Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы на основе изучения концепций системы связей с общественностью (ПР) проанализировать её значение в деятельности предприятия и разработать рекомендации по повышению репутации фирмы с использованием инструментария Паблик Рилейшнз.
Объект исследования: ПР-деятельность предприятия.
Предмет исследования: система связей с общественностью в управлении фирмой.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
Исследовать эволюцию системы Паблик Рилейшнз в управлении;
Раскрыть сущность, содержание и инструментарий Паблик Рилейшнз, и охарактеризовать особенности его применения в системе эффективного предпринимательства.
Введением 3
1 Паблик Рилэйшенз и его роль на современном рынке 5
1.1 Понятие и функции Паблик Рилэйшенз (ПР) 5
1.2 Предпосылки и причины возникновения ПР 7
1.3 Необходимость и актуальность 8
1.4 Основные методы в Паблик Рилэйшнз 11
1.5 Реклама и Паблик Рилейшнз 14
2 Стратегия делового общения 17
2.1 Особенности делового общения 17
2.2 Исследования и научный анализ в деловой коммуникации 20
2.3 Средства делового общения 22
3 Разработка и проведение мероприятий по Паблик Рилейшнз. 24
3.1 Разработка программы Паблик Рилэйшнз 24
3.2 Оценка эффективности Паблик Рилейшнз 26
3.3 Использование ПР - деятельности компанией «Кока-кола» 31
3.4 Особенности внедрения ПР на отечественных предприятиях 38
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Даже сегодня правда о главном "мифе" самого популярного в мире напитка остается тайной века. Ведь формула кока-колы до сих пор остается под запретом. Говорят, что существует рецепт, написанный рукой самого Пембертона. Он хранится в особом сейфе, доступ к которому имеют лишь высшие руководители компании, и даже они могут открыть сейф только сообща. С одной стороны, при теперешнем пристальном внимании и жестких требованиях различных организаций к еде и питью странно, что рецепт до сих пор не раскрыт. С другой стороны, существует масса вариантов расшифровки состава. Так, утверждается, что знаменитый ингредиент 7Х включает в себя масла лимона, апельсина, корицы, мускатного ореха, цветков горького апельсина, кориандра и лайма. Но завеса тайны по-прежнему сохраняется. На заводах смешивают компоненты под кодовыми номерами, а на банках продолжает красоваться, мало, что говорящая, надпись "натуральные ароматизаторы".
С уверенностью можно сказать, что слух пользуется успехом в двух случаях: если имеет информацию, вызывающую страх, тревогу, возмущение и в том случае если его не начали опровергать. Компания Coca-Cola отлично преуспела в обоих случаях. Организация Center for Science and Environment (CSE) опубликовала результаты своих исследований, согласно которым в напитках, разливаемых Coca-Cola , уровень содержания пестицидов в 30 раз превышает нормы, принятые в ЕС. Представители компании на пресс-конференции, разумеется, все эти обвинения отвергли. Эксперты отмечают, что токсичность колы связана с качеством питьевой воды.
В США компанию обвиняют в том, что она виновата в стремительном увеличении числа американцев, страдающих ожирением и аллергией. В настоящий момент более 30% взрослых американцев страдают от избыточного веса. Причем, согласно результатам специального исследования, проведенного американским медицинским журналом Lancet, это связано с чрезмерным употреблением газированных безалкогольных напитков. По данным Министерства сельского хозяйства США, потребление «газировки» в стране за последние 50 лет увеличилось на 500%. Сейчас среднестатистический ребенок выпивает до 570 мл безалкогольных напитков в день, а взрослый - до 275 мл. В результате основную часть потребляемого сахара американские дети получают из газированных напитков. Опасность этой ситуации в том, что этот сахар легко усваивается и человек начинает набирать калории, сам того не замечая, что и ведет к ожирению. Как считают специалисты Lancet, каждая новая выпитая ребенком за день банка газировки, увеличивает вероятность заболевания ожирением в 1,6 раза.
Неудивительно, что в США разгорается кампания, цель которой заключается в ужесточении правил для производителей газированной воды, в том числе Coca-Cola. В частности, в некоторых городах местные власти выступают за запрет установки аппаратов по продаже газированных напитков в школах.
В августе 2004 года в "Журнале Американской медицинской ассоциации" опубликованы итоги восьмилетнего исследования влияния сладких безалкогольных напитков на здоровье человека. Исследование проводилось специалистами Гарвардской школы здравоохранения. В течение восьми лет они наблюдали за 52 тысячами медицинских сестер, потреблявших Coca-Cola. Исследование показало, что употребление сладких безалкогольных напитков не только способствует ожирению, но и является причиной национальной эпидемии диабета второго типа. Такой диагноз поставлен почти 17 миллионам американцев - 90,9% всех болеющих диабетом в США.
