Органы местного самоуправления, их задачи и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:31, реферат

Описание работы

Формально, в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, хозяйственные взаимодействия бизнеса и органов власти формируются как равноправные, партнерские взаимоотношения. В то время как правовая среда бизнеса (см. п. 1.4) содержит совокупность властных предписаний, которым предприятия и другие хозяйствующие субъекты обязаны подчиняться под угрозой применения силовых (административных и уголовных) санкций, собственно двустронние отношения этих субъектов и органов власти не предполагают использования таких санкций на этапе заключения контракта

Работа содержит 1 файл

Органы местного самоуправления.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

План территориального развития — основа согласованного развития всех объектов народного хозяйства, находящихся на территории Совета. План должен также обеспечить согласованное  использование Советами и неподчиненными им предприятиями и организациями  своих возможностей по обслуживанию населения. Наконец, план является основой  координационной деятельности, осуществляемой Советами на своей территории. Разумеется, в нем учитывается комплекс задач, обусловленный развитием сети населенных пунктов. 

Таким образом, план территориального развития имеет  важное значение для объединения усилий организаций, рас- 

ь См. § 20 Закона о местных Народных представительствах и их оргл-нах в ГДР от 12 июля 1973 г. («Гезетцблатт», 1973, ч. I, № 32). 

6 См. решение  Правительства ВНР от 6 декабря  1970 г., № 1049 «О порядке планирования  в Советах, о порядке планирования  территориального развития, о капиталовложениях  Советов, о комиссиях планового  развития и о координации хозяйственной  деятельности Советами» («Мадьяр  кёзлёнь», 1970, ,\s 106). 

184 

  

положенных на территории области (столицы). В этой связи необходимо отметить, что бюджетное хозяйство Советов (ВНР) включает наряду с собственным бюджетом и так называемый фонд развития, предназначенный для капиталовложений и капитального ремонта. Средства этого фонда образуются из ряда источников; в их числе — взносы предприятий, кооперативов и других организаций, действующих на территории соответствующих Советов 7. 

Имея широкие  возможности увязки отраслевых и  территориальных интересов при  планировании, местные органы власти, конечно, не заинтересованы в последующем  одностороннем изменении планов предприятий и организаций вышестоящего подчинения органами, осуществляющими  руководство ими. Это может вызвать  трудности в решении хозяйственных  задач, отрицательные последствия  для объединяемой Советом территории, для занятости населения, снижение уровня его обслуживания. Законодательство ряда стран предусматривает условия, направленные на учет интересов Советов. Так, в НРБ изменения в годовые  планы предприятий и организаций  на территории окружного народного  Совета, независимо от их подчиненности, влияющие на занятость рабочей силы, вносятся после получения мнения этого органа власти8. 

Мнение Совета учитывается и при решении  вопроса о создании, реорганизации  предприятия центрального подчинения. Так, в ПНР согласно ст. 54 Закона о  национальных Советах (в редакции 1975 г.9) образование на территории воеводства организационной единицы центрального подчинения или ее ликвидация требуют  согласования с воеводским органом  государственной администрации (воеводой). Это правило применяется и  в отношении изменения профиля  производства на предприятиях центрального подчинения, если это изменение существенно  влияет на использование местного сырья, источников энергии, других ресурсов либо на занятость населения, на санитарные условия, наконец угрожает загрязнением ок-р>жающей среды. 

Контакты Советов  с предприятиями и организациями  центрального подчинения породили разнообразные  отношения конкретного свойства, но они же заставили законодателя сформулировать общие принципы, на которых строятся взаимосвязи. В  этом плане особенно важно отметить то, что один из этих принципов обусловлен активным поведением местного органа власти во взаимоотношениях — он призван  объединять 

7          См. ,7. Папп, Уверенной поступью  («Советы депутатов трудящихся», 

1974. ЛЬ 6, с. 107). 

8          «Державен вестник», 1969. Л» 60. 

9          См. «Д.іенник устав», 1975, ЛЬ 26, поз. 139. 

185 

  

усилия предприятий  и организаций вышестоящего подчинения, расположенных на его территории. Наиболее ярко это проявляется в  вопросах удовлетворения потребностей населения, рационального использования  производственных ресурсов предприятий  и местных ресурсов, бережного  отношения к народному достоянию. 

