Аттестация персонала в Муниципальном учреждении здравоохранения «Городской клинической больнице № 11» г. Кемерово

Автор: Анна Маликова, 06 Октября 2010 в 06:52, дипломная работа

Описание работы

Аттестация - один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом, она позволяет провести диагностику персонала; определить ценность сотрудников не только для подразделения, но и для всей организации; обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации.
В учреждениях здравоохранения, аттестация имеет важнейшее значение практической деятельности медицинских работников. Совершенствование деятельности персонала медицинского учреждения невозможно без периодической аттестации сотрудников.
Объектом исследования выступает деятельность по аттестации медицинского персонала в МУЗ ГКБ 11 г. Кемерово.
Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты формирования правового регулирования аттестации муниципальных служащих её состояние, практика применения.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности аттестации персонала в учреждениях здравоохранения
Задачами настоящей дипломной работы следует считать:
1. дать определение аттестации персонала и рассмотреть её сущность;
2. определить основные методы аттестации;
3. проанализировать деятельность по аттестации персонала на примере МУЗ ГКБ 11г. Кемерово;
4. рассмотреть значение и основные проблемы проведения аттестации в учреждениях здравоохранения;
5. предложить пути совершенствования процесса аттестации в МУЗ ГКБ 11.
При написании данной дипломной работы использованы следующие научные методы исследования:
Юридический метод, который включает юридико-техническую методику и методы толкования закона. Толкование закона возможно по способу уяснения смысла и юридической формы грамматическим, логическим, сравнительным, по объему - аутентичным, расширительным, ограничительным.
Социологический метод включает опросы (анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки) различных категорий лиц - работников правоохранительных органов, населения, членов избирательных комиссий. Использование данного метода даёт возможность судить об эффективность применяемых мер с различных точек зрения.
Сравнительный метод предполагает сопоставление различных правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства и различий.
Дипломная работа состоит из введения, трех частей.
В первой части изучены теоретические аспекты деятельности организации.
Во второй части проведен анализ деятельности организации по аттестации персонала.
Третья глава работы посвящена проблемам и перспективам развития аттестации, рассмотрено значение аттестации, обоснована необходимость её регулярного проведения в МУЗ ГКБ № 11
По результатам дипломной работы сделано заключение.

Работа содержит 1 файл

диплом Губина 1.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

     Факт  дачи Клятвы врача удостоверяется подписью под соответствующей отметкой в дипломе с указанием даты. Основы предусматривают, что за нарушение клятвы врачи несут ответственность, установленную законодательством. Проблема заключается в том, что конкретные меры такой ответственности законодательством не предусмотрены. Это делает невозможным привлечение к ответственности врача, нарушившего свои моральные обязательства, и тем самым нивелирует деонтологическое и юридическое значение клятвы врача.

     Последипломное  образование призвано обеспечить подготовку выпускников медицинских и фармацевтических вузов к самостоятельной профессиональной деятельности; повышение квалификации практических врачей; переподготовку специалистов с учетом изменения ситуации на рынке труда; подготовку специалистов к аттестации, а также внедрение в практику здравоохранения новых прогрессивных технологий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Оно осуществляется в следующих формах:

  1. Интернатура (1 год).
  2. Ординатура для углубленного изучения специальности (2-3 года).
  3. Подготовка по одной из образовательно-профессиональных программ (1-4 года).
  4. Переподготовка врачей всех специальностей в целях повышения квалификации и сдачи экзамена на соответствующую квалификационную категорию (вторую, первую или высшую) ( организуется различными по продолжительности и формам циклами обучения).
  5. Аспирантура или докторантура для подготовки специалистов высшей квалификации для медицинской науки и образования (в пределах 3 лет).
 

      Допуск  к профессиональной деятельности в здравоохранении

     Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых определяется Минздравом, также сертификат специалиста.

     Положение о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности было утверждено приказом Минздравмедпрома РФ от 19 декабря 1994 г. Оно было отменено приказом Министерства здравоохранения от 11 января 2000 г. в связи с тем, что не прошло регистрации в Министерстве юстиции (письмо Минюста от 5 ноября 1999 г.). В настоящее время на практике применяется утвержденный приказом Минздрава СССР от 13 июля 1989 г. Перечень высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью. В нем предусматриваются наименования учебных заведений, полученные специальность, квалификация либо срок обучения и соответствующие им должности, которые могут быть замещены специалистами по окончании обучения. Министерство осуществляет подготовку нового нормативного акта о допуске к профессиональной деятельности в здравоохранении.

     В действовавшем ранее акте довольно подробно регулировался порядок допуска, получения сертификата специалиста. Лица, окончившие высшие медицинские и фармацевтические учебные заведения, могли получить разрешение на право заниматься определенными видами профессиональной деятельности после прохождения полного курса обучения в соответствии с программой послевузовского профессионального образования (докторантура, аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (первичная специализация — интернатура) и получения сертификата специалиста. Лица, окончившие средние медицинские и фармацевтические учебные заведения, могли получить разрешение на осуществление профессиональной деятельности на основании диплома о профессиональном образовании и квалификации, а на занятие теми видами деятельности, которые требуют дополнительной подготовки, — после прохождения курсов специализации и получения сертификата специалиста. Лица, не завершившие высшего образования по указанному профилю и получившие справку установленного образца, могли заниматься профессиональной деятельностью под контролем специалиста при соблюдении установленных законодательством условий. Так, лица, окончившие четыре курса высшего медицинского учебного заведения по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» или три курса по специальности «сестринское дело», вправе были замещать должности медицинских сестер всех наименований, инструкторов, рентгено-лаборантов, медицинских статистиков и т. д.