Бесконечны рассказы о растворенном целлофане и разрушающихся зубах и внутренних органах. Использование газировки в Индии вместо пестицидов для опрыскивания полей. Применение напитка в качестве средства чистки унитазов и автомобильных моторов.
Для поддержания интереса потребителей к своему напитку компанией проводятся различные исследования, которые затем размещаются в сети, где их может прочитать каждый.
Любой миф начинает свое
существование как
Также сегодня уже не вызывает сомнения, что одним из важнейших направлений деятельности по связям с общественностью является создание позитивного имиджа организации или конкретной личности. Собственно формированию эффективного имиджа и доверительного доброжелательного отношения и посвящены специально проводимые многочисленные PR-акции.
Из выше сказанного можно увидеть, что компания Coca-Cola активно использует все возможности по продвижению своего продукта и уже долгие годы удерживает лидирующие позиции на мировом рынке.
3.4 Особенности внедрения ПР на отечественных предприятиях
Паблик Рилейшнз представляет собой многогранную деятельность, которая объединяет множество направлений, приёмов и инструментов. Это и наука, имеющая свои непреложные законы, методологию, принципы и приёмы, и одновременно искусство. Практика связей с общественностью имеет целью достижение и поддержание взаимопонимания между какой-либо организацией или структурой и общественностью. Естественно, что такую серьёзную управленческую функцию не мог не взять на вооружение маркетинг.
В маркетинговой деятельности усилия в рамках ПР направлены на формирование и развитие наиболее оптимальных форм взаимоотношений между фирмой или личностью и обществом, на создание позитивного восприятия продукта, услуги или персоны в массовом сознании. Немаловажной задачей ПР подчас становится изменение, улучшение или даже спасение имиджа той или иной структуры или личности.
Во всём мире без поддержки служб пот связям с общественностью не обходится ни одна сколько-нибудь серьёзная коммерческая структура
В мире лидирующее место по объёмам обслуживания фирмами ПР занимают следующие рынки: телекоммуникации; потребительские товары; товары и услуги, предоставляемые фирмами друг другу; фармацевтические товары/товары личной гигиены; финансовые услуги. Основной объём деятельности ПР приходится на работу со СМИ (35%) и на корпоративные коммуникации (около 28%).
В России же о Паблик Рилейшнз заговорили всерьёз лишь с того момента, когда начал формироваться рынок. ПР — как реклама, сейлз промоушн и директ-маркетинг — является составной частью системы маркетинговых коммуникаций. Российский бизнес в массе своей ещё не пришёл к пониманию сути Паблик Рилейшнз, осознанию её важности для успешного маневрирования на рынке. Чаще всего эту часть маркетинговой деятельности компании ограничивают размещением текстовой рекламы в средствах массовой информации или вообще подменяют одно понятие другим.
Практика Паблик Рилейшнз в России заметно отличается от западной, что объясняется спецификой рыночной ситуацией в стране. Однако подавляющее большинство клиентов солидных ПР-агентств — крупные зарубежные компании. Это объясняется тем обстоятельством, что многие из них уже приобрели печальный опыт проведения в России ПР-акций по рекомендациям иностранных специалистов, которые пытаются применить в странах СНГ технологии, единые для всех цивилизованных стран Запада. Поскольку слишком часто эти технологии по непонятным для них причинам не приводят к желаемым результатам, зарубежные компании всё чаще прибегают к услугам чисто российских фирм, хорошо ориентирующихся в местных условиях.
Главная причина такого положения заключается в полном отсутствии в России инфраструктуры ПР, сложившейся за рубежом, а также в самой системе российского рынка, который отличают нестабильность, непредсказуемость и высокая динамика изменений законодательной базы. Специфика функционирования отечественного рынка определяет и специфику деятельности в сфере ПР. Западный бизнес начинает это понимать.
Российский бизнес в массе своей не пришёл как к пониманию сути Паблик Рилейшнз, так и к осознанию его важности для успешного маневрирования на рынке.
Во-первых, эта часть маркетинга в лучшем случае приравнивается к размещению в СМИ текстовой рекламы. Более того, ПР обычно не включается в маркетинговые программы. Впрочем, многие компании в России обходятся и без маркетинга. По результатам опроса московских бизнесменов, около 80% не смогли ответить на вопрос, что такое Паблик Рилейшнз.
Во-вторых, специфика российского бизнеса (определяемая прежде всего национальным менталитетом) такова, что отечественные компании начинают осознавать необходимость налаживания связей с общественностью только тогда, когда они оказываются в кризисной ситуации.
