Органы местного самоуправления, их задачи и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:31, реферат

Описание работы

Формально, в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, хозяйственные взаимодействия бизнеса и органов власти формируются как равноправные, партнерские взаимоотношения. В то время как правовая среда бизнеса (см. п. 1.4) содержит совокупность властных предписаний, которым предприятия и другие хозяйствующие субъекты обязаны подчиняться под угрозой применения силовых (административных и уголовных) санкций, собственно двустронние отношения этих субъектов и органов власти не предполагают использования таких санкций на этапе заключения контракта

Работа содержит 1 файл

Органы местного самоуправления.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

Отсутствует заинтересованность в этом органов государственной  власти субъектов Федерации. Видимо, добиться эффективных результатов  только вменением в обязанности  для органов государственной  власти субъектов Федерации решения этих проблем будет едва ли возможно. Требуется усилить материальную составляющую заинтересованности органов государственной власти в конечных результатах их деятельности. Бюджетирование по конечному результату будет играть свою роль именно в данных направлениях деятельности органов государственной власти. 

Представляется, что регламентирование вопросов, связанных с развитием инвестиционной деятельности на территории субъектов  Федерации, должно осуществляться на уровне законов субъектов Федерации, как  это сделано, например, в Ульяновской  области <*>. Это стабилизирует  систему соответствующих отношений, создаст более прочные гарантии реализации прав инвесторов. 

-------------------------------- 

<*> См.: Закон Ульяновской области от 15 марта 2005 г. N 019-ЗО "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области" (вступил в силу 18 марта 2005 г.) // СПС "КонсультантПлюс". 

Выбор наиболее приоритетных инвестиционных проектов должен осуществляться только после  прохождения проектом независимой  экспертизы его экономической, социальной и бюджетной эффективности, а  также установления его соответствия требованиям законодательства. Кроме  того, указанные проекты должны пройти соответствующий конкурс. Закон  должен обеспечить гласность и открытость прохождения конкурса. Признание  инвестиционного проекта приоритетным может дать его участникам ряд  привилегий: государственные гарантии и налоговые кредиты, льготное налогообложение  и льготные ставки арендной платы, финансирование за счет бюджета субъекта Федерации  и некоторые другие. 

Отдельные субъекты Федерации активно поддерживают малое предпринимательство. Наиболее существенными здесь выступают перечисленные ниже направления взаимодействия, выделенные на основе следующих основных видов деятельности органов государственной власти. 

I. Инвестиционная  и финансово-кредитная поддержка  малого предпринимательства. 

Органы государственной  власти в рамках данного направления: 

1) осуществляют  финансирование проектов субъектов  малого предпринимательства по  приоритетным направлениям; 

2) формируют  целевой фонд нежилых помещений  для размещения субъектов малого  предпринимательства; 

3) осуществляют  имущественную поддержку субъектов  малого предпринимательства посредством  финансового лизинга; 

4) реализуют  программы типа "Микрокредитование", "Гарантия" и пр. 

II. Развитие инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства. 

Органы государственной  власти в рамках данного направления: 

1) создают территориальные  филиалы и представительства  регионального фонда поддержки  малого предпринимательства и  развития конкуренции в субъекте  Федерации; 

2) содействуют  развитию лизинговой деятельности  в сфере малого предпринимательства; 

3) создают сети  филиалов и представительств  региональных бизнес-инкубаторов; 

4) содействуют  развитию инфраструктурных организаций  поддержки малого предпринимательства,  в том числе консалтинговых  структур и общественных объединений  предпринимателей. 

III. Подготовка  квалифицированных кадров для  сферы малого предпринимательства.  Развитие информационно-консультационной  инфраструктуры поддержки малого  предпринимательства. 

Органы государственной  власти в рамках данного направления  осуществляют: 

1) подготовку  квалифицированных кадров для  малого предпринимательства путем  проведения обучающих семинаров; 

2) повышение  квалификации руководителей субъектов  малого предпринимательства; 

3) проведение  семинаров-тренингов; 

4) информационно-консультационную  поддержку субъектов малого предпринимательства. 

