Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 01:24, курсовая работа
Целью исследования является изучение и рассмотрение теоретических и методологических основ и роль психологических аспектов в принятии решения о покупке, формирование знаний в области изучения психологии поведения потребителей на рынке, особенностей их мотиваций, специфики моделей поведения, необходимых для успешной маркетинговой деятельности организаций по завоеванию своих сегментов рынка, обеспечения устойчивых позиций на них.
Введение……………………………………………………………………….4
Заключение ……………………………………………….…. ………….…..40
Список использованных источников …………………………..………...…… 42
Главной особенностью в поведении организаций - покупателей является широкое использование принципов маркетинга в закупочной деятельности. Разработка и реализация соответствующих стратегий закупок придает целенаправленность их действиям, способствует повышению эффективности закупок. Благодаря маркетингу осуществляется согласованная с поставщиками материальных ресурсов ассортиментная политика, достигаются оптимальность цен и минимизация общих затрат на материально – техническое обеспечение производства.
Потребители
товаров промышленного
Осознанность действий организаций – покупателей на рынке средств производства повышается благодаря периодическим маркетинговым исследованиям рынка продавцов и постоянному мониторингу его текущих изменений. Результаты учитываются при изучении предложений поставщиков материальных ресурсов. Для удовлетворения существующей потребности выявляются возможности применения товаров – заменителей, обобщается опыт наиболее эффективного использования предлагаемых на рынке материальных ресурсов, анализируются варианты цен и условий поставки.
Покупатели активны в выборе поставщиков. Они направляют заказы в несколько адресов, сопоставляют условия, ориентируясь на целый ряд критериев, нередко объявляют тендерные торги или конкурсы, чтобы создать конкурентную репутацию для потенциальных поставщиков и стимулировать их к выдвижению наилучшего товарного предложения.
Покупателям
товаров промышленного
Для установления и укрепления хороших отношений с поставщиками покупатели прибегают к концепции маркетинга взаимодействия. Этот метод возник в 1980-х гг в Швеции. Профессор университета в городе Уппсала X. Хокан-00ОН предложил новый подход к управлению маркетингом на оптовых и промышленных рынках. Предпосылкой к внедрению маркетинга взаимодействия в промышленную среду послужила тесная зависимость между покупающими и продающими организациями, вытекающая из технологической взаимосвязи, ограниченности поставщиков и ресурсов, географической удаленности друг от друга. Кроме того, свою роль сыграли интенсивное развитие научно – технического прогресса, быстрое распространение новейших технологий и введение единых стандартов производства промышленной продукции (ISO) — все это факторы, не позволяющие производителям и торговым организациям добиться долгосрочного преимущества по качественным характеристикам продукции. В принципе любое предприятие при наличии соответствующих финансовых средств способно организовать производство высококачественной продукции, так что единственным способом удержать потребителя является индивидуализация отношений с ним. Таким образом, концепция маркетинга взаимодействия предполагает перенос акцента на процесс установления и поддержания хороших отношений с покупателями.
В ряде случаев потребители используют обратный маркетинг, т.е. сами проводят маркетинговые исследования, на их основе принимают решения о «разработке» поставщика и убеждают его в необходимости и экономической целесообразности производства и поставки определенной продукции.
Среди покупателей товаров промышленного назначения распространилась практика обращения с предварительными заказами в адрес потенциальных поставщиков. Это особенно характерно для белорусского рынка, где сохранилась сложившаяся в условиях административной экономики традиция предварительного составления заявок на материальные ресурсы. Данное обстоятельство способствует успешному формированию производственных программ производителей продукции, более точному учету требований потребителей.
Организации – покупатели проводят документальное оформление сделок: заключают договоры на поставку продукции, согласовывают графики поставок, готовят расчетные документы, ведут оперативный учет поставок, составляют акты приемки продукции, а в случае необходимости предъявляют претензии к поставщикам.
Существенно отличается поведение крупных, средних и мелких покупателей. Производители и продавцы товаров промышленного назначения учитывают проявляющуюся на рынке средств производства закономерность: львиная доля продукции (до 80 %) достается ограниченному количеству покупателей (20 – 30 % их общего количества). Крупные потребители заинтересованы в установлении прямых долговременных связей с поставщиками, мелкие и средние довольствуются контактами с посредническими оптовыми организациями.
Таким образом, отмечены только наиболее существенные особенности в поведении покупателей промышленных товаров. Внимательному изучению покупателей (и особенно потребителей) способствует их классификация по ряду критериев, или сегментация рынка. [промышленный маркетинг]
Моделирование
поведения предприятий (
Так,
закупка товаров
После осознания проблемы дается обобщенное описание нужды с четким определением количества и качества закупаемых товаров. Тут важно хорошее знание специфических технических данных товаров, их ценностных характеристик (надежность, долговечность, стоимость).
