Органы местного самоуправления, их задачи и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:31, реферат

Описание работы

Формально, в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, хозяйственные взаимодействия бизнеса и органов власти формируются как равноправные, партнерские взаимоотношения. В то время как правовая среда бизнеса (см. п. 1.4) содержит совокупность властных предписаний, которым предприятия и другие хозяйствующие субъекты обязаны подчиняться под угрозой применения силовых (административных и уголовных) санкций, собственно двустронние отношения этих субъектов и органов власти не предполагают использования таких санкций на этапе заключения контракта

Работа содержит 1 файл

Органы местного самоуправления.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

Как правило, несмотря на совещательный характер деятельности, все названные органы имеют широкий  круг прав для решения стоящих  перед ними задач. Они вправе запрашивать  у исполнительных органов государственной  власти субъектов Федерации, органов  местного самоуправления документы, информацию, справочные материалы, необходимые  для их работы; могут приглашать на свои заседания и заслушивать  информацию, отчеты, предложения, обращения  руководителей заинтересованных органов  и организаций по вопросам, рассматриваемым  на заседании либо относящимся к  их компетенции; создавать в установленном  порядке рабочие группы, привлекать экспертов, консультантов для участия  в их работе; вносить в органы государственной власти субъектов  Федерации предложения по вопросам, касающимся их деятельности, и т.д. 

Следует отметить, что для налаживания плодотворных контактов между региональными  органами и руководителями предприятий  очень важны также непосредственные контакты между руководителями органов  государственной власти субъектов  Федерации и руководителями предприятий. И здесь необходимо отдать должное  инициативе отдельных губернаторов, иных должностных лиц, которые стремятся  наладить деловые контакты с директорами  предприятий и часто лично  встречаются с ними и руководителями соответствующих ассоциаций и союзов предпринимателей. 

Важным направлением взаимодействия органов государственной  власти и предприятий является развитие и укрепление системы подготовки кадров для предпринимательства, а  также развитие информационной поддержки  экономических субъектов. Органы государственной  власти субъектов Федерации оказывают  существенную помощь в предоставлении бесплатных площадей на ярмарках, выставках, подготовке презентаций. Кроме того, они помогают в налаживании связей с зарубежными партнерами. На территории многих субъектов Федерации неоднократно проводятся дни бизнеса, оказывается  помощь экономическим субъектам  по их участию в днях малого бизнеса, проводимых в других субъектах Федерации, а также в подобных общероссийских мероприятиях, проводимых во Всероссийском  выставочном центре в Москве. Осуществление  этих мероприятий происходит при  активном привлечении материально-финансовых ресурсов со стороны предприятий. 

Думается, названные  каналы взаимодействия необходимо и  дальше активно развивать, распространяя  позитивный опыт, что помогает наладить непосредственные контакты между органами государственной власти и предприятиями. Вместе с тем налаживание таких  контактов возможно только при усилении организационной активности со стороны  самих органов государственной  власти субъектов Федерации. 

Доклад рабочей  группы по подготовке вопроса на заседание  коллегии Совета республики "О взаимодействии органов местного самоуправления с  предприятиями, организациями учреждениями и их роли в социально-экономическом  развитии муниципальных образований" 
 

Оценивая процессы, происходящие в России с начала 90-х  годов, необходимо отметить, что начатые  реформы значительно повлияли не только на общественно-политические, социально-экономические  взаимоотношения, но и внесли кардинальные изменения в сферу управления государством.  

Демократизация  общественных отношений дала новый  импульс для развития основ местного самоуправления. Именно в эти годы были приняты основополагающие документы  в этом направлении, определена роль местного самоуправления в системе  государственного управления.  

Принятый в  рамках существующего законодательства курс на развитие местного самоуправления, несомненно, создает новые условия  для деятельности муниципальных  органов власти и управления, более  широкие возможности их взаимодействия, вытекающие из общей логики и концепции  территориальной самостоятельности.  

Становление и  развитие местного самоуправления, поиск  новых форм и методов управления социальной сферой, взаимоотношений  с предприятиями и организациями, изменившими формы собственности, происходит в условиях преобразования системы управления в направлении  перехода от существующей прежде преимущественно  командно-административной системы  к системе, основывающейся главным  образом на принципах рыночной экономики.  

