Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:18, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе является поведение потребителей чая «Greenfield», а предметом исследования является выявление факторов, которые влияют на выбор потребителей чая «Greenfield».
Основной целью данной курсовой работы является анализ поведения потребителей чая «Greenfield» .
С учетом поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. проанализировать потребление чая;
2. выявить мотивы потребления чая;
3. провести маркетинговое исследование;
4. проанализировать полученные данные в ходе исследования;
5. построить модель поведения потребителей чая «Greenfield»;
6. оценить ожидания потребителей чая «Greenfield» с помощью мультиатрибутивной модели;
7. разработать маркетинговую стратегию по привлечению потребителей чая «Greenfield» .
ВВЕДЕНИЕ…………….………………………………………………………….....3
1.АНАЛИЗ СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЮ ЧАЙНОГО РЫНКА РОССИИ И ПОВЕДЕНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ ЧАЯ ………..……...5
1.Описание действующего рынка чая ……………….……………………….5
2.Описание поведения покупателей чая …………………………………..11
2.ПРОГРАММА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..……...15
1.Разработка анкеты и проектирование выборки…………………………..15
2.Анализ полученных данных……………………………………………….18
3.Результаты корреляционного анализа…………………………………….25
3.АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЧАЯ «GREENFIELD»…….....30
1.Модель поведения потребителей чая «Greenfield»………………………30
2.Оценка ожидания потребителей чая «Greenfield» с использованием мультиатрибутивной модели………………………………………………34
3.Предложение маркетинговой стратегии по привлечению потребителей чая «Greenfield»……………………….……….............................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 18 – Определение тесноты связи между частотой приобретения и конкурентными преимуществами.
Частота приобретения | Конкурентные преимущества | Итого | ||
Высокое качество, оригинальная упаковка | Высокая цена, использование достижений НТП | Вкусовые свойства, широкий ассортимент | ||
2 раза в месяц | 11 | 3 | 1 | 15 |
1 раз в месяц | 1 | 6 | 0 | 7 |
реже 1 раза в месяц | 2 | 1 | 0 | 3 |
Итого | 14 | 10 | 1 | 25 |
1) R высокое качество = 0,911293;
2) R в. цена, достиж. НТП = 0,216777;
3) R
вкус. св-ва, ассортимент
= 0,944911;
Расчетные значения первого и третьего коэффициента лежат в пределах от 0,7 до 1, следовательно, можно сказать, что между данными характеристиками существует сильная прямая связь. Расчетное значение второго коэффициента лежит в пределах до 0,3, то можно сделать вывод о том, что между данными признаками связь практически отсутствует.
Таблица 19 – Определение тесноты связи между частотой приобретения и социальным положением.
Частота приобретения | Социальное положение | Итого | |
студент | аспирант | ||
2 раза в месяц | 12 | 3 | 15 |
1 раз в месяц | 6 | 1 | 7 |
реже 1 раза в месяц | 3 | 0 | 3 |
Итого | 21 | 4 | 25 |
Расчетное
значение 1 и 2 коэффициентов лежит в пределах
от 0,7 до 1, следовательно, существует сильная
прямая связь.
Таблица 20 – Определение тесноты связи между частотой приобретения и наличием работы.
Частота приобретения | Семейное положение | Итого | ||
Работающий | Временно не работающий | Не имеет постоянного места работы | ||
2 раза в месяц | 12 | 5 | 2 | 19 |
1 раз в месяц | 2 | 0 | 1 | 3 |
реже 1 раза в месяц | 1 | 1 | 1 | 3 |
Итого | 15 | 6 | 4 | 25 |
1) R раб = 0,9686196;
2) R временно не раб = 0,8660254;
3) R без
пост, места раб
= 0,9449112.
Значение коэффициентов корреляции
от 0,7 до 1, следовательно, существует сильная
прямая связь.
Таким образом, рассчитав коэффициент корреляции для вышеперечисленных характеристик, было выявлено, что наиболее важными факторами, которые влияют на потребление чая «Greenfield», являются цена на чай, уровень дохода потребителей до 7000 рублей и от 7000- до 15000 руб., соответствие цены и качества, конкурентные преимущества (высокое качество, широкий ассортимент), а также социальное положение в обществе.
Эти
факторы оказывают прямое влияние
на приобретение чая «Greenfield» , так как
между этими характеристиками частотой
приобретения существует сильная прямая
связь.
3 АНАЛИЗ
ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЧАЯ «Greenfield»
3.1 Модель
поведения потребителей чая «Greenfield»
Важной задачей маркетинга является построение модели покупательского поведения, для того чтобы, определить реакцию покупателей на те или иные маркетинговые приемы. Для построения модели покупательского поведения потребителей чая «Greenfield» необходимо использовать данные, полученные в ходе исследования.