В-третьих, на рынке действуют фирмы, предлагающие услуги ПР, но не способные обеспечить их реализацию на профессиональном уровне, что снижает доверие и интерес к возможностям Паблик Рилейшнз у молодого российского бизнеса.
Всё это указывает на необходимость разработки сугубо российских методик Паблик Рилейшнз, в которых зарубежные технологии приме основы и ориентира, но большее внимание уделялось бы изучению сложившихся в стране реалий и способов эффективной профессиональной деятельности в них. В действительности Паблик Рилейшнз является теневой формой маркетинга, многие документы по проектам проходят под грифом «не для распространения», зачастую фирмы заключают отдельный договор с ПР-агентством о сохранении тайны. Это объясняется тем, что для выбора и осуществления необходимых и эффективных программ требуется всесторонний анализ сложившейся ситуации, а значит и доступ к информации. Поэтому агентства, как правило, не спешат делиться своими технологиями.
Тому есть и другая причина - оригинальность решения проблемы в каждом отдельном случае, что является, пожалуй, основным критерием качества работы в сфере Паблик Рилейшнз.
В российских условиях очень часто снижению качества ПР активно способствует сам заказчик своими неумелыми и неквалифицированными действиями. Главная ошибка последнего - в неумении разделить маркетинговый процесс на составляющие, каждая из которых, взаимодействуя друг с другом, обеспечивала бы его непрерывность и содержательность. Большое заблуждение - в уверенности, что, взяв одну фирму (будь то рекламная компания или ПР - агентство), можно доверить ей все хлопоты по организационно-идеологическому обеспечению компании. Но такое обеспечение включает в себя целый комплекс разнопрофильных направлений, а значит, предполагает и некую специализацию.
Опасность такого положения заключается в утрате понимания сути и логики самого процесса, когда нельзя дать ответ, почему и для чего именно так был прожит данный отрезок кампании. Всё сводится к невнятному консультированию, распихиванию положительных материалов в СМИ и потоку дорогостоящей и зачастую не отвечающей никаким задачам рекламы.
При такой постановке дела понятие «Паблик Рилейшнз», равно как и другие маркетинговые инструменты, утрачивает своё содержание, и реальная ситуация всё жёстче начинает определять характер действий компании.
В данное время в России сложилась такая ситуация, что использование Паблик Рилейшнз более популярно в политике и госструктуре, чем в коммерческой сфере. Так ярким примером ПР - кампании в политике является акция «Голосуй или проиграешь!», которая проводилась в 1996 году перед выборами президента.
Службы по связям с общественностью
в государственных органах
Так в 1997 году был образован департамент общественных связей Центрального банка. До этого существовал пресс-центр, но он занимался исключительно рассылкой пресс-релизов. С течением времени цели и задачи департамента меняются. Вначале проводились разъяснительные работы по деноминации, сейчас решаются более глобальные проблемы. Главной задачей является разъяснение статуса, роли и места Центрального банка. Постоянно поддерживается связь с ФКЦБ, Минфином, Думой, проводятся работы с регионами, устанавливаются контакты с местными газетами.
Служба по связям с общественностью ФКЦБ РФ стала формироваться в 1995 году. Главной задачей службы является информационная поддержка деятельности ФКЦБ. Департамент как бы регулирует информационный поток: распространяет информацию о деятельности ФКЦБ, получает информацию, которая нужна сотрудникам комиссии и обрабатывает её. Ведётся работа по телевизионным программам, имеется своя страничка в сети Интернет. Налажены контакты с государственными структурами, с коммерческими организациями, с организациями профессиональных участников (НАУФОР, ПАРТАД)
В целом отечественный рынок ПР продолжает развиваться. Приятно то, что развитие идёт не в сторону количества, а качества. Например, если раньше многие агентства, для того чтобы выжить, были вынуждены заниматься побочной деятельностью либо сливаться с рекламными компаниями, то сейчас наблюдается тенденция к появлению компаний предлагающих только ПР - услуги.
Очевидно, что по мере развития российского рынка, приобретения им более цивилизованных черт многие проблемы, с которыми сталкиваются отечественные компании по связям с общественностью, уйдут в прошлое, а рынок ПР начнёт функционировать по принятым в мире законам.
Заключение
В условиях рыночных отношений главным определяющим фактором экономического благополучия фирмы становится рынок, точнее покупатель её продукции и услуг. Подвижность внешних условий ни у кого не вызывает сомнений, поэтому фирмам жизненно важно не только учитывать внешние условия, но и иметь вполне определённую ориентацию на формирование благоприятного «внешнего климата», проводить постоянную целенаправленную работу с общественностью и пользователями.
Информация о работе Паблик Рилэйшнз как составляющая долгосрочного успеха фирмы