Эволюция человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Подобным образом мыслили Кельвин, Гельмгольц и др. в начале нашего века с идеей радиопанспермии выступил Аррениус. Он описывал, как снаселенных другими существами планет уходят в мировое пространство частички вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они сохраняют свою жизнеспособность, летая в пространстве Вселенной за счет светового давления. Попадая на планету с подходящими условиями для жизни, они начинают новую жизнь на этой планете.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3

1. Эволюция человека……………………………………………………………….9 предпосылкиантропогенеза………………………………………………….….....10предшественники человека……………………………………………………..…11 этапы становления человека……………………………………………………....13 движущие силы антропогенеза……………………………………………………18


2. Проблема появления человека на Земле…………………………………….…20


3. Доказательство родства человека и животных…………………………….….23


4. Время возникновения человека………………………………………………...30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….34

Работа содержит 1 файл

КСЕ 2.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Homo erectus появился  в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, более совершенные орудия из бамбука. Однако от бамбука через миллионы лет не остается следов. За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространился сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана.

Формирование  человек разумного на базе питекантропа привело к сосуществованию поздних форм неандертальцев и зарождающихся пока малочисленных групп современных людей на протяжении нескольких тысяч лет.

Процесс вытеснения старого вида новым был довольно длительным, а следовательно, и сложным. 

Движущие силы антропогенеза 

В эволюции человека – антропогенезе – важнейшая  роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но исоциальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, нефиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам.

Однако впоследствии способность передавать из поколения  в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели большое значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те,кто сохранял слабых: детей - будущее популяции, стариков – хранителей информации о способах выжить (приемы охоты, изготовление орудий и т.п.).

Победа популяций  в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя семьи, племени. Человек– общественное существо, отличительной чертой которого является сознание,сформировавшееся на основе коллективного труда. 

В эволюции человека разумного социальные отношения  играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРОБЛЕМА ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ 

Как и в вопросе  происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской мифологии мир происходит из первого прачеловека – Пуруши. 

Во многих первобытных  племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений(на этом основано представление о тотемах), а такие верования встречаем у так называемых отсталых народов до сих пор. В античности высказывались мысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили о сходстве человека и обезьяны ( Ганнон из Карфагена). 

Гипотезу африканской  прародины современного человека в  своем вариант еподдержали генетики. Американский исследователь А. Уилсон, совместно с коллегами из Калифорнийского университета, предложил гипотезу так называемой «Африканской Евы»: все современное человечество, по мнению этого автора, произошло от одной женщины, жившей в Африке, южнее Сахары, примерно 100-200 тыс. лет назад. Вывод базируется на анализе мирового распределения типов митохондриальной ДНК. Предполагается, что Homo sapiens из африканского центра расселился по всей ойкумене, вытесняя все другие группы гоминид (без метисации). Гипотеза основана на серьезных статистических расчетах и, хотя в настоящее время достаточно резко критикуется, является несомненным вкладом в обоснование моноцентристской теории генезиса современных рас. 

Ее слабое место, однако, – постулируемое А. Уилсоном «вытеснение без метисации». Вряд ли можно представить себе существование каких-тоне проницаемых внешних барьеров, которые могли бы предотвратить смешение при контактах в периоды активных миграций. Кроме того, как отмечалось выше,пале оантропологические материалы свидетельствуют скорее в пользу метисации на самых различных уровнях эволюции гоминид. 

Вариабельность  признаков двух эволюционных стадий (Homo erectus и Homosapiens) наводит на мысль  об отсутствии таксономической, а следовательно,биологической  обособленности разных групп гоминид. Так что идея объединения всех представителей рода Homo в один вид представляется вполне разумной.

Таким образом, судя по всему, имела место «сетевидная  эволюция» как нечто присущее роду Homo, как следствие особенностей его бытия и развития.

Поэтому гипотеза «Африканской Евы» представляется слишком  односторонней:она не учитывает связей и взаимоотношений внутри многообразного, быстроразвивающегося конгломерата групп, каким во все времена было человечество. 

В настоящее  время в связи с ажиотажем  вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю, или даже отскрещивания космических пришельцев с обезьянами. 

Но господствует в науке с 19 века вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение,поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Дарвин утверждал, что движущая сила биологической эволюции – борьба за существование и естественный отбор в ней наиболее приспособленных и сильнейших. В основе его предположения лежит идея, что кажущаяся целесообразность, гармоничность, даже красота живой природы порождены игрою случая, а правила этой игры ограничены лишь безличными ислепыми Законами Природы. Поскольку человек, очевидно, имеет много общего сдругими живыми существами, то вполне логичным было и следующее соображение

Дарвина: причина  появления «венца творения» –  человека – тоже лишь совпадение ряда случайностей. Эти идеи господствуют в биологии и антропологии и по сей день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО РОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ 

Собственная родословная всегда интересовала людей больше, чем происхождение растений и животных. Попытки понять и объяснить, как возник человек, отражены в верованиях, легендах, сказаниях самых разных племен инародов. В решении этой проблемы особенно обостренно проявляется борьба материалистических и идеалистических взглядов. Долгое время научные знания были слишком отрывистыми и неполными, чтобы решить проблему происхождения человека. 

В 1859г. в Лондоне  вышла книга английского естествоиспытателя Ч.Дарвина «Происхождение видов  путём естественного отбора». Книга  сразу стала объектом всеобщего внимания. Её злобно бранили, предавали анафеме сцерковных кафедр, ехидно и едко высмеивали в светских салонах и бульварной прессе, а сам Дарвин на несколько лет стал излюбленной мишенью юмористов икарикатуристов. И ею же восхищались передовые умы того времени. Редко сугубо специальные исследования вызывали столь мощный и длительныйобщественный резонанс. 