В конце 80-х, начале 90-х годов взаимоотношения предприятий, организаций, которые были государственными, с органами государственного управления начали изменяться.  

Появились новые  формы управления бывшей государственной  собственностью, своё место в экономике  заняло предпринимательство.  

Ранее исполнительные органы власти различных уровней  оказывали значительное влияние  на работу предприятий, их развитие. Практически, обязательным для каждого предприятия  являлось наличие собственных объектов социальной инфраструктуры, государственный  заказ, выпуск товаров народного  потребления, государственное регулирование  всей деятельности.  

Начатые реформы  изменили существующие отношения, время  потребовало новых подходов в  этой работе.  

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ "О разграничении форм собственности  в РФ", Законом РФ "О банкротстве", Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности  в государственную собственность  субъектов РФ и муниципальную  собственность, утвержденными Постановлением Правительства РФ в республике началась активная передача в муниципальную  собственность с балансов промышленных предприятий и предприятий-банкротов  жилищного фонда, объектов соцкультбыта, инженерных сетей и т.д.  

Большинство передаваемых объектов имели значительный износ и их содержание потребовало значительных дополнительных финансовых ресурсов, которых в местных бюджетах не было. Кроме этого, балансодержатели, предвидя эти процессы, за последние годы старались вообще не вкладывать средства в содержание данных объектов.  

В то же время  нельзя не отметить, что на территории республики не все предприятия поспешили  избавиться от проблем содержания данных объектов, играющих важную социальную роль в развитии территории. Акционерные  общества " Сегежский ЦБК", "Кондопога", " Карельский окатыш" и ряд других предприятий и сегодня имеют на своем балансе дома культуры, профилакторий, бассейны, дворцы спорта, лыжные освещенные трассы, обеспечивая, таким образом, реальную помощь органам местного самоуправления в решении социальных проблем.  

Освобождая предприятия  от находящихся на их балансе социальных объектов, государство, несомненно, преследовало благородные цели: снять несвойственные функции, освободить от затрат на их содержание, дать возможность направлять прибыль  на модернизацию производства и внедрение  новых технологий.  

Все это должно было обеспечить снижение себестоимости  выпускаемой продукции, сделать  ее конкурентоспособной, и как следствие - расширение налогооблагаемой базы и  увеличение поступления налогов  во все уровни бюджетов, что, в свою очередь, позволило бы на должном  уровне органам местного управления решать вопросы жизнеобеспечения территорий, социальной инфраструктуры, в том  числе и принятой от предприятий  

Одновременно  с этими процессами происходит и  реформа налоговой системы, в  результате чего местные бюджеты  стали недополучать значительные финансовые ресурсы. Особенно большую роль сыграла  отмена налога на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы.  

С разрешением  передачи жилья и объектов коммунальной сферы в муниципальную собственность, предприятия всех ведомств передавали, а проще говоря, бросали жилье  и объекты коммунальной сферы, как  балласт, мешающий их развитию без необходимого финансового, материального, кадрового  обеспечения.  

Положение в  настоящее время в отрасли  ЖКХ оценивается как сложное, что обусловлено в первую очередь  его дотационностью, неудовлетворительным финансовым положением, высокой степенью износа основных фондов.  

Аварийно- восстановительные работы полностью заменили планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования. Следует отметить, что действующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги рассчитаны только для возмещения текущих расходов, а средства на капитальный ремонт, модернизацию и реконструкцию не предусмотрены. На данный момент предприятия (объекты экономики) являются наиболее пассивными участниками процессов в отрасли ЖКХ.  

Все это свидетельствует  о наличии глубокого кризиса  в отрасли, для продолжения которого требуется взаимосвязанная по направлениям и уровням программа наших  общих действий.  

Главное направление  в решении сложившейся проблемы отрасли ЖКХ - через создание системы  социального партнерства, объединения  усилий всех сторон, которые участвуют  в производстве и потреблении  жилищно-коммунальных услуг.  

То есть, получив  на свой баланс обширную дополнительную сеть, органам местного самоуправления вообще становится сложно решать проблемы по их содержанию.  

