Особенности развития международного маркетинга (на примере компьютерного рынка)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности международного маркетинга на примере компьютерного рынка.

Задачи работы: рассмотреть теоретические основы международного маркетинга, проанализировать состояние компьютерного рынка, предложить рекомендации по продвижению своей продукции ООО «НИКС».

Предмет исследования – маркетинг компьютерных продуктов.

Объект исследования – ООО «НИКС».

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы формирования и развития маркетинговой деятельности 4
1.1 Понятие маркетинга, эволюция 4
1.2 Развитие международного маркетинга 6
2 Анализ компьютерного рынка 11
2.1 Оценка конкурентной ситуации 11
2.2 Проведение маркетингового исследования 19
2.3 Характеристика основных проблем 31
3 Разработка маркетинговых решений на примере ООО «НИКС» 33
3.1 Разработка решений по торговым агентам 33
3.2 Решения по ценовой политике 34
3.3 Решения по распределению 35
3.4 Решения по маркетинговым коммуникациям 36
Выводы и предложения 39
Список использованных источников 40

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 297.92 Кб (Скачать)

      Во-вторых, отправным моментом в  экспортной маркетинговой деятельности  является изучение внешних рынков  и их возможностей, которое более  сложное и трудоемкое, чем изучение  внутреннего рынка. Отсюда - необходимость  создания предприятиями-экспортерами  соответствующих опытных подразделов  и поиск в стране, куда направляется  или предусматривается экспорт,  специализированных фирм-консультантов,  которые предоставляют за соответствующую  плату информацию о товарных  рынках.

      В-третьих, для эффективной деятельности  на внешнем рынке необходимо  творчески и гибко использовать  маркетинговые методы. Стандартных  подходов здесь нет. Поддерживать  прямые связки с заграничными  покупателями или действовать  через агентские фирмы, вести  экспорт товаров или лицензий  на право их производства, принимать  участие в торгах самостоятельно  или в составе консорциумов, использовать  лизинг как средство стимулирования  экспорта или ограничиться традиционной  продажей товаров - все эти  и много других форм экспорта применяют с учетом конъюнктуры и прогнозов развития рынков, практики, которая там сложилась, характеру экспортированных товаров и т.д.[5, c. 63]

      В-четвертых, придерживаться требований  мирового рынка (а точнее, требований  покупателя) значит не только  необходимость соблюдения принятых  там условий сбыта товаров.  Решающее значение имеют разработка  и производство таких экспортных  товаров, которые даже через  несколько лет после выхода  на рынок отличались бы высокой  конкурентоспособностью.

      Важным аспектом международного  маркетинга является его роль  в менеджменте. Он используется  для разработки концепции интернационализации  деятельности предприятия, которая  является основой управления  этим процессом. Маркетинг внешней  торговли заключается в сознательном  и целеустремленном комбинировании  инструментов управления международным  предприятием. Вообще под маркетингом  понимается основополагающая философия  управления предприятием, в соответствии  с которой принимаются все  решения на предприятии. Следовательно,  и маркетинг внешней торговли  должен быть направлен на обоснование  целевых позиций управления деятельностью  предприятия на мировом рынке.

      Управленческий аспект международного  маркетинга связан с тем, что  он призван отобразить особенности  отношений покупки-продажи и инвестиционные  направления деятельности в нетрадиционных  для предприятия типах культур.  Из этого выплывает специфика  работы в отрасли маркетинга, который особенно касается исследования  рынка и рекламы. В данном  случае можно было бы указать  на такие аспекты, как предубежденность  и доверие. Имеется в виду, что  на рынках западных стран у  покупателя часто будет возникать  вопрос, почему предприятие страны X предлагает свои товары нам,  когда у нас есть свои производители.  С такой предубежденностью нередко  встречаются предприятия Восточной  Европы на рынках развитых  стран. С другой стороны, на  рынках Восточной Европы западные  фирмы имеют дело с ситуацией,  которое можно было бы назвать гипнозом, когда достаточно, чтобы продукт имел западную марку для мгновенного завоевания доверия.[3, c. 82]

      Приведен типичный для настоящего  пример - лишь небольшой штрих  к тому разнообразию нетрадиционных  для внутреннего рынка явлений,  с которыми придется встречаться  за его пределами. Если же  сделать попытку обобщения, то  можно было бы выделить три  аспекта, которые привели к  выделению международного маркетинга  в самостоятельное направление:

    а) большая, в сравнении с внутренним маркетингом, потребность в информации;

    б) значительная сложность получения информации;

    в) нетрадиционные и более высокие риски. 
 

