Органы местного самоуправления, их задачи и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:31, реферат

Описание работы

Формально, в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, хозяйственные взаимодействия бизнеса и органов власти формируются как равноправные, партнерские взаимоотношения. В то время как правовая среда бизнеса (см. п. 1.4) содержит совокупность властных предписаний, которым предприятия и другие хозяйствующие субъекты обязаны подчиняться под угрозой применения силовых (административных и уголовных) санкций, собственно двустронние отношения этих субъектов и органов власти не предполагают использования таких санкций на этапе заключения контракта

Работа содержит 1 файл

Органы местного самоуправления.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

Сотрудничество  местных органов власти и предприятий  центрального подчинения порой требует  создания специаль- 

189 

  

  

  

ных совместных объектов, проведения общих организационных мероприятий. Формы такого сотрудничества могут быть различны. 

Во-первых, предприятия  и организации могут объединять свои средства и возводить совместно  объекты общего пользования. Взаимоотношения  предприятий и организаций в  этих случаях строятся обычно на основе норм гражданского законодательства о  товариществах и договорах. Роль местного органа власти выражается в  том, что он может проявить инициативу в организации такого сотрудничества, участвовать в определении его  содержания и объема. Возведение объекта, а зачастую и его эксплуатацию организуются под эгидой Совета. 

Во-вторых, в  ряде стран предусмотрена возможность  создания совместных (общих) учреждений предприятиями центрального подчинения и местными органами власти (например, в ВНР, ЧССР). Финансирование объекта  осуществляется совместно, постоянно  руководит им Совет. 

В-третьих, законодательству и практике таких стран, как ЧССР, ВНР, ГДР, ПНР известны договоры (соглашения) как форма сотрудничества местных  органов власти и предприятий  центрального подчинения. Так, согласно § 4 Закона о местных Народных представительствах и их органах в ГДР они имеют  право заключать с предприятиями  соглашения о планомерном и эффективном  использовании средств, выделенных на цели, связанные с обслуживанием  трудящихся, развитием духовно-культурной жизни. В соответствии с постановлением Совета Министров ГДР от 17 июля 1968 г., более подробно регулирующим эти  договорные отношения, содержанием  договоров являются двусторонние мероприятия  в целях повышения эффективности  использования материальных и финансовых фондов11. Договоры получили распространение  на уровне городов и общин, а вышестоящие  местные органы власти выполняют  координационные и направляющие функции 12. 

Природа местных  органов власти такова, что далеко не всегда они могут быть с предприятиями  центрального подчинения в отношениях равного партнерства. Их повышенная ответственность за развитие подведомственной территории превращает местные органы власти в инстанцию, без участия которой нельзя решить те или иные важные вопросы. С этим связано еще одно направление взаимоотношений. 

В законодательстве зарубежных европейских социалисти- 

11         «Гезетцблатт». 1968, ч. II, Л» 83. 

12         Е. Rohde, H. Siebenhaar,   Haushalts und Finanz\virtschaît der Stâdte 

tind Gemeinden, Berlin, 1975. S. 123—128. 

190 

  

  

  

ческих стран выделено несколько неоднопланових возможностей местных органов власти. В одних случаях они выступают как органы, обсуждающие какие-либо вопросы, вносящие по ним свои предложения в вышестоящие органы, которые учитываются по усмотрению этих органов. Предложения Советов в данном случае имеют характер рекомендаций («пожеланий»). Так, в НРБ Народные советы участвуют в обсуждении вопросов территориального размещения производительных сил, распределения новых капиталовложений, проектирования и строительства новых, расширения и реконструкции действующих предприятий. Свои предложения они вносят в Госплан, другие органы управления, которые по мере возможности максимально их учитывают. Установлено, что центральные органы управления должны своевременно рассматривать и принимать решения по сигналам и предложениям исполкомов Народных советов, связанным с затруднениями и недостатками в работе хозяйственных организаций на их территории и уведомлять исполкомы о принятых решениях (ст. 157 «Положения» от 23 декабря 1975 г.). В ГДР после внесения местными Народными представительствами предложений последние рассматриваются компетентными государственными органами. Затем с их согласия местные органы власти принимают решения, уже обязательные для соответствующих хозяйственных объектов, расположенных на их территории. 