Чем же нарушили покой верующего обывателя, священно служителей и учёных-эволюционистов опубликованные Ч. Дарвином труды? Прежде всего тем, что в них впервые было строго научно доказано естественное природное (а небожественное) происхождение человека, а также выявлена и аргументирована закономерная генетическая связь его как биологического вида с высшими млекопитающими. Открытие Ч. Дарвином животного происхождения человека произвело настоящий переворот в мировоззрениях, научных, житейских представлениях современников. Как никогда остро, встал вопрос о рубеже животного и социального миров, характере их связи и мысленной реконструкции переходных форм. 

Однако господство теолого-идеалистических и метафизических взглядов насущность жизни лишало науку того времени надёжной методологической основы,необходимой для объективного анализа столь сложных и во многом неожиданных проблем. Даже передовые учёные, стремившиеся к познанию закономерностей природы, не избежали принципиальных ошибок. Одни из них абсолютизировали прямое воздействие внешней среды на организм, рассматривая развитиеживотного мира как жёстко детерменированное изменением окружающих условий.

Другие, наоборот, неправомерно увеличивали роль инстинктивно-рефлекторных

«поведенческих  программ» высших животных и их автономность по отношению к среде обитания. Но так или иначе обе крайности сходились поскольку допускали существование некоей нематериальной, внеприродной силы –источника «высшей целесообразности». Телеология смыкалась с телеологией.

Метафизическое мышление естествоиспытателей металось между тезисами о

«животной сущности»  человека и о «социальности» животного  мира, между концепциями катастрофизма (Ж. Кювье) и плоского эволюционизма (Ж. Сент-Илер). 

Правда, идея природного происхождения человека в известном смысле носилась в воздухе. Создатель первого учения об эволюции органическогомира, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, в полемики скоторым родился, можно сказать, дарвинизм, за полвека до появления дарвиновского «Происхождения видов» в книги «Философия зоологии», высказалмысль о том, что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян,вроде шимпанзе, в процессе её приспособления к изменениям окружающей среды.

Однако, исходя из опровергнутой впоследствии генетикой  концепции, согласно которой наследственность целиком определяется взаимодействием организма со средой, ибо упражняемые органы усиливаются и развиваются, а неупражняемые ослабевают и атрофируются, он не смог пойти дальше констатации того, чтомежду обезьяной и человеком образовалось «как бы незаполненное место». Пути преодоления интуитивно нащупанной им «эволюционной пропасти» между высшими человокоподобными приматами и людьми Ламарк не увидел и не мог увидеть;сколько бы не упражняли свои органы шимпанзе в течение миллионов лет,дорога «в люди» для них заведомо закрыта. Никакое наследование благоприобретённых (т. е. сближивающих с человеком) биологических признаковне могло и никогда не сможет вывести их за пределы животного мира, а заглянуть в эволюционное «позавчера» – в сторону общего ископаемого предка шимпанзе и человека – с целью выявления движущих сил развития органического мира в факторах, лимитирующих и «направляющих» наследственные изменения вопределённое русло, автор ламаркизма в силу метафизической ограниченностисвоего учения не смог. Поэтому загадка происхождения человека из недрорганического мира оказалась для него неразрешимой, а высказанная на этот счёт догадка ничем в его многолетних научных исследованиях подкреплена небыла и сам Ламарк от неё отошёл. 

Дарвин, преодолев  однолинейный детерминизм Ламарка, блестяще разрешил биологический аспект этой проблемы. Он доказал, что в качестве движущей силы прогрессивной эволюции животного мира выступают изменчивость,наследственность и естественный отбор. Последний играет роль своеобразного фильтра случайностей органического развития, влияющих на отклонение в эволюции живых существ, благодаря чему преимущественно выживают и оставляют потомство не только самые сильные, наиболее приспособленные к тем или иным природным условиям, но и самые пластичные в эволюционном смысле виды,популяции, особи. Естественный отбор в дарвинистской концепции по сути дела оказывался активным посредником, как бы связующим звеном между организмом и средой, морфологией и функционированием, изменением среды и адаптации по отношению к ней. Дарвин благодаря стихийно-диалектической методологии,использованной им при разработке триады «изменчивость > наследственность >естественный отбор», сумел во многом преодолеть ограниченность представлений своего времени и аргументировано доказать, что нет ничего сверхъестественного, никакой богом заданной целесообразности в развитии животного мира. 

Поскольку ещё  не были открыты гены, Дарвиновское понятие «неопределённая изменчивость» оставалось либо абстракно-теоретическим, либоузконаправленным, не «работавшим» на широком биологическом материале. В силу этого понимание изменчивости строилось на близком ламаркизму признани и индивидуальных при жизненных признаков, варьировавших под влиянием непосредственных условий существования. С помощью механизма наследственности закреплялись происходящие в организме изменения, а врезультате естественного отбора сохранялись наиболее перспективные звенья механизма биологического приспособления, которые воспроизводились путём селекции оказавшихся жизнеспособными особей за счёт оставления ими многочисленного потомства с новыми признаками. 

Роль социальных факторов, на которую также указывал Ч. Дарвин, была раскрыта Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяныв человека» (1896). К 80-м годам нашего столетия многочисленные ископаемые находки и использование самых разнообразных методов исследования позволили значительно прояснить вопросы эволюции человекообразных, хотя и сейчас невозможно с полной уверенностью сказать, от каких именно обезьяноподобных предков произошел человек. 

Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения,дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В возрасте 1,5 – 3 месяцев у него имеются жаберные щели, а позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходство зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития. 

Информация о работе Эволюция человека