    2 Анализ компьютерного  рынка в г.Перми

    2.1 Оценка конкурентной ситуации

    Итак, в настоящий момент на пермском компьютерном рынке работает более 50 фирм. Причем число 50 - это количество более или  менее «озвученных» компаний, информацию о которых можно увидеть в  деловых справочниках, специализированных СМИ, в Интернете. Из них наиболее известны потребителям десяток фирм-лидеров, в основном занимающихся розничной  и оптовой торговлей компьютерной техникой и отчасти софтом. Особняком  стоят борцы в тяжелом весе - специализированные системные интеграторы. Этот рынок более специфичен и  менее известен широкому потребителю, хотя в благоприятное время деньги на нем крутятся немалые. Далее идут торговые фирмы второго эшелона  с гораздо меньшими объемами продаж, но количество этих фирм побольше раза в два. Оставшуюся нишу занимают мелкие торговцы, продающие новую технику  и компьютерный second hand, маленькие  НТП и НПО, фирмы, осуществляющие ремонт и сервисное обслуживание, и т. д. И практически у каждого  представителя рынка есть свои уникальные особенности. Поэтому весь пермский рынок в целом напоминает собранную  головоломку: все детальки плотно подогнаны  друг к другу - попробуй вставить крупную  лишнюю деталь. И действительно, пока не вставляется, да и в дальнейшем вероятность такого события невелика. Года полтора-два назад это еще  было возможно. Теперь же рынок окончательно поделен, особо резких потрясений и  смен ролей не испытывает, и свежепоявившейся компании повезет только в том  случае, если она сама себе создаст  новый сегмент рынка или договорится  с ASUS, Quantum и Samsung об отпуске ей продукции  по цене завода-производителя и доставке ее в Пермь на ковре-самолете, т. е. без накладных расходов.

    Справка о доходах.

    Оценивая  общий среднемесячный оборот компьютерного  рынка в Перми, эксперты, в роли которых выступили первые лица крупных  пермских компаний, называли весьма разные цифры - от $ 1,5–2 млн. до $ 5 млн. Большинство  же сошлось на средних величинах  в $ 3–3,5 млн. Вообще, нужно заметить, что среднемесячный оборот - понятие для компьютерного бизнеса весьма относительное, есть «мертвые» месяцы с минимальной прибылью, а есть декабрь с $ 6–7 млн. оборота. Системные интеграторы вообще работают «редко, но метко», и включать их в оценку - задача не из легких. Из этих «средних» трех с половиной миллионов $ 2–2,5 млн. приходится на долю десяти самых крупных игроков. Многие из экспертов удивлялись: мол, непонятно, как же вообще умудряются жить все эти мелкие фирмочки со своим одним миллионом на всех. Их же так много. Действительно, есть огромная подводная часть айсберга - радиорынки, отделы в магазинах, частные лица и «фирмы» величиной в одну комнату и численностью в два человека, иногда вообще незарегистрированные. Имя им легион, и все они тоже хотят зарабатывать деньги. И несмотря на свою незначительность, берут числом, как пираньи быка, и тоже активно влияют на рыночную ситуацию.

    Как это происходит? Маленькие фирмы  снижают уровень минимальной  доходности и делают его неприемлемым для больших фирм. Большое количество клиентов прибегает к их супердешевым и менее качественным услугам, ибо  для этой категории потребителей главное - цена. Тот уровень доходности, что вполне устраивает проворную  «мелкоту», недостаточен для крупной  фирмы, которой кроме хлеба с  маслом для сотрудников надо еще  и развиваться, бороться с хитрыми  конкурентами, тратить деньги на рекламу. А это ой как нелегко в условиях, когда прибыль, по словам Михаила  Шинкаренко, заместителя директора Zehith Computers, «постоянно уменьшаясь, приближается к границе неразумного».

    В нынешнее время компьютерные фирмы  превысили докризисный уровень  по обороту, но еще не достигли его  по уровню доходов (и лишь некоторые, по их оценкам, только-только сравнялись с докризисным уровнем доходов). Сейчас все участники рынка сходятся во мнении, что прибыльность компьютерного  бизнеса по сравнению с другими  весьма низка. Низкая наценка заставляет фирмы постоянно наращивать обороты  продаж, чтобы развиваться. Леонид Геллер, заместитель генерального директора  «Компьютер-Сервиса», оценивает «грязную»  доходность данного рынка на уровне не более 7–12%. Это гораздо ниже средней прибыльности других видов бизнеса. Хотя многие эксперты считают, что, учитывая его долговременность и прогнозируя лет на пять вперед, можно с определенной долей уверенности утверждать, что в будущем его доходность превысит средний уровень.

    brand и no name.

    Чем же в основном торгуют фирмы Перми? 80–90% наших товаров - это no name, заявило  большинство. Но если судить не по количеству, а по деньгам, то brand name может и  перевесить ненароком. Впрочем, какая  разница, если все это будет хорошо работать? Хотя есть фирмы, которые  действительно предоставляют на рынок в Пермь brand name, например Forte торгует техникой Compaq, группа компаний «ICS-Юг» и Service Technology продает компьютеры Acer, «Компьютер-Инжиниринг» недавно  стал возить мелкие партии IBM.