IV. Формирование  благоприятного общественного мнения  о малом предпринимательстве,  развитие выставочной и рекламной  деятельности, международных и межрегиональных  связей. 

Органы государственной  власти в рамках данного направления  занимаются: 

1) проведением  выставок, ярмарок на территории  субъекта Федерации и за его  пределами с непосредственным  участием в них субъектов малого  бизнеса; 

2) проведением  "круглых столов", семинаров,  конференций с участием представителей  субъектов малого предпринимательства,  органов исполнительной и законодательной  власти; 

3) организацией  целевых радио- и телепередач  (программ), конкурсов, семинаров  и других мероприятий по пропаганде  малого бизнеса; 

4) изданием статей  и рекламных материалов, направленных  на формирование положительного  имиджа предпринимательской деятельности; 

5) подготовкой  и изданием газет, журналов, информационных  бюллетеней и пр.; 

6) созданием  информационного портала на базе  различных сайтов, типа "Малый  бизнес" и др. 

V. Совершенствование  правовой базы для эффективного  развития малого предпринимательства,  обеспечение его правовой защиты. 

Органы государственной  власти в рамках данного направления  обеспечивают: 

1) обновление  и систематизацию законодательных  и иных нормативных правовых  актов в области малого предпринимательства; 

2) проведение  анализа, мониторинг предпринимательской  среды, формирование программ  и концепций государственной  поддержки малого предпринимательства. 

Приведенная классификация  свидетельствует о достаточно развитой инфраструктуре взаимоотношений органов государственной власти субъектов Федерации с субъектами малого предпринимательства. Вместе с тем, несмотря на существование многообразных форм государственной поддержки малого бизнеса, значительные препятствия сохраняются в виде административных барьеров, недостаточности государственного финансирования наиболее перспективных проектов и программ развития малого предпринимательства, в том числе осуществляемых в виде льготного налогообложения, предоставления кредитов и др. Не во всех субъектах Федерации приняты и действуют программы государственной поддержки малого предпринимательства; в отдельных субъектах Федерации такие программы давно не обновлялись, морально устарели и утратили свою актуальность как эффективные нормативные документы. 

К сказанному следует  добавить, что органы государственной  власти субъектов Федерации должны активнее привлекаться к участию  в реализации федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства. Как известно, практика таких программ получила развитие в первой половине 1990-х гг. Однако последняя по времени  программа (на 2003 - 2005 гг.) так и не получила полного утверждения и  финансирования. Следует согласиться  с мнением о том, что сейчас время громоздких, крайне многокомплектных федеральных программ поддержки  прошло <*>. Прежняя модель таких  программ должна быть дезинтегрирована по отдельным целевым направлениям. Это обеспечит лучшую управляемость  отдельных составляющих государственной  политики в области развития и  поддержки малого предпринимательства, усилит государственный контроль за расходованием выделенных на эти цели бюджетных средств, повысит экономическую и социальную эффективность осуществляемых мер поддержки. Вместе с тем при реализации таких программ необходимо выработать четкие критерии отбора тех регионов, которые действительно нуждаются в федеральной поддержке и способны обеспечить ее эффективную реализацию <**>. В случае привлечения субъектов Федерации к реализации федеральных целевых программ необходимо также улучшить методическую обеспеченность принимаемых решений в целях единообразного подхода к реализации таких программ с учетом региональной составляющей. 

-------------------------------- 

<*> См.: Бухвальд Е. Межбюджетные отношения и поддержка малого предпринимательства // Федерализм. 2004. N 2. С. 112. 

<**> См.: Там же. С. 113. 

Один из каналов  взаимодействия бизнеса и власти - координационные и совещательные  органы, создаваемые при законодательных (представительных) органах государственной  власти субъектов Федерации, высших должностных лицах субъектов  Федерации, высших исполнительных органах  государственной власти субъектов  Федерации в целях выявления  и своевременного реагирования на проблемы, возникающие в сфере предпринимательской  деятельности, создания условий для  выхода предприятий на рынок. Они создаются на паритетных началах из представителей органов государственной власти субъектов Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих в субъектах Федерации, руководителей предприятий, представителей от ассоциаций и союзов предприятий. Аналогичные органы создаются в целях развития малого бизнеса. На сегодняшний день это очень эффективный канал связи бизнеса и власти. 