Особенно четко  оно зафиксировано в венгерском законодательстве. В решении Правительства  от 6 декабря 1970 г. отмечено, что осуществляемая Советами координация направлена на создание основанных на общих интересах хозяйственных связей между отдельными местными органами власти и различными действующими на их территории организациями. Эти связи способствуют осуществлению планов Советов и согласованному развитию деятельности по обслуживанию населения. При координации, говорится в названном документе, следует стремится, к обеспечению взаимных выгод Советов и организаций, действующих на их территории, а также к созданию взаимной заинтересованности. При осуществлении координации не следует нарушать правомочий заинтересованных органов, установленных законом. В процессе координации Советы не вправе обязывать находящиеся на их территории организации к участию в хозяйственных связях или же к каким-либо взносам хозяйственного назначения. Таким образом, здесь достаточно ясно проведена мысль о том, что координация осуществляется не принудительными мерами; ее главный путь — объединение усилий расположенных на территории Советов предприятий и организаций. 

Такое объединение  усилий необходимо не только с точки  зрения территориальных интересов  и их увязки с отраслевыми интересами. Нельзя недооценивать и того факта, что предприятия и организации  центрального подчинения тоже заинтересованы в объединении их работы местным  Советом. Ведь порой они не представляют достаточно ясно всех возможных путей  использования местных хозяйственных  ресурсов, влияния собственного производства на степень занятости населения, уровень оснащенности социальными  услугами населения (в том числе  — и работников данного предприятия, организации). И естественно, что  помощь местных органов власти в  таких случаях весьма полезна. 

Чаще всего  при решении этих вопросов местные  органы власти используют метод содействия предприятиям центрального подчинения. Он находит и законодательное  отражение. Так, в утвержденном постановлением Совета Министров НРБ «Положения об организации хозяйственной деятельности»  от 23 декабря 1975 г. предусмотрено, что  исполкомы народных Советов, в отношении  хозяйственных организаций и  подразде- 

186 

  

лений центрального подчинения, обеспечивают необходимые условия для выполнения утвержденных обязательных заданий в округе; содействуют и осуществляют контроль за улучшением трудовой дисциплины, рациональным использованием рабочего времени, организацией мероприятий по социально-бытовому обслуживанию и др.; содействуют разработке и выполнению встречных планов; принимают активное участие в решении территориальных проблем концентрации и специализации, модернизации и реконструкции производственных мощностей; содействуют повышению производительности труда, охране социалистической собственности и борьбе за экономию сырья, материалов, топлива и электроэнергии; координируют общие мероприятия социально-бытового и культурного характера 10. 

Законодательство  обращает внимание на необходимость  постоянного и тесного сотрудничества местных органов власти и предприятий  и организаций центрального подчинения, а также центральных органов  государственного управления. Эта мысль проведена, например, в § 4 Закона о местных Народных представительствах и их органах в ГДР, согласно которому они сотрудничают с предприятиями, комбинатами, кооперативами и учреждениями в целях создания эффективными способами необходимых территориальных предпосылок для их деятельности по выполнению общегосударственных заданий и вместе с тем для обеспечения в рамках их ответственности политического, экономического, культурного и социального развития территории, гармонически сочетающегося с развитием отраслей и сфер народного хозяйства. В законе выделены и вопросы, в решении которых особенно важно такое сотрудничество: массово-политическая работа по месту жительства, условия труда и жизни граждан, территориальное размещение производительных сил, инфраструктура, рациональное использование ресурсов, природных богатств, охрана окружающей среды. 

Чаще всего  в качестве инициативной стороны  такого сотрудничества в законодательстве рассматривается Совет. Вместе с  тем в ряде случаев о сотрудничестве говорится как об обязанности (праве) и местного органа власти, и организаций  центрального подчинения. Так, согласно § 22 венгерского Закона о Советах 1971 г. в решении задач по развитию и благоустройству территорий и  населенных пунктов, по удовлетворению потребностей населения органы, входящие и не входящие в систему Совета, должны взаимно и тесно сотрудничать. А в некоторых нормах акцент делается на обязанности пред- 

  

  

  

«Державен вестник», 1975, ,\9 100. 