    Опять же особняком стоят интеграторы, которым для «сертифицированности»  проектов и удовлетворения запросов определенной категории клиентов просто необходимо возить белую технику. Она  дороже, но реже ломается. Благодаря  этому снижается стоимость сервисного обслуживания, а это для больших  серьезных проектов весьма немаловажный фактор.

    Потребители.

    Традиционно спрос на компьютерную технику подразделяется на два основных сегмента: корпоративные  и частные покупатели. За последние 10 лет структура спроса претерпела существенные изменения. На этапе формирования и роста отрасли 99% спроса обеспечивали корпоративные потребители. По оценкам, лишь в 1995-1996 гг. наметилась тенденция  увеличения частных покупателей. И  именно на этот период приходится самый  большой рост числа компьютерных фирм Перми. Однако просуществовала  эта тенденция недолго - кризис 1998 года практически восстановил «статус  кво» начала 90-х. Но, начиная со второй половины 2000 года, доля частных потребителей начала неуклонно увеличиваться.

    Согласно  оценке, основанной на данных опроса компьютерных компаний, на сегодняшний день в  объеме продаж в целом по рынку  доля частных потребителей составляет в среднем около 35%. При этом респонденты  руководствовались классическим критерием  дифференциации потребителей: юридическое  лицо - частное лицо.

    Однако  рост деловой активности после кризиса  привнес некоторую лепту не только в увеличение объемов продаж, но и в структуру спроса. В экономике  появилось множество мелких фирм, которые могут быть отнесены к  корпоративным потребителям лишь условно.

    Первоначальный  объем закупок такими предприятиями  нередко составляет всего 1 ПК и затраты  на него являются существенной нагрузкой  на бюджет. Эта категория потребителей очень чувствительна к цене, а  требования к компьютеру мало отличаются от запросов граждан. Тем не менее, отличительной  особенностью подобных покупателей  является возможность увеличения компьютерного  парка в том случае, если их благосостояние растет. Частные пользователи более  склонны к модернизации своего компьютера, а мелкие фирмы предпочитают покупать второй, третий и т.д. Таким образом, можно выделить три основных группы потребителей:

  1. крупные корпоративные покупатели;
  2. небольшие фирмы и частные предприниматели;
  3. частные лица.

    И есть основания полагать, что структура  продаж на данный момент выглядит следующим  образом:

    Группа 1 - 35%

    Группа 2 - 35%

    Группа 3 - 30%

    В Перми практически нет крупных  фирм, о которых, к примеру, можно  сказать: «Эта фирма специализируется на розничной продаже компьютерной техники» - и тем самым полностью  охарактеризовать ее деятельность. Во-первых, все крупные фирмы, такие как   Sunrise, Computer-City, «Информатика», R-Style, «Технополис» и др., торгуют различными категориями товаров в отличие от фирм, ушедших в некую специализацию и работающих на других рынках, таких как «Максим» (бытовая техника), «КМ» (копировальная и офисная техника, расходные материалы, канцтовары), «Прога» (программное обеспечение) и т. д. У лидеров рынка в наличии и компьютеры с принтерами, и копиры с факсами, расходники, UPS, телефоны, программное обеспечение, сетевое оборудование, компьютерная мебель и еще много различных товаров. Считается, что это удобно для клиента, ему не нужно ездить по салонам, а достаточно прийти в один, чтобы полностью оснастить свой дом и офис всем необходимым.

    Как отметил Георгий Лыскин, замгендиректора  «Информатики», торгующим фирмам сейчас свойственна диверсификация деятельности, позволяющая им развивать новые  направления, привлекать новые категории  клиентов. «Информатика», к примеру, кроме розничной торговли «железом»  работает с дилерами и корпоративными клиентами, продает ПО, оказывает  сервисные услуги и т. д. И так  же поступают почти все крупные  компании. Время от времени может  происходить перераспределение  усилий компании. «В прошлом году приоритетным для нас было дилерское направление, - рассказал Сергей Трипалин, генеральный  директор «Информатики». - За последнее  время мы значительно его расширили, но поняли, что теперь будем больше внимания уделять работе с корпоративным  рынком».

    Специалисты широкого профиля.

    У системных интеграторов в отличие  от торгующих фирм к диверсификации совсем другое отношение. Здесь у  лидеров специализация ярко выражена во всех отношениях - это и особая категория клиентов, и наценки  на оборудование повыше, и качество этого оборудования всегда гарантированное. «Если системный интегратор начинает заниматься розницей, дилерскими отношениями, сервисными услугами, это означает, что на корпоративном рынке его  постигла неудача, - считает Алексей  Власенко, исполнительный директор компании «Кредиткард». - А ведь рынок системной  интеграции очень хорош и перспективен, и успешная фирма не станет обращать внимания на другие виды деятельности». Здесь также большую роль играет сложность осуществляемых проектов, требующая от персонала фирмы высоких профессиональных знаний и концентрации усилий в одной области. «Распыление» бизнеса может привести к потере качества выполняемых проектов.

Информация о работе Особенности развития международного маркетинга (на примере компьютерного рынка)