Организационно-правовые формы взаимодействия власти и бизнеса  на уровне законодательных органов  субъектов Федерации обеспечивают участие руководителей предприятий  в формировании правовой среды, направленной на беспрепятственное развитие сферы  предпринимательства. Для участия  в рабочих группах по подготовке законопроектов, иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы экономических  субъектов, приглашаются руководители предприятий, иные представители бизнес-структур (объединений предпринимателей на уровне регионов). 

При высших исполнительных органах государственной власти субъектов Федерации создаются  координационные и совещательные  органы в целях выявления и  своевременного реагирования на проблемы, возникающие в сфере предпринимательской  деятельности. По результатам опросов  руководителей аппаратов комитетов  по экономической политике законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Федерации, руководителей  органов исполнительной власти по промышленной и экономической политике, руководителей  отраслевых органов исполнительной власти ряда субъектов Федерации становится ясно, что такая форма взаимоотношений позволяет принимать правовые акты, направленные на развитие предпринимательской активности; предотвращает возникновение конфликтных, иных коллизионных ситуаций, связанных с действием указанных актов, обеспечивает их экономическую эффективность, устраняет возможные административные барьеры. Данная форма способствует развитию обратной связи, обеспечивающей анализ исполнения решений и возможность корректировок дальнейших действий. 

Большую роль в  развитии названных взаимоотношений  играют объединения предпринимателей, которые считают своей главной  целью отстаивание перед органами власти интересов своих членов <*>. В настоящее время в субъектах  Федерации имеется целый ряд  ассоциаций и союзов предприятий  и организаций: союзы машиностроителей, лесопромышленников, торгово-промышленные палаты, региональные отделения "ОПОРА" и отделения Союза промышленников и предпринимателей, действуют также  ассоциации и союзы малого бизнеса, создаваемые на профессиональной основе (ассоциация парикмахеров, страховщиков и т.д.). Вместе с тем в отдельных сферах развития предпринимательства (например, в области сельского хозяйства и др.) в целом продолжает сохраняться низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов. 

-------------------------------- 

<*> См.: Виленский А. Общественные объединения предпринимателей сферы малого бизнеса: взгляд из московского региона // Федерализм. 2004. N 2. С. 21 - 40. 

Органы государственной  власти стремятся оказать помощь и содействие по устранению административных барьеров, препятствующих выходу предприятий  на рынок. Для этого во многих субъектах  Федерации создаются специальные  межведомственные комиссии при высших исполнительных органах государственной  власти субъектов Федерации. В структуру  этих комиссий на паритетных началах  входят представители различных  органов власти, как региональных, так и территориальных федеральных  органов исполнительной власти, органов  местного самоуправления (фискальные, надзорные, контрольные и др.), представители  бизнес-структур (ассоциаций, союзов, руководители предприятий и др.). Межведомственные комиссии призваны оперативно содействовать устранению административных барьеров. Через данные консультативные органы предприниматели могут напрямую обращаться в органы государственной власти субъекта Федерации. В связи с этим они играют значительную связующую роль между органами исполнительной власти и бизнесом. 

В отдельных  субъектах Федерации действуют  Экономические советы при высшем должностном лице субъекта Федерации. В них входят представители от хозяйствующих субъектов (директора  предприятий, руководители иных хозяйствующих  субъектов по всем отраслям экономики, в том числе представители  банковских структур, руководители отраслевых органов управления). Совет представляет собой консультативный орган  и действует под руководством высшего должностного лица субъекта Федерации. Например, подобный Совет действует при губернаторе Тверской области. Он обеспечивает механизм непосредственной связи между органами исполнительной власти и бизнесом. В рамках этого органа представители бизнеса могут не только поставить свои проблемы, но и разработать механизмы их решения, определить гарантии их исполнения, сроки реализации и т.д. Таким образом, создается "площадка" для постановки всех имеющихся проблем и апробации новых механизмов их решений. 

Информация о работе Органы местного самоуправления, их задачи и функции