  

L8/ 

  

  

  

приятии и организаций центрального подчинения либо центральных органов управления. Так, в ЧССР согласно § 68 республиканских Законов о национальных комитетах министерства и иные центральные органы государственного управления, руководящие отраслями центрального подчинения, разрабатывают в сотрудничестве с областными национальными комитетами концепции развития отраслей и проекты долгосрочных планов, обсуждают с ними подготовку основных капиталовложений и мероприятий, касающихся размещения объектов и изменения занятости населения. Министерства и ведомства добиваются того, чтобы подчиненные им предприятия тесно сотрудничали с национальными комитетами в целях обсуждения с ними всех важнейших мероприятий, касающихся развития их территорий. Весьма примечательные предписания о принципах сотрудничества Советов с центральными органами управления есть в законодательстве НРБ. Так, в упоминавшемся «Положении об организации хозяйственной деятельности» от 23 декабря 1975 г. прямо говорится: министерства и хозяйственные организации осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с народными Советами и их органами. Они проводят хозяйственные и социальные мероприятия на территории округов с помощью или через соответствующие исполнительные комитеты народных Советов. Министерства и хозяйственные организации и исполкомы согласуют и проводят совместные мероприятия по выполнению производственно-хозяйственных заданий (ст. 156). 

В ходе сотрудничества Совету может понадобиться какая-либо информация о работе предприятий  и организаций центрального подчинения. Информация может быть разовой, периодической, постоянной. В законодательстве отражается обязанность предприятий и организаций  центрального подчинения поставлять местным  органам власти такую информацию, особенно при составлении планов территориального развития и по ходу их выполнения. Отношения по получению  информации рассматриваются не как  сугубо «диспозитивные» для предприятий  и организаций, нежелательное их поведение (т. е., например, непредоставление информации) пресекается вышестоящими руководящими органами. 

Любое сотрудничество предполагает двусторонние связи. А  это означает, что информация может  понадобиться и самому предприятию, организации центрального ~- подчинения по какому-либо вопросу территориального характера. И потому важно предусмотреть  возможность ее получения. Предписания  на этот счет малочисленны, но все же они есть. Так, согласно § 24 венгерского  Закона о Советах местный орган  власти обязан обеспечить информацию органам, не входящим в его сис- 

  

188 

  

  

тему, о предстоящих  задачах, имеющих отношение к  их деятельности. Совет обязан также  рассмотреть предложения этих органов, касающиеся его работы или нужд населения  и дать им ответ по существу. 

При характеристике взаимоотношений местных органов  власти с предприятиями и организациями  центрального подчинения особенно важно  отметить их объективные возможности  по руководству определенными сферами  или разрешению ряда вопросов. Они  связаны с тем, что практически  только Советы способны обеспечить решение  многих проблем; другие органы и объекты, находящиеся на их территории, сделать  это не способны. Речь идет, например, о руководстве обслуживанием  населения, о концентрации ресурсов и т. п. При разрешении соответствующих  проблем выявляется еще один метод  взаимодействия: выполнение местным  органом роли руководителя определенными  видами хозяйственной деятельности, независимо от того, кто является ее участником. Предприятие центрального подчинения в данных вопросах подчиняется  общей линии развития этого аспекта  хозяйственной деятельности, установленной  местным Советом. 

Так, в НРБ  на окружные народные Советы возложено  определение задач в области  бытового обслуживания населения по всем предприятиям, находящимся на территории округа. В ГДР Народные представительства и их советы несут  ответственность за единое комплексное  руководство и планирование нового строительства, модернизации и реконструкции  жилых зданий и общественных построек. В этой республике распространена практика объединенных программ, составляемых местными Народными представительствами, но включающих задания как по их хозяйству, так и объектам вышестоящего подчинения (например, программ рационализации). 

Своеобразно отражена эта линия координации в законодательстве ЧССР. Здесь установлено (§ 7 республиканских  Законов о национальных комитетах), что национальные комитеты в отношении хозяйственных организаций центрального подчинения осуществляют государственное управление в области строительства, водного хозяйства, создания и охраны здоровых условий жизни и труда населения, здравоохранения, общественного порядка, пожарной охраны, охраны растений и животных, сельскохозяйственного земельного и лесного фондов. А это означает, что в названных областях национальные комитеты осуществляют основные руководящие функции и их указания (в предусмотренных законом случаях) распространяются также и на объекты центрального подчинения. 

Информация о работе Органы местного самоуправления, их задачи и функции