По данным исследования было выявлено, что для большинства потребителей чай «Greenfield» отличается от конкурентов высоким качеством и оригинальной упаковкой - 56% опрошенных, 40% считают, что более высокой ценой и использованием новых технологий, 4% - предложили другой вариант ответа.
Также было выявлено, что для
потребителей чая наиболее значимы
такие факторы как качество,
ассортимент и вкусовые
Большинство респондентов считают, что цена чая «Greenfield» соответствует его качеству (52% опрошенных), 44%-не задумывались над данным вопросом, 4% считают, что не соответствует. Чай «Greenfield» отличается высоким качеством, широким ассортиментом, отменными вкусовыми свойствами. Дизайн упаковки считается хорошим или даже отличным. Цена чая «Greenfield» не является самым значимым фактором при покупке, этому способствует узнаваемость данного бренда, который позиционируется как элитный чай.
Что касается рекламы, то здесь было выявлено, что большинство потребителей (72%) не обращают внимания на рекламу чая «Greenfield» не по телевизору, не непосредственно в местах продаж.
Подавляющее большинство респондентов (76%) приобретают чай в магазинах, близких к месту проживания, 20% покупают чай в гипермаркетах и супермаркетах, приобретая продукты на неделю, 4% покупают чай в специализированных магазинах.
Чай «Greenfield» позиционируется на рынке как элитный чай, цена которого в среднем выше или на уровне цены конкурентов. Большинство респондентов выбирают данный чай из за его высокого качества и отменных вкусовых свойств, хотя высокая цена сказывается на частоте покупок.
В результате того, что в настоящее время по всему миру разразился экономический кризис (не «обошел» он и Россию) с каждым днем увеличивается число безработных, следовательно, доходы населения сокращаются. Также на доходы влияет высокий уровень инфляции (16%).
В
настоящее время ведутся
В настоящее время в обществе заметна тенденция к здоровому образу жизни. В ассортименте чая «Greenfield» присутствуют травяные чаи, мате, зеленый чай и его смеси. Что касается социальных факторов, то здесь важным фактором выступает то, работает человек или нет. По данным исследования декоративную чай «Greenfield» используют большинство тех, кто работает (60%), именно они являются частыми покупателями данного товара.
Доход играет тоже не маловажную роль на покупательское поведение потребителей. В ходе исследования было выявлено, что чаще приобретают косметику те респонденты, чей доход до 7000 руб (84%).
Процесс принятия решения о приобретении чая «Greenfield» состоит из следующих этапов:
После того как потребитель определился с маркой чая, в частности с маркой «Greenfield», он приобретет тот сорт, который ему необходим. Благодаря широкому ассортименту чая «Greenfield» каждый может подобрать тот сорт, который ему нравится.
Принимая решение о покупке чая, потребитель выбирает из множества вариантов, т.е. какой марки будет чай («Greenfield», «Lipton», «Майский», «Лисма» и т.д.). Как видно потребители оценивают варианты, полагаясь на собственные знания. Далее каждый вариант потребитель оценивает по цене, качеству, вкусовые свойства, по тому какой эффект ожидать после использования чая.
Сравнивая все эти показатели, потребитель уже для себя начинает отсекать те марки чая, которые не соответствуют этим критериям.
Слабые стороны чая «Greenfield» могут компенсироваться сильными сторонами. Независимо от того, что чай «Greenfield» стоит выше 50 рублей и по результатам исследования было выявлено, что для некоторых потребителей цена влияет на решение, хотя большинство респондентов все равно будут приобретать чай именно этой марки. Это связано с тем, что цена на чай «Greenfield» компенсируется качественными характеристиками.
В ходе исследования было выяснено, что большинство потребителей приобретают чай два раза в месяц (60%), 28% покупают чай раз в месяц, 12% совершают покупку реже, чем 1 раз в месяц.
Количество покупок зависит, прежде всего, от того какими денежными средствами покупатель располагает и сколько он готов потратить на чай «Greenfield».
Таким образом, модель покупательского поведения потребителей чая «Greenfield» описывает выбор и совершение покупки чая , а также её оценку. Эта модель помогает понять реакцию покупателей на различные побуждающие факторы и раздражители.
Моделирование
покупательского поведения
Это
помогает сформировать нужную маркетинговую
стратегию. Однако построение модели покупательского
поведения не дает стопроцентной вероятности
успешной реализации маркетинговых проектов.
Основное объяснение этому состоит в том,
что раскрыть все тайны покупательского
поведения практически невозможно, так
как причины тех или иных решений часто
запрятаны глубоко в подсознании покупателей.
3.2 Оценка
ожидания потребителей чая «Greenfield»
с использованием мультиатрибутивной
модели
Для того, чтобы выяснить ожидание потребителей относительно чай «Greenfield» необходимо воспользоваться мультиатрибутивной моделью установок Фишбейна [7].