     При невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случае высвобождения медицинские и фармацевтические работники направляются на переподготовку руководителем учреждения здравоохранения или органом управления здравоохранения, а также службой занятости. При направлении на переподготовку учитывается предшествующее ей базовое образование. Желательно принимать во внимание, кроме того, возможности трудоустройства по приобретаемой специальности.

     Медицинские и фармацевтические работники, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к профессиональной деятельности после дополнительной подготовки или переподготовки и подтверждения сертификата специалиста либо на основании проверочного испытания, которое проводится комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Направление специалистов на дополнительную подготовку или переподготовку производится территориальными органами управления здравоохранением и аптечной службой по представлению руководителей учреждений и организаций. На время дополнительной подготовки специалист зачисляется в учреждение здравоохранения или аптечной службы на должности врача (провизора)-стажера. Время дополнительной подготовки засчитывается в стаж работы по специальности и в стаж непрерывной работы, дающий право на надбавку к окладу или тарифной ставке. Материальное обеспечение иногородних лиц во время подготовки или переподготовки осуществляется направившим учреждением по нормам, установленным для иногородних слушателей курсов повышения квалификации.

     По окончании дополнительной подготовки или переподготовки специалисты сдают экзаменационной квалификационной комиссии экзамены по специальности. Сдавшим экзамен выдается или подтверждается сертификат специалиста. В аналогичном порядке осуществляется допуск к профессиональной деятельности работников со средним образованием, не работавших по своей специальности более 5 лет. Лицам, не выдержавшим экзамен, выдается соответствующая справка. Врачи и провизоры могут при этом работать в должностях стажеров, а средние медицинские и фармацевтические работники — на должностях, соответствующих их базовому образованию.

     Сертификат  специалиста — это документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат выдается государственными медицинскими (фармацевтическими) образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, осуществляющими последипломную подготовку врачей, фармацевтических работников и среднего медперсонала. Право на выдачу сертификатов на основании проверочных испытаний предоставлено также профессиональным медицинским и фармацевтическим ассоциациям, если они имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности. Сертификат действует на всей территории России и подтверждается каждые 5 лет после соответствующей подготовки. Специалист может иметь несколько сертификатов. Для получения сертификата работник должен представить заявление, копии диплома об окончании учебного заведения соответствующего профиля, диплома или удостоверения о прохождении специализации или повышении квалификации (диплома о присвоении квалификации исследователя по окончании аспирантуры либо диплома о присуждении ученой степени, присвоении ученого звания), а также копии ранее выданных сертификатов и выписку из трудовой книжки.

     Порядок допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в других государствах, утвержден постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. Органы управления образованием по согласованию с Минздравом устанавливают эквивалентность образования. Эти лица также должны успешно сдать специальные экзамены в соответствующих учебных заведениях, получить сертификат специалиста, а в необходимых случаях и лицензию.

     Для занятия определенными видами медицинской  деятельности, перечень которых определяется Министерством здравоохранения, необходима также лицензия. Она представляет собой документ государственного образца, выдаваемый лицензионными комиссиями, которые создаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Лицензия разрешает специалисту с учетом его образования, полученных специальности и квалификации, последипломной подготовки осуществлять те или иные виды профессиональной деятельности на конкретных должностях.

      Успешность  здравоохранения во многом зависит от человеческих и профессиональных качеств медицинских работников.

      Здравоохранение - это сложный процесс, требующий  прочных знаний в области медицины, психологии, социологии.  Ее эффективность во многом зависит от самого медицинского работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

      Профессиональные  качества медицинского работника рассматриваются  как  проявление психологических  особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

         Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых медицинского работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других,  способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других  людей, терпимость.

     Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к  медицинского работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений,  несобранность, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

     Не  каждый человек пригоден для медицинской  работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей  кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность  практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого  человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в  категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной  ориентации индивида.

     Здравоохранение было и остается одной из самых  трудных профессий. Оно  не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но здравоохранение является одним из самых одухотворенных и  благородных видов деятельности человека.

     Стиль поведения медицинского работника, обусловленный совокупностью его  личностных качеств, его ценностными  ориентациями и интересами, оказывает  решающее воздействие на систему  отношений, которую он формирует  не только с пациентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

     В работе с людьми, как правило, психологические  требования базируются  на собранности  и внимательности, понимании другого, проявлении таких  волевых качеств, как терпение, самообладание и  т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

       Исследования российских ученых, а также практика позволили  выделить несколько групп умений  для медицинского работника.

     Когнитивные умения. Квалифицированный медицинский работник должен уметь:

         • анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;

         • анализировать и выявить проблемы и концепции;

          • применять на практике свои знания и понимание проблем;

         • применять на практике исследовательские находки.

     Коммуникативные умения. Квалифицированный медицинский  работник должен быть в состоянии:

     • создавать и поддерживать рабочую  обстановку и атмосферу;

         • выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

         • выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального,  социального и культурно-исторического характера;

         • распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и

враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;

          • наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

     • общаться вербально, невербально и  письменно;

     • вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с  другими  медицинскими работниками;

          Конструктивные умения. Квалифицированный медицинский работник должен  быть в состоянии:

          • вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их  имени, с семьями, группами или от их имени;

         • выделять решения, требующие предварительного согласования с другими  специалистами;

         • действовать в алгоритме выработки решения;

Информация о работе Аттестация персонала в Муниципальном учреждении здравоохранения «Городской клинической больнице № 11» г. Кемерово