Законодательством установлено, что многие вопросы  на общегосударственном уровне решаются с учетом мнения местных органов  власти высшей ступени. Причем инициатива в одних случаях принадлежит самим Советам, в других — должна исходить от центральных органов (так, в СРР установлено, что отраслевые министерства утверждают положения о местных органах управления по согласованию с местными органами власти уездного уровня 13, они, следовательно, должны направить проекты актов на места, получить заключение местных органов и учесть их в проектах). 

В ПНР Советам  предоставлено право в координационных  взаимоотношениях принимать рекомендации, имеющие несколько большую степень обязательности, чем просто выражение мнения. Непринятие координационной рекомендации ее адресатом приводит к перенесению вопроса в вышестоящую инстанцию (в конечном счете при недостижении согласия решение принимается Председателем Совета Министров) 14. 

13         См. ст. 54 Закона об организации  и деятельности Народных советов 

ССР от 26 декабря 1968 г. с изменениями от 20 декабря 1974 г. и 18 мар 

та  1975 г.  («Булетинул офичиал»,  1968, ч. I, № 168). 

14         См. «Дзенник устав»,  1973, № 47, поз. 278;    см.  также    К. Собчак, 

упом  соч., с. 93. 

191 

  

Этим достигается  максимальный учет требований местных  органов власти в территориальном  развитии. 

Таким образом, можно видеть стремление создать  правовые основы сотрудничества Советов  с предприятиями центрального подчинения, обеспечить учет мнения местных органов  власти при решении касающихся их вопросов. Одна из важных целей этой деятельности — гибкими правовыми  средствами добиться должной меры «обязательного»  поведения предприятий в таких  взаимоотношениях. Как и в практике местных Советов нашей страны, в зарубежных социалистических государствах бывают факты, когда предприятие  односторонне «выходит» из совместно  организованных мероприятий, ведет  себя пассивно, слабо участвует в  осуществлении намеченного сообща. В различных странах намечаются re или иные пути активизации предприятий. В частности, интересен опыт ПНР, где от отдельных мероприятий в координационных взаимоотношениях сделан шаг к принципиальным обобщениям, касающимся их развития: воеводы проводят годовые экономические анализы, в которых дают оценки состояния координации и сотрудничества хозяйственных единиц, действующих на территории воеводства 15. 

Во взаимоотношениях с объектами центрального подчинения местные органы власти в европейских  социалистических странах выступают  и как контрольная (надзорная) инстанция. Причем контрольные возможности  касаются очень многих сфер и отраслей хозяйственного, социально-культурного  и административно-политического  строительства. Но чаще всего в сфере  контроля находятся вопросы финансового  характера, ценообразования, использования  ресурсов и материалов, обслуживания населения, укрепления законности 16. 

Из анализа  отдельных норм можно прийти к  выводу о том. что Советы не вмешиваются при осуществлении контроля в производственную деятельность предприятий. Так, в ст. 11 польского Закона о национальных Советах говорится, что они наблюдают за деятельностью неподчиненных предприятий н заведений в области трудоустройства, жилищного строительства, осуществления социально-культурных мероприятий, а также в области хозяйственного использования ими воды, электроэнергии, газа и в других областях, имеющих влияние на местное хозяйство. 

  

15         См. К. Собчак, упом. соч., с. 94. 

16         См. А. Арваи, Развитие законодательства о Советах 

ское государство и право», 1975, Л» 5, с. 99). 