В 2000 году финансовая помощь из республики Сегежскому району составляла 12%, в настоящее время 47%, причем 78,4 млн. рублей - это дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности.  

В бюджет города Питкяранта за 2000 год поступило 85 млн. рублей налоговых платежей, а в 2001 году налоговые поступления уже  снизились до 48 млн. рублей, т.е. почти  на 50%. Нами была проделана большая  работа по развитию экономики района. Привлечены значительные инвестиции, созданы новые предприятия, дополнительные рабочие места. Только в горнопромышленном  комплексе получили 37 лицензий на недропользование 16 горных предприятий.  

Выпускают продукцию  новые предприятия ООО " Гранитная  гора", ЗАО " МКК - Ладога", филиал " РК Гранит-Ладога", ООО "МежОлимпИнвест".  

Увеличивают объемы производства, действующие предприятия: ОАО " ЦЗ " Питкяранта", ГУП " Питкярантское карьероуправление", ГУП " Карьероуправление " Мосавтодор". Стабильно работают ОАО " Ладэнсо", ЗАО " Ладожский лесопильный завод". Однако проведённая работа по развитию экономики не позволила компенсировать потери от введения нового налогового законодательства. Аналогичная ситуация в большинстве других муниципальных образованиях республики.  

Еще несколько  цифр. По информации Министерства экономического развития Республики Карелия после  отмены налога на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы у предприятий осталось 716 млн. рублей, уменьшился НДС, налог  на прибыль- всего около 2,5 млрд. рублей по году. В итоге прибыль предприятий не только не увеличилась, а наоборот, резко уменьшилась. В 2002 году прибыль была 897 млн. рублей, а за 11 месяцев 2003 года составила 549 млн. рублей  

Отсюда недопоступления в бюджеты всех уровней, проблемы с содержанием социальной инфраструктуры. И если ситуация по формированию местных бюджетов будет оставаться такой и в дальнейшем, местные органы управления не смогут выполнять в полном объеме свои обязательства перед населением.  

Происшедшие изменения, безусловно, наложили свой отпечаток  на взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями  и организациями негосударственной  и немуниципальной форм собственности. В целом, оно стало существенно более неустойчивым, несистемным, в большей степени зависящим от политических, ситуативных или личностных факторов, в меньшей от нормативной базы.  

Постоянно изменяющиеся условия в управлении муниципальными образованиями, способствуют поиску новых  форм сотрудничества органов местного самоуправления с предприятиями  и организациями, обеспечению их взаимодействия в реализации развития территории. Важно, чтобы предприятия и организации видели в лице органов местного самоуправления своих партнеров, а не просителей, учитывая, что власти на местах готовы к сотрудничеству в различных направлениях (привлечение инвестиций, поручительство при получении кредитов, лицензии, аренда муниципального имущества, помощь в продвижении проектных предложений, природные ресурсы и многое другое), но с условием - это взаимодействие должно быть дорогой " с двухсторонним движением". Именно эта позиция позволила фирме " Ана" получить кредит на приобретение нового оборудования с помощью местной администрации г. Питкяранта, а район взамен получил новые рабочие места в различных населенных пунктах.  

Быстрое решение  вопроса по предоставлению земельного участка позволила за считанные  месяцы построить современное деревоперерабатывающее предприятие с иностранным капиталом " Сетлес". То есть, точек соприкосновения у ОМС с предприятиями и организациями достаточно.  

За последние  годы в республике сложилась определенная система этой работы. Предприятия  и организации участвуют в  подготовке планов социально-экономического развития муниципальных территорий, оказывают благотворительную помощь учреждениям социальной сферы, заключаются  договоры в рамках социального партнерства, устанавливаются шефские связи. Помощь предприятий осуществляется в различных формах. Так, предприятия  Сегежского района в 2003 году оказали помощь в подготовке школ к началу учебного года, выделили средства на приобретение компьютерного оборудования, оплату путевок учащимся к месту отдыха. В год 300-летия Петрозаводска благодаря активному взаимодействию администрации с предприятиями были привлечены значительные спонсорские средства, в основном, в виде благотворительной помощи учреждениям социальной сферы.  

Информация о работе Органы местного самоуправления, их задачи и функции