На следующем этапе проводится оценка характеристик товара. Здесь в большинстве случаев используются приемы функционально – стоимостного анализа (ФСА), основанные на сопоставлении необходимых затрат с величиной достигаемой полезности. Решается задача минимизации издержек путем использования более дешевых материалов и технологий при сохранении основных показателей полезности товара для потребителя с учетом физического и морального износа изделия.
Поиски
поставщиков связаны с
На следующем этапе запрашиваются предложения от квалифицированных поставщиков. Можно ограничиться просмотром каталогов или беседой с коммивояжером – разъездным агентом предприятия, предлагающим покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам и т.п. Главной формой работы коммивояжера являются личные контакты с потребителями – клиентами на определенной территории (обычно она не совпадает с местом расположения предприятия). Коммивояжер размещает заказы на продукцию и формирует круг покупателей, при этом он, как правило, не уполномочен заключать сделки.
Важный момент процесса принятия решений о закупках – выбор поставщика. На практике агент или закупочная группа выбирают поставщика, используя различные критерии, например качество товара, полноту ассортимента, цену товара, оперативность поставок, дополнительные услуги, возможность коммерческого кредита, репутацию поставщика и личные с ним отношения.
Разработка процедуры оформления заказа связана с окончательным определением технических характеристик товаров, потребного их количества, условий поставок, гарантии. Проявляется потребность в формировании долговременных контрактов, направленных на комплексное обеспечение производственных нужд.
На заключительном этапе, связанном с оценкой работы поставщика, выясняется действительный результат совершения закупки и, при необходимости, вносятся соответствующие коррективы. Задача поставщика – неуклонно следить за тем, чтобы покупатель постоянно получал удовлетворение, на которое рассчитывал.
Процесс принятия решения о закупках происходит аналогично процессу принятия решения о покупке широким потребителем, но в данном случае покупатель преодолевает большее число этапов:
1. Осознание проблемы;
2. Обобщенное описание нужды;
3. Оценка характеристик товара;
4. Поиски поставщиков;
5. Запрашивание предложений;
6. Выбор поставщика;
7. Разработка процедуры выдачи заказа;
8. Оценка работы поставщика.
ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Процесс закупки начинается с моментa осознания кем – то из работников фирмы проблемы нужды, удовлетворить которую можно с помощью приобретения на стороне товара услуги. Осознание проблемы может быть следствием влияния как внешних, так и внутренних стимулов. Внутри фирмы к осознанию проблемы чаще всего подводят следующие события:
- фирма решает начать выпуск нового товара и нуждается в новом оборудовании и материалах для его производства. Происходит поломка машины, и требуется ее замена приобретение новых узлов и деталей.
- некоторые из закупленных материалов оказались неудовлетворительными по качеству, и фирма ищет другого поставщика. Агент по закупкам чувствует, что существует возможность добиться более благоприятных цен получения товара более высокого качества.
- внешними стимулами могут стать какие-то новые мысли агента по закупкам от посещения им специализированной выставки, встречи с какой – то рекламой коммивояжера, который предложит товар лучшего качества по более низкой цене.
ОБОБЩЕННОЕ
ОПИСАНИЕ НУЖДЫ. Осознав нужду, агент
по закупкам приступает к определению
общих характеристик
На этом этапе продавец товаров промышленного назначения может оказать фирме – покупателю большое содействие. Ведь зачастую агент по закупкам не осведомлен о ценностной значимости различных характеристик товара, и предусмотрительный продавец в состоянии помочь снабженцу точнее определить нужды своей фирмы.
ОЦЕНКА ХАРАКТЕРИСТИК ТОВАРА. На следующем этапе организация – покупатель приступает к составлению свода необходимых технических характеристик товара. Над этой проблемой будет работать инженерная бригада специалистов по функционально – стоимостному анализу. Функционально – стоимостной анализ, впервые примененный в конце 40 – х годов корпорацией «Дженерал электрик», это подход к снижению издержек производства, предполагающий тщательное изучение комплектующих деталей с целью определения возможностей их конструктивной переделки, стандартизации изготовления с использованием более дешевых технологических приемов. Бригада займется тщательным изучением наиболее дорогих компонентов товара. Кроме того, она выявит детали и узлы с излишним запасом, т.е. со сроком службы, превышающим срок службы товара в целом. Определив оптимальные характеристики товара, специалисты составят соответствующие технические требования на него. В ходе проведения функционально - стоимостного анализа обычно изучают следующие основные вопросы:
Информация о работе Поведение потребителей на рынке товаров промышленного назначения