Анализ ассортимента чая в розничной торговой сети г.Хабаровск

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ структуры ассортимента чая на примере супермаркета «Мир продуктов». Для того чтобы добиться данной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать исследуемое предприятие;
2. Проанализировать структуру ассортимента чая магазина «Мир продуктов»;
3. Рассчитать показатели ассортимента данного продукта

Содержание

Введение 2
1.1. Классификация как метод товароведения 5
1.2. Классификация ассортимента товаров 6
1.3. Свойства и показатели ассортимента 11
1.4. Управление ассортиментом 20
1.5. Факторы формирования ассортимента 25
2. Практическая часть 28
2.1. Характеристика предприятия 28
2.2. Анализ структуры ассортимента чая, реализуемого в супермаркете «Мир продуктов» 30
2.3. Расчет показателей ассортимента 34
Выводы и предложения 37
Список используемой литературы: 38

Работа содержит 1 файл

курсовая чай.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

Формирование  ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента.

Различают общие  и специфичные факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит от сегмента потребителей.

Спрос на чай зависит  от многих показателей: уровень дохода населения, половозрастная структура  населения, время года и т.д. Так среди людей старшего возраста спросом пользуются марки индийского чая. В прежние годы отечественные потребители не были избалованы разнообразием продуктов питания. Индийский чай «Три слона» долгие годы был единственной качественной маркой. Появление на рынке множества марок и типов чая привело к тому, что постепенно сложились устойчивые группы потребителей этих продуктов, производимых в разных странах. При этом по-прежнему большая часть потребителей отдает предпочтение чаю из Индии, высоко оценивая репутацию этой страны-производителя [4].

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.).

Специфичными  факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента - производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации, сегмент потребителей.

Сырьевая  база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров.

Недостаток отечественного чайного сырья в том, что, несмотря на высокие вкусовые характеристики лучших сортов, российский (в частности краснодарский) чай особо чувствителен к климатическим условиям, переработке, купажированию, фасовке и транспортировке, в результате которых теряются его вкус и аромат. Такой же недостаток у сырья из стран ближнего зарубежья Грузии и Азербайджана [5].

Материально-техническая  база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров,  пользующихся спросом,  может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен  и  замена дефицитных  товаров  фальсифицированными.

Достижения  научно-технического прогресса — мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможна в основном в результате развития науки, техники и технологии.

Торговый  ассортимент неизбежно формируется  под воздействием промышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.

Заказы торговых организаций, определяемые спросом  потребителей, оказывают все большее воздействие на формирование торгового ассортимента. У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промышленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.

Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.

Каналы распределения  товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта. Этим отличаются многие зарубежные или совместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы распределения товаров.

Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента. Например, по данным социологического опроса населения Москвы, где известность марок чая определялась на основе спонтанных реакций участников, выявлено, что наиболее известными и употребляемыми марками являются  Майский чай и Lipton. Обе эти марки активно рекламируются.

Материально-техническая  база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях или площади торгового зала для выкладки товаров сложного либо развернутого ассортимента, организация не должна и планировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные, продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.

Сегмент потребителей, на который выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие высококачественные или дешевые низкокачественные товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные и индивидуальные запросы потребителей.

Регулирование перечисленных  выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.

2. Практическая часть

2.1. Характеристика предприятия

Для анализа структуры  ассортимента чайной продукции был  выбран супермаркет «Мир продуктов», расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул.Тихоокеанская 158а. Магазин достаточно выгодно расположен – рядом со студенческим городком, где преобладает большое количество людей, а также «Мир продуктов» достаточно отдален от других магазинов-конкурентов. 

«Мир продуктов» - это  магазин самообслуживания, специализирующийся на реализации продовольственных и  непродовольственных товаров. Супермаркет располагает торговыми и складскими помещениями общей площадью около 150 кв.м. В магазине имеются системы контроля на выходе и в торговом зале (видеонаблюдение), кроме того, за обеспечением порядка на территории следит квалифицированный охранный персонал.

Магазин располагает  всем необходимым торговым (стеллажи, витрины) и холодильным оборудованием. Для удобства перемещения покупателей  по торговому залу на входе расположены  камеры хранения для вещей, а для  более удобного приобретения товаров  предусмотрены корзинки для покупок.

На момент исследования (май 2011 года) согласно ассортиментному  перечню насчитывалось 987 наименований продукции (за исключением непродовольственных  товаров). В магазине представлена продукция  следующих ассортиментных групп: хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, изделия макаронные и крупы, чай, кофе и кофейные напитки, безалкогольные и алкогольные напитки, молочные продукты, растительные масла и жиры, мясные продукты, сыры, свежие овощи и фрукты, а также непродовольственные товары (бытовая химия, столовые приборы, косметические средства и др.).