192 

  

ВИР  («Совет- 

  

Контроль местных  органов власти обусловлен необходимостью единообразного решения ряда вопросов. В этом плане Народные советы в  НРБ контролируют применение нормативных  актов на предприятиях независимо от их подчиненности в области научной  организации труда, производства и  управления, использования и распределения  трудовых ресурсов, соблюдения штатного расписания, должностных наименований, заработной платы и тарифных ставок, обеспечения правильной категорийности предприятий и организаций. Они содействуют предприятиям и организациям в правильном использовании рабочего времени, в этих целях определяют наиболее удобные графики начала и окончания работы на любых предприятиях, контролируют их соблюдение, устанавливают удобное время работы торговых, бытовых и иных обслуживающих предприятий и организаций. 

Контроль обусловлен также и тем, что местные органы заинтересованы в наиболее полном и  эффективном использовании резервов и возможностей предприятий центрального подчинения. Если они видят такие  резервы и возможности, то содействуют  их освоению. Так, в ПНР местные  органы государственной администрации (воеводского уровня) могут распорядиться  о проверке использования производственных мощностей предприятиями центрального подчинения. По мере необходимости  эти органы делают представления  о передаче одними предприятиями  другим излишков сырья, материалов, оборудования и объектов, а также о совместном использовании или передаче другому  пользователю нерационально используемой производственной или складской  площади 17. 

В ряде стран  у Советов есть возможность заслушивать  отчеты руководителей предприятий  и организаций центрального подчинения. Так, в ВНР Советы имеют право  требовать от них отчеты и информацию о деятельности, направленной на удовлетворение нужд населения. Совет или исполком имеют право потребовать от названных  предприятий и организаций устранения имеющихся недочетов и дальнейшего  улучшения деятельности, связанной  с интересами населения. Эти требования должны быть рассмотрены, а о результатах  дается ответ Совету или исполкому 18. 

В ГДР, как указывалось, местные Народные представительства  могут принимать обязательные решения, которыми 

17         См. ст. 54 Закона о национальных  Советах ПНР. 

18         См   § 24 Закона о Советах  ВНР. 

13—579 

  

определяются  задания для предприятий центрального подчинения. Они могут потребовать  отчета о выполнении этих решений, а  при необходимости — обращаются в компетентные вышестоящие органы с требованием обеспечить выполнение решения и наложения на виновных дисциплинарных взысканий 19. 

Весьма строгие  правила установлены в ПНР. Согласно ст. 58 Закона о национальных Советах  местный орган государственной  администрации воеводского уровня может временно отстранить от исполнения обязанностей директора (руководителя) организационной единицы, не подчиненной  национальному Совету, в случае установления особо существенного нарушения  служебных обязанностей, причинившего серьезный общественный или экономический  ущерб. Он же назначает временно исполняющего обязанности директора (руководителя). О своих действиях местный  орган уведомляет соответствующий  вышестоящий орган. 

Перечисленные выше полномочия и возможности Советов  обусловливают определенное своеобразие  их взаимоотношений не только с предприятиями  и организациями центрального подчинения, но и непосредственно с центральными отраслевыми органами государственного управления. Уже отмечалось, что  в принципе обе эти группы органов  должны сотрудничать. Но во взаимных контактах  могут возникнуть и коллизии. На этот случай законодательство предусматривает  возможность обращения и той, и другой стороны (применительно  к местным органам речь идет обычно об их высшей ступени) в правительство  для разрешения разногласий. Роль правительств в разрешении возникающих в подобных случаях споров подчеркнута в законодательстве всех стран. 

Таковы основные аспекты правового регулирования  взаимоотношений местных органов  власти с предприятиями и организациями  центрального подчинения, а также  с центральными органами государственного управления в зарубежных европейских  социалистических странах. Как можно  видеть, нормы довольно разнообразны. Но назначение их едино: обеспечить сочетание  территориальных и отраслевых интересов  в развитии экономики, всесторонее удовлетворение запросов населения, соблюдение социалистической законности и правопорядка. 

Информация о работе Органы местного самоуправления, их задачи и функции