨

Рабочий, мастер

¨

Тех. обслуживающий персонал

   

       Свой вариант  ответа_______

 

  1. Какие из нижеперечисленных туристических маршрутов кажутся Вам наиболее привлекательными?:
  • Беларусь                                               - ОАЭ
  • Польша                                                 - Таиланд
  • Венгрия                                                - Болгария
  • Чехия                                                    - Франция
  • Словакия                                             - Италия
  • Германия                                              - Турция
  • Франция                                               - Египет
  • Италия                                                 Свой вариант ответа________
  • Литва
  • Украина(Крым)  

Информация о работе Основные принципы и направления маркетинговых исследований предприятия