 

Проведем анализ группового ассортимента товаров в исследуемом магазине (табл. 2.1.).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.

Структура группового ассортимента товаров магазина «Мир продуктов»

Группа товаров

Количество наименований, ед.

Удельный вес, %

Хлеб и хлебобулочные изделия

25

2,5

Кондитерские изделия

160

16,2

Изделия макаронные и крупы

51

5,2

Чай

159

16,1

Кофе и кофейные напитки

84

8,5

Безалкогольные напитки

132

13,4

Молоко и молочные продукты

182

18,4

Растительные масла  и жиры

37

3,7

Мясные продукты

140

14,2

Свежие овощи и фрукты

17

1,8

Итого

987

100


 

 

Данные таблицы показывают, что среди достаточно большого количества групп товаров данного магазина весомую долю составляют молоко и молочные продукты - 18,4%. В свою очередь удельный вес чая составляет 16,1% (159 наименований). Наименьшим разнообразием обладают такие группы товаров, как свежие овощи и фрукты, а также хлебобулочные изделия – на их долю приходится менее 3%.

2.2. Анализ структуры ассортимента чая, реализуемого в супермаркете «Мир продуктов»

 

Ассортимент чая в магазине «Мир продуктов» на момент проведения исследования (май 2011 года) насчитывал 159 наименований.

Классифицировать ассортимент  чая можно по следующим признакам: по происхождению (табл. 2.2.); по производителям (табл. 2.3.); по способу фасования (табл. 2.4.); по виду (табл. 2.5.); по типу (табл. 2.6.).

Происхождение чая, реализуемого в данном магазине, характеризуется  такими странами-поставщиками чайного  сырья, как Индия, Китай, Цейлон, а также Индонезия, Англия и др.

Таблица 2.2.

Структура ассортимента чая магазина «Мир продуктов» по происхождению за

май 2011г

Страна-поставщик

Количество наименований, ед.

Удельный вес, %

Индия

72

45,3

Китай

31

19,5

Цейлон

49

30,8

Другие поставщики

7

4,4

Итого

159

100


 

Расчетные данные говорят  о том, что в структуре ассортимента преобладает индийский чай – 45,3%. Это можно связать с тем, что Индия – традиционный поставщик чая в Россию. В течение многих лет она считается лучшей страной-производителем чая. Немаловажным фактором является также и достаточно низкая стоимость индийского чая. На общем фоне выделяется также доля цейлонского чая – 30,8%. По всей вероятности, здесь сказывается тот факт, что Цейлон наряду с Индией долгие годы поставлял чай в Россию.

В продмаркете представлен  чай преимущественно российских производителей. Из общего числа можно выделить такие компании, как Юнилевер, Орими Трейд, компания Май, Пэтрон, Ахмад чай.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3.

Структура ассортимента чая, реализуемого в продмаркете «Мир продуктов», по производителям за май 2011г

Производители

Количество наименований, ед.

Удельный вес, %

Юнилевер

42

26,5

Орими Трейд

37

23,0

Компания Май

30

19,0

Пэтрон

19

12,0

Маброк

7

4,5

Ахмад чай

10

6,0

Другие производители

14

9,0

Итого

159

100,0


 

Среди производителей чая  лидирующие позиции занимают такие  компании, как Юнилевер – 42 наименования (26,5%) и Орими Трейд  - 37 наименований (23%), что в принципе совпадает и с общероссийскими тенденциями внутреннего чайного рынка. Именно марки этих производителей («Липтон», «Беседа», «Брук Бонд» - бренды Юнилевер; «Принцесса Нури», «Гринфилд» - марки Орими Трейд) отличаются богатым ассортиментным перечнем наименований чая.

В магазине «Мир продуктов» реализуется чай, фасованный в мягкую или полужесткую упаковку массой нетто 50, 75, 100 и 125 г, в пакетики для разовой заварки по 2, 2,5 и 3 г, а также художественно оформленные жестяные банки массой 200 г.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4.

Структура ассортимента чая магазина «Мир продуктов» по способу фасования за май 2011г

Вид упаковки

Количество наименований, ед.

Удельный вес, %

Мягкая/полужесткая упаковка

33

20,8

Пакетики для разовой  заварки

124

78,0

Жестяная банка

2

1,2

Итого

159

100,0

Информация о работе Анализ ассортимента чая в розничной торговой сети